Урок литературного чтения по творчеству Э.Успенского
план-конспект занятия (4 класс) на тему
Урок внеклассного чтения проведен по творчеству Э. Успенского
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
план урока | 36.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок – мозаика.
Тема: По страницам творчества Эдуарда Николаевича Успенского
Цель:
- Познакомить обучающихся с творчеством Э.Успенского.
- Развивать навыки беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление. Пополнять словарный запас. Развивать интерес к чтению дополнительной литературы.
- Воспитывать чувство взаимопонимания, дружбы и взаимоуважения; готовности прийти на помощь
Оборудование: презентация, мультфильм «Разноцветная семейка», картинки-паззлы, выставка рисунков, выставка книг, портрет писателя.
Ход урока
Организационный момент.
Урок совсем обычный, а, может, необычный,
А, может, не урок совсем хотим вам преподать.
Он может быть веселым, коль думается вместе,
Коль дети с чувством юмора нам будут помогать!
О всех произведениях писателя Успенского
Сейчас урок – мозаику мы будем составлять…
Сообщение темы урока.
- Ребята, скажите, а что такое мозаика?
- Сегодня на уроке мы будем беседовать о творчестве Э.Н.Успенского, о литературных героях, которых он создал. Наш урок, как и мозаика, будет составлен из отдельных кусочков. А цельной наша картина получится, когда мы соединим отдельные части урока своим активным участием.
1.Мозаика первая
Знакомство с биографией писателя. (Презентация)
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учиться на «5». Наступал понедельник, случались какие-то дела и … двойки появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши он сломал ногу и попал в больницу. Эдик попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да так упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Но вдруг понял, что делает не своё дело.
И решил он превратиться в детского писателя. В детстве у него была плюшевая игрушка, которую он назвал Чебурашкой. Вслед за Чебурашкой появились дядя Федор и его друзья – кот Матроскин и пёс Шарик, и другие герои его произведений.
Эдуард Николаевич вёл также передачи на радио и телевидении: «Радионяня», АБВГДейка», В нашу гавань заходили корабли»
Были сняты мультфильмы по его книгам: Пластилиновая ворона», «Следствие ведут колобки», «Трое из Простоквашино», «Разноцветная семейка»
2. Мозаика вторая «Блиц-турнир»
- Внимательно выслушав вопрос, поднимаете руку, если готов ответ. Ответы на вопросы на скорость:
- Сколько лет Дяде Федору? (шесть)
- Почему Дядя Федор ушел из дома? (кота не разрешили оставить)
- Какой породы был Шарик? (дворняжка)
- Какой дом искал дядя Федор? (с телевизором, окна большие)
- Какой дом искал Матроскин? (с печкой)
- А Шарик? (с будкой)
- Откуда у Дяди Федора появились деньги? (клад нашли)
- Что купил Матроскин? (корову Мурку)
- Что купил Шарик? (фоторужье)
- А Дядя Федор? (трактор)
- Почему галчонка назвали Хватайкой? (хватал разные вещи и прятал на шкаф)
- Чем заправляли трактор Митю? (едой)
- Кто мог окучивать картошку задними лапами? (Шарик)
- Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Фёдора для опознания мальчика? (пуговицу)
- Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Фёдора? (велосипед)
- Как звали корову, которую купил кот Матроскин? (Мурка)
- Чьи это слова: «хорошими делами не прославишься»? (старуха Шапокляк)
- Сколько зол в день делала старуха Шапокляк? (пять зол)
- Сколько лет крокодилу Гене? (50 лет)
- Откуда взялся Чебурашка? (его привезли из южной страны в коробке с апельсинами)
- Как называла свою крысу старуха Шапокляк? (Лариска)
- Какой дом решили строить крокодил Гена, Чебурашка и их друзья? (дом дружбы)
3. Мозаика третья. «Расшифровка»
Следующий конкурс очень интересный
Он для извилин в голове, весьма, весьма полезный,
Сумеем отгадать слова
Узнаем сразу имена.
- инкаМторсток /кот Матроскин/
- никечП /Печкин/
- шионквастоПро /Простоквашино/
- сШпёриак /пёс Шарик/
- дФряяёдод /дядя Фёдор/
- карМровуоак /корова Мурка/
- тилаПсинваоял овроан /Пластилиновая ворона/
4. Мозаика четвертая. Игра «Собери предложение»
Какая команда быстрее соберет и напишет предложение на листочке
5. Мозаика пятая. «Встреча с героями сказок»
Матроскин:
А сейчас я вам расскажу, как готовил праздничный пирог ко дню рождения Шарика, а вы мне будете помогать?
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости не…(идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…(откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не…(нашли).
Ведущий:
-Кот Матроскин пришёл к нам не один, с ним пёс Шарик
-Ребята, мне очень нравится сочинять стихи. И я их придумал очень много. Все мои стихи о животных. Вот послушайте:
Шарик:
Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем, нас не проведёшь-
Ну, конечно, это ёж. ( не ёж, а медведь).
Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко.
Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»
Ну конечно, это рысь. ( не рысь, а лиса)
Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверёк
Называется хорёк. ( не хорёк, а ёж)
Я зимой в пушистой шубе
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я синица. ( не синица, а белка)
У бедняжки нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он медведь. ( не медведь, а заяц)
Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» Мышей. ( не мышей, а собаку)
Хвост веером, на голове корона,
Нет птицы краше, чем ворона. (не ворона, а павлин)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу кабан. ( не кабан, а дятел)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать соловей. ( не соловей, а кабан)
Под луною песни петь
Сел на веточку медведь. ( не медведь, а соловей)
- Ребята, вам понравились мои стихи?
Вот спасибо. Ну я пойду, другим детям расскажу. До свидания.
Ведущий:
- Ещё кто-то к нам спешит.
Чем прославилась эта старушка? (Ответы детей)
Шапокляк:
Приятно слышать о себе такое. А хотите поиграть?
Сколько вас сегодня здесь?
Мне за день всех не перечесть!
Все Миши хлопают,
А Максимы топают,
Артём прыгает,
Даня ногами дрыгает,
Алёша руки поднимает,
Все Егоры приседают.
Ну а девочки-припевочки
Как можно громче имена свои называют.
Итак, раз, два, три-
Своё имя назови!
(Все задания дети выполняют на протяжении всей игры, девочки кричат свои имена несколько раз.)
Ведущий:
Бабушка, что ты тут устроила?
Шапокляк:
А что, я ничего.
Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели.
Мы немножко поиграли,
Десять стульчиков сломали.
А теперь уж нам пора-
Ждут нас новые дела!
6. Мозаика шестая «Собери картину»
Учитель объединяет детей в группы
Группам раздаются конверты. В конверте разрезанная картинка. За минуту нужно собрать сюжет и произведение.
7. Мозаика седьмая «Угадай песню»
8. Мозаика шестая «Пой вместе с нами»
Итог урока. Рефлексия.
- Как вы считаете, получился ли у нас урок - мозаика?
Если вам понравились произведения Э.Н.Успенского, хочется узнать о них ещё больше -Выход есть! Берем книги в библиотеке, покупаем в магазинах, обмениваемся с друзьями, читаем в интернете.
Для тех, кто хочет много знать, любит читать, дорога в Страну знаний всегда открыта.
Тема: По страницам творчества Эдуарда Николаевича Успенского
Цель:
- Познакомить обучающихся с творчеством Э.Успенского.
- Развивать навыки беглого чтения, умение отвечать на вопросы по прочитанному, развивать память, внимание, мышление. Пополнять словарный запас. Развивать интерес к чтению дополнительной литературы.
- Воспитывать чувство взаимопонимания, дружбы и взаимоуважения; готовности прийти на помощь
Оборудование: презентация, мультфильм «Разноцветная семейка», картинки-паззлы, выставка рисунков, выставка книг, портрет писателя.
Ход урока
Организационный момент.
Урок совсем обычный, а, может, необычный,
А, может, не урок совсем хотим вам преподать.
Он может быть веселым, коль думается вместе,
Коль дети с чувством юмора нам будут помогать!
О всех произведениях писателя Успенского
Сейчас урок – мозаику мы будем составлять…
Сообщение темы урока.
- Ребята, скажите, а что такое мозаика?
- Сегодня на уроке мы будем беседовать о творчестве Э.Н.Успенского, о литературных героях, которых он создал. Наш урок, как и мозаика, будет составлен из отдельных кусочков. А цельной наша картина получится, когда мы соединим отдельные части урока своим активным участием.
Мозаика первая
Знакомство с биографией писателя. (Презентация)
Эдуард Николаевич Успенский родился 22 декабря 1937 года в Московской области. Рос Эдик озорным мальчишкой, получал плохие отметки и всякий раз решал, что с понедельника начнет учиться на «5». Наступал понедельник, случались какие-то дела и … двойки появлялись снова. Выручил случай. Однажды, спрыгнув с крыши он сломал ногу и попал в больницу. Эдик попросил родителей принести ему учебники. К несказанному удивлению окружающих, стал серьезно заниматься уроками. Да так упорно, что смог поступить в авиационный институт и стать инженером. Но вдруг понял, что делает не своё дело.
И решил он превратиться в детского писателя. В детстве у него была плюшевая игрушка, которую он назвал Чебурашкой. Вслед за Чебурашкой появились дядя Федор и его друзья – кот Матроскин и пёс Шарик, и другие герои его произведений.
Эдуард Николаевич вёл также передачи на радио и телевидении: «Радионяня», АБВГДейка», В нашу гавань заходили корабли»
Были сняты мультфильмы по его книгам: Пластилиновая ворона», «Следствие ведут колобки», «Трое из Простоквашино», «Разноцветная семейка»
Мозаика вторая «Блиц-турнир»
- Внимательно выслушав вопрос, поднимаете руку, если готов ответ. Ответы на вопросы на скорость:
- Сколько лет Дяде Федору? (шесть)
- Почему Дядя Федор ушел из дома? (кота не разрешили оставить)
- Какой породы был Шарик? (дворняжка)
- Какой дом искал дядя Федор? (с телевизором, окна большие)
- Какой дом искал Матроскин? (с печкой)
- А Шарик? (с будкой)
- Откуда у Дяди Федора появились деньги? (клад нашли)
- Что купил Матроскин? (корову Мурку)
- Что купил Шарик? (фоторужье)
- А Дядя Федор? (трактор)
- Почему галчонка назвали Хватайкой? (хватал разные вещи и прятал на шкаф)
- Чем заправляли трактор Митю? (едой)
- Кто мог окучивать картошку задними лапами? (Шарик)
- Что послал почтальон Печкин маме и папе дяди Фёдора для опознания мальчика? (пуговицу)
- Какую награду получил почтальон Печкин от родителей дяди Фёдора? (велосипед)
- Как звали корову, которую купил кот Матроскин? (Мурка)
- Чьи это слова: «хорошими делами не прославишься»? (старуха Шапокляк)
- Сколько зол в день делала старуха Шапокляк? (пять зол)
- Сколько лет крокодилу Гене? (50 лет)
- Откуда взялся Чебурашка? (его привезли из южной страны в коробке с апельсинами)
- Как называла свою крысу старуха Шапокляк? (Лариска)
- Какой дом решили строить крокодил Гена, Чебурашка и их друзья? (дом дружбы)
Мозаика третья. «Расшифровка»
Следующий конкурс очень интересный
Он для извилин в голове, весьма, весьма полезный,
Сумеем отгадать слова
Узнаем сразу имена.
- инкаМторсток /кот Матроскин/
- никечП /Печкин/
- шионквастоПро /Простоквашино/
- сШпёриак /пёс Шарик/
- дФряяёдод /дядя Фёдор/
- карМровуоак /корова Мурка/
- тилаПсинваоял овроан /Пластилиновая ворона/
Мозаика четвертая. «Встреча с героями сказок»
Ведущий:
А сейчас я вам расскажу, как готовил праздничный пирог ко дню рождения Шарика, а вы мне будете помогать?
Матроскин:
Я захотел устроить бал
И я гостей к себе … (позвал).
Купил муку, купил творог,
Испёк рассыпчатый …(пирог)
Пирог, ножи и вилки тут-
Но что-то гости не…(идут).
Я ждал, пока хватило сил,
Потом кусочек…(откусил).
Потом подвинул стул и сел
И весь пирог в минуту…(съел).
Когда же гости подошли,
То даже крошек не…(нашли).
Ведущий:
-Кот Матроскин пришёл к нам не один, с ним пёс Шарик
-Ребята, мне очень нравится сочинять стихи. И я их придумал очень много. Все мои стихи о животных. Вот послушайте:
Шарик:
Неуклюжий, косолапый,
Он в берлоге лижет лапу.
Знаем, нас не проведёшь-
Ну, конечно, это ёж. ( не ёж, а медведь).
Эта рыжая плутовка
Кур ворует очень ловко.
Ей не скажешь: «Ну-ка, брысь!»
Ну конечно, это рысь. ( не рысь, а лиса)
Вот забавный недотрога,
Он иголок носит много.
Этот маленький зверёк
Называется хорёк. ( не хорёк, а ёж)
Я зимой в пушистой шубе
Ем грибы на старом дубе.
Мне на месте не сидится,
Потому что я синица. ( не синица, а белка)
У бедняжки нет берлоги,
От врагов спасают ноги.
Он привык к зиме белеть.
Догадались? Он медведь. ( не медведь, а заяц)
Простой вопрос для малышей:
«Кого боится кот?» Мышей. ( не мышей, а собаку)
Хвост веером, на голове корона,
Нет птицы краше, чем ворона. (не ворона, а павлин)
По сосне, как в барабан,
Застучал в лесу кабан. ( не кабан, а дятел)
Дочерей и сыновей
Учит хрюкать соловей. ( не соловей, а кабан)
Под луною песни петь
Сел на веточку медведь. ( не медведь, а соловей)
- Ребята, вам понравились мои стихи?
Вот спасибо. Ну я пойду, другим детям расскажу. До свидания.
Ведущий:
- Ещё кто-то к нам спешит.
Чем прославилась эта старушка? (Ответы детей)
Шапокляк:
Приятно слышать о себе такое. А хотите поиграть?
Сколько вас сегодня здесь?
Мне за день всех не перечесть!
Все Кристины хлопают,
А Максимы топают,
Костя прыгает,
Матвей ногами дрыгает,
Кати руки поднимают,
Все мальчишки приседают.
Ну а девочки - припевочки
Как можно громче имена свои называют.
Итак, раз, два, три-
Своё имя назови!
(Все задания дети выполняют на протяжении всей игры, девочки кричат свои имена несколько раз.)
Ведущий:
Бабушка, что ты тут устроила?
Шапокляк:
А что, я ничего.
Мы немножко пошумели,
В окнах стёкла зазвенели.
Мы немножко поиграли,
Десять стульчиков сломали.
А теперь уж нам пора-
Ждут нас новые дела!
Мозаика четвертая «Собери картину»
Учитель объединяет детей в группы
Группам раздаются конверты. В конверте разрезанная картинка. За минуту нужно собрать сюжет и произведение.
Мозаика пятая «Угадай песню»
Мозаика шестая «Пой вместе с нами»
Итог урока. Рефлексия.
- Как вы считаете, получился ли у нас урок - мозаика?
Если вам понравились произведения Э.Н.Успенского, хочется узнать о них ещё больше -Выход есть! Берем книги в библиотеке, покупаем в магазинах, обмениваемся с друзьями, читаем в интернете.
Для тех, кто хочет много знать, любит читать, дорога в Страну знаний всегда открыта.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения по творчеству С. Есенина
В данном материале представлена презентация к уроку литературного чтения по творчеству С. Есенина...
Технологическая карта урока литературного чтения на тему: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой".
КОНСПЕКТ УРОКА ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ Тема: "Э. Успенский. Если был бы я девчонкой" Цели деятельности учителя: формирование читательского кругозора; совершенствование видов реч...
Конспект открытого урока литературного чтения 2 класс «Э.Успенский «Чебурашка».
УМК: «Школа России».Тип урока: изучение нового произведения,Форма урока: комбинированный.Тема: «Э.Успенский «Чебурашка». (Отрывок из произведения «Крокодил Гена и е...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «« Э.Успенский «Если был бы я девчонкой» «Над нашей квартирой» (УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: продолжение знакомства с автором Э. Успенским; ознакомление учащихся с новыми произведениями автора: «Если был бы я девчонкой».За...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме «Стихи Успенского».(УМК "Школа России" 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование читательской компетенции в процессе работы над произведениями Э. Успенского; «Если был бы я девчонкой» «...
Технологическая карта урока литературного чтения по теме « Э.Успенский «Чебурашка». (УМК "Школа России" 2 класс)
Цель урока: формирование читательской компетенции в процессе в процессе работы над отрывком произведения Э.Успенского «Крокодил Гена и его друзья» - «Чебурашка»; совершенствова...
Технологическая карта урока литературного чтения. Тема: "Э.Н.Успенский «Если был бы я девчонкой», «Над нашей квартирой», «Память»." (УМК "Школа России", 2 класс)
Тип урока: «открытие» нового знания. Цель урока: формирование читательской компетенции и умения характеризовать героев в процессе работы над произведениями: Э.Н.Успенский «Если ...