Урок по литературному чтению К.Г.Паустовский Кот-ворюга (2014)
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме
Предварительный просмотр:
МБОУ «Старополтавская СОШ»
Открытый урок
по литературному чтению
Учитель начальных классов:
Сопивская Е.В.
11 марта 2014 года
Ход урока.
- Организационный момент
- Проверка домашнего задания
-Рассказать наизусть монолог из сказки К.Г.Паустовского «Стальное колечко»
3.Определение темы урока.
Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями К.Г.Паустовского. Мы прочитаем рассказ «Кот-ворюга»
4.Работа над первичным восприятием текста.
- Я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте.
5.Проверка первичного восприятия.
-Какой это рассказ: веселый или грустный?
-Можно сказать, что он юмористический?
-Почему он юмористический?
(Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористическим.)
-Назовите героев этого рассказа.
(Кот, Ленька, автор, Рувим, куры и петух Горлач)
-От чьего имени ведется рассказ?
(К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности).
-Как вы думаете, кто такой Рувим?
(Рувим Исаевич Фраерман – писатель, друг К. Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями).
6.Чтение рассказа учениками и ответы на вопросы учителя
(стр.91 – значение слов)
(Дима, Влада, Максим, Настя Грищенко, Артем, Даша, Арина. Ангелина, Олеся)
- Вокруг кого развиваются события в рассказе? (Вокруг кота)
-Как звали кота?
- Почему его назвали кот-ворюга?
-Найдите и зачитайте отрывок о том, как кот упал с берёзы.
(стр.87)
- Почему коту пришлось совершить отчаянный поступок? (Ему нужно было спастись любой ценой.)
- Найдите этот эпизод. Как автор показывает стремительность действий?
(С помощью глаголов: упал, подскочил, умчался).
7.Проверка знаний содержания текста
(Провели тест и подвели итог. Дети выходят по группам)
1. Жанр этого произведения:
- сказка
- рассказ
- повесть
2. От имени кого ведется повествование?
- Леньки
- кота
- автора
3. Кто главный герой рассказа?
- Ленька
- кот
- голенастый петух
4. Как звали кота?
- бандит
- бродяга
- ворюга
5. Что такое кукан?
- металлическая сетка
- палочка, на которую одевается пойманная рыба
6. Где кот попался?
- на березе
- в узком лазу
7. Чей совет тебе кажется более разумным?
- Леньки
- Рувима
8. Как повлиял ужин на кота?
- убежал из дома
- перестал воровать
8. Работа над анализом произведения.
– Как к нему отнеслись сначала ребята? (Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки.)
–И вот кот уже пойман, ребята решают вопрос: что же с ним делать?
– Почему Ленька предложил накормить кота как следует? (понял, в чем причина его выходок)
– Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил)
– Итак, коту дали замечательный ужин.
– Прочитайте, каким и как он вышел из чулана, наевшись?
Какой он стал, ребята? ( довольный, веселый, доверчивый, добрый)
– Что изменило кота? (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)
(Изменило кота – добро людей)
(Рома, Наташа Тищенко, Динара, Вика, Кристина, Айдар, Алина, Зеленская Настя, Тимур, Вамбольдт Наташа)
- Зачитайте.Почему же кот совершил благородный поступок? (Отблагодарил людей за доброту и понимание)
- Почему его прозвали милиционером? (Кот стал охранять дом от кур, а куры в рассказе– это мелкие воришки).
9.Обобщение знаний учащихся.
(Работа в группах, ответы в презентации)
1 группа:
2 группа:
3 группа: 1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа. 2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга. 3) Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой? 4 группа Кот-ворюга. Какой он был в начале рассказа? Каким он был в конце рассказа? |
– Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь. А вот какую?
-Доброта и милосердие – великие вещи. В нашем случае, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу с котом произошло чудесное превращение из злого кота в преданного, благородного.
-Спасибо за работу на уроке. Задачи, которые стояли перед нами мы выполнили. Осталось только спросить.
-Какое настроение присутствовало у вас на уроке?
8) Рефлексия
Если у вас прекрасное настроение, то вы подойдете к солнышку
А если вам грустно и скучно, то вы подойдете к тучке.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс
На уроке используются приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавате...
Открытый урок по литературному чтению К.Г.Паустовский "Корзина с еловыми шишками"
Конспект урока с презентацией...
Открытый урок литературного чтения. Тема: К. Паустовский "Кот - ворюга"
Обучающиеся 3 класса познакомятся с произведением К. Паустовского "Кот - ворюга". Паустовский - писатель, без которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе, животным. Они об...
Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)
Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...
Конспект урока литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот-Ворюга"
Тема урока: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.Задачи:Продолжить знакомство с рассказом К.Г...
Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"
Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....
Кроссворд по литературному чтению К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».
Кроссворд по литературному чтению К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».3 класс УМК Школа 21 века...