конспект урока по обучению грамоте 1 класс по теме"Знакомство со звуком [M] [M']
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему

Шаркова Елена Владимировна

Урок- путешествие позволяет  первоклассникам хорошо усвоить новый материал, на уроке создается ситуация эмоционального  подъема.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                                   ГБОУЦО№1048 г. Москвы

         Конспект урока по обучению грамоте  в 1 классе по   теме»Звуки» [M] , [M’].

                                              Составила  учитель  начальных

                                             классов Шаркова Е.В.

                                                          2012г

  Конспект  урока  обучения  грамоте  в   первом  классе  в  рамках    ФГОС  второго  поколения.

    Тема:»Звуки[M], [M[, буквы М,м.»

Цели:

 -познакомить   детей со звуками [M[, [M],  буквами М, м ;

- формировать навык беглого  слогового  чтения;

- работать над  слого-

 звуковым анализом слов;

-уделять внимание лексической работе;

- развивать познавательные интересы;

- на основе приобщения к творчеству Виктора Васнецова реализовывать задачи нравственно-эстетического воспитания.

Оборудование:

Большая красочно оформленная буква «М».

Слоговые таблицы с открытыми и закрытыми слогами.

Куклы Анечка и Настенька, гласные и согласные звуки и буквы.

Деревянная и железная шкатулки для букв.

Портрет В.Васнецова.

Репродукции картин «Аленушка», «Иван-царевич и Серый волк», «Три богатыря».

Изображение «Машины времени».

«Шапочки» для детей.

Картины с видами древней и современной Москвы.

Карточки со словами для коллективной работы.

Карточки с текстом для индивидуальной работы

Ход   урока

1.Организационный момент

Сегодня, ребята, у нас необычный урок. Вы будете не просто мальчиками и девочками , а великими путешественниками. Чтобы в пути нас не встретили трудности, проверим все ли мы взяли с собой в дорогу. Нам нужны : учебники, карточки для чтения, хорошее настроение и верные друзья. Поднимите руки те, кто готов к путешествию.

2.Знакомство с новыми звуками и буквами.

Начало путешествия.

Помогать нам в дороге будет буква из 4 блока, с которой мы уже знакомились в начале года. Вы должны будете ее узнать. Встаньте Сережа и света, возьмитесь за руки .  Кто  узнал букву?

 

Дружно  за  руки  мы  встали  ,  и на «М»  похожи стали.

(Учитель показывает красочно оформленную букву «М».)

Посмотрите, ребята, какая красивая буква появилась в нашем классе!

Она приглашает нас в  путешествие в Москву, но не современную, а древнюю. За время путешествия мы узнаем об этой букве много интересного, научимся читать с ней слияния и слова.

Как же  нам  быть?   Давай те наденем специальные  шапочки, сядем в »Машину времени» ( приложение 1) и помчимся не вперед, а назад: в Древнюю Русь, в Москву.

( Дети  надевают  шапочки,  закрывают  глаза. Включается музыка.)

2). Встреча с тремя богатырями.

Наша Машина времени опустилась на большое поле. Посмотрите, кто это?

Это богатыри земли русской :Илья Муромец, Добрыня Никитич, Алеша Попович.

Выехали они в чистое поле, смотрят в разные стороны, не появятся ли враги. Вскинет тогда острую пику Илья Муромец, выхватит из ножен меч Добрыня Никитич, натянет тетиву лука Алеша Попович.  И никакая сила не заставит отступить отважных богатырей, ведь за спиной у них, за синими холмами родная земля.

Нахмурились богатыри: кто это появился на поле? Давайте расскажем о себе: кто мы такие, откуда прибыли и зачем.

(Ответы детей)

Заулыбались   богатыри, они очень рады вам, потому что вы пришли  с МИРОМ.

Скажите , что обозначает слово  МИР?

Это то, что вокруг нас, это вся Земля.

Это дружеские взаимоотношения между людьми.

Составим слово МИР , порадуем богатырей.

(Составление слова на наборном полотне)

А теперь составим схему слова МИР. Выделите первый звук. Этот звук, ребята, на письме обозначается буквой ЭМ. Запомните, как зовут нашу букву- помощницу.

3).Встреча с Иваном-царевичем и Серым волком.

Поехали богатыри дальше, а наш путь лежит в Москву.

Ой, ребята, посмотрите в какую чащу леса мы забрались! Кто же  это мчится сквозь бурелом? Это Иван- царевич спасает свою невесту от злой Бабы- Яги!. Кто из вас догадался, почему он это делает?. Верно, любовь придает человеку силу, мужество, стремление совершить подвиг, чтобы спасти близкого человека. А есть ли у вас любимые люди? Конечно, это ваши родители. Составим на наборном полотне слово МАМА. Выделите первый звук. Какой ое: согласный или гласный. Почему?

При произношении этого звука воздух встречает преграду, губы сжимаются. Значит , это согласный звук.)

Произнесите его еще раз. Какой это согласный: твердый или мягкий?

А теперь произнесите этот звук мягко.

Итак, какие звуки обозначает буква  ЭМ?

Давайте не будем мешать нашим героям. Пусть они мчатся дальше без остановки.

4).Встреча с куклами, одетыми в русские  костюмы.

Пойдемте дружно вперед. Посмотрите, кто  нас  встречает ?    Это русские красавицы   Анечка и Настенька. Они  очень  любят гостей  и предлагают поиграть в игры.

Настенька в синем сарафане собирает только согласные буквы. Анечка в красном – гласные. Они перепутали буквы. Помогите каждой девочке собрать свою группу.

Настенька принесла с собой два сундучка: железный и деревянный. В железный сундучок надо положить звонкие согласные, а в деревянный- глухие согласные.

А  Анечка просит разделить  ее буквы на две группы: гласные, перед которыми согласные произносятся мягко и гласные, перед которыми согласные произносятся твердо.

Девочки очень любят петь. Давайте вместе с ними пропоем слияния по слоговой таблице.

(Пение слияний с буквой «М»)

А теперь ,ребята , расскажем девочкам о современной Москве.

(Чтение слов с доски)

Название у нее осталось прежнее-  МОСКВА. Под Москвой есть подземный   город – МЕТРО. Как оно появилось?   СТРОИЛИ  , СТРОИТЕЛИ. Мы живем в мирное время. МИР. Что мы сейчас читали? СЛОВА. А дома нас ждет  МАМА.

5). Встреча    с     Алёнушкой.

Теперь возьмемся за  руки, потому что надо пройти через топкое  место. Приглядитесь. Кого мы увидели? Какие чувства вызывает у нас эта девушка? Почему?

Это  Аленушка.  Ей очень грустно. Давайте отвлечем ее от печальных мыслей, покажем как мы умеем читать рассказ, в котором встречается  буква «М».

(Чтение текста с карточек для индивидуального чтения , нахождение слов: урок, Рома, мелом, написали),

          Текст  на карточке.

У  нас урок.

-Вот, Рома, мел.

Рома написал мелом слова: мама, Москва,мир.

Мы все написали :мама, Москва, мир.

Посмотрите ,  Аленушка   улыбнулась,  а  мы с вами пойдем  дальше.

6). Посещение  древней  Москвы.

Посмотрите, какой красивый город перед нами!

Это старая  Москва,  куда  привела  нас  буква  «М».  Кому  из  вас  понравился  этот  город?  Почему?

Но все  хорошее когда-то кончается, и  мы  должны  вернуться  в  нашу  современную  Москву. Наденьте свои волшебные шапочки, сядьте поудобнее в Машине  времени, закройте глаза.

( Звучит   музыка. В  это время  учитель  убирает прежнюю  картинку и помещает на доску картинку с изображением  современной Москвы.)

Откройте глаза. Где мы находимся?  Совершенно верно, мы в столице нашей Родины.  Это не только древний  город, но и современный город со множеством заводов, театров, институтов, стадионов…

7). Работа  по  учебнику.

Откройте «Азбуку», рассмотрите иллюстрацию. Найдите предметы, в названиях которых есть новые звуки.

8.) Нахождение места новой буквы в «ленте букв»

(Над доской в классе в течении всего года находится изображение паровозика, в котором буквы располагаются в том же порядке, что и на «ленте букв» в учебнике. По мере изучения буквы помещаются на отведенное место).

 А теперь пора отправить Букву «М» в путешествие в мир книг. На какое место в паровозике мы ее поместим? Почему?

Дети  произносят слова.

ЧУ-чу, чу-чу-чу,

Бежит паровоз,

Далеко, далеко

Он буквы повез.

В это время учитель помещает букву «М» в верхний ряд с непарными согласными буквами.

Сегодня на  нашем  уроке  нам  помогал  художник  Виктор  Васнецов.  Репродукции его картин помогли путешествовать по Древней Руси.

 Сами картины можно увидеть в Третьяковской галерее города Москвы.

Итог  урока.

С какой буквой мы сегодня  путешествовали?

Что нового вы о ней узнали?

Сегодня вы отлично поработали!

(Оценивание работы каждого ученика: кто был самым внимательным, кто хорошо читал и т. )


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по обучению грамоте с использованием ИКТ "Знакомство с буквой Ф,ф"

Конспект урока по обучению грамоте с использованием информационно-коммуникационных технологий, составленный в соответствии с программой "Начальная школа XXI века" и  соответствующие требован...

Конспект урока чтения для 1 класса по теме: “Знакомство со звуком и буквой С. Выделение звука [с]”

Конспект предназначен для урока чтения для детей с умеренной умственной отсталостью...

Конспект урока по обучению грамоте (развитию речи). Тема урока: « Знакомство со звуком [ч’] и буквой Ч, ч».

Тема урока:  «Знакомство со  звуком [ч’]  и буквой Ч, ч».Тип урока: Изучение нового материала.Цель: Создать условия для знакомства детей с согласным звуком [ч\'] и буквой «Чч», для форми...

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО УРОКА ПО ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ И ПИСЬМУ Тема «Буква Ж. Звук [ж]» (Школа России)

Дети научатся находить необходимую информацию на страницах учебника; применять школьные правила; проверять написанное; научатся правильно сидеть за столом и пользоваться письменными принадлежностями; ...

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме: «Согласные звуки д, д*, буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д,т»

Педагогическая цель. Создать условия для формирования умений сопоставлять слоги и слова с буквами Д и Т, развития связной речиТип урока. Решение частной задачиПланируемые результаты (предметные)....

Конспект урока по обучению грамоте (чтение) по теме "Звуки [м] [м\'], буквы М,м.

Конспект урока по обучению грамоте (чтение).Тип урока: Знакомство с новыми звуками ,с новой буквой....

1 класс. Конспект урока по обучению грамоте «Буква Ь. Обозначение мягкости согласных звуков с помощью Ь»

Цели деятельности учителя: формирование представлений о букве  «Ь» и её особенностях.Планируемые результатыПредметные:- знать букву «ь»;-знать значение мягкого знака для о...