Урок литературного чтения
методическая разработка по чтению (3 класс) на тему
Автор: Чикоданова Татьяна Ивановна
учитель начальных классов
МОУ СОШ №3 города Гусиноозерска
Тема: Л. Кассиль «Никто не знает, но помнят все»
Класс:3
УМК:«Школа -2100»
Медиапродукт: презентация,видеоролик
Цель: формирование у учащихся представлений о Великой Отечественной войне и её героях.
Задачи:
Образовательные:
• актуализировать знания учащихся о Великой Отечественной войне;
• познакомить учащихся с произведением Л. Кассиля;
Развивающие:
• развивать навык беглого, осознового чтения
• развивать речь, логическое, аналитическое мышление, наблюдательность;
• развивать у школьников умение работать с текстом;
Воспитательные:
• способствовать воспитанию нравственных качеств: решительности, стойкости, честности.
Дидактический материал и оборудование:
• компьютер, проектор, экран;
• презентация;
• Рассказ Л.Кассиль «Никто не знает, но помнят все»
• таблица «ЗХУ» на каждого ученика;
Технология: ТКРМ(технология критического мышления)
Методические приемы:
1. интерактивная стратегия (таблица Знаем -Хотим знать –Узнали поиск новой информации)
2. Разбивка на кластеры ( систематизация знаний. Графическая организация материала, показывающая смысловые поля того или иного понятия.)
3. Творческая форма рефлексии –Синквейн ( синтез информации и материала в кратких выражениях)
Природосообразная ( по системе А.П.Кушнира)
1 Работа с алгоритмом
2 чтение со звуковым ориентиром
Ход урока
I. Организационный момент
Мы готовы к уроку?
II. Сообщение темы урока
1 слайд
Учитель: Сегодня на уроке чтения мы прочитаем рассказ
Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все».
Приём ТРКМ «Прогнозирование»
Учитель: Как вы думаете о чем этот рассказ?
Я предлагаю посмотреть вам видеоролик.
Просмотр видеоролика
Учитель:Какие чувства вы испытали при просмотре?
Как вы думаете, о каком историческом событие мы с вами будем говорить?
. Кто может сформулировать цель нашего урока
- Сегодня мы с вами будем говорить о Великой Отечественной Войне. О ее героях.
III. Актуализация знаний. Стадия «вызов»
Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Учитель: Предлагаю вспомнить то, что мы с вами изучали на прошлых уроках
Перед вами на столах лежат таблицы «ЗХУ». с которыми мы уже работали. Скажите пожалуйста, что вы записали в первую колонку, во вторую колонку.
Знаю Хочу узнать Узнал
Учитель: 22 июня 1945 года началась ВОВ. Над советским народом нависла страшная угроза. Решался вопрос о жизни и смерти .Небывалый патриотический подъем охватил всех советских людей. Прямо с полей и фабрик ,бросая мирные знятия .военнообязанные граждани шли на призывные пункты,вместе с ними приходили юноши и старики,просили отправить их на фронт. Вчерашние школьники становились солдатами.
Приём ТРКМ «Кластер»
2 слайд
Учитель:Посмотрите, как графически я изобразила кто сражался за победу.
Учитель:Истинно ли высказывание, что только мужчины сражались за победу?
ВОВ
мужчины
в тылу в партизанских отрядах на фронте
Учитель: Итак, вы согласны со мной?
Почему?
Чтобы ответить на вопрос кто же сражался за победу,нужно вспомнить о чем мы читали на прошлых уроках.
(ответы детей)
3 слайд
ВОВ
дети мужчины женщины
в тылу в партизанских отрядах на фронте
IV. Работа по теме урока. Стадия «осмысление»
Учитель: (обобщая ответы детей)
Каждый человек советской страны плечом к плечу встал на защиту нашей Родины.Мужчины сражались с врагом,женщины.старики и дети трудились в тылу: работали на заводах и фабриках.строили оборонительные сооружения,шили одежду для солдат,собирали посылки на фронт.
Много героических поступках совершал народ.
Одна из героических страниц истрии ВОВ – это битва за Москву.
Я предлагаю вспомнить рассказ «два парада», который мы читали на прошлом уроке
Представте его по алгоритму
1. Название.
2. Автор.
3. Жанр
4. О чем или о ком говорится?
5. Твое отношение.
«Два парада» по Е.Осетрову.
Дети: читают рассказ «Два парада»
Учитель: -Что интересного вы узнали прочитав рассказ «Два парада»
Учитель:
-Почему парад 7 ноября 1941 года был особенным?
-А чем знаметелен день 30 апреля 1945 года?
Предлагаю отдохнуть
Физминутка: ( упраж. для глаз)
Учитель: Так когда состоялся парад Победы в Москве?
Учитель: Да.ребята, 24 июня на параде Победы страна чевствовала своих героев.
Скажите. Пожалуйста, скажите всех ли героев мы знаем по именам?
Учитель: Ответ мы найдем прочитав рассказ Л.Кассиля «Никто не знает, но помнят все»
Читать будем со звуковым ориентиром
Учитель:
Какие чувства вы испытали при чтение этого рассказа?
Когда город Москва стал городом- героем?
Где находится могила Неизвестного солдата?
Посмотрите, пожалуйста как происходит смена караула у могилы Неизвестного солдата
Просмотр видеоролика
День и ночь стоят в почетном караули солдаты у вечного огня.
Люди приходят к могиле,чтобы молча постоять и подумать
О чем думает женщина,стоя у могилы Неизвестного солдата?(прочитайте)
О чем думает солдат? (прочитайте)
Как вы думаете, о чем задумываются люди. стоя у могилы неизвестного солдата?
(найдите ответ в тексте)
V Закрепление знаний. Стадия «рефлексия»
Учитель:А теперь я попрошу ответить вас на очень важный вопрос
Как мы с вами должны жить, чтобы сохранить мир на земле?
(ответы детей)
Что нового вы сегодня узнали?
Приём ТРКМ таблица «Знаю. Хочу узнать. Узнал»
Учитель: Теперь вы можете заполнить третью колонку таблицы «ЗХУ» сведениями, которые узнали из рассказа. (это будет вашим дом.зад)
Работа в группах:
Я попрошу вас высказать свои мысли по теме нашего урока написав синквейны
Тема: Война Победа Парад Салют
Солдат Память « Катюша» Москва
Молодцы.
Я всех благодарю за эту работу и прошу вас поблагодарить друг друга
Обобщение:
-Скажите, понравился ли вам урок ?
-Что особенно запомнилось?
-Что стало неожиданным?
-Какое эмоциональное настроение у вас сейчас?
- что нового вы узнали?
VI. Итог урока:
Учитель:
Чему вы учились на уроке?
(ответы детей)
Учитель: Мы сегодня с вами говорили о ВОВ ,о героическом подвиге Советского народа.Мы живем с вами в мирное время,и чтобы всегда был мир на земле, мы должны помнить своих героев.
Самый важный долг – это долг памяти.
Давайте с вами не будем забывать о тех, кто отдал жизнь за наше мирное время.
А урок мне хотелось закончить стихами. которые прочитают Дима и Лера.
Видеоролик «День Победы!
Почтим память стоя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения в 3 классе по учебнику О.В. Кубасовой «Литературное чтение. Любимые страницы» Тема: Жизнь дана на добрые дела. Х.К. Андерсен. «Пятеро из одного стручка»
Цель урока: - обеспечить эстетическое восприятие и осознание текста. Формирование у детей правильной читательской деятельности, объективного восприятия.Задачи: Образовательные: ...
Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ
Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе ( литературное чтение, музыка, изобразительное искусство). Тема "К.Г. Паустовский "Скрипучие половицы".Обобщающий урок.
Урок литературного чтения с элементами интегрирования в 4 классе . (Литературное чтение, музыка, изобразительн...
Урок литературного чтения Тема урока: Лев Николаевич Толстой Учебник литературного чтения В.Г.Горецкого, Л.Ф.Климановой , 3 класс
Цели урока:Познакомить с биографией писателяРасширить знания учащихся о жизни и творчестве Л.Н.ТолстогоРазвитие у детей интиреса к русской классической литературеВоспитание гуманизма, уважения к общеч...
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о способах подготовки к пересказу.
Информационная карта урока литературного чтения во 2 классе по теме: Решение проектной задачи на уроке литературного чтения при работе с рассказом А. Митта "Шар в окошке", систематизация знаний о спос...
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....