Конспект открытого урока литературного чтения 2 класс «Э.Успенский «Чебурашка».
план-конспект урока по чтению (2 класс)

УМК: «Школа России».

Тип урока: изучение нового произведения,

Форма урока: комбинированный.

Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»).

Цель: познакомить детей с рассказом Э. Успенского «Чебурашка»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; воспитывать любовь к книгам и чтению.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_2_klass.docx38.26 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока литературного чтения,

проведенного во 2 классе, МБОУ «Никольская ООШ»

Семёновой Ксенией Владимировной 14.03.2020 года.

УМК: «Школа России».

Тип урока: изучение нового произведения,

Форма урока: комбинированный.

Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и его друзья»).

Цель: познакомить детей с рассказом Э. Успенского «Чебурашка»; продолжить обучение вдумчивому чтению с элементами лингвистического анализа текста; воспитывать любовь к книгам и чтению.

Задачи: 1. Предметные.

  • Формировать и совершенствовать навык полноценного чтения: правильного, сознательного, выразительного;
  • Совершенствовать навык работы с текстом, умение определять тему, идею, характер действующих лиц.
  • Расширить знания учащихся о творчестве Э.Успенского;
  • Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному;
  • Дать образец выразительного чтения отрывка из сказки;

              2. Метапредметные.

      а) Познавательные: 

  • Самостоятельное выделять и формулировать цели урока;
  • Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • Учить детей искать и выделять необходимую информацию;
  • Учить применять общеучебные умения: анализа, сравнения сопоставления, обобщения;

б)  Коммуникативные:

  • Развивать умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли, обосновывать свою точку зрения, выслушивать одноклассников;
  • Планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками: определять цели, функции участников, способов взаимодействия;
  • Управлять поведением учащихся: контроль, коррекция, оценка действий товарищей;

в)  Регулятивные:

  • Формировать умение адекватно оценивать свою работу, исправлять ошибки;
  • Вносить необходимые дополнения и коррективы в план.

               3. Личностные:

  • Содействовать воспитанию нравственных качеств учащихся;
  • Воспитывать положительное отношение к честным, благородным поступкам;
  • Воспитывать любовь к произведению и интерес к предмету;
  • Развивать творческое воображение.

Оборудование: учебник (Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий «Литературное чтение», 2 класс, 2 часть, Москва: «Просвещение», 2019 г.), мультимедиапроектор, презентация, карточки.

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Образовательные ресурсы

  1. Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно – значимом уровне.

«Хочу, потому что могу».

Мотивация учащихся.

  1. Речевая разминка.

Цель: будем работать над правильным дыханием, дикцией, интонацией.

  1. Проверка домашнего задания.

Цель: проверить знания учащихся по ранее изученной теме.

  1. Постановка учебной задачи. Формирование темы урока.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»);

Проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

  1. Изучение нового материала.

Цель: решение устных задач и обсуждение проекта её решения.

а) Подготовка к восприятию произведения.

1)Рассказ о Э. Н. Успенском

б) Работа с выставкой книг.

в) Словарная работа.

Цель: работать над правильностью чтения, по предупреждению возможных ошибок.

2) Первичное восприятие.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

3) Беседа эмоционально-оценочного плана

(Проверка первичного восприятия).

Физкультминутка.

4) Повторное чтение и анализ.

Цель: ещё раз перечитать произведение, для того чтобы, лучше определить его тему, основную мысль, характер героев, язык произведения.

Заключительная беседа.

5) Заключительное слово учителя.

6) Итог урока.

  1. Домашнее задание.

  1. Рефлексия деятельности.

Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Здравствуйте, ребята! Проверьте порядок на парте, у вас должны лежать учебники, карточки.

Посмотрите, застегнут ли ваш рюкзак. Тихо сядьте.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым литературным произведением. С каким вы узнаете чуть позже.

У вас на партах лежат карточки с чистоговорками, прочитайте их про себя.

Ра-ра-ра - начинай играть с утра.

Ро-ро-ро - солнце светит нам в окно.

Ре-ре-ре - живём дружно во дворе.

Ри-ри-ри - сосчитались: раз - два - три.

Ры-ры-ры - не заметили жары.

Ра-ра-ра - нам и спать уже пора.

А теперь все вместе прочитаем, четко проговаривая все звуки. Читаем громко, выразительно, радостно, весело.

- Над какой темой вы начали работать на прошлом уроке?

- Произведения, какого автора вы читали?

- Какие стихотворения писал Борис Заходер?

Отгадайте загадку:  

Он и весел, и не злобен,

Пухлый, милый чудачок.

Вместе с ним хозяин Робин

И приятель Пятачок.

Для него прогулка-праздник,

А на мёд особый нюх.

Это плюшевый проказник-

Медвежонок…(все хором).

Ребята откройте учебник на странице

136(-ой). Поставьте на подставку.

На дом вам было задано выразительное чтение «Песенок Винни-Пуха».

Первую песенку «Ворчалку» нам прочитает _________________________.

Ты твердо знаешь содержание песенки, читал достаточно громко, выразительно, выбрал нужную интонацию, правильно ставил логические ударения, паузы, тебя было слушать интересно отметка 5.

Следующую песенку «Дорожная Шумелка» прочитает _________________.

Следующую «Песенку первую»

прочитает ____________________.

И последнюю «Песенку вторую» прочитает _________________________.

Хорошо, молодцы.

– Сегодня мы продолжим изучение темы “И в шутку, и всерьез”. А вот с каким произведением, и какого автора, вы определите сами, посмотрев фрагмент из мультфильма.

- Ребята, скажите, кто автор этого мультфильма?

–Прежде чем мы будем читать отрывок из хорошо известного вам произведения, отгадайте загадку:   

Этот милый, странный душка

Безымянною игрушкой

Был когда - то в магазине,

Сказки ждал он на витрине.

И дождался. Стал известным

Своей сказкою чудесной.

Ты меня, малыш, послушай,

У него большие уши,

Он коричневого цвета,

Его любят все на свете,

Знает каждая дворняжка

Друга Гены - .... (все хором).

–Правильно - это Чебурашка.

–Сформулируйте тему нашего урока.

(Показываю книгу Э. Успенского «Крокодил Гена и его друзья»).

Эдуард Николаевич Успенский родился в  1937 г. в подмосковном городе Егорьевске. В школе прилежанием не отличался, зато отличался всякими хитроумными проказами, и учителям, соседям и родителям было с ним хлопотно. Однажды, неудачно спрыгнув с крыши, мальчик попал со сломанной ногой в больницу. И там он вдруг понял, что пора браться за ум: упросил родителей принести ему книги, стал упорно заниматься, а когда вырос – поступил в авиационный институт.

Инженерное  образование и работа по специальности особого удовлетворения не принесли Э. Успенскому. Он стал пробовать себя в юмористике, а затем и в детской литературе.

Работая летом в пионерском лагере вожатым, Э. Успенский читал ребятам разные книжки, но вскоре книжки кончились, и тогда – неожиданно для себя – он стал рассказывать сказку про Чебурашку: вспомнил свою любимую детскую игрушку, прочитал в газете о загадочном зверьке, который оказался на пароходе, вернувшемся из южной страны. Так родилась книга «Крокодил Гена и его друзья» (выставка книг на доске).

– Посмотрите на выставку книг Эдуарда Успенского, здесь представлены самые известные и любимые его произведения. «Крокодил Гена и его друзья», «Дядя Федор, пес и кот», «Тетя дяди Федора», «Любимая девочка дяди Федора», «Про Веру и Анфису», «Разноцветная семейка» и др.

Ребята, в тексте вам встретятся сложные слова, давайте прочитаем хором эти слова по слогам, затем целыми словами:

Тро-пи-чес-ком----------тропИческом

Гип-по-по-там-----------гиппопотАм

От-пра-вил-ся------------отпрАвился

А-пель-си-на-ми---------апельсИнами

Пе-ре-дви-гать-ся--------передвигАться

Ка-ю-ты--------------------каЮты

Те-ле-фон-ну-ю буд-ку----телефОнную будку

Соб-ствен-но-го----------сОбственного

- Какие слова непонятны?

- Сядьте удобно, приготовьтесь слушать отрывок. Следите за чтением внимательно и будьте готовы продолжить.

- Что вам особенно понравилось?

- Какую картину, вы наиболее ярко представляли, слушая сказку?

- Когда вам было особенно радостно?

(Оцениваю чтение учащихся после проверки первичного восприятия).

-Ты прочитал правильно, достаточно громко, осознанно, выбрал нужную интонацию, расставил правильно логические ударения - паузы, интересно было слушать, отметка 5.

- При чтении ты допустил одну ошибку, читал тихо, монотонно, отметка 4.

- А сейчас немного отдохнем, встаньте из-за парт и повторяйте за мной:

Раз - подняться, потянуться, (Потянулись.)

Два - согнуться, разогнуться, (Прогнули спинки, руки на поясе.)

Три - в ладоши три хлопка, (Хлопки в ладоши.)

Головою три кивка. (Движения головой.)

На четыре - руки шире, (Руки в стороны.)

Пять - руками помахать, (Махи руками.)

Шесть — на место тихо сесть. (Присели.)

- Тихо сядьте, продолжаем работу.

- Мы с вами разобрали все сложные слова, которые встретятся в тексте.

- А сейчас мы еще раз прочитаем произведение, чтобы лучше понять его тему, характер действующих лиц.

Чтение и анализ 1 части.

(В ходе чтения исправляю ошибки, объясняю трудные слова).

ТропИческий лес - лес в жарком поясе земного шара.

ГиппопотАм, или обыкновенный бегемот- крупное, в основном травоядное, млекопитающее.

Вопросы по 1 части отрывка:

- Где жил Чебурашка?

- Кто ему дал имя?

- Найдите слова в тексте, которые это подтверждают. Прочитайте их.

- Над чем никогда не задумывался Чебурашка?

Чтение и анализ 2 части.

Вопросы по 2 части отрывка:

- Что однажды произошло с Чебурашкой?

- Чем завтракал Чебурашка?

- Сколько апельсинов съел Чебурашка?

Чтение и анализ 3 части.

КаЮта-помещение на корабле.

ЧебурАхнуться – упасть или удариться с шумом.

Вопросы по 3 части отрывка:

- Как Чебурашка оказался во фруктовом магазине?

- Кто дал имя забавному зверьку?

- Почему Чебурашку не приняли в зоопарк?

Чтение и анализ 4 части.

УценЁнные товары-товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

ТелефОнная будка-будка с телефоном автоматом.

Вопросы по 4 части отрывка:

- Как он оказался в магазине уцененных товаров? Найдите в тексте и прочитайте.

- Давайте откроем словарь в учебнике и посмотрим, какие товары называются уцененными. Прочитай пожалуйста _______________.

- Для чего взял его хозяин магазина?

- Где жил Чебурашка?

- Над чем можно посмеяться и в шутку, и всерьёз?

– Почему Чебурашке некому было звонить?

– Как думаете, как живется без друзей? Почему?                                                                                        – Какие пословицы о дружбе вы знаете?

- Как вы думаете, какая пословица наиболее точно выражает основную мысль этого отрывка?

  • Друг за друга держаться – ничего не бояться.
  • Друг познается в беде.

  • Человек без друзей, что дерево без корней.
  • Без друга в жизни туго.
  • Человек без друга – что земля без воды.

– Дополните пословицы:  

  • Не имей 100 рублей, а имей … .
  • Нет друга – ищи, а нашёл …  .
  • Хочешь дружить–   сам будь … .

– Дружбой надо дорожить и всегда помнить слова ещё одного замечательного героя кота Леопольда.

Все хором: Ребята, давайте жить дружно!                                                                                                                                          – Только у добрых людей бывает много друзей.

–Какое произведение мы читали на уроке?                                                                                                                                                

– Кто его автор?

                                                                                                                                                             – Назовите основную мысль произведения. О чём хотел сказать Э.Н. Успенский?

– Если вы захотите больше узнать о Чебурашке и его друзьях, возьмите книгу в библиотеке и прочитайте ее дома.

– Что вы узнали на уроке?  

- с. 139-142, выраз. читать.

– За что вы похвалили бы себя?                                                                                                                                        – Что у вас особенно получилось?

- Ребята вы очень хорошо работали на уроке, и в награду за это, мы посмотрим мультфильм.

Читают про себя.

И в шутку, и всерьез.

Бориса Владимировича Заходера.

Весёлые, забавные, смешные, поучительные.

Винни-Пух.

Следят за чтением одноклассников.

Эдуард Николаевич Успенский.

Чебурашку.

Сегодня мы будем читать отрывок «Чебурашка» из повести-сказки Эдуарда Успенского, «Крокодил Гена и его друзья».

Дети читают вместе с учителем хором.

- Ответы детей.

- Дети повторяют движения за учителем.

- В Тропическом лесу.

- Люди.

« А назвали его Чебурашкой потом, когда он из леса уехал и встретился с людьми. Ведь это же люди дают зверям имена. Это они сказали слону, что он слон, жирафу – что он жираф, а зайцу – что он заяц».

- Над своим именем.

- Он отправился в далёкое путешествие.

- Апельсинами.

- Целых два апельсина.

- «Ящики долго плавали по морям и океанам и в конце концов оказались во фруктовом магазине очень большого города».

- Директор фруктового магазина.

- Зоопарк  был переполнен; Чебурашка оказался совершенно неизвестным науке зверем.

- «Тогда директор снова взял Чебурашку под мышку и пошёл к своему дальнему родственнику, тоже директору магазина. В этом магазине продавали уценённые товары.

- Уцененные товары – товары, которые стоят меньше прежней стоимости.

- Стоять в витрине и привлекать внимание прохожих.

- В старой телефонной будке.

- Чебурашка так и остался работать в магазине и жить в маленьком домике, он был не самый лучший в городе. Но зато под рукой у Чебурашки всегда был телефон-автомат, и он мог звонить кому хочешь, прямо не выходя из собственного дома.

Правда, пока ему некому было звонить, но это его нисколько не огорчало.

- У него не было друзей.                                                                  

- Плохо.

- Ответы детей.

- Когда вместе, ничего не боимся.

- Как только случается беда, кто откликнулся быстрее, тот и настоящий друг.

- Друзья – это опора, поддержка в трудную минуту.

-Дети дополняют пословицы по смыслу.

Отрывок «Чебурашка» из повести-сказки « Крокодил Гена и его друзья».

- Эдуард Николаевич Успенский.

- Трудно  жить  одному. Хорошо, когда рядом есть верные друзья.                                                                                                              

Презентация

Слайд 1.

Слайд 2.

Слайд 3.

Показываю фрагмент мультфильма

Слайд 4.

Слайд 5.

Слайд 6.

Слайд 7.

Слайд 8.

Слайд 9.

Слайд 10.

Слайд 11.

Слайд 12.

Слайд 13.

Слайд 14.

Слайд 15.

Слайд 16.

Показ мультфильма «Простоквашино»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока литературного чтения в 1 классе "Как Малышу нашли маму"

Данный урок является вторым уроком курса литературного чтения в 1 классе по программе «Начальная школа 21 века» УМК Н.Ф. Виноградовой раздела «Читаем сказки, пословицы, считалки». Тема рассчитан...

Конспект открытого урока литературного чтения 2 класса по теме «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула» (система Л.Занкова)

Конспект открытого урока  литературного чтения 2 класса по теме  «Рассказ Л.Н. Толстого «Акула»(система Л.Занкова) К конспекту прилагаются слайды и эдоровьесберегающая физминутка-дельфи...

Урок литературного чтения: Э.Н.Успенский "Чебурашка"

Разработка урока внеклассного чтения....

Технологическая карта урока литературное чтение "Э.Н. Успенский, "Чебурашка"" УМК "Школа России", 2 класс

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮТема урока «Э.Н.Успенский «Чебурашка»» Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование чи...

Конспект открытого урока литературного чтения . 3 класс.Тема: "Тема добра в произведении К.Г.Паустовского "Растрепанный воробей" (2 урок)

Цель урока:создать условия для формирования умения осмысленногочтения литературных произведений на примере произведения К.Г.Паустовского и понимания поступков героев. Через весь урок красной нитью про...

Конспект урока литературного чтения "Э.Н. Успенский "Чебурашка" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: Познакомить учащихся с произведением Э.Н.Успенского "Чебурашка"; научить кратко пересказывать рассказы.Задачи урока:Дидактические:1. Познакомить обучающихся с произведением ...