конспект урока по азбуке 1 класс
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
публикую конспект урока по азбуке в 1 классе тема" Буква щ"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
bukva_shch_2.docx | 20.93 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2 КАРАСУКСКОГО РАЙОНА НОВОСИБИРСКОЙ ОБЛАСТИ
Учитель начальных классов : Шапаренко Наталья Николаевна
Конспект урока обучения грамоте в 1 классе
Тема «Звук [щ], буквы Щ щ. Знакомство с традиционным написанием ща, щу.»
Цели: 1. познакомить с согласным звуком [щ], буквами Щ щ;
2. развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения, отрабатывать
навык звукового анализа слов;
3. развивать речь, внимание;
4. воспитывать интерес к чтению и культуру учебного труда.
Оборудование: учебник «Азбука», наглядность
Здравствуйте, ребята!
Садитесь, пожалуйста.
Мы начать урок готовы, будем слушать, рассуждать и друг другу помогать.
наглядность, раздаточный материал для чтения в парах .
Ход урока
•1. Организация класса
Вот и помогите мне сейчас отгадать загадку:
Не птица, а летает,
С хоботом, а не слон,
никто не приучает,
А на нос садится.
Верно, это муха. Раз уж мы с вами заговорили о ней, давайте сыграем в нашу игру на внимание «Муха». Мы уже знакомы с ее правилами, а кто из вас сможет эти правила объяснить нашим гостям?
(Мы представляем игровое поле из девяти клеток. По команде учителя наша «муха» перелетает с клетки на клетку. Команды могут быть такие: 1 клетка вверх, вниз, вправо, влево. Если «муха» вылетела за пределы игрового поля, мы должны сказать «Стоп!»)
2. Игра на развитие внимания
«Муха»
3.Повторение изученного
- Подумайте, какая из этих двух схем является схемой слова «муха»?
МУХА
ЮЛА
-Докажите. (Предполагаемый ответ ребенка: в слове «муха» 2 слога, ударение падает на первый слог, а не на второй; в слове «муха» первый звук согласный твердый, а не мягкий).
-Молодцы, справились. Давайте впишем слово «муха» в схему.
-А что мы можем сказать о втором слове по его схеме? ( В этом слове букв 3, а звуков 4. Первая буква обозначает два звука [Й] и [У], следовательно, это быть буква Ю. Это может быть слово ...ЮЛА.
- Что это такое? (игрушка, волчок). У кого есть такая?
- Давайте поиграем: изобразим юлу:
4. Физминутка «Волчок»
На одной ноге кружится,
Беззаботна, весела.
В пестрой юбке танцовщица,
Музыкальная юла.
5. Изучение нового
- А теперь послушайте стихотворение, которое поможет нам познакомиться с новым звуком.
Под кувшинками в тиши, где не очень мелко,
Ходят важные лещи шириной с тарелку.
-О ком это стихотворение? Кто такие лещи?
Давайте посмотрим, как выглядит лещ - «Азбука» на стр.103.(положить всем закладки)
-Лещ - это речная рыба с плоским телом.
-Произнесем хором это слово, выделяя голосом каждый звук отдельно.
- Дадим характеристику каждому звуку.
- Что мы можем сказать о последнем звуке в слове по его схеме?(согласный, глухой, мягкий)
-Что нарисовано на второй картинке? (это плащ - предмет верхней одежды).
-Дайте характеристику каждому звуку в этом слове. Произнесите последний звук [щ],
-Кто уже догадался, какова тема нашего урока? ( тема на доске: Звук [щ])
- Понаблюдаем за его артикуляцией в зеркальце.
-Итак, звук [щ] - согласный, т.к. при его произнесении воздух во рту встречает преграду (зубы) сомкнуты,
-на что похож этот звук? (шипение- например, шарик сдувается)
-какой еще звук похож на шипение?
-чем они различаются? (Щ-мягкий, Ш-твердый)
-[щ ]-глухой, т.к. не работают голосовые связки;
- Поэтому для его обозначения мы будем пользоваться этим значком. ( На страничке в верхнем левом углу).
-А почему, как вы думаете, значок у нас на страничке один? (звук непарный - нет пары по звонкости-глухости, по твердости-мягкости).
- Мы уже знакомы со звуком, который имеет такую же характеристику? Верно, это звук [ч].
6.Фонетическая зарядка + физминутка
А сейчас потренируем свое умение слышать в слове нужный звук. Встаньте.
Будем чередовать приседания с хлопками в ладоши ( присели-хлопнули-присели)
Но выполнить движение можно, только, если в слове, которое я произнесу, есть наш новый звук:
ЩЕЛК, ЩЕЛКУНЧИК, ЧЕСТНЫЙ, ЖИЗНЬ, ЩИПЦЫ, ЯЩИК, ПОХОД, ЩЕКА, ТУЧА, ЩУКА, ПЕЧКА, ПРОЩАНИЕ, РОЩА, ШЕПОТ.
Молодцы! Садитесь.
- А сейчас познакомимся с буквой, которая этот звук обозначает.
Посмотрите в центр странички в «Азбуке». Кто знает, как правильно называется эта буква? Да, это буквы «ЩА» - большая и маленькая. (на доске продолжение темы: буквы Щ щ)
-Что можем сказать об их написании? (элементы одинаковые, какие?).
-Найдем букву «Щ» в алфавите - стр. 127.
-Каково ее место в алфавите? (после «Ш» перед «Ъ»)
-Прочитаем столбик букв сверху вниз с буквой Щ, строчку с этой буквой.
-Посчитайте, какая она по счету с начала алфавита (27), с конца (7)
-На что похожа буква «Щ»?
Страничка из «Веселой азбуки»
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же?
7. Закрепление нового
- А теперь почитаем слова с новой буквой - ЩУКА, ПРОЩАЙ.
-Сравним буквы и звуки, которые они обозначают.
-Что интересного заметили?( Гласные буквы А и У, которые есть в этих словах, обозначают твердость согласных, а звук [щ] - мягкий)
- В чем же здесь дело? Почему написали ЩУ, ЩА?
-Встречались ли нам уже подобные несоответствия?
-Верно, так же, как и в случае с сочетаниями ЖИ, ШИ, ЧА, ЧУ, эти написания считают традиционными, их нужно запомнить.
-Теперь прочитаем слоги внизу страницы
-Обратим внимание на схемы этих слогов, что они обозначают? (согласный-гласный, гласный-согласный)
-Читать будем перекличкой: девочки-мальчики.
-На что еще обратили внимание? (два слога произнесли одинаково: ЩО, а буквы разные О и Е, значит, в некоторых словах пишется Е, а в некоторых О.
Чтение цепочек слов на стр. 104
- Первую строку - слова с использованием слога ЩЕ читаем с объяснением: синие дуги делят слово на слоги, черточка над буквой обозначает ударение, в словах с буквой Е ударение не ставится- она всегда обозначает ударный звук), разбираем значение ( ЩЕКА-одна, ЩЕКИ-две, ЩЕЧКИ- ласково, у ребенка)
-Вторую строку - слова со слогом ЩИ, читает хором первый ряд
-Третью строку - со слогом ЩУ - второй ряд. Подбираем слова: Щучья... пасть, уха,
щучьи... плавники.
-В этих словах есть Ь, какую он играет роль? (разделительный)
-Четвертую строку - слова со слогом ЩЕ, читает третий ряд
- А пятую строку прочитаем все вместе, потому что начинается она уже со слова.
- Подбираем слова: овощной ... суп, салат, магазин.
8. Отдохнем. Зарядка для глаз - по зрительному тренажеру.
9.Чтение текстов с новой буквой.
- Что обозначает значок на полях? (загадка)
-Прочитайте текст загадки самостоятельно, вполголоса.
-Один ребенок читает вслух: И зелен, и густ -
На грядке вырос куст.
Начали щипать -
Стали плакать и рыдать.
-Что же это? (конечно, лук)
-Сколько картинок нарисовано к загадке? (две)
-Что на первой картинке? (лук на грядках), найдите строчки к этому рисунку.
-Что на второй картинке) (дети плачут, глядя на лук), прочитаем строчки ко второй картинке.
- Найдите слово с буквой Щ (щипать), в каком значении оно здесь употреблено? (рвать лук )
-Какие слова похожи по значению? (плакать и рыдать). Подберите еще похожие по значению слова (хныкать, ныть)
-Если лук доставляет неприятности, заставляет плакать, зачем же его выращивают? (лук полезен для здоровья, в нем много витаминов, он убивает микробы, его обязательно нужно есть зимой)
-А вот ребята второго класса, которые уже научились читать и писать, даже создали собственную «Луковую книгу». Вот она, посмотрите: на каждой странице -пословицы, поговорки, стихи о луке и его пользе, а также рецепты вкусных блюд с использованием лука.
- А вот какая замечательная обложка у этой книги, кто на ней изображен? Верно, это Чипполино, мальчик - луковка. Вы знаете автора этой сказки? Это итальянский сказочник Джанни Родари. (показать книгу)
-Когда все вы научитесь хорошо читать, сможете сами прочесть эту сказку.
Работа в парах.
-А сейчас я предлагаю вам почитать друг другу, по очереди выдержки из «Луковой книги» (уже выданы карточки с пословицами, стихами о луке)
-Какие еще овощи можно вырастить на грядке?
-А это что за овощ на картинке в «Азбуке»?
-Верно, это тыква.
-Прочитаем про нее загадку (первый раз самостоятельно, второй раз - один ученик):
Золотая голова
Велика, тяжела,
Золотая голова
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.
-Ребята, какое слово повторяется несколько раз? (голова)
-Почему? (у тыквы большой плод, похож на голову)
-Почему про нее сказано «золотая голова»?
-Потому, что желтая (красивый желтый цвет иногда называют золотым)
- когда еще употребляют «золотая» вместо «желтая»? (осень, например)
-Про какую часть тыквы говорят: шея тонка? (про стебель)
-Прочитаем еще раз загадку выразительно.
10.Итог урока
-Вот и подходит к концу наш урок. Чему мы сегодня учились?
-Прочитаем пословицу на доске: Кто грамоте горазд, тому не пропасть.
-Объясните ее смысл. (грамоте горазд - значит грамотен, многое знает; тому не пропасть - все у него получится, со всем справится)
11.Рефлексия
-Все ли у вас получилось сегодня на уроке? Подумайте, как работал каждый из вас, достиг ли вы цели. Если вы считаете, что потрудились хорошо, все поняли, попали прямо в цель, то и стрелу своих знаний можете воткнуть прямо в центр мишени. А если считаете, что можно было бы поработать лучше, вы не совсем достигли цели, то и стрелу воткните во второй круг.
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Русский алфавит или азбука ( конспект урока в 1 классе)
Это конспект урока с активными ссылками на ЭОР в интернет...
Конспект урока в 1 классе "Азбука- к мудрости ступенька"
Форма урока: урок-праздник.Тип урока: обобщение изученного материала. Цель урока: воспитание положительного отношения к чтению,...
Конспект урока компьютерная азбука 2 класс для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, имеющими умственную отсталость
Конспект урока. Компьютерная азбука - предмет из школьного компонента. Программа курса “Компьютерная азбука” рассчитана на учащихся 2-4- х классов с ограниченными возможностями здоро...
конспект урока для 3 класса - спортивная азбука
Это мастер-класс расчитан на 20 мин урока. На уроке подобраны задания с применением алфавита (разминка, эстафеты, игры, упражнения на дыхание)....
План конспект урока музыки 1 класс "Сочини мелодию"/"Музыкальная азбука"
План конспект урока музыки 1 класс "Сочини мелодию"/"Музыкальная азбука"...
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"
Конспект урока музыки 1 класс Тема: "«С.Чёрный «Живая Азбука», Ф.Кривин «Почему «А» поётся, а «Б» нет»"...
Конспект урока "Музыкальная азбука". 2 класс
Урок 2 класса в разделе "День полный событий"...
Комментарии
конспект урока по азбуке