открытый урок к аттестации
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему

Наталья Блохина


Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №3»
г. Ивантеевка Московской области






Открытый урок
для аттестации на высшую категорию



Предмет  ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Класс  3 -Б
Дата проведения 21.12.2011 г.
Тема урока Авторские сказки. Нравственные уроки сказки
К.Г.Паустовского « Тёплый хлеб».
Учитель начальных классов  БЛОХИНА НАТАЛЬЯ  ЮРЬЕВНА



















Урок литературного чтения  в 3 классе.

Дата урока:  21  декабря 2011 года

Тема урока Авторские сказки. Нравственные уроки сказки  К.Г.Паустовского  «Тёплый хлеб».

Цель: осмысление проблемы нравственности, доброты, заботы о других, как основного качества
           человека.
Задачи:
Образовательные:
•    обучение учащихся внимательному и осмысленному чтению литературного произведения;
•    формировать навыки анализа художественного произведения;
•    формирование УУД, обеспечивающих у учащихся умения учиться, способствовать саморазвитию и самосовершенствованию;
•    умение находить ключевые слова, помогающие раскрыть идею произведения и определить его проблематику.

Развивающие:
а). Формировать УУД, как педагогической составляющей фундаментального ядра, наряду с
     традиционным изложением предметного содержания учебного материала.

б). Развивать умения:
•    анализировать литературное произведение и делать  обобщающие и самостоятельные выводы;
•    развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения;
•    обогащение словарного запаса учащихся;
•    развитие кругозора учащихся, внимание и память учащихся;
•    положительные эмоции учащихся, создавая ситуации занимательности и удивления.
в). Побуждать самостоятельную мыслительную работу учащихся
 
Воспитательные:
•    создание творческого и благоприятного микроклимата в коллективе;
•    воспитывать любовь к литературе через идейную нагрузку художественного произведения;
•    содействие формированию этических норм поведения на уроке;
•    воспитание культуры учебного труда, бережного отношения к окружающим людям, уважение к труду;
•    формировать нравственные качества.

Оборудование:  учебник В.А.Лазарева  «Литературное чтение» 3 класс, 1 часть, тетради, карточки –
                             тесты, баннер,  проектор,   компьютер, презентация, минусовка  песни сл: Ю.Энтина,
                             муз: М.Минкова «Дорога добра».

Используемые технологии:

1.    развивающее обучение  по системе Л.В.Занкова;
2.    интегрированная (межпредметная связь с музыкой, русским языком, окружающим миром);
3.    здоровьесберегающая (смена видов деятельности, физкультминутка, отслеживание за посадкой при чтении, соблюдение светового и воздушного режима,  спокойная и доброжелательная обстановка на уроке, смена видов деятельности (устная работа чередовалась с чтением текста, презентация без глазной  нагрузки, крупный шрифт, яркие и четкие слайды).
4.    личностно-ориентированный подход (использование карточек  тестов),
5.    игровая технология  (инсценировка), прослушивание и исполнение песни;
6.    информационно-коммуникативные (компьютер, проектор, презентация, дополнительный материал);

Методы и приемы работы: самостоятельная работа,  фронтальный опрос, индивидуальная работа,  
    коллективная работа, работа по учебнику.
Форма работы: урок.

Тип урока: урок закрепления

 Виды чтения: чтение учителем, самостоятельное чтение, выборочное чтение, чтение по ролям,
    инсценировка, чтение цепочкой.

План урока и его хронометраж:

№ п/п    Этап урока. Содержание урока.     Время
1    Организационный момент. Психологический настрой.    0,5
2    Подготовительная работа. Вступительная беседа.
•    Работа с эпиграфом.
•    Словарная работа.    
1
3    Сообщение темы и цели урока.    0,5
4     Работа по содержанию прочитанного.
•    Беседа по вопросам
•    Работа со словарём характеристик    
5
5    Инсценировка отрывка.    4
6    Чтение по ролям    6
    Физкультминутка    1
7    Беседа по вопросам.
•    Эпитеты
•    Олицетворение
•    Сравнение    5
8    Работа с текстом.
•    чтение цепочкой
•    выборочное чтение    
10
9    Нравственные уроки.    3
10    Итог урока. Рефлексия.    1
11    Домашнее задание.    1
12    Исполнение  песни.    2
        
    Итого     40



    Оформление доски:




Экран для проектора    21 декабря.
Классная работа.


Словарь характеристик

Картинки с изображением лошадей


    


Оформление для инсценировки



 
        Ход урока:

 1. Организационный момент. Психологический настрой.
Добро творить, как воздухом дышать –
Потребность, людям данная от Бога.
Лучами солнца мир отогревать,
И отдавать, и не считать, что отдал много.
- Ребята, посмотрите друг на друга,  улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи.
- Я желаю вам хорошо поработать на уроке, быть активными, уверенными в своём выборе, при этом не забывать об уважении мнений других.                                                                     

  2. Подготовительная работа.  Вступительная беседа.
- В каждом настоящем писателе живет учитель.  К.Г.Паустовский, написавший за свою жизнь немало произведений, считал, что смысл литературы заключается в том, чтобы призывать людей к прекрасному.
- Поэтому эпиграфом к уроку я взяла именно его слова.
"Доброта - бесценное человеческое качество, без неё нельзя жить, и не возможна сама жизнь"
- Как вы их понимаете?
- Многие из вас правильно понимают и чувствуют, что такое доброта. А если мы обратимся к словарю С.И.Ожегова, то найдём следующее определение: «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям, к животным, ко всему живому». Все положительное, хорошее, полезное.                             

 3. Сообщение темы и цели урока
- Сегодня мы  подведём  итог нашей работы над произведением,  рассмотрим, какие  нравственные проблемы подняты  Паустовским в сказке “Тёплый хлеб”. И ответим на вопросы, чему учит нас сказка и почему она так называется?                        
    Работа по содержанию прочитанного  

 4. Работа по содержанию прочитанного.
 - Пока мы будем восстанавливать содержание сказки, те, кто получили карточки, будут выполнять тестовое задание, а потом присоединится к нам.
 - Где происходит действие сказки?    (в Бережках)
 - Кто взял раненого коня?                   (мельник)
 - Какое прозвище имел Филька?         (Ну тебя)
 - Что сделал Филька с куском хлеба после того, как ударил коня? (бросил на снег).
 - Что случилось в природе после этого?      ( метель, сильный мороз).
 - Сколько лет назад был такой же мороз?      (сто лет)
 - От чего, по мнению бабки, случился такой мороз?  (от злобы людской)
 - Куда послала бабка Фильку в поисках совета?    (к Панкрату)
 - Что посоветовал Фильке Панкрат?   (изобрести средство от стужи)
 - Сколько времени дал Панкрат на размышление?   (час с четвертью)
 - Что придумал Филька?         (продолбить лёд на реке)
  - Что понёс Филька коню? (буханку тёплого хлеба)
 - Что конь сделал после того, как съел хлеб? (положил голову на плечо Фильке)
 - Чем закончилась история? ( Филька осознал свою вину)
                                                                                               
       5. Работа по содержанию.
 - Назовите главных героев сказки? (Конь, Панкрат, Филька)
 - Давайте вспомним, что мы с вами о них узнали, воспользовавшись словарём характеристик.   

     •    Конь – вороной, ранен во время войны, труженик, терпеливо выполнял тяжёлую работу (возил глину, навоз, жерди). Побирался по дворам, все жители деревни, считали своим долгом заботиться о нём.                                         

•    Панкрат – мельник, живёт в стороне от людей, умный, проницательный «быстрые глаза», из-за этого наверно, его и прозвали колдуном. Мало разговаривает, много работает, видит человека насквозь.                                         

 •    Филька – угрюмый, молчаливый, недоверчивый, грубый, ни с кем не дружил, неласковый, по прозвищу «Ну тебя».
-  Как это прозвище характеризует героя? (Ему наплевать на сверстников, на старших, он думает, прежде всего, о себе. Он эгоистичный человек, которому важны только его чувства и желания).
 - В жизни, ребята, добро и зло не уходят в никуда, всё когда-то  возвращается к нам бумерангом.                                         

- Давайте проследим, каковы последствия Филькиного поступка.
•    Обидел коня, ударил, бросил хлеб
•    В природе засвистел ветер, мело и хлестало, ревела, обезумев метель, ломались скворечники, небо зазеленело, как лёд, звёзды примерзли к небу.
•    На людях: замёрзли колодцы, мельница не могла работать, голод, холод, смерть.                                            

    6. Инсценирование эпизода.
 - Кто помог Фильке осознать его поступок? (бабка)
 - Для чего автор вводит в сказку события столетней давности?
 - А сейчас мы посмотрим, как это могло быть.                                                                                  
   Инсценирование отравка

    7. Чтение по ролям.
- Почему всё-таки, несмотря на сомнения, Филька решил пойти к Панкрату? (Он решил сгладить свою вину, помочь деревне, боялся умереть)
 - Какой разговор произошел  между ними, узнаем, прочитав по ролям.    Стр.126-128                
                                                      
   Физкультминутка 

8. Беседа по вопросам.
- Какой же совет дал Панкрат Фильке? (Изобрести спасение от стужи)
- Что придумал Филька?  (Продолбить лёд на реке, позвать людей на помощь)
 - Кто помог Фильке исправить свою вину? (Жители деревни, ребята, сорока).
 - Не только люди помогли  Фильке осознать свою вину, но и природа со своими законами, показала, какой поступок совершил мальчик. Мы наблюдали за тем,  как природа меняется.                  
Средства выразительности.    - Перечислите художественные средства,  с помощью которых автор изображает  картины природы.
•    Олицетворение – ивы посинели от стужи; снег пел под ногами; мороз прошёл по деревне; «Мороз, озоруя, стискивал толстые брёвна»; упал на нашу округу лютый мороз; Побил птиц, высушил до корня леса и сады.

•    Сравнение – луна - как невеста; снег… пел будто артель  весёлых пильщиков; пылинка…как маленькая звезда; ветки… как стеклянные.   
                   
•    Эпитеты – колючий мороз; в тяжелом дыму; рыхлые тучи; холодные тени; горячие солнечные пятна; воздух синий, густой, страшный; жгучая пустота.
- Как вы думаете, зачем нужны картины природы: для развития сюжета или они украшают произведение? (Изображая мир и жизнь человека, автор не мог обойтись без природы: без неё мир будет не полным. Очень часто в произведениях пейзаж перекликается с душевным состоянием героя, его чувствами и передаёт это состояние читателю.

 9. Работа с текстом.
- Как изменился мир, когда люди взялись за общее дело? (В нём нет пустоты: сообща смогли лёд отколоть, мельницу запустить и хлеб испечь).
- Давайте об этом прочитаем на стр.131  

    10. Нравственные уроки.
- Какие нравственные уроки вы вынесли из этой сказки?
•    Нужно быть добрым, отзывчивым.
•    Не причинять другим вреда, обиды. Отвечать за свои поступки, слова.
•    Не бояться просить прощения, прощать.
- Мы живём в мире, где много жестокости, зла, равнодушия, но мы должны  учиться  любить и прощать. 

  
11. Подведение итога. Рефлексия.
- Какова же мудрость сказки? (Злое дело надо обязательно исправить, а лучше зла не делать никогда и никому).
- В каком значении употреблено слово «тёплый» (согревающий душу, ласковый, приветливый, отличающийся внутренней теплотой)
- Какой антоним употребляет автор к слову тёплый? (холодное сердце)
- А может ли быть холодным  хлеб?
- Почему сказка о Фильке и Коне называется «Тёплый хлеб»? (Хлеб примирил Фильку и коня)
- Можно ли подобрать другое  название к сказке?
 - Мы прочитали замечательное произведение Паустовского, в котором мастерски соединяются холод и тепло природное и душевное, добро и зло. Человек всегда должен помнить о том, что нельзя  впускать  в себя зло, но, если это произойдёт, он сумеет  с этим справиться, если только осознает это и  сам этого захочет. Мне хочется завершить наш урок словами Евгения Евтушенко:
 - Берегите эти земли, эти воды,
   Даже малую былиночку любя,
   Берегите всех зверей внутри природы,
   Убивайте лишь зверей внутри себя.
- Каких зверей нужно убивать внутри себя?    

12. Домашнее задание.
 - Написать сочинение – отзыв «Чему научила меня сказка «Тёплый хлеб».                                                                     
 13. Исполнение песни Ю.Энтина, М.Минкова «Дорога добра».
- Всё хорошее в мире этом - от доброты, от щедрости человеческих сердец. Не проходите мимо, не отворачивайтесь, не отводите в сторону глаза, если кто-то по близости нуждается в вашей помощи   

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок на аттестацию по русскому языку.

Дан полный урок вместе с презентацией и музыкой. Тема: Общее понятие о глаголе....

Открытый урок (аттестация 2013г) по математике 1 класс. Тема: "Сложение с числом 10"

Открытый урок (аттестация 2013г) по математике 1 класс. Тема: "Сложение с числом 10".Конспект урока в виде технологической картыПрезентация к открытому уроку...

Открытый урок по математике "Периметр многоугольников" (2 класс) в рамках аттестации на присвоение 2 категории

Данный урок был проведен мною в рамках аттестации. Урок был оценен аттестационной комиссией на "отлично"....

Технологическая карта урока (для аттестации)

Технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: "Русские писатели" УМК "Школа России"...