Конспект урока по литературному чтению К.Г. Паустовский "Какие бывают дожди"
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Урок литературного чтения в 3 классе по произведению К.Г. Паустовского " Какие бывают дожди". Главной моей целью на уроке было привить любовь к природе, учить видеть и слышать всё, что в ней происходит, даже самое незаметное и самое тихое...
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока по литературному чтениюв 3 классе | 23.67 КБ |
Предварительный просмотр:
Православная гимназия имени преподобного Сергия Радонежского
г.Сергиев Посад
Урок литературного чтения
в 3 классе
К.Г. Паустовский
«Какие бывают дожди»
Учитель: Мельникова Ольга Владимировна
Тема: К.Г. Паустовский. Какие бывают дожди.
Цели:
1. Познакомить с произведением К.Г. Паустовского, работать над содержанием, совершенствовать умение, анализировать текст, делать выводы, понимать авторский замысел, работать с текстом самостоятельно.
2. Способствовать развитию навыка выразительного, осознанного чтения, повышению читательского интереса, умению работать в группе.
3. Прививать любовь к природе, способность видеть и слышать все, что в ней происходит.
Учебные задачи:
1.Ввести в круг чтения новое произведение К.Г.Паустовского.
2.Закрепить знания о художественном и научно-познавательном рассказах.
3.Учить работать с информацией научно-познавательного рассказа (выделение фактов и их описаний, оформление их в виде таблицы).
Учебные умения:
1.Различать художественные и научно- познавательные рассказы.
2.Называть произведения К.Г.Паустовского, вошедшие в круг чтения.
3.Работать со справочной книгой (словарь, энциклопедия).
Оборудование: учебник «Литературное чтение», модель капли, ручки , цветные карандаши, слова для справок, магниты, диск с записью «Шум дождя» ( для проведения разминки ).
Ход урока.
Организационный момент.
Подготовка рабочего места: учебник – стр.85,
Учитель: У нас сегодня нарядная доска и настроение соответственно праздничное, потому что Константин Георгиевич Паустовский подарил нам замечательный рассказ.
Что скажете о К. Паустовском?
Дети:
Он очень наблюдательный.
Любит природу, животных, детей.
Доброжелательный.
Учитель: Итак, «Кот – Ворюга».
Я сейчас буду перечислять названия видов рассказов, а вы как услышите название, характеризующее рассказ «Кот-Ворюга» встаньте. Научно-познавательный, лирическая зарисовка, а может художественное описание, юмористический?
Дети: Юмористический рассказ.
Учитель: Паустовский, действительно, любит пошутить, и название рассказа содержит в себе юмористические нотки.
Давайте разберёмся, а таков ли кот на самом деле.
Проверка домашнего задания
Разбираться мы будем, слушая ваши рассказы.
Вы должны были рассказать обо всём произошедшем от имени петуха и от имени кота…
Слушание рассказов детей
Итог: Кот бездомный, у него нет хозяев, он никому не принадлежит и никому не нужен. Поэтому он и ведёт бродячий, воровской образ жизни, другого пути у него быть не может. Так он ведёт себя, чтобы выжить. Это и есть мотив его поступков - желание выжить, будучи никому ненужным.
Физкультминутка про кота.
Учитель: Если вы согласны с высказыванием, делаете шаг вперёд. Если не согласны, то остаётесь недвижимы.
- У него бесшумная походка.
- Прекрасный нюх.
- Когда видит чужака, заливается громким лаем.
- Умывается собственной лапой.
- Похрюкивает от удовольствия.
- Хорошо видит в темноте.
- Любит гулять сам по себе.
- Дружит с собаками.
- Равнодушен при виде мелких грызунов, завидя их зевает и прикрывает глаза.
А теперь вернёмся к уроку и произведениям Константина Паустовского.
Нам предстоит ввести в круг чтения новое произведение К.Г. Паустовского, закрепить знания о видах рассказов.
Эмоциональная минутка
Учитель: сейчас нам надо настроиться на восприятие нового произведения. И мы проведём эмоциональную минутку. Я прошу вас закрыть учебники, закрыть глаза и прислушаться.
Поднимите руку если вам нравится, когда идет дождь?
Какое настроение у вас вызывает дождь?
Первичное чтение
Учитель: Мальчики выразительно прочитают рассказ « Какие бывают дожди?»
Чтение текста рассказа учащимися
Название нового произведения стоит в форме вопроса, к чему он нас побуждает?
Дети: ответить на вопрос
Учитель: Сегодня мы будем не просто читать, а будем исследовать это произведение.
- Итак, во-первых, сегодня мы узнаем, могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении;
- во-вторых, мы собственно и узнаем, какие бывают дожди.
В тексте вам могут встретиться непонятные слова? Как вы думаете, что такое, крапать*, голосят*, пряди*
Найдите ответ в тексте (стр. 87)
Повторное чтение рассказа
Учитель: Определите жанр произведения (рассказ).
Чем отличается этот рассказ от предыдущего? (Это научно-познавательный рассказ.) Тема? (о природе)
Главная мысль? (Какие бывают дожди)
О каких дождях нам рассказал Константин Паустовский? ( во время ответа на доску выставляются карточки спорый грибной слепой)
Чтение по цепочке
Составление плана
Учитель: Скажите, можно ли выделить в тексте смысловые части?
Давайте попробуем разделить текст на части.
Найдите 1 часть. Прочитайте. Как ее можно озаглавить? (Приметы дождя)
Итак, мы привыкли, что средства художественной выразительности обязательно встречаются в поэзии, но разве не видите их в первой части рассказа? Назовите.
Дети:
-солнце садится
-дым припадает олицетворение
-дыхание влаги
-туманная прядь – сравнение
Учитель: Вот мы и ответили на первый вопрос.
- Какой? (Могут ли быть средства художественной выразительности в прозаическом произведении?)
- Ответьте на него.
Учитель: Для чего автор использует средства художественной выразительности? (Для более полной, точной, яркой и образной передачи своих мыслей, чувств и оценок)
Чтение 2 части
Учитель: Определим 2 часть. О чем в ней говорится? Как бы вы ее озаглавили? (Развитие дождя, начало дождя)
Почему в народе говорят «дождик собрался, «дождик припустил»
Чтение 3 части
Учитель: Определим границы 3 части.
О чем она?
Озаглавьте часть. (Виды дождя).
Кто запомнил, о каких видах дождя вы прочитали?
(Спорый, грибной, слепой)
- Прочитайте отрывок о спорых дождях.
Дайте характеристику спорому дождю с помощью прилагательных. (Сильный, скорый, шумный, быстрый)
Что делает спорый дождь? (льётся, хлещет, дождь стеной)
Найдите отрывок, в котором дано описание спорого дождя на реке. Прочитайте и ответьте с помощью каких средств художественной выразительности автор рассказывает о нём?
- маленькая чаша эпитет
-капля выбивает олицетворение
-похожа на жемчуг сравнение
Дайте характеристику грибному дождю с помощью прилагательных. (тёплый, мелкий, сонный)
Найдите олицетворение
(Дождь шепчет, возится, трогает)
Прочитайте описание слепого дождя.
(сияющий, сверкающий)
С кем и с чем сравнивает автор этот дождь?
- С кем и с чем сравнивает автор слепой дождь? (с царевной и ее слезами)
- Что это за прием? (олицетворение, сравнение)
Эта царевна плачет от горя или от радости?
Чтение 4 части
Учитель: Перейдем к заключительной части рассказа. О чем она? Как ее можно озаглавить? (Игра света и музыка дождя)
- Какова основная мысль произведения? Для чего Паустовский его написал?
Подведение итога
Учитель: Итак, мы провели исследование текста.
-Давайте сделаем вывод.
1. Все средства художественной выразительности: эпитеты, олицетворения, сравнения и другие авторы используют при написании прозы, это делает произведение более ярким, красивым.
2. К. Паустовский описал три вида дождей: спорый, грибной, слепой и дал им характеристики.
- Какой из дождей вам нравится?
Работа над выразительным чтением
Учитель: Переходим к следующему этапу урока – выразительному чтению нашего рассказа.
- 1 абзац – расставить паузы, логические ударения, прочитать.
– 2 абзац – как его надо читать? – громко, быстро
- 3 абзац – прочитайте задорно
- 5 абзац – прочитать медленно, тихо
- найдите абзац, в котором говорится о слепом дожде. Прочитайте его с восхищением.
- Последний абзац. Как бы вы его прочитали? Передайте те чувства, которые вы испытываете.
- Подведем итоги нашей работы.
- Что вы сегодня вспоминали на уроке? Что запомнили?
- Что нового узнали?
- Что запомнилось?
Рефлексия
Учитель: Ну что ж, наш урок был очень насыщенным, мы активно работали, читали, думали. Все немного устали. И на нашем небе появились тучи, а значит скоро пойдет дождь, а вот каким он будет – это решим мы с вами.
- Я предлагаю показать, какой дождь вам нравится больше чем остальные. У меня на столе лежат капли 3-х цветов.
Кому больше нравится спорый дождик…прикрепить на доску удлинённую серебряную каплю
Грибной – маленькую синюю капельку
Слепой – жёлтую каплю
Учитель: Спасибо вам за урок. Урок окончен.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Конспект урока по литературному чтению по теме "Алексей Толстой. Золотой ключик, или Приключения Буратино (главы)" для обучающихся 2 - го класса (Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева. Литературное чтение. Маленькая дверь в большой мир. 2 класс Часть 1
Тип урока - изучение нового материала. Направлен на то, чтобы создавать условия для проявления познавательной активности учащихся как основы формирования и развития учебной компетентности и ключевых к...
Технологическая карта урока по литературному чтению в 1 классе "БЫВАЕТ И ТАК… М. Карем "Растеряшка", В. Драгунский "Заколдованная буква"по УМК «Начальная школа XXI века»
Урок развивает умение ориентироваться в своей системе знаний, работать в паре, аргументировать ответы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.В основе урока созд...
Конспект урока по литературному чтению в 1-м классе на тему: "Стихи о природе. Е.Трутнева "Когда это бывает?"
Учебные задачи:1. Формировать умение слышать художественное слово.2. Проверить знание произведений из круга чтения.3....
открытый урок по литературному чтению А.А. Фет "Весенний дождь".
открытый урок по литературному чтению А.А. Фет "Весенний дождь"....
КОНСПЕКТ урока по литературному чтению на тему: «Народная песня « Весна, весна красная!»; А.А. Ахматова «Перед весною бывают дни такие…»»
Конспект урока по литературному чтению, 2 класс. УМК: "Школа XXI века"...
Конспект урока по литературному чтению на тему "А. Фет "Весенний дождь", "Бабочка"
Конспект урока в 4 классе...