Конспект урока в 1 классе "Азбука- к мудрости ступенька"
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему
Форма урока: урок-праздник.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Цель урока: воспитание положительного отношения к чтению,
формирование социальной роли ученика.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект урока | 89.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока в 1 классе
«АЗБУКА – К МУДРОСТИ СТУПЕНЬКА».
Форма урока: урок-праздник.
Тип урока: обобщение изученного материала.
Цель урока: воспитание положительного отношения к чтению,
формирование социальной роли ученика.
Задачи:
Образовательные
- обобщить и систематизировать теоретические знания;
- учить использовать полученные знания в нестандартных ситуациях;
- укреплять интерес к знаниям через игру, праздник;
- развивать интерес к литературному чтению;
- создать условия для развития интеллектуальных умений, памяти, логического и творческого мышления;
Воспитательные
- формирование нравственных ценностей учащихся;
- способствовать воспитанию бережного отношения к книге;
Развивающие
- развивать оценочные способности детей;
- развивать воображение, умение сравнивать и делать выводы.
Оборудование: компьютер, мультимедийное оборудование.
Звучит музыка песни «Если хочешь много знать…»
Перекличка
А интересно, все ли здесь собрались? Давайте проверим.
- Старательные девочки здесь?
- Здесь!
- Умные мальчики?
- Здесь!
- Заботливые мамы?
- Здесь!
- Умелые папы?
- Здесь!
- Добрые бабушки?
- Здесь!
- Желанные гости?
- Здесь!
Учитель: Вы в школе почти целый год отучились,
Вы много успели и много узнали.
Писать и считать вы уже научились
И первые книжки свои прочитали.
А первым помощником в этом вам стала
Самая главная книжка.
И первые буквы она показала
Девчонкам своим и мальчишкам.
Буквы потом сложились в слова,
Слова – в предложенья и фразы.
Огромный и красочный мир тогда
Открылся, ребята, вам сразу.
Вы прочитаете хороших книг немало,
Пускай года пройдут и много-много дней,
Вам АЗБУКА хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Дети поют частушки:
Мы собрали пап и мам,
Но не для потехи.
Мы сегодня рапортуем
Про свои успехи.
Мы в нарядах нынче новых,
И у всех счастливый вид,
Ведь сегодня мы досрочно
Изучили алфавит.
Разбудите меня ночью,
В самой серединочке,
Расскажу вам алфавит
Без одной запиночки.
Буквы гласные мы любим,
И всё больше с каждым днём.
Мы не просто их читаем –
Эти буквы мы поём.
Тысячу слов в минуту нынче,
Как машинка я строчу.
Я любую теперь книжку
Одним махом проглочу.
За окном уж весна танцует,
День приветливый такой.
А у нас сегодня праздник -
День прощанья с азбукой.
Мы простимся с Азбукой
И рукой помашем,
И спасибо десять раз
Мы ей дружно скажем!
Ученик: В школе нечего бояться,
Учиться надо и стараться
На все вопросы отвечать,
Одни пятёрки получать.
Ученица: Ну что ж, мы так и поступили,
В тетрадках буквы выводили,
Примеры разные решали,
Усердно азбуку читали.
Ученик: Научились мы писать
И большие фразы,
Можем мы теперь читать
Сказки и рассказы.
Ученица: Наизусть стихотворенье
Можем выучить, смеясь,
И расскажем с выраженьем
Это всё – пустяк для нас.
Ученик: Я с этой книжкой первый раз
Пришёл в свой первый светлый класс.
Я эту книгу полюбил, я в ней все буквы изучил.
И как мне радостно сказать:
«Умею я теперь читать!»
- Как хорошо уметь читать!
- Не надо к маме приставать,
- Не надо бабушку просить
- Прочти, пожалуйста, прочти.
- Не надо умолять сестрицу
- «Ну, прочитай ещё страницу!»
- Не надо ждать, не надо звать,
- А можно взять и прочит
Все: Мы азбуку прочли до корки, нам по чтению пятёрки!
Песня «Азбука» слова З. Петровой, музыка А. Островского
Азбука
- Если хочешь много знать, многого добиться,
Обязательно читать надо научиться.
припев: Азбука, азбука каждому нужна,
Нам поможет книжки прочитать она.
- Буквы надо нам писать аккуратно, в строчку.
Надо их запоминать без ошибок – точно.
- Книжки могут рассказать обо всём на свете,
Очень любят их читать взрослые и дети.
Учитель: Вам азбука хорошим другом стала,
Мы этот праздник посвящаем ей!
Давайте стоя поприветствуем хозяйку нашего праздника
бурными аплодисментами.
Входит Азбука:
Я – Азбука, учу читать,
Меня никак нельзя не знать.
Меня изучишь хорошо –
И сможешь ты тогда
Любую книжку прочитать
Без всякого труда!
Моё имя родилось в России. Конечно, я не сама к вам пришла. Моему появлению на Руси я обязана двум болгарским монахам, двум братьям – (А вы, случайно, не знаете их имена?) Кириллу и Мефодию. Они были учёными людьми, философами. Именно они и составили славянскую азбуку, которой мы пользуемся до сих пор. Кто знает, как по-древнерусски называется первая буква алфавита? а вторая? Вот и получилось такое красивое название «АЗБУКА».
Я пришла к вам в гости не одна. Догадайтесь с кем?
33 родных сестрицы,
Писаных красавицы
В одном городе живут
И повсюду славятся. (буквы)
К вам они сейчас спешат
Славные сестрицы,
Очень просят всех ребят
С ними подружиться!
Учитель: Уважаемая Азбука! Принимай парад войск от А до Я.
Азбука: Есть принимать парад!
А ну-ка, буквы, - в ряд!
Я – командир, вы – мой отряд!
- Гласные?
- Здесь!
- Согласные?
- Здесь!
- Буквы, которые не обозначают звуков?
- Здесь!
Учитель: Буквы строим по порядку.
Погляди! Чудесный вид!
Записали их в тетрадку –
Получился …алфавит.
Кто из вас может рассказать весь алфавит?
Хорошо, расскажем вместе.
Первый: А, Бэ, Вэ, Гэ, Дэ, Е, Жэ –
Прикатили на еже.
Второй: Зэ, И, Ка, эЛ, эМ, эН, О –
Дружно вылезли в окно.
Третий: Пэ, эР, эС, Тэ, У, эФ, Ха –
Оседлали петуха.
Четвёртый: Цэ, Чэ, Ша, Ща, Э, Ю, Я –
Все теперь мои друзья!
Пятый: Ё, Й, Ъ, Ь, Ы
Пять сестрёнок опоздали –
Заигрались в прятки.
А теперь все буквы встали
В азбучном порядке.
Шестой: 33 весёлых буквы,
Ни одной забыть нельзя!
Седьмой: Нам помогут то, что слышим,
Сделать видимым, друзья.
Восьмой: Буква к букве – будет слово,
Слово к слову – речь готова.
Девятый: И напевна, и стройна,
Музыкой звучит она!
Азбука: Так восславим буквы эти!
Пусть они приходят к детям,
И пусть будет знаменит
Наш славянский …алфавит!
Учитель: Ребята, а кто знает, когда в России проходит праздник славянской
письменности и культуры? (24 мая)
- Кто написал и напечатал первый русский букварь и когда? (Иван Фёдоров в 15864 году)
- Сколько букв в русском алфавите?(33)
- Сколько из них гласных? (10)
согласных? (21)
- Сколько букв, не обозначающих звуки? (2- ь,ъ)
- На какие две группы можно разделить все гласные буквы?
(верхний ряд – придают твёрдость согласным, нижний – мягкость)
- Какие буквы и в каких случаях обозначают два звука?
(Я,Е,Ё,Ю – если стоят в начале слова,
после гласной буквы,
после ь)
- На какие группы можно разделить согласные буквы?
(звонкие и глухие, твёрдые и мягкие, всегда твёрдые и всегда мягкие)
Раздаётся стук в дверь.
Учитель: Ребята, кажется, кто-то стучится! Кто это?
К нам в гости пришёл Петрушка. Поздороваемся с ним.
Дети: Здравствуй, Петрушка!
Учитель: Поздоровайся и ты, Петрушка! Видишь, публика!
Петрушка: Не вижу я никакого бублика!
Учитель: Да не бублика, а поздоровайся с публикой!
Петрушка: А, ну так сразу бы и сказали. Здравствуйте, здравствуйте, дорогие
зрители. А подраться со мной не хотите ли?
Учитель: Ну, как тебе, Петрушка, не стыдно безобразничать. Ты у ребят
на празднике, а ведёшь себя так некрасиво. У нас ведь никто не дерётся.
Петрушка: Ребята, извините меня, пожалуйста! А какой у вас праздник?
Дети: Прощание с Азбукой.
Петрушка: А можно я тоже буду участвовать в празднике?
Учитель: А что ты можешь предложить?
Петрушка: Здравствуйте, здравствуйте, дорогие зрители! Состязаться со
мной не хотите ли?
Учитель: А в чём состязаться?
Петрушка: Ну, например, кто громче заорёт или шире откроет рот, разбросает
пальто. Ну, как, найдутся у вас такие ребята?
Учитель: Ну, Петрушка, скажу тебе я заранее. Не нужны нам такие соревнования.
Наши ребята такими делами давно не занимаются.
Петрушка: Да, я пошутил.
Азбука: А хочешь, соревнования проведу я?
Петрушка: Конечно!
Азбука: Тогда помогай мне.
Получила я, ребята, письмо от дяди Пети из города Вежливости. В нём он
пишет о детях, которые забыли вежливые слова. А вы их помните?
Дети: Да!
Азбука: А ты, Петрушка?
Петрушка: Да, я самый вежливый из всех ребят!
Азбука: Ну, что ж проверим?
Видел умного ребёнка
Я на улице сейчас.
Настя славная девчонка,
Настя ходит в первый класс!
Но давно уже от Насти
Я не слышу слова… (здравствуй)
Петрушка: Слазьте!
Азбука: А слово-то какое, очень дорогое!
Встретил Витю я, соседа.
Встреча грустная была.
На меня он, как торпеда,
Налетел из-за угла!
Но, представьте, зря от Вити
Ждал я слова …(извините)
Петрушка: Отойдите!
Азбука: А слово-то какое, очень дорогое!
Дед про внучку говорил:
« Экая досада –
Я портфель ей подарил,
Вижу, очень рада!
Но нельзя ж молчать, как рыба,
Ну сказала бы …(спасибо)
Петрушка: Я – рыба!
Азбука: А слово-то какое, очень дорогое!
Петрушка: Молодцы, знаете вежливые слова, но мне пора в гости и к другим
ребятам. До свидания! (уходит)
Учитель: Эй, скажите мне, друзья,
Что увидеть мне нельзя?
Дети: - Стук калитки,
- шум дождя,
- пенье птицы,
- шелестение страницы,
- звон трамвая
- бой часов,
- как шуршат под полом мыши –
Учитель: Это всё мы только слышим.
А сейчас в ладошки хлопнем,
И ногою дружно топнем,
Догадайся, милый друг,
Значит, мы услышим …звук.
- Воздух свободно идёт через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос зовёт,
Звук получается … гласный.
Учитель: А какие признаки согласных звуков вы знаете?
Азбука: А сейчас проведём конкурс от Бабушки-Загадушки.
Вы должны отгадать загадку и сказать, сколько букв и звуков в
отгадке.
Закружится на острой ножке,
Жужжит, как будто бы жучок.
Захочет – вскачь пройдёт немного,
Захочет – ляжет на бочок.
(юла – 3 буквы, 4 звука)
Не барашек и не кот,
Носит шубу круглый год.
Шуба серая – для лета,
Для зимы – другого цвета.
(заяц – 4 буквы, 5 звуков)
Льётся речка – мы лежим,
Лёд на речке – мы бежим.
(коньки – 6 букв, 5 звуков)
Азбука: Молодцы, все загадки отгадали. А теперь - новое испытание: попробуйте из этих букв составить слово – А, Я, О, В, С, Н, К.(Овсянка)
Сценка «Овсянка»
- А у меня дома овсянка!
- Подумаешь, у меня дома тоже овсянка!
- Как я люблю овсянку!
- И я люблю!
- Она жёлтая, красивая такая!
- И вкусная. Особенно с молоком!
- Как это – вкусная?
- Да так! А ещё хороша с маслом и сахаром!
- Да ты про что говоришь?
- Как это – про что? Про овсянку! А ты про что?
- И я про овсянку!
- Ты про какую овсянку?
- Про обыкновенную. Про ту, что в нашем саду жила и песни пела.
- Каша песни пела?
- Какая каша? Не каша, а птица!
- Птица – овсянка, что ли? Не слыхала про такую.
- Айда ко мне – мою овсянку слушать!
- Айда! А потом ко мне – мою овсянку кушать!
Учитель: Я думаю, вы поняли секрет этого диалога? С какими многозначными словами вы встречались на страницах Азбуки? (коса, замок, ручка,ножка)
Азбука: Молодцы, с этим заданием тоже справились.
раздаётся стук, в дверь входит почтальон с телеграммой
Печкин: Телеграмма! Телеграмма!
Срочно! срочно! Помогите!
От погибели спасите!
Злобный грозный Буквоешка
Всех объел в один присест,
Просим буквы дописать,
Чтобы слово прочитать.
Коль не справитесь сейчас,
Буквоед доест и нас.
Буквы города Буквограда.
Допишите буквы и правильно назовите их: М О Л О Д Ц Ы
Азбука: Я предлагаю поиграть с буквами. На доске вы видите слово
«первоклассник». Какие другие слова можно составить из букв этого слова?
У кого получится самое длинное слово? (киви, кассир, окна, перо,кино пикник, воск, квас, пони) –2 минуты
Игра с гостями
Назови, что это?
- Учреждение, куда принимают неграмотных (школа)
- Сигнал к началу и окончанию мучений (звонок)
- Плоский глобус (карта)
- Сюрприз на стуле учителя (кнопка)
- Клуб знакомств для родителей и учителей (родительское собрание)
- Альбомчик для автографов учителей (дневник)
- Место, где дети отбывают 11 лет (школа)
- Президент в масштабах школы (директор)
- Все учителя ждут с нетерпением (отпуск)
- Мудрое время суток (утро)
- Часть лица, которую иногда вешают (нос)
Азбука: Ребята, у меня сбежали буквы. Их надо вернуть на место, а то слова
читаются неверно.
- Говорят один рыбак
В речке выловил башмак,
Но зато ему потом
На крючок попался дом…(сом)
- Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
-Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными ус
- Синеет море перед нами,
Летают майки (чайки)
Над волнами.
- На болоте нет дорог.
Я по кошкам – (кочкам)
Скок да скок!
- Жучка будку (булку) не доела.
Неохота, надоело.
- На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву
- Тает снег. Течёт ручей.
На ветвях полно врачей (грачей).
Учитель: Молодцы! А теперь самое главное испытание. Первоклассники покажут, как они научились читать и прочитают стихотворение «Шутка».
Я сегодня рано встал,
Часиков в двенадцать.
За ночь здорово устал,
Надо прогуляться.
По секрету вам скажу,
Уши не завянут:
На людей я погляжу,
На меня пусть глянут.
Длинный дяденька спешит
Маленького роста;
Молодой совсем, на вид –
Лет за девяносто.
Безбородый, с бородой,
Нос висит крючочком.
Только очень уж худой,
Тоненький, как бочка.
Не спешит, идёт себе
Медленно, но прытко.
И тут вдруг из-за щенка
Тявкнула калитка.
Дядька храбро задрожал,
Стал я заступаться.
Так щенка я напугал,
Что пришлось спасаться.
Удирал я хорошо
И подумал кстати:
Погуляю лучше я
Дома, на кровати.
Я порою очень смелый,
Вас могу заверить.
Ну, а это ваше дело –
Верить иль не верить.
Азбука: Нашей встречей я довольна, и в благодарность за тёплый приём хочу познакомить вас со своей подругой, отныне она станет вашим верным спутником. (появляется книга «Литературное чтение»)
Лит.чт.: Здравствуйте. Как я рада видеть вас! С удовольствием буду помогать
открывать вам секреты, которые таятся в книгах. Ведь я познакомилась
с вдумчивыми читателями! Не так ли? Я знаю, ребята, что вы все
аккуратные, и всё же я хочу, чтобы вы выполнили мою просьбу.
- Пожалуйста, не трогайте меня грязными руками. Мне будет стыдно,
если меня возьмут другие читатели.
- Не пишите на мне ни ручкой, ни карандашом – это так не красиво.
- Если вы кончили читать и боитесь потерять место, где остановились,
вложите в меня закладку, чтобы я могла удобно и спокойно отдохнуть.
- В сырую погоду заворачивайте меня в бумагу, потому, что такая погода
мне вредна.
- Следите, ребята, за книгами, так как ими будут пользоваться и другие люди.
Дорогие первоклашки, я для вас приготовила литературную викторину.
Только злые Буквоешки перепутали всё тут.
Буквы многие украли, сказки все перемешали.
Перепутали названья и героев всех.
Буратино нос сломали, у кота сапог украли,
И в весёлом королевстве не услышать смех.
Золушка – жена Кощея, стал Незнайка всех умнее,
Вытащил рыбак лягушку, серый волк везёт старушку.
Достать Дюймовочку непросто – с Гулливера стала ростом.
Пусть ребята мне помогут выправить названья в сказках:
- Снежная принцесса. (Снежная королева)
- Жёлтая кепочка. (Красная шапочка)
- Илья-царевич и серый волк. (Иван-царевич и Серый волк)
- Мальчик и Карлсон. (Малыш и Карлсон)
- Спящая бабушка. (Спящая красавица)
- Стойкий железный солдатик. (Стойкий оловянный солдатик)
- Приключения Знайки и его друзей. (Приключения Незнайки…)
- Гадкий цыплёнок. (Гадкий утёнок)
- Конь-горбун. (Конёк-горбунок)
- Луковый мальчик. (Чипполино)
- Сказка о рыбаке и рыбачке. (Сказка о рыбаке и рыбке)
- Свёколка. (Репка)
Ученик: Буквы, слоги и загадки
В доброй Азбуке живут.
По ступенькам постепенно
В царство сказок нас ведут.
Ученица: Мы теперь читаем сами,
Знаем слоги и слова.
Скажем Азбуке спасибо –
Расставаться нам пора.
Ученик: Мы хотим сказать тебе спасибо,
Мы тебя за всё благодарим!
Говорим тебе мы – до свиданья!
Здравствуй! – новой книге говорим.
Звучит песня «Как сегодня радуются дети» на мотив из сказки Брем. муз.
Как сегодня радуются дети –
Стало больше грамотных на свете!
Скажем Азбуке мы «До свиданья!»
И рукой помашем на прощанье.
Мы полгода буквы изучали,
Трудно было нам с тобой вначале!
Но теперь нам совершенно ясно,
Что старанья были не напрасны!
Ничего на свете лучше нету,
Чем прочесть журнал или газету.
Двадцать первого столетья дети,
Мы освоим сайты в Интернете!
Ученик: Закончена Азбука, буквы мы знаем,
Стихи и рассказы свободно читаем.
Ученица: Добру нас учила русская речь.
И мы её будем любить и беречь!
Азбука: В добрый путь по дороге знаний!
Подружитесь с новой книгой!
Читайте! Растите умными детьми!
Лит.чт: На прощание всех грамотеев мы хотим угостить нашими фирменными конфетами. Если угадаете их название - они
ваши, если нет – заберём с собой. (конфеты «Азбука»)
Ученик: Сегодня праздник необычный –
Спасибо, Азбука, тебе.
Ты столько знаний подарила,
Мы будем помнить о тебе.
Ученица: До свидания, учебник!
А на следующий год
Ты других читать научишь,
Тех, кто в первый класс придёт.
Азбука и Литературное чтение прощаются и уходят:
До свидания, ребята!
До новых встреч!
Учитель: На наш праздник пришли ваши папы и мамы, бабушки и дедушки.
Они смотрят на вас, затаив дыхание, волнуются и радуются. Им слово.
Милые наши детки! Мы, конечно, увидели, что вы талантливы, умны, но не забывайте, что нельзя останавливаться на достигнутом. Поэтому запомните
следующее:
- Голова – всему венец,
В ней начало и конец.
Значит, вывод какой?
Чтобы ты ни делал,
Прежде думай головой.
- Голова на нашей шее
Верховодит в каждом деле.
Постарайтесь же, ребятки,
Содержать её в порядке.
Пополняйте в ней запас
Каждый день и каждый час.
- Помните, друзья,
Не затем даны вам руки,
Чтоб засовывать их в брюки!
Руки действовать должны,
Для трудов они нужны.
- Я скажу вам честь по чести:
Всё на свете трын- трава,
Если у тебя на месте
Руки, ноги, голова.
- И ещё! Часы у вас ворует лень,
Беречь учитесь каждый день,
Чтоб не жалеть и малости
Потом, в далёкой старости.
А в подарок вам сундучок.
Эй, сундук-сундучок,
Открывайся, дружок!
родители дарят детям, угадавшим букву, подарки
- Эта буква – начало алфавита, тем она и знаменита,
А узнать её легко: ноги ставит широко.(А)
- К единице три приставили. Что за букву мы составили? (В)
- На эту букву посмотри – она совсем как цифра три. (З)
- Стоит подобно кочерге перед нами буква …(Г)
- Посмотри на колесо – и увидишь букву …(О)
- Подходящие ворота: проходи, кому охота. (П)
- Вот забавная игрушка деревянная вертушка (Х)
- Ваня ходит руки в боки, значит, выучил уроки (Ф)
- Буква тут с открытым ртом и большущим языком (Э).
После каждого стиха дети встают и говорят: « Это я, это я, это буковка моя!» и получают подарок от мам и пап.
Тем, кто любит приключенья.
Я открою вам секрет:
Увлекательнее чтенья
Ничего на свете нет!
Девочка: Смех и слёзы, радость и печаль
Нам довелось испытать,
Но стараний наших нам не жаль –
Книги нам легко читать!
Мальчик: До свиданья! До свиданья!
А на следующий год
Наша азбука научит
Тех, кто в первый класс придёт!
Девочка: Позади нелёгкий труд
Слогового чтения:
Нам сегодня выдают
У-до-сто-ве-ре-ния!
Мальчик: В том, что «Азбуку»
Прочли,
Полный курс наук
Прошли.
И теперь без передышки
Мы прочтём любые книжки!
Вручение удостоверений.
Учитель: До свидания! А на следующем уроке чтения мы с вами встретимся
с новой книгой, которая поведёт нас дальше к вершинам знаний.
Рефлексия. Оценочная деятельность.
Учитель: На ваших столах лежат цветочки – красный, синий.
Если на уроке вам всё было понятно, интересно, комфортно, поставьте в вазу красный цветок.
Если у вас во время урока возникали трудности, поставьте синий.
Спасибо!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Игровая программа "Книга - к мудрости ступенька"
программа для первоклассников и их родителей. Цель: привить любовь к чтению....
Презентация "Азбука - к мудрости ступенька"
Презентация для внеклассного мероприятия "Азбука - к мудрости ступенька" ...
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века".
Конспект урока литературного чтения "Н.Носов "Ступеньки"", 1 класс, УМК "Начальная школа 21 века"....
"К мудрости ступенька". Обобщающий урок. Модуль: основы мировых религиозных культур.
Форма организации урока: групповаяЦель: обобщение и закрепление знаний учащихся.Задачи:общеучебные:находить ответы на вопросы, опираясь на свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроках...
Урок-праздник "Азбука – к мудрости ступенька"
Формирование интереса к урокам чтения, развитие мыслительные операции, речи, творческих способностей учащихся, формирование умения слушать друг друга....
Конспект урока по изобразительному искусству «Мудрость старости» 4 класс
Тема: «Мудрость старости»Цели деятельности учителя: создание условий для развития интереса к богатству духовной жизни человека, к красоте связи поколений, мудрости доброты, уважения к стар...
Технологическая карта урока по предмету «Русский язык» на тему: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а»
Тема урока: «Азбука – к мудрости ступенька. Звук [а]. Буква А а».Класс, УМК: 1 «В», Школа России».Цель урока: создание условий для знакомства со звуком [а] и буквой...