Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Буквы «Ш, ш», обозначающие согласный звук /ш/».
план-конспект урока чтения (1 класс) по теме

 

Урок обучения грамоте в 1 классе по теме: «Буквы «Ш, ш», обозначающие согласный звук /ш/». Школа России. Учебник «Русская азбука» В. Г. Горецкий

Урок знакомит учащихся с буквой «Ш». На уроке идёт работа над развитием речи (артикуляционная гимнастика, чистоговорки, скороговорка), обогащением словарного запаса (многозначность слов).  В ход занятия  включена викторина по сказкам А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Автор: Родионова Ирина Владимировна

Урок обучения грамоте по теме "Буквы «Ш, ш», обозначающие согласный звук [ш]", 1-й класс

Цели:

  1. познакомиться с новым согласным звуком и буквами, активизация словарного запаса;
  2. развитие речи, познавательной активности;
  3. воспитание нравственных качеств: доброты, чувства коллективизма (умение дружить), воспитывать чувство прекрасного, умение ценить красоту.
  4. развивать фонематический слух, внимание, память;
  5. дикцию, при помощи скороговорки;
  6. воспитывать умение выслушивать ответы товарища.

Оборудование:

учебник Русская азбука В. Г. Горецкий,

портреты: А. С. Пушкина, иллюстрации к произведениям Пушкина, книги А. С. Пушкина,

натуральные шишки (кедровые, сосновые, еловые),

презентация.ppt  к уроку

Ход урока:

I. Орг. момент

Долгожданный дан звонок,

Начинается урок!

II. Артикуляционная гимнастика:  (слайд 2)

1.  ЗЕРКАЛО!

Поработаем с язычком и губами.

2.  “Лисичка - собачка”

«Лисичка» – показываем язычок

«Собачка» - прячем язычок

3 .С языка слижем варенье с верхней губы и с нижней.

Упражнение “Вкусное варенье”

ОХ, И ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ!

ЖАЛЬ, ОСТАЛОСЬ НА ГУБЕ.

ЯЗЫЧОК ПРИПОДНИМУ

И ОСТАТОК ОБЛИЖУ.

4. Упражнения на дыхание.

А) как правильно дышать? (Вдыхаем через нос, выдыхаем через рот.)

Б) теперь будем не просто выдыхать, но и проговаривать фразы:

Возьмите цветочек, понюхайте и скажите: АХ, КАК ПАХНЕТ (2–3 раза),

– Что мы сейчас делали? (Зарядку для языка, на дыхание.)

– Для чего делали? (Правильно выговаривать звук, слова, предложения.)

III. Постановка цели и задач урока

1. - Какой звук будем «открывать» узнаете из языковой разминки. (3 слайд)

-Вспомните, какой звук издаёт змея?

--А теперь давайте пошипим все вместе: Ш-ш-ш

2. подведение к формулированию темы

- Проживает ли такой звук в нашей  ленте  букв?

(На доске висит лента памяти)

- Сформулируйте тему нашего урока

- Каковы  задачи нашего урока? Чему вы должны научиться?

  IV. Работа над новой темой урока       (слайд 4)                                        

-Какой это звук? Почему?

-Может быть, кто-то из вас уже догадался, почему же этот звук особенный, чем он отличается от других звуков?

Давайте узнаем, какой он, звонкий или глухой? Почему?

-Как вы думаете, бывает ли он твёрдым или мягким?

Звук [ш]  –  всегда твёрдый

Ззнакомство с буквой (слайд 5)

На что похожа буква Ш

Шура сено ворошил,

Вилы в сене позабыл

На что похожа буква Ш?

На зубья этого ковша.

Чтение слогов с буквой ша   (слайд 6, 7)

Ша, шу, шо, ши, ше

Придумайте слова, начинающиеся с этого слога

Чистоговорки  (слайд 8, 9, 10)

Ша - ша - ша - мама моет малыша.

Шу - шу - шу - я письмо пишу.

Ши - ши - ши - что - то шепчут камыши.

Ше - ше - ше - это утка в камыше.

Работа над скороговоркой (слайд 11)

Шла Саша по шоссе и сосала сушку.

V. Физминутка (слайд 12)

VI. Первичное закрепление (слайд 13)

1. Работа над загадками  Чтение слов

Зима ушла за тридевять земель,
Над лугом загудел мохнатый  (ШМЕЛЬ)

Сегодня всё ликует!

В руках у детворы.

От радости танцуют

Воздушные … (ШАРЫ) (слайд 14)

В снежном поле по дороге

Мчится конь мой одноногий.

И намного-много лет

Оставляет чёрный след. (КАРАНДАШ) (слайд 15)

Не похожи на иголки,

А упали тоже с ёлки.  (ШИШКИ) (слайд 16)

(Шишки сохраняют семена хвойных деревьев, а когда семена созревают, то вырастут хвойные леса.... Так же это корм для зверей и птиц в зимнее время.)

2. Послушайте и скажите, кто автор этих строк:

Учитель:

У лукоморья дуб зелёный,

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо - песнь заводит,

Налево - сказку говорит

(слайд  18)

Вы все знакомы с произведениями Пушкина, вам их читали с раннего детства ваши родители.

Вот мы сейчас и проверим, как вы их помните. (слайд  19)

Викторина по сказкам Пушкина

1. Свет мой зеркальце скажи

     Да всю правду расскажи.

 «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» (слайд 20)

2. Жил старик со своею старухой

    У самого синего моря.

«Сказка о рыбаке и рыбке» (слайд 21)

3. Три девицы под окном
Пряли поздно вечерком.
«Кабы я была царица, —
Говорит одна девица, —
То на весь крещеный мир
Приготовила б я пир.

«Сказка о царе Салтане» (слайд 22)

4. Подарю тебе я птицу

    Посади её на спицу

    На земле и под землёй

    Будет друг тебе …

«Сказка о золотом петушке» (слайд 23)

Физминутка для глаз (слайд 24)

Кого попросил в награду у царя Салтана  

Шамаханская царица (слайд 25)

Давайте посмотрим в учебнике Шамаханскую царицу

3. Работа  c текстом в «Русской азбуке» ( с.141) (слайд 26)

Чтение и анализ текста (хором, сами, по «цепочке»)

Вопросы:

  1. Куда пошли гулять дети?
  2. Какое слово имеет много значений? (КИСТИ)

 Кисти – многозначное слово (слайд 27)

Кисти рябины                    Кисти рук               Кисти у штор

  1. Что собирали дети? (ШИШКИ)

Чтение наизусть учеником.

- Если мы растём на ели,

Мы на месте, мы при деле,

А на лбах у ребятишек

Никому не нужно шишек.

О каких шишках идет речь? ( после драк синяки и выступы)

Итог урока С какой буквой мы сегодня познакомились? Что вы можете сказать об этой букве? (слайд 28)

Приложение1: презентация.ppt


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме: "Буквы М,м. Звуки [м],[м"]."

В работе представлен подробный конспект урока по программе "Школа России" с использованием электронного носителя, который прилагается к учебнику....

конспект урока обучения грамоте 1 класс по теме : "Буква н."

Конспект урока разработан мною в этом году. Я старалась подобрать материал по данной теме. Я не вносола туда обычные вопросы по работе с текстом. это и так всем известно. Я не указала слова, разбор ко...

Технологическая карта урока обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы «Д , д» обозначающие согласный звук [д, д,]. Чтение слов, предложений и текстов с буквами Д».

1.      Данный урок включен в тематическое планирование по обучению грамоте (букварный период). Поэтому для усвоения изучаемого материала есть предпосылки:ü  учащиеся зна...

Технологическая карта урока по обучению грамоте в 1 классе ТЕМА: «Буквы «С», «с», обозначающие согласные звуки [с], [с´]»

Цель урока: познакомить обучающихся с новыми буквами С,с и звуками. В технологической карте прописаны все планируемые результаты. Тип урока: открытие новых знаний....

План – конспект урока Обучения грамоте в 1 классе. Тема: «Буквы Ж, ж, обозначающие согласный звук (ж ).

Цель: Создать условия для ознакомления учащихся с твердым согласным звуком [ж], буквами Ж, ж, развития речи, памяти, логического мышления.Планируемые результаты (предметные) овладевают навыками п...

Урок обучения грамоте 1 класс по теме:" Буква Е" (презентация)

Презентация урока обучения грамоте в 1 классе по теме:"Буква Ё"...

Конспект урока (обучение грамоте, 1 класс) по теме: "Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]"

Конспект урока (обучение грамоте, 1 класс) по теме: "Буквы Г, г. Звуки [г], [г`]"...