Урок литературного чтения в 4 классе по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина" УМК «Планета Знаний»
план-конспект урока чтения (4 класс) по теме

Конспект урока ( УМК "Планета Знаний" ) для 4 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prishvin_moya_rodina.doc41.5 КБ

Предварительный просмотр:

Урок литературного чтения в 4 классе

по теме: "М.М. Пришвин "Моя Родина"

УМК «Планета Знаний»

Урок разработан учителем начальных классов Герасимовой Татьяной Борисовной, МОУСОШ №16 села Александровского Ставропольского края

Если каждый человек на куске своей земли сделал бы все, что может, как    прекрасна была бы

Земля наша.

        А.П.Чехов

ЦЕЛИ:

  1. ВВЕСТИ В КРУГ ЧТЕНИЯ НОВОЕ ПРОИЗВЕДЕНИЕ М.М. ПРИШВИНА, ПОЗНАКОМИТЬ С ПОНЯТИЕМ “ОЧЕРК”;
  2. РАЗВИВАТЬ НАВЫКИ ОСОЗНАННОГО, ПРАВИЛЬНОГО ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ, МОНОЛОГИЧЕСКУЮ РЕЧЬ, МЫШЛЕНИЕ;
  3. ВОСПИТЫВАТЬ ИНТЕРЕС К ЧТЕНИЮ, ПРАВИЛЬНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ПРИРОДЕ, ОСУЩЕСТВЛЯТЬ НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ.

ХОД УРОКА

1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

2. СООБЩЕНИЕ ТЕМЫ УРОКА.

-Ребята, эпиграфом к сегодняшнему уроку являются слова А.П. Чехова. Прочитайте. Как вы думаете, о чем пойдет речь на уроке?

Поэтическая минутка (ученик читает стихотворение о малой родине)

-Как вы понимаете слово Родина?

Словарь Ожегова дает такое объяснение этому слову. (Прикрепляю на доску лексическое значение слова). Прочитайте про себя и постарайтесь запомнить.

“РОДИНА – ЭТО ОТЕЧЕСТВО, РОДНАЯ СТОРОНА, МЕСТО РОЖДЕНИЯ КОГО-ЧЕГО-НИБУДЬ.

Знакомство с автобиографией М. Пришвина .

 М.М. Пришвин родился 4 февраля в имении Хрущёво Орловской губернии в семье купца. Учился в гимназии, в реальном училище, в политехникуме. Окончил Лейпцигский университет и, получив специальность агронома, вернулся в Россию. Работал агрономом, а также корреспондентом, учителем в сельской школе, библиотекарем и даже директором школы. Много путешествовал с экспедициями учёных – языковедов, изучая фольклор народов Севера.

К писательскому творчеству пришел уже в зрелом возрасте. Первая публикация появилась в детском журнале “Родник” в 1906 году. Однако лишь в 1925 г. Вышла его первая детская книжка “Матрёшка в картошке”. Затем увидели свет и другие произведения: “Ярик”, “Ёж”, “Лисичкин хлеб”, “Кладовая солнца”

-О чем писал М.М.Пришвин? (М.М.Пришвин писал о природе).

3.РАБОТА НАД ОЧЕРКОМ “МОЯ РОДИНА”.

-Сегодня на уроке мы познакомимся с очерком М.М. Пришвина “Моя Родина”

(На доску учитель вывешивает лексическое значение слова ОЧЕРК).

-Прочитайте про себя лексическое значение слова.

Очерк – это небольшой документальный рассказ о жизни, людях, Родине, природе, искусстве, музыке и т.д.

(Учитель читает текст)

-От чьего имени ведется рассказ.

-Чем понравился вам очерк?

АНАЛИТИЧЕСКОЕ ЧТЕНИЕ.

1 абз. – Чтение про себя с “копилкой” вопросов. Ребята задают вопросы по прочитанному абзацу.

- Как вы понимаете выражение “рано до солнца”?

- Чем угостила мать автора?

- В чем кипятилось молоко?

- Чем покрывалось сверху?

2 абз. Чтение вслух.

Как вы понимаете выражение “это угощение решило мою жизнь в хорошую сторону”?

3-4 абз. Чтение «цепочкой»

О чем говорят эти строки?

5-6 абз. – Чтение про себя. Найти и подчеркнуть слова, которые поясняют, в чём заключается “охота писателя”

7-8 абз. – Чтение про себя. Приготовьтесь к выразительному чтению. Расставьте паузы, покажите логическое ударение.

Рабора по тексту

-С чего начиналась Родина для маленького Пришвина?(Для маленького Пришвина Родина начиналась с матери.)

- Чем угощала мать будущего писателя? («Мать угостила меня чаем с молоком»).

-Почему чай с молоком решил жизнь Пришвина в хорошую сторону? (Научился вставать рано, до солнца.)

Озаглавливание

Учитель: Как можно назвать первую часть очерка?

 «Вкусный чай».

-Всегда ли Пришвин жил в деревне?

В городе люди встают обычно позже, чем в деревне. Сохранилась ли у Пришвина привычка вставать рано? Прочитайте.( «Потом и в городе я вставал рано, и теперь пишу всегда рано, когда весь животный и растительный мир пробуждается и тоже начинает по-своему работать.)

-Он пробуждался вместе с животным и растительным миром. О чём это говорит?(Он очень любил природу)

.

-Какое значение он придаёт раннему подъёму?( «Сколько бы тогда у людей прибыло здоровья, радости жизни и счастья!»)

-Как можно озаглавить вторую часть?

 «Восход солнца».

Куда уходил Пришвин после чая? («После чая  я уходил на охоту»).

-В чём заключалась охота писателя?  («Моя охота была тогда и теперь – в находках»).

-Что это за находки?(«Старался найти в природе то, чего ещё никогда не видел»)

-Как можно озаглавить эту часть?

 «Находки».

-К кому же обращается писатель?(Писатель обращается к детям, которые читают его книги).

-Что значит «кладовая солнца»? (Так образно Пришвин называет природу. Именно солнце – источник жизни, а его «кладовая» – природа – позволяет существовать всему живому.)

-Что называет Пришвин «сокровищами жизни»? («Сокровищами жизни» Пришвин называет растения и животных).

-К чему призывает Пришвин? (Пришвин призывает охранять Родину).

-Что значит «охранять природу»?  («Охранять природу – значит охранять Родину»).

-Мы не раз говорили с вами о том, что без растений и животных жизнь на Земле не возможна.

Как можно озаглавить часть?

Обращение к молодым друзьям.

-Какие слова главные в этом произведении? Какова основная мысль?

«Охранять природу – значит охранять Родину».

Вывод: Писатель не только показывает красоту и своеобразие природы, он призывает нас внимательно изучать её и беречь всё живое. Ибо, оберегая природу, живое, мы сберегаем свою Родину.

РАБОТА С ПОСЛОВИЦАМИ.

Очерк М.М.Пришвина заканчивается пословицей.

Охранять природу – значит охранять Родину.

-Как вы понимаете смысл этой пословицы.

Прочитайте еще пословицы о Родине и объясните их смысл.

Одна у человека мать родная, одна у него и Родина.

Только тому почёт будет, кто Родину не словом, а делом любит.

МИНИ- СОЧИНЕНИЯ

Ребята, сейчас в очерке мы познакомились с авторской позицией. А теперь у вас есть возможность выразить своими словами свою позицию, свое представление о своей малой родине.

Как по- вашему, с чего начинается РОДИНА? С любви к матери (Наташа С. читает собственное стихотворение о маме)

Мы побывали в прошлом, в настоящем, а теперь заглянем в будущее.

- Какой будет наша Родина?

(2 ученика заранее готовились и зачитывают свои тексты)

ИТОГ.

Что вам запомнилось?

Какую пользу для себя вы получили от этого урока?

-Да, ребята, книги М. Пришвина – пример большой любви ко всему живому на Земле.

Каждый из нас  любит свою Родину. Поэт создаёт образ Родины с помощью слова, композитор  - с помощью звуков,  художник использует краски и кисть, чтобы передать нам всю красоту, увиденную им. И всё это великий труд, приносящий радость.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План - конспект урока по литературному чтению 3 класс по теме: "Лев и собачка" УМК "Планета знаний"

Метеодическая разработка урока в соответствии с требованиями ФГОС. Цель урока - создать условия для формирования умения определять тему и главную мысль произведения....

Урок математики в 1 классе по теме "Записываем по порядку" (УМК "Планета знаний")

Урок закрепление по теме "Нумерация чисел в пределах 20".Форма проведения урока - урок - путешествие в лесную школу. К уроку разработана презентация....

Урок математики во 2 классе на тему: "Состав числа 16" УМК "Планета знаний"

Цели деятельности учителя: создать условия для формирования умений выполнять сложение однозначных чисел вида = 16; содействовать совершенствованию умения решать арифметические задачи, выполнять сложен...

Конспект урока литературного чтения "А. С. Пушкин "Сказка о царе Салтане ..." УМК "Планета знаний" 4 класс (1 урок).

Урок построен на основе технологии формирования у детей типа правильной читательской деятельности и включает основные этапы работы с текстом: работа с текстом до чтения, работа с текстом во врем...

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»."

Технологическая карта урока литературного чтения 1 класс по теме : "Чтение слогов и слов с буквой «й»." и презентация к ней...

План-конспект урока литературного чтения 3 класс на тему "Сочинение и рассказывание литературных сказок с использованием «карт Проппа»"

В данном план-конспекте приведён прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения в 3 классе....

План-конспект урока литературного чтения 2 класс на тему "Рассказывание литературной сказки «Красная шапочка» по «картам Проппа»"

В данном план-конспекте приведёен прмер работы с "картами Проппа" на уроке литературного чтения во 2 классе....