Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина" УМК «Планета Знаний»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме
Конспект урока ( УМК "Планета Знаний" ) для 4 класса.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prishvin_moya_rodina.doc | 41.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе
по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина"
УМК «Планета Знаний»
Урок разработан учителем начальных классов Герасимовой Татьяной Борисовной, МОУСОШ №16 села Александровского Ставропольского края
Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как прекрасна была бы
Земля наша.
А.П.Чехов
ЦЕЛИ:
- ВВЕСТИ В КРУГ ЧТЕНИЯ НОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ М.М. ПРИШВИНА, ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЕМ “ОЧЕРК”;
- РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ОСОЗНАННОГО, ПРАВИЛЬНОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ;
- ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.
ХОД УРОКА
1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.
-Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?
Поэтическая минутка (ученик читает стихотворение о малой родине)
-Как вы понимаете слово Родина?
Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. (Прикрепляю на доску лексическое значение слова). Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.
“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.
Знакомство с автобиографией М. Пришвина .
М.М. Пришвин родился 4 февраля в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных – языковедов, изучая фольклор народов Севера.
К писательскому творчеству пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году. Однако лишь в 1925 г. Вышла его первая детская книжка “Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет и другие произведения: “Ярик”, “Ёж”, “Лисичкин хлеб”, “Кладовая солнца”
-О чем писал М.М.Пришвин? (М.М.Пришвин писал о природе).
3.РАБОТА НАД ОЧЕРКОМ “МОЯ РОДИНА”.
-Сегодня на уроке мы познакомимся с очерком М.М. Пришвина “Моя Родина”
(На доску учитель вывешивает лексическое значение слова ОЧЕРК).
-Прочитайте про себя лексическое значение слова.
Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.
(Учитель читает текст)
-От чьего имени ведется рассказ.
-Чем понравился вам очерк?
АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.
1 абз. – Чтение про себя с “копилкой” вопросов. Ребята задают вопросы по прочитанному абзацу.
- Как вы понимаете выражение “рано до солнца”?
- Чем угостила мать автора?
- В чем кипятилось молоко?
- Чем покрывалось сверху?
2 абз. Чтение вслух.
Как вы понимаете выражение “это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону”?
3-4 абз. Чтение «цепочкой»
О чем говорят эти строки?
5-6 абз. – Чтение про себя. Найти и подчеркнуть слова, которые поясняют, в чём заключается “охота писателя”
7-8 абз. – Чтение про себя. Приготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы, покажите логическое ударение.
Рабора по тексту
-С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?(Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.)
- Чем угощала мать будущего писателя? («Мать угостила меня чаем с молоком»).
-Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? (Научился вставать рано, до солнца.)
Озаглавливание
Учитель: Как можно назвать первую часть очерка?
«Вкусный чай».
-Всегда ли Пришвин жил в деревне?
В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)
-Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?(Он очень любил природу)
.
-Какое значение он придаёт раннему подъёму?( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)
-Как можно озаглавить вторую часть?
«Восход солнца».
Куда уходил Пришвин после чая? («После чая я уходил на охоту»).
-В чём заключалась охота писателя? («Моя охота была тогда и теперь – в находках»).
-Что это за находки?(«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)
-Как можно озаглавить эту часть?
«Находки».
-К кому же обращается писатель?(Писатель обращается к детям, которые читают его книги).
-Что значит «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.)
-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»? («Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных).
-К чему призывает Пришвин? (Пришвин призывает охранять Родину).
-Что значит «охранять природу»? («Охранять природу – значит охранять Родину»).
-Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.
Как можно озаглавить часть?
Обращение к молодым друзьям.
-Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?
«Охранять природу – значит охранять Родину».
Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.
РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.
Очерк М.М.Пришвина заканчивается пословицей.
Охранять природу – значит охранять Родину.
-Как вы понимаете смысл этой пословицы.
Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.
Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.
Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.
МИНИ- СОЧИНЕНИЯ
Ребята, сейчас в очерке мы познакомились с авторской позицией. А теперь у вас есть возможность выразить своими словами свою позицию, свое представление о своей малой родине.
Как по- вашему, с чего начинается РОДИНА? С любви к матери (Наташа С. читает собственное стихотворение о маме)
Мы побывали в прошлом, в настоящем, а теперь заглянем в будущее.
- Какой будет наша Родина?
(2 ученика заранее готовились и зачитывают свои тексты)
ИТОГ.
Что вам запомнилось?
Какую пользу для себя вы получили от этого урока?
-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.
Каждый из нас любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор - с помощью звуков, художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"
Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....
Урок математики в 1 классе по теме "Записываем по порядку" (УМК "Планета знаний")
Урок закрепление по теме "Нумерация чисел в пределах 20".Форма проведения урока - урок - путешествие в лесную школу. К уроку разработана презентация....
Урок математики во 2 классе на тему: "Состав числа 16" УМК "Планета знаний"
Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умений выполнять сложение однозначных чисел вида = 16; содействовать совершенствованию умения решать арифметические задачи, выполнять сложен...
Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).
Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."
Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...
План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"
В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....
План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"
В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....