Обучение грамоте Тема: Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. Прямые и наклонные вертикальные линии.
план-конспект урока (чтение, 1 класс) по теме

Евсеенко Светлана Валерьевна

Урок обучения грамоте по программе "Школа 2100" Тема: Знакомство с предложением.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dokument_microsoft_word предложение_3.doc45 КБ

Предварительный просмотр:

Обучение грамоте

Тема:  Природа вокруг нас. Знакомство с предложением. Прямые и наклонные вертикальные линии.

Учебник: Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Пронина О.В. «Моя любимая Азбука». Учебник для первоклассников – М.: Баласс, 2005.

Цель: Организовать деятельность обучающихся по изучению и первичному закреплению понятия: Предложение.

Задачи:

  1. Дать представление о предложении и его функции.
  2. Учить детей различать слово и предложение.
  3. Познакомить с записью предложения с помощью схемы.
  4. Развивать у школьников умения формулировать проблему, предлагать пути её решения.
  5. Развивать монологическую и диалогическую речь.
  6. Развивать умение сотрудничать с учителем и друг с другом.
  7. Воспитывать самостоятельность, интерес к предмету.
  8. Развитие умений выполнять штриховку прямых и наклонных вертикальных линий.

Ход урока:

I. Организационный момент.

-Ребята нам многому ещё надо научиться, многое узнать. Скажите, что нам пригодится для успешного продвижения вперёд? (трудолюбие, старание, активность, хорошее настроение,…)

- Давайте всё это возьмём с собой на наш урок. Готовы? Начнём.

  1. Актуализация знаний.

1. Работа в прописях. Письмо наклонных линий на с. 2 сверху вниз, штриховка квадратов: вертикальная, горизонтальная, по диагонали - крупная, мелкая.

2.Запись слов с помощью схемы по группам.

(На доске рисунки: стол, шкаф, парта, карандаш, линейка, пенал.)

 – На какие группы можно разделить эти рисунки? Почему? (мебель и учебные принадлежности).

- Запишем эти слова по группам. Как изобразим каждое слово? (С помощью схемы). Дети работают в тетрадях в клеточку.

- Озвучьте свою запись.

III. Постановка учебной задачи.

-Продолжим запись. Послушайте, что я сейчас произнесу и запишите схемой.

- Это парта. Это карандаш. Карандаш лежит на парте. (Учитель произносит с паузами. Один ученик работает у доски).

- Вы смогли выполнить задание? В чём затруднение? Чем это задание не похоже на предыдущее? (Мы записывали слова – названия: стол, парта,…, а сейчас вы произносили много слов. Мы не знаем, как это записать.)

- Ребята, я произносила предложения.

- Какой возникает вопрос? (Что такое предложение и как предложение записать схемой?)

- Какова же тема нашего урока? (Предложение.)

IV. Открытие нового знания.

- Какие есть предположения? (выдвигаются версии детей)

- Из чего состоит предложение? (Из слов.)

- Первое предложение я произнесла - Это парта.

- Сколько слов я произнесла? (два)

-Назовите первое слово (второе слово).

- С их помощью я выразила свою мысль.

- Вспомним, какое было второе предложение. (Это карандаш.)

- Сколько слов в этом предложении? (Два.)

- С помощью них я тоже выразила свою мысль.

- Третьим было предложение – На парте лежит книга.

- Посчитайте сколько слов? (учитель произносит по отдельности каждое слово, дети считают) – Четыре.

- Вам было понятно то, что я говорила? Я выражала свою мысль.

- Я произносила отдельные слова или они были связаны между собой? (высказывания детей)

- Кто подведёт итог и ответит на наш вопрос урока: Что такое предложение? (С помощью учителя делается вывод: Предложение состоит из слов, слова в предложении связаны по смыслу. Предложение выражает законченную мысль.)

V. Первичное закрепление.

- Я буду произносить слова и предложения. Если услышите предложение – приседаете, вытягивая руки перед собой, если это будут просто слова – хлопаете.

Листья пожелтели. Окно,  тетрадь. Дети гуляют в парке. Красивый. Птицы улетают на юг.

- За парту садятся те, кому было трудно отличать предложения от слов. Что мы можем посоветовать этим ребятам? (Быть повнимательней.)

VI. Постановка учебной задачи.

- На какой вопрос урока мы ещё не дали ответа? (Как записать предложение схемой).

VII. Открытие нового знания.

- Какие варианты можете предложить? (Дети предлагают различные варианты записи схем предложения.)

- Как узнать, кто прав? (Посмотреть в учебнике.)

- Откройте страницу 8 учебника. В схеме предложения мы будем каждое слово обозначать чертой. Первое слово мы будем выделять вот так ∟, в конце предложения ставится знак: точка либо другой знак, об этом узнаем чуть позже, который показывает, что предложение закончено.

VIII. Первичное закрепление.

- Давайте вернёмся к нашему заданию в начале урока. Какой будет схема к первому (второму, третьему) предложению? (У доски работают три ученика.)

- Сверьте свои схемы со схемами на доске. Нет ли ошибок?

А у нас сегодня в гостях Хомка, он  предлагает нам немножко отдохнуть. (изображение Хомки на доске)

Физминутка: Хомка, хомка, хомячок.

                       Хомка серенький бочок.

                      Хомка раненько встаёт.

                       Ушки моет, щёчки трёт.

                       Подметает хомка хатку и выходит на зарядку.

                      1, 2, 3, 4, 5 хочет хомка сильным стать. (Дети выполняют движения).

IX. Самостоятельная работа.

- Применим наши знания на практике, поработайте теперь каждый сам, составьте предложения к данным схемам в учебнике по рисунку с. 8. (Проверка коллективная).

- Кто понял, что называется предложением и как его схематично записать, возьмите зелёный карандаш и просигнальте на полях тетради зелёным кружочком. Кто понял, но не уверен в своих знаниях – просигнальте жёлтым кружочком, кому было сложно и нужна помощь – просигнальте красным кружочком. (учитель проходит по рядам, дети сигналят в тетрадях)

X. Включение нового знания в систему знаний.

1. Работа по учебнику. Составление предложений.

- Ещё раз рассмотрите картинку на с 8. Что ещё из живой (неживой) природы мог бы нарисовать художник? Нарисуйте простым карандашом на чистых гранях кубиков. (с.9)

- Назовите словами предметы, которые вы нарисовали. Я называю ваши слова: ручеёк, стрекоза, волк. Это предложение? Почему? (Дети с опорой на схему предложения рассказывают о предложении).

- Придумайте предложения  с этими словами.

2. Работа в прописях.

  1. Обвод и штриховка цветков и стебельков с. 2-3.
  2. Составление предложений о тюльпанах, составление схемы предложения.

XI. Домашнее задание.

- Тем, кому было сложно на уроке или кто желает проверить, как он усвоил сегодняшний материал, может выполнить упражнения: составить предложения по схемам в учебнике с 9.; заштриховать рисунок в прописях на с. 3 в разных направлениях.

XII. Рефлексия деятельности.

- Какова была тема урока?

- Что узнали о предложении?

- Оцените свою работу: «Выкладываем дорожку». Дети подходят к доске, выбирают камушек-цветной овал из картона, соответственно своей самооценке по цвету (Зелёный – всё было понятно, доволен собой;  жёлтый-  с заданиями справлялся, но иногда испытывал затруднения, вполне доволен собой;  красный – задания на уроке были сложными, нужна помощь.).

Таким образом, выкладывается дорожка и даётся оценка работе класса в целом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока обучения грамоте по теме "Живая природа. Знакомство с предложением"

Цель: систематизировать знания о живой природе.Задачи: 1)обобщить знания детей о слове, развивать умение слышать звучащее слово2) познакомить с понятием "предложение", ввести схему предложения3)способ...

Урок обучения грамоте - 1 класс по теме "Знакомство с согласными звуками [г], [г\'], [д], [д\'] и соответствующими буквами".

Урок показан на семинаре по преемственности между дошкольным и начальным школьным образованием....

конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M\']

Урок- путешествие позволяет  первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального  подъема....

Урок обучения грамоте. Заглавная буква В. Продолжение знакомства с суффиксом и корнем. Наблюдение над однокоренными словами.

Урок формирует умение различать гласные и согласные звуки;  умение понимать роль заглавных букв в русском языке;  умение анализировать текст с учётом формирования личностных УУД. Продолжаетс...

Урок обучения грамоте 1 класс по теме: "Знакомство с буквой Вв".

Урок разработан по программе УМК Начальная школа 21 века (Л.Е. Журова, А.О. Евдокимова)...

Урок обучения грамоте (литературное чтение) по теме: "Знакомство с буквой П,п."

Урок обучения грамоте (литературное чтение)Тема: ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ П, п.       Дата проведения урока: 03.12.12013г.       Класс: 1 «Г»....

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...