Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского.
В приложениях вопросные планы к сочинениям, кроссворд, портреты, названия станций.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka_vneklassnogo_chteniya.doc | 72.5 КБ |
voprosnyy_plan_k_sochineniyam.doc | 26.5 КБ |
krossvord.doc | 37.5 КБ |
portrety.doc | 25.5 КБ |
stancii.doc | 20 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока внеклассного чтения. 3, 4 классы.
Тема « Весёлые книжки Эдуарда Успенского».
Задачи:
- способствовать развитию читательского интереса, читательской самостоятельности, формирование умений и навыков самостоятельной работы с книгой,
- способствовать развитию творческого осмысления произведения, умения анализировать произведение, воображения и творческих способностей,
- способствовать воспитанию потребности в самостоятельном чтении книг, воспитанию товарищества, взаимопомощи, активности.
Оборудование:
Биография Э. Успенского в уголке чтения, выставка книг, дисков с м/ф, фотографии Э. Успенского, фонограмма «Голубой вагон», название станций, карточки с вопросами, кроссворды, карточки – качества, портрет дяди Фёдора, сочинения – письма, книжки – раскладушки с сочинениями «Моя любимая книга Э. Успенского», рисунки – вопросы «Про Веру и Анфису», жетоны – хендрики, награды – раскраски.
Ход урока:
Ребята, я очень рада видеть вас. У нас сегодня на уроке гости. Повернитесь, посмотрите на них, подарите им свои улыбки, мы рады видеть их у нас. А теперь посмотрите друг на друга, улыбнитесь. Вам сегодня предстоит работать вместе. Я надеюсь, что вы будете дружными и доброжелательными. А сейчас улыбнитесь мне, я надеюсь, что вы поможете мне провести этот урок, будете внимательными и активными.
Сегодня урок внеклассного чтения у нас не совсем обычный. Мы готовились, прочитали много книг, рисовали, сочиняли. Сформулируйте тему нашего урока. (Весёлые книжки Э. Успенского)
Мы совершим путешествие в прекрасный мир творчества Эдуарда Успенского. Какие задачи вы бы поставили сегодня на урок?
(Проверить себя, как я понял прочитанное, познакомиться с новыми произведениями Э. Успенского, больше узнать о нём самом, убедить других ребят, кто ещё не прочитал эти книги обязательно их прочесть.)
Хорошо, я надеюсь, что мы справимся с поставленными задачами. Итак, мы отправляемся в путешествие. Как вы думаете на чём? Вспомните, на чём путешествовали крокодил Гена и Чебурашка, отправляясь в отпуск? (На поезде, электричке) Правильно, у нас с вами сформировано два вагона – две команды. Отправляемся.
Фонограмма «Голубой вагон».
1 станция «Биографическая».
Давайте вспомним и расскажем себе и нашим гостям о детском писателе Эдуарде Николаевиче Успенском. Что вы запомнили о нём, прочитав в уголке чтения статью.
- Когда и где родился Э. Успенский?
- Что он рассказывал о своём детстве?
- Где учился писатель, кем стал?
- Как получилось, что он стал писателем?
- Каким ещё творчеством занимался Эдуард Николаевич?
- Чем сейчас он занимается?
( ответы детей по статье из уголка чтения.) (жетоны за активность).
Молодцы, ребята. Вы хорошо подготовились и поработали на этой станции и мы можем с вами двигаться дальше.
(фонограмма «Голубой вагон»).
2 станция «Библиографическая».
- Вспомните, что такое библиография писателя? ( Это все произведения, что написал автор). У нас с вами организована выставка произведений Э. Успенского. Здесь его книги, диски с мультфильмами.
- Какие книги о Крокодиле Гене и Чебурашке вы знаете?
(«Крокодил Гена и его друзья», «Бизнес крокодила Гены», «Отпуск крокодила Гены», «Крокодил Гена – лейтенант милиции», «Чебурашка уходит в народ», «Похищение Чебурашки»).
- Какие истории про Простоквашино сочинил Э.Успенский?
( «Дядя Фёдор, пёс и кот», «Зима в Простоквашино», «Тётя дяди Фёдора, или побег из Простоквашино», «Дядя Фёдор идёт в школу или Нэнси из Интернета в Простоквашино»», «Любимая девочка дяди Фёдора», «Новые порядки в деревне Простоквашино», «Праздники в Простоквашино».) Назовите, какие ещё книги Э. Успенского вы ещё прочитали.
(Назвать ещё книги Э. Успенского из библиографии.)
- Хорошо, с таким багажом прочитанных книг можно продолжать наше путешествие. (фонограмма)
3 станция «Гена + Чебурашка».
- А сейчас мы увидим какие вы внимательные читатели. Представитель каждой команды – вагончика будет вытаскивать вопрос и отвечать. Если он будет затрудняться, то команда вправе ему помочь.
Угадай героя книжки , ответь на вопрос:
- Неизвестное науке апельсинопитающееся животное, с повышенной пушистостью и ушастостью, несмотря на свою беспомощность, чрезвычайно активен. (Чебурашка).
- Преданная соратница одной очень вредной старухи, характер зубастый и кусастый. Хотя и мала, довольно известная личность. (Крыса Лариска).
- Носит во рту гаечки, винтики, коробочки, ключики, пуговицы и прочие нужные и интересные предметы. Главное достоинство – молчит. Рот постоянно занят другим. ( обезьянка Мария Францевна).
- Очень болтливая особа, которая часто теряла друзей по дороге, так как они проваливались то в яму, то в канаву из-за того, что задирали голову вверх.
(жирафа Анюта).
- Какую экологическую проблему удалось решить крокодилу Гене и Чебурашке в отпуске? (Спасение речки от загрязнения).
- За что были наказаны туристы – гитаристы?
(за браконьерство и загрязнение окружающей среды).
(жетоны за ответы)
Кроссворд.
По горизонтали:
- Лев, который искал себе друзей.
- Мальчик Дима.
- Название реки, которую спасали Гена и Чебурашка.
- Кого выпустила Шапокляк из зоопарка, чтобы помешать строительству?
- Единственный предмет, который взял в отпуск Чебурашка.
По вертикали:
- Что выпускала фабрика, загрязнявшая речку?
- Сменщик крокодила Гены.
- Кличка лысого туриста – гитариста.
- Собака с непростой судьбой, подружившаяся со львом.
ч | а | н | д | р | |||||
е | |||||||||
р | |||||||||
д | в | о | е | ч | н | и | к | ||
а | и | ||||||||
л | л | ||||||||
б | е | р | е | з | а | й | к | а | |
р | у | ||||||||
а | т | д | |||||||
н | о | с | о | р | о | г | |||
б | я | ||||||||
и | ш | ||||||||
о | ч | к | и |
( жетоны за кроссворд).
- Как вы считаете чему учат эти книжки?
(дружить, помогать всем людям, делать хорошие добрые дела).
- Что весёлого, смешного в этих книжках?
(Положения Шапокляк, Чебурашка гоняется за носорогом и т.д.)
- Кто хочет прочитать о других приключениях Чебурашки и крокодила Гены? Продолжаем наше путешествие.
(фонограмма)
4 станция «Простоквашино».
- Давайте вспомним главного героя. Как его зовут? Я предлагаю вам составить качественный портрет героя. Какой он? Какими качествами личности он обладает? Выберите эти качества и подтвердите свой выбор эпизодами из книг.
Качества: - умный, - самостоятельный, - вежливый,
- справедливый, - глупый, - дружелюбный,
- добрый, - жестокий, - смелый,
- трусливый, - ленивый, - трудолюбивый,
- находчивый,
(жетоны за выбор)
- А хотелось бы вам, ребята иметь такого друга, как дядя Фёдор? Почему? (С ним всегда интересно, он всегда что-то придумывает, он умеет дружить и с людьми, и с животными).
- Вам было задание написать письмо дяде Фёдору. Кому понравилось это задание? Кто хочет прочитать своё письмо?
Вопросный план к сочинению «Письмо дяде Фёдору».
- Приветствие.
- Представление.
- Что тебе понравилось в дяде Фёдоре?
- А что не очень?
- За что бы ты хотел похвалить его?
- А за что поругать?
- О чём бы ты хотел ему рассказать?
- Над чем вы смеялись, читая книги про Простоквашино?
(высказывания кота Матроскина, Шарик дрессировал Гаврюшу и т.д.)
- Все из вас смотрели м/ф «Трое из Простоквашино». Что интересного не вошло в м/ф?
(Тр-тр Митя, домашнее солнце, хмель цветёт, профессор Сёмин и т.д.)
(Чтение писем, жетоны за письма)
- Спасибо тем, кто выполнил это задание. Ваши письма я проверю и поставлю оценки. А мы отправляемся дальше.
5 станция «Анфисон».
- Как вы думаете почему станция так называется?
(По книге «Про Веру и Анфису». Там обезьянку Анфиску назвали Анфисон, когда она участвовала в спектакле вместе с папой.)
Рисуночное задание. Рисунки – вопросы команде соперника.
- Какой эпизод изображён на рисунке?
По 2-3 рисунка от команды.
(жетоны за ответы).
- В какие смешные ситуации попадали герои книжки?
( В бассейне, вырезание кружочка, на пальме и т.д.)
- продолжаем наше путешествие.
6 станция «Поэтическая».
- Эдуард Николаевич Успенский известен как детский поэт. Многие его стихи знают и любят дети. Вспомним некоторые из них.
Инсценировка стихотворений:
Мама приходит с работы, Если был бы я девчонкой,
Мама снимает боты, Я бы время не терял.
Мама проходит в дом, Я б по улице не прыгал,
Мама глядит кругом. Я б рубашки постирал.
- Был на квартиру налёт? Я бы вымыл в кухне пол,
- Нет. Я бы в комнате подмёл,
- К нам заходил бегемот? Перемыл бы чашки, ложки,
- Нет. Сам начистил бы картошки,
- Может быть, дом не наш? Все свои игрушки сам
- Наш. Я б расставил по местам.
- Может, не наш этаж? Отчего ж я не девчонка?
- Наш. Я бы маме так помог.
Просто приходил Серёжка, Мама сразу бы сказала:
Поиграли мы немножко. «Молодчина ты сынок:»
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада! Оказалось,
Я напрасно волновалась.
- Молодцы, ребята! Отправляемся в путешествие дальше.
7 станция «Советую прочесть».
- Ребята четвероклассники прочитали гораздо больше книг Э. Успенского и сейчас они вам их проанонсируют.
«Вниз по волшебной реке»
«Меховой интернат»
План анонса.
1. Что ты советуешь прочитать?
2. О каких событиях книга, кто её герои?
3. Чем заинтересовала тебя эта книга?
4. Что в ней весёлого, поучительного?
- Недавно Э. Успенский закончил работу над новой книгой «Лжедмитрий второй настоящий». Это историческая повесть о смутном времени. Версия убийства царевича Дмитрия в Угличе.
- Отправляемся на следующую станцию.
8 станция «Любимая книжка».
- Вам было задание создать каждой команде книжку – раскладушку с сочинениями по любимой книге Э. Успенского. Давайте подведём итоги этой работы.
Сочинение «Моя любимая книжка Э. Успенского».
- Какая книжка тебе понравилась?
- Главные герои книги.
- Что интересного в книге?
- Что смешного в книге?
- Чему учит книга?
- Что бы ты хотел сказать автору Э. Успенскому?
( просмотр книжек, чтение отдельных сочинений).
- Вот и закончилось наше путешествие в мир творчества Э. Успенского. Давайте подведём итоги.
Награждение команд раскрасками из м/ф «Трое из Простоквашино».
Рефлексия.
- Какой итог сегодняшнему уроку внеклассного чтения вы смогли бы подвести? Что вы для себя вынесли?
- Каково ваше настроение?
- Кому захотелось продолжить знакомство с книгами Э. Успенского?
- Нам предстоит с вами следующее путешествие в мир творчества….
Предварительный просмотр:
Вопросный план к сочинению «Письмо дяде Фёдору».
- Приветствие.
- Представление.
- Что тебе понравилось в дяде Фёдоре?
- А что не очень?
- За что бы ты хотел похвалить его?
- А за что поругать?
- О чём бы ты хотел ему рассказать?
Сочинение «Моя любимая книжка Э. Успенского».
- Какая книжка тебе понравилась?
- Главные герои книги.
- Что интересного в книге?
- Что смешного в книге?
- Чему учит книга?
- Что бы ты хотел сказать автору Э. Успенскому?
План анонса.
1. Что ты советуешь прочитать?
2. О каких событиях книга, кто её герои?
3. Чем заинтересовала тебя эта книга?
4. Что в ней весёлого, поучительного?
Инсценировка стихотворений:
Мама приходит с работы, Если был бы я девчонкой,
Мама снимает боты, Я бы время не терял.
Мама проходит в дом, Я б по улице не прыгал,
Мама глядит кругом. Я б рубашки постирал.
- Был на квартиру налёт? Я бы вымыл в кухне пол,
- Нет. Я бы в комнате подмёл,
- К нам заходил бегемот? Перемыл бы чашки, ложки,
- Нет. Сам начистил бы картошки,
- Может быть, дом не наш? Все свои игрушки сам
- Наш. Я б расставил по местам.
- Может, не наш этаж? Отчего ж я не девчонка?
- Наш. Я бы маме так помог.
Просто приходил Серёжка, Мама сразу бы сказала:
Поиграли мы немножко. «Молодчина ты сынок:»
- Значит это не обвал?
- Нет.
- Слон у нас не танцевал?
- Нет.
- Очень рада! Оказалось,
Я напрасно волновалась.
Предварительный просмотр:
ч | а | н | д | р | |||||
е | |||||||||
р | |||||||||
д | в | о | е | ч | н | и | к | ||
а | и | ||||||||
л | л | ||||||||
б | е | р | е | з | а | й | к | а | |
р | у | ||||||||
а | т | д | |||||||
н | о | с | о | р | о | г | |||
б | я | ||||||||
и | ш | ||||||||
о | ч | к | и |
По горизонтали:
- Лев, который искал себе друзей.
- Мальчик Дима.
- Название реки, которую спасали Гена и Чебурашка.
- Кого выпустила Шапокляк из зоопарка, чтобы помешать строительству?
- Единственный предмет, который взял в отпуск Чебурашка.
По вертикали:
- Что выпускала фабрика, загрязнявшая речку?
- Сменщик крокодила Гены.
- Кличка лысого туриста – гитариста.
- Собака с непростой судьбой, подружившаяся со львом.
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
1. Биографическая
2. Библиографическая
3. Гена + Чебурашка
4. Простоквашино
5. Анфисон
6. Поэтическая
7. Советую прочесть
8. Любимая книжка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок - обобщение по внеклассному чтению по теме "Э.Успенский"
Урок - обобщение по произведениям Э.Успенского с презентацией...
Урок внеклассного чтения по теме "Игровые повести Эдуарда Успенского"
Знакомство учащихся со своеобразием произведений Эдуарда Успенского на материале сказочной повести "Меховой интернат"....
Методическая разработка урока литературного чтения "Смешные книжки. тайна смешного. Н.Носов "Федина задача"
Данная разработка может быть использована в различных УМК как на уроке, так и во внеурочной деятельности....
Урок литературного чтения по творчеству Э.Успенского
Урок внеклассного чтения проведен по творчеству Э. Успенского...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой".
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой" Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора; совершенствование видов реч...
Урок внеклассного чтения 4 класс "Весёлые книжки Э.Успенского"
Урок - путешествие по страницам любимых книг Э.Успенского....
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класс «Э.Успенский «Чебурашка».
УМК: «Школа России».Тип урока: изучение нового произведения,Форма урока: комбинированный.Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и е...