Урок по литературному чтению К.Г.Паустовский Кот-ворюга (2014)
учебно-методический материал по чтению (3 класс) по теме

Сопивская Елена Владимировна

К.Г.Паустовский  ,,Кот-ворюга"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mbou2.docx22.97 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Старополтавская СОШ»

         Открытый урок

 по литературному чтению

           

   

Учитель  начальных классов:

Сопивская Е.В.

                           11 марта 2014 года

                                  Ход урока.

  1. Организационный момент
  2. Проверка домашнего задания

-Рассказать наизусть монолог из сказки К.Г.Паустовского   «Стальное колечко»

3.Определение темы урока.

Сегодня на уроке мы продолжим знакомиться с произведениями К.Г.Паустовского. Мы прочитаем рассказ «Кот-ворюга»

4.Работа над первичным восприятием текста.

- Я буду рассказывать, а вы внимательно слушайте.

5.Проверка первичного восприятия.

-Какой это рассказ: веселый или грустный?

-Можно сказать, что он юмористический?

-Почему он юмористический?

(Произведение, в котором с доброй насмешкой описываются герои и их поступки, называется юмористическим.)

-Назовите героев этого рассказа.

(Кот, Ленька, автор,  Рувим, куры и петух Горлач)

-От  чьего имени  ведется рассказ?

 (К.Г. Паустовский рассказал нам о том, что было в действительности).

       -Как вы думаете, кто такой Рувим?

 (Рувим Исаевич Фраерман – писатель, друг К. Паустовского. Вместе с ним они бродили по лесам и лугам, рыбачили, встречались с местными жителями).

6.Чтение рассказа учениками и ответы на вопросы учителя

(стр.91 – значение слов)

(Дима, Влада, Максим, Настя Грищенко, Артем, Даша, Арина. Ангелина, Олеся)

- Вокруг кого развиваются события в рассказе? (Вокруг кота)

-Как звали кота?

- Почему  его назвали кот-ворюга?

-Найдите и зачитайте отрывок о том, как кот упал с берёзы.

   (стр.87)

- Почему коту пришлось совершить отчаянный поступок? (Ему нужно было спастись любой ценой.)

- Найдите этот эпизод. Как автор показывает стремительность действий?

(С помощью глаголов: упал, подскочил, умчался).

7.Проверка знаний содержания текста

(Провели тест и подвели итог.  Дети выходят по группам)

1. Жанр этого произведения:

  1. сказка
  2. рассказ
  3. повесть

2. От имени кого ведется повествование?

  1. Леньки
  2. кота
  3. автора

3. Кто главный герой рассказа?

  1. Ленька
  2. кот
  3. голенастый петух

4. Как звали кота?

  1. бандит
  2. бродяга
  3. ворюга

5. Что такое кукан?

  1. металлическая сетка
  2. палочка, на которую одевается пойманная рыба

6. Где кот попался?

  1. на березе
  2. в узком лазу

7. Чей совет тебе кажется более разумным?

  1. Леньки
  2. Рувима

8. Как повлиял ужин на кота?

  1. убежал из дома
  2. перестал воровать

8. Работа над анализом произведения.

– Как к нему отнеслись сначала ребята? (Выслеживали, поклялись поймать кота, вздуть его за бандитские проделки.)

–И вот кот уже пойман, ребята решают вопрос: что же с ним делать?

– Почему Ленька предложил накормить кота как следует? (понял, в чем причина его выходок)

– Как Ленька поступил по отношению к коту? (защитил)

– Итак, коту дали замечательный ужин.

– Прочитайте, каким и как он вышел из чулана, наевшись?

Какой он стал, ребята? ( довольный, веселый, доверчивый, добрый)

– Что изменило кота? (доброта, жалость, он почувствовал, что теперь он не один, у него есть хозяин)

 (Изменило кота – добро людей)

 (Рома, Наташа Тищенко, Динара, Вика, Кристина, Айдар, Алина, Зеленская  Настя, Тимур, Вамбольдт Наташа)

- Зачитайте.Почему же кот совершил благородный поступок? (Отблагодарил людей за доброту и понимание)

- Почему его  прозвали милиционером? (Кот стал охранять дом от кур, а куры в рассказе– это мелкие воришки).

9.Обобщение знаний учащихся.

(Работа в группах, ответы в презентации)

1 группа:

  1. Найдите в тексте описание внешнего вида кота-ворюги.
  2.  Почему он так выглядит?
  3. Какие чувства вызывает у вас это животное?

2 группа:

  1. Найдите в тексте описание действий и поступков главного героя.
  2. Почему он совершает их?
  3. Какие чувства у вас вызывают его поступки?

3 группа:

1) Найдите в тексте авторскую оценку главного персонажа.

2) Подберите однокоренные слова к слову ворюга.

3) Почему автор называет кота ворюгой, а не вором или воришкой?

4 группа

Кот-ворюга. Какой он был в начале рассказа?

Каким он был в конце рассказа?

Написав это произведение, Паустовский хотел, чтобы мы, его читатели, поняли одну очень важную вещь.  А вот какую? 

-Доброта и милосердие – великие вещи. В нашем случае, почувствовав к себе доброту, внимание и заботу с котом  произошло чудесное превращение из злого кота в преданного, благородного.

-Спасибо за работу на уроке. Задачи, которые стояли перед нами мы выполнили. Осталось только спросить.

-Какое настроение присутствовало у вас на уроке?

8) Рефлексия

 Если у вас прекрасное настроение, то вы подойдете к солнышку

 А если вам грустно и скучно, то  вы подойдете к тучке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот - ворюга" 3 класс

На уроке используются  приемы работы над художественным произведением так, чтобы видеть детали, формируются навыки работы в группах. Через учебно - дидактические игры идет развитие познавате...

Открытый урок литературного чтения. Тема: К. Паустовский "Кот - ворюга"

Обучающиеся 3 класса познакомятся с произведением К. Паустовского "Кот - ворюга". Паустовский - писатель, без которого невозможно полноценное воспитание любви к родному краю, природе, животным. Они об...

Конспект урока литературного чтения "К. Г. Паустовский "Кот Ворюга"" (УМК Планета знаний 3 класс)

Добрый юмор, способность видеть необыкновенное, чудесное в обыденном, простом живут в душе К. Паустовского."Нет хуже, когда у человека душа сухая. Вянет от таких жизнь, как трава от осенней росы" (К. ...

Конспект урока литературного чтения. К.Г. Паустовский "Кот-Ворюга"

Тема урока: К.Г. Паустовский «Кот-ворюга» (2 урок)Цель: воспитание доброты, доброго отношения к животным посредством литературного произведения.Задачи:Продолжить знакомство с рассказом К.Г...

Методическая разработка. Конспект урока литературного чтения. ТКУ литературного чтения "К.Г. Паустовский. Кот - ворюга"

Технологическая карта урока (конспект урока) литератерного чтения,с презентацией, проведенного в 3 классе по программе "Плане знаний".К.Г Паустовский Кот- ворюга....

Кроссворд по литературному чтению К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».

Кроссворд по  литературному чтению К.Г. Паустовский «Кот-ворюга».3 класс УМК Школа 21 века...