Рабочая программа по чтению
рабочая программа по чтению (4 класс) на тему
Рабочая программа по чтению, программа "Начальная школа 21 века" 4 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rab_programma.docx | 69.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Рабочая программа по чтению
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
К ТЕМАТИЧЕСКОМУ ПЛАНИРОВАНИЮ ПО ЛИТЕРАТУРНОМУ ЧТЕНИЮ.
Рабочая программа курса «Литературное чтение» разработана на основе Федерального компонента Государственного стандарта начального общего образования и авторской программы
Л.А. Ефросининой (М: Вентана-Граф, 2002).
Программа рассчитана на 102 часа.
Программа обеспечена следующим методическим комплектом:
Ефросинина Л.А. Литературное слушание. 4 класс. 2 части. - М: Вентана-Граф, 2008;
Ефросинина Л.А. Литературное чтение. - М.: Вентана-Граф, 2008;
Ефросинина Л.А. Хрестоматия по литературному чтению. - М.: Вентана-Граф, 2008.
В авторскую программу изменения внесены: сокращено количество часов на изучение отдельных тем.
Программный материал за 3 класс детьми усвоен полностью. Качество знаний по предмету составляет %. Но есть дети с низкой мотивацией обучения: Ехалов, Ребзуев. С ними велась индивидуальная работа.
Основная цель уроков литературного чтения в начальных классах - помочь ребенку стать читателем: подвести к осознанию богатого мира отечественной и зарубежной детской литературы как искусства художественного слова; обогатить читательский опыт.
Развитие читателя предполагает формирование такой деятельности, когда он способен воспринимать текст (слушать и слышать художественное слово, читать вслух и молча изучать текст или только знакомиться с ним); понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла (иметь свои суждения, выражать эмоциональные отношения и т.д.); воссоздавать в своем воображении прочитанное (представлять мысленно героев, события) и, наконец, воспроизводить текст, т.е. уметь рассказывать его в разных вариантах - подробно, выборочно, сжато, творчески с изменением ситуации. Эти компоненты необходимы для осуществления правильной читательской деятельности. Чтобы ребенок стал полноценным читателем, важно создать условия для формирования читательской деятельности. Главное - организация читательского пространства, подбор материала для чтения.
. Литературное чтение (2 ч в неделю)
Круг чтения
Для чтения и обсуждения в классе. Произведения устного народного творчества русского народа и народов мира: сказки, загадки, потешки, поговорки, пословицы, былины, предания, легенды, сказы, мифы. Мифы Древней Греции и Рима. Ведущие идеи, объединяющие произведения фольклора разных народов, специфика художественной формы разных произведений словесного творчества. Отрывки из Библии.
Стихотворные и прозаические произведения русских и зарубежных писателей-классиков XIX - начала XX века, детских писателей второй половины XX века, раскрывающие многообразие их творчества, жанров, особенности национального колорита и специфику произведения. Произведения о жизни детей разных народов и стран. Приключенческая детская книга. Научно-познавательная книга: о природе, путешествиях, истории, научных открытиях и др. Юмористическая и сатирическая книга. Очерки, воспоминания, письма.
Справочная детская литература (детские энциклопедии, словари).
Для самостоятельного чтения. Художественная книга (автобиографическая, из жизни детей-сверстников, о Родине и других странах, о труде и творчестве человека). Научно-познавательная книга: о растениях и животных, вещах и предметах, изобретениях и изобретателях, истории, психологии, археологии и др. Книги о путешествиях и приключениях.
Восприятие литературного произведения. Создание условий для полноценного восприятия произведений в единстве содержания и формы, в единстве образного, логического и эмоционального начал. Эмоциональная отзывчивость, понимание настроения литературного произведения, осознание схожести и различий настроений героев, авторской точки зрения. Общая оценка достоинств произведения. Оценка эмоционального состояния героев, анализ их действий и поступков. Сравнение персонажей разных произведений, выявление отношения к ним автора, высказывание собственной оценки, подтверждение собственных суждений текстом произведения.
Умение на слух воспринимать разные по жанру произведения, запоминать слова, характеризующие персонажей, образные выражения, создающие картины природы, рисующие человека и т.д. Понимать роль описания природы, интерьера, портрета и речи героя.
Умение определять задачу чтения - что и с какой целью читается, рассказывается, сообщается. Умение находить средства выразительного чтения произведения: логические ударения, паузы, тон, темп речи в зависимости от задачи чтения.
Умение сопоставлять два ряда представлений в произведении - реальных и фантастических.
Жанрово-тематическое разнообразие. Расширение знаний и умений в области жанровых особенностей сказки (народной и литературной), рассказов, басен (стихотворных и прозаических), былин и сказок, очерковых произведений. Сравнение художественных и научно-художественных произведений, авторских произведений, разнообразных по жанрам и темам: манера письма, особенности композиции текста, языка, характер изображения персонажей.
Народные сказки: плавный ритм чтения, фантастические превращения, волшебные предметы, повторы слов («жили-были», «день-деньской»), постоянные эпитеты («добрый молодец», «красна девица»), устойчивые выражения («день и ночь - сутки прочь»), зачины и их варианты, присказки, особые концовки. Борьба добра и зла, отражение мечты народа.
Былины: плавный, напевный ритм чтения, повторы, постоянные эпитеты («сыра земля», «богатырский конь» и т.д.), гиперболы (преувеличения), яркость описания героев, порядок действий (рассказов о былинном богатыре).
Литературная сказка. Сходство с народной сказкой (сказочные герои, структурное сходство, превращения, победа добрых сил). Особенность авторского языка, образов, эмоциональных переживаний.
Рассказы: художественные, научно-популярные. Особенности художественного рассказа: описание поступков героев, интересных случаев из их жизни, эмоционально-образное описание внешнего вида персонажей, возбуждающее воображение читателя. Отношение автора к своим героям. Манера письма автора.
Стихотворное произведение: ритмический рисунок, строка, строфа, рифма и средства выразительности.
Научно-художественные рассказы: рассказы о природе, описание образов природы в художественной форме, наличие в них познавательных, реальных знаний, их образного отражения.
Научно-популярные рассказы и очерки. Особенности: отличие образа от понятия, термин; развитие логических связей, деловой язык, «язык фактов», главная мысль, вывод, умозаключение.
Очерк - повествование о реальных событиях, о людях и их делах, происходящих в действительности. Знакомство с действительными событиями жизни страны, отношением человека к Родине, к людям, к природе.
Ориентировка в литературоведческих понятиях. Литература, фольклор, литературное произведение, литературное творчество. Литературные жанры: сказка, былина, пословица, загадка, поговорка, сказ, легенда, миф, рассказ, повесть, стихотворение, баллада, пьеса-сказка, очерк, научно-популярное и научно-художественное произведения.
Тема, идея произведения; литературный герой, персонаж, портрет, авторская характеристика, сюжет, композиция; изобразительно-выразительные средства языка (эпитет, сравнение, олицетворение, гипербола). Юмор и сатира как средства выражения авторского замысла. Фантастическое и реальное.
Библиографические сведения о книге. Элементы книги: обложка, титульный лист, оглавление, предисловие, послесловие, аннотация, иллюстрация. Каталог. Каталожная карточка. Периодика (наименования детских газет и журналов). Сведения об авторе. Элементарные знания о времени создания произведения.
Творческая деятельность школьников. Умение написать изложение, небольшое сочинение по текстам литературных произведений. «Дописывание», «досказывание» известного сюжета. Сочинение (по аналогии с произведением устного народного творчества) загадок, потешек, сказок, поговорок.
Творческие работы по сопоставлению сюжетов литературных произведений с аналогичными сюжетами произведений живописи, графики, музыки. Умение писать отзывы о прочитанных книгах, аннотацию на книгу, составить на нее каталожную карточку.
Умение воспроизводить сценические действия (по сюжетам небольших произведений) в играх - драматизациях, игровых диалогах, театральных играх.
Навык чтения:
- осознанное, правильное, выразительное чтение в соответствии с нормами литературного произношения вслух, чтение про себя;
- выразительное чтение подготовленного произведения или отрывка из него;
- использование выразительных средств чтения (темп, тон, логические ударения, паузы, мелодика речи);
- темп чтения вслух - не менее 90 слов в минуту, про себя - не менее 110 слов в минуту;
- использование мемуарно-критических, историко-бытовых, историко-литературных сведений об авторе книги, об эпохе ее создания;
- чтение наизусть стихов, отрывков из прозаических произведений (к концу обучения в 4 классе — не менее 20 стихотворений, 6 отрывков из прозы).
Работа с текстом:
- установление смысловых связей между частями текста;
- определение мотивов поведения героев и оценивание их поступков;
- сопоставление поступков героев;
- понимание и различение значений слов в тексте;
- нахождение в произведении слов и выражений, изображающих поступки героев, картины и явления природы;
- выделение в тексте эпитетов, сравнений;
- составление простого плана к рассказу, сказке;
- подробный, краткий и выборочный пересказ текста по плану;
- составление творческого пересказа (изменение лица рассказчика, продолжение рассказа о судьбе героев на основании собственных предположений, воссоздание содержания произведения в форме словесной картины);
- выявление авторского и своего отношения к событиям, героям, фактам.
Читательские умения (работа с произведением и книгой):
- обобщение представлений о рассказе, сказке, стихотворении, басне, о произведениях устного народного творчества;
- самостоятельный выбор книги на определенную тему;
- чтение детской периодики;
- использование справочной литературы, работа в библиотеке (школьной, городской и т.д.).
Межпредметные связи:
С уроками русского языка: устные и письменные рассказы о персонажах литературных произведений, отзывы о прочитанной книге, применение лингвистических знаний в устной и письменной речи, умение пользоваться основными формами речи (описание, рассуждение, повествование), первые опыты пробы пера (сочинение сказок, рассказов, былей, забавных историй и т.д.).
С уроками музыки: иметь представление о предусмотренных программой произведениях русской музыки на тексты или по мотивам изученных литературных произведений, о содружестве и взаимообогащении музыки и литературы.
С уроками изобразительного искусства: иметь представление о близости произведений словесного и изобразительного искусства, изученных по программе, об искусстве книжной иллюстрации; уметь сопоставлять текст и иллюстрацию, размышлять о том, как художник понял и передал свое понимание прочитанного.
С уроками физического воспитания: уметь правильно пользоваться дыханием, голосом, мимикой, жестом, ритмическим движением при чтении вслух и инсценировке литературных произведений.
Требования к уровню подготовки ученика четвертого класса
Называть, приводить примеры:
- сказок народных и литературных;
- стихов и рассказов из круга детского чтения;
- детского игрового фольклора (загадки, пословицы, песенки, скороговорки).
Различать, сравнивать:
- произведения фольклора (загадка, пословица, песенка, скороговорка);
- жанры детской художественной литературы (сказка, рассказ, стихотворение, басня);
- сказки народные и литературные;
- словари и справочники;
- элементы книги (обложка, титульный лист, иллюстрация, оглавление);
- виды пересказа (подробный, краткий, выборочный).
Устанавливать связи, объяснять: - определять тему;
- развитие событий в тексте, структуру текста, главную мысль произведения и соотнесение ее с заглавием;
- соотнесение основного содержания текста с иллюстрациями;
- устанавливать связи внутри событий.
Кратко характеризовать, описывать: - основную мысль художественного произведения;
- героев произведения (их поступки и характеры);
- свое отношение к прочитанному произведению.
Решать практические задачи: - читать осознанно, правильно, целыми словами вслух не менее 80 слов в минуту, про себя – 100-120 слов в минуту;
- выразительно читать наизусть программные стихотворения и отрывки из прозы, специально подготовленные тексты;
- ставить вопросы к тексту, выполнять задания к тексту и отвечать на вопросы к тексту;
- делить текст на смысловые части и составлять простой план;
- пересказывать и рассказывать произведение по плану;
- определять тему и жанр незнакомой книги;
- работать со справочной литературой.
При изучении отдельных тем данного курса запланировано использование этнокультурного компонента. Дети знакомятся с татарскими народными сказками, стихами и прозаическими произведениями татарских поэтов и прозаиков.
- В процессе обучения в полном объёме из современных образовательных технологий используется разноуровневое обучение и коллективное система обучения.
ЛИТЕРАТУРНОЕ ЧТЕНИЕ
Тематическое планирование
№ п\п | Наименование раздела программы | Тема урока | Количество часов | Тип урока | Элементы содержания | Требования к уровню подготовленности учащихся | Вид контроля | Элементы дополнительного содержания | Домашнее задание | Дата П/Ф |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 |
1 | Повторение. Произведения фольклора. (1 ч) | Малые жанры фольклора. Русская народная сказка «Марья Моревна» | 1 | Комбинированный урок | Понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Сказки бытовые, волшебные, о животных | Знать понятия: загадка, пословица, дразнилка, скороговорка. Уметь самостоятельно оценивать свою начитанность | Текущий. Самостоятельная работа: «Жанры фольклора» (схема) | Сравнение сказки и былины | Учебная хрестоматия: читать, отвечать на вопросы 2, 3. Р. т. с. 4 № 2, с. 5 № 3, 4 (по выбору) | 1.09 |
2 | Героическая песня, былина, легенда. Библейские предания. (9 ч) | Былина «Волх Всеславович». Произведения фольклора. Былины | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Образы былинных героев: их внешность, поступки, служение Родине | Знать основное содержание былины, тему произведения. Уметь анализировать содержание, составлять план. Рассказывать по плану | Былина – жанр фольклора | Учебник, Р. т. с. 6 № 3 | 5.09 |
3 | Народные песни. Героическая песня «Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Народные песни: колыбельные, хороводные, песни-заклички | Знать основное содержание текста, тему произведения. Уметь выделять основную мысль произведения | Понятие о героической песне как жанре устного народного творчества. Особенности героической песни: исторический герой, его подвиги, напевность, повествовательных характер | Учебник, Р. т. с. 9 № 3 (по выбору) | 6.09 | ||
4 | Библейское предание «Блудный сын» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие: предание или легенда. Особенности жанра – главная мысль | Уметь понимать основное содержание текста, выделять главную мысль | Библия (Великая книга). Сравнение с бытовой сказкой | Учебник, Р. т. с. 11 № 2 (по желанию) | 8.09 | ||
5 | Легенды: «Легенда и граде Китеже», «Легенда о покорении Сибири Ермаком» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Легенда – жанр фольклора | Уметь понимать основное содержание текста, отвечать на вопросы | Текущий. Выразительное чтение | Особенности легенды: реальный факт в сказочном изложении. Сравнение легенд, героических песен, былин. Музей Китеж. Атаман Ермак Тимофеевич | Учебник, с. 14–15, выразительное чтение. Р. т. с. 3 № 12. Учебник, Р. т. с. 13 № 2 (по желанию) | 12.09 | |
6 | Обобщающий урок по теме: «Произведения фольклора» | 1 | Обобщающий урок | Фольклор – устное народное творчество. Жанры фольклора | Уметь работать самостоятельно | Тематический. Самостоятельная работа | Подготовить выразительное чтение или пересказ любого произведения фольклора | 13.09 | ||
7 | Мифы народов мира. (5 ч) | Древнегреческий миф «Орион» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие о мифе. Герои мифа | Знать основное содержание мифа. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Особенности древнегреческих мифов | Учебник, | 15.09 |
8 | Древнегреческий миф «Дедал и Икар» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Миф. Образы героев мифа. Пересказ отдельных эпизодов | Уметь составлять план, пересказывать по плану, анализировать произведение | Особенности древнегреческих мифов | Учебник, с. 20–22, рассказ о жизни Дедала. Р. т. с. 17 № 2 | 19.09 | ||
9 | Славянский миф «Ярило-Солнце». Древнеиндийские мифы «Творение», «Создание ночи» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Выделение эпизодов «пробуждение Матери Сырой Земли», «появление человека» и «вещая речь человека». Герои древнеиндийских мифов. Выделение пословиц (мудрых мыслей) | Знать об особенностях построения текста (языке, героях). Уметь работать с текстом, выделять нужные эпизоды | Текущий. Пересказ | Сравнение славянского мифа «Ярило-Солнце» и древнегреческого мифа «Творение» | Учебник, Р. т. с. 18 № 4, с. 19 № 2 | 20.09 | |
10 | Обобщение по разделу «Мифы народов мира» | 1 | Урок-отчет | Миф, герои мифов, особенности мифов. Книги с мифами народов мира | Знать мифы народов мира. Уметь работать самостоятельно в рабочих тетрадях | Тематический. Проверочная работа | Пересказ понравившегося мифа | 22.09 | ||
11 | Книги Древней Руси. (4 ч) | Отрывок из «Повести временных лет», «О князе Владимире», «Деятельность Ярослава» (похвала книгам) | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения. Герой-персонаж, его поступки, характер | Знать о житие как жанре древнерусской литературы. Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Первые книги древней Руси – памятники культуры. Словарь древнерусских слов | Учебник, с. 27–29, выразительное чтение, ответы на вопросы № 4, с. 29 № 3, с. 30. Р. т. с. 23 № 3 | 26.09 |
12 | Отрывок из «Повести временных лет», «Поучение Владимира Мономаха» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Поучение – жанр древнерусской литературы. Выборочное чтение | Уметь понимать основное содержание текста. Знать героя произведения и уметь оценивать его поступки | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение «Поучений Владимира Мономаха» и «наставлений Ярослава Мудрого» | Учебник, вопросы с. 31. Р. т. с. 26 № 2 (по желанию) | 27.09 | |
13 | Обобщающий урок по теме «Книги Древней Руси» | 1 | Урок-отчет | Жанры древнерусской литературы – житие, поучение. Герои произведений | Уметь высказывать свое мнение о прочитанном, давать оценку героям, работать самостоятельно в тетрадях и с книгами дополнительного чтения | Тематический. Проверочная работа | 29.09 | |||
14 | Басни. Русские баснописцы. (6 ч) | И. А. Крылов «Стрекоза и Муравей». И. И. Хемницер «Стрекоза». | 1 | Комбинированный урок | Понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. | Знать понятия: басня, мораль, вступление, рассказ. Уметь выразительно читать басни, давать оценку героям, выделять в тексте части басни | Библиографические сведения об авторах басен. Сравнение басен И. А. Крылова, И. И. Хемницера, Л. Н. Толстого (сюжет, мораль, содержание, форма) | Учебник, Р. т. с. 28 № 3, 4 (по желанию) | 3.10 |
15 | И. И. Хемницер «Друзья» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои и их поступки | Уметь понимать основной смысл содержания басни, читать выразительно | Текущий, чтение наизусть | Особенности басни: мораль, ирония, аллегория | Учебник, с. 37, выразительное чтение. Р. т. с. 30 № 2 | 4.10 | |
16 | А. Е. Измайлов «Кукушка», И. А. Крылов «Осел и соловей», Л. Е. Измайлов «Лестница» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои басен, их характеры и поступки. Главная мысль басен | Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику их героям, выделять главную мысль басен | Текущий. выразительное чтение | Мораль, аллегория. Сравнение басен И. А. Крылова, | Учебник, Р. т. с. 32 № 3 | 6.10 | |
17 | И. А. Крылов «Мартышка и очки», «Квартет». С. В. Михалков «Слово о Крылове» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои, их характеры, поступки. Периодика: детские журналы | Знать понятия: олицетворение, сравнение. Уметь понимать основное содержание басен, давать характеристику героям | Текущий. Выразительное чтение | Квартет. | Учебник, Р. т. с. 33 № 3 | 10.10 |
18– 19 | Произведения | Баллада В. А. Жуковского «Светлана». Дополнительное чтение. Стихи В. А. Жуковского «Вечер», «Там небеса и воды Лены», «Загадки» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнения, рифма | Знать особенности формы и содержания языка (эпитеты, сравнения, олицетворения). Уметь слушать баллады, выделять смысловые части баллады, описывать героев | Баллада – стихотворный рассказ | Учебник, Р. т. с. 38 № 3, с. 39 № 3, | 11.10 13.10 | |
20 | Волшебные сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Литературная сказка русского автора. Виды сказок: о животных, бытовые, волшебные. Эпитеты, сравнения. Герои сказок | Уметь слушать сказку, определять главную мысль, характеризовать героев положительных и отрицательных | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение сказки В. А. Жуковского «Спящая красавица» со «Сказкой о мертвой царевне и семи богатырях» А. С. Пушкина | Учебник, Р. т. с. 41 № 4, 5 (по выбору) | 17.10 |
21 | Произведения А. С. Пушкина. | Повторение изученных произведений А. С. Пушкина. | 1 | Комбинированный урок | Определения: темп, средства художественной выразительности – эпитеты. Сравнения, рифма | Знать понятия: эпитет, сравнение, рифма. Уметь определять тему стихотворения, выразительно читать | Текущий. Пересказ по плану | Понятия: ритм, тон, логические ударения, паузы | Учебник, Р. т. с. 45 № 3 | 18.10 |
22 | А. С. Пушкин | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, рифма. Осознанное правильное чтение | Уметь слушать стихотворения, сравнивать эмоциональное настроение стихотворений | Текущий. Чтение наизусть | Определение интонационного рисунка | Учебник, Р. т. с. 47 № 3 (по выбору) | 20.10 | |
23– 24 | А. С. Пушкин «Сказка о золотом петушке». Из воспоминаний В. И. Даля | 2 | Комбинированный урок | Сюжет, герои, главная мысль | Уметь наблюдать за изменением настроения, определять главную мысль | Словарь Даля | Учебник, Р. т. с. 48 № 4 (по выбору) | 24.10 25.10 | ||
25 | Произведения М. Ю. Лермонтова. (6 ч) | Стихи М. Ю. Лермонтова «Москва, Москва! Люблю тебя как сын…», «Парус» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр произведения. Эпитеты, рифма | Уметь выразительно читать стихотворения, сравнивать их содержание (мысли и чувства поэта) | Метафора. | Учебник, с. 66–67, выучить одно стихотворение наизусть по выбору. Р. т. с. 30 № 2 | 27.10 | |
26 | Стихи о природе. М. Ю. Лермонтов «Горные вершины…», «Утес» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема чтения. Эпитеты, сравнения | Уметь определять тему произведения, определять тон и темп чтения, наблюдать за употреблением знаков препинания, указанием пауз, выделением логических ударений | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение стихотворений | Учебник, | 31.10 | |
27-28 | М. Ю. Лермонтов «Ашик-Кериб» (восточная сказка) | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Авторская сказка. Герои положительные и отрицательные. Главная мысль сказки | Знать понятие авторская сказка. Уметь выделять главную мысль сказки, выявлять положительных и отрицательных героев, давать им характеристику | Текущий. Чтение наизусть | Особенности восточной сказки: имена героев, описание одежды, названия населенных пунктов | Учебник, | 1.11 14.11 |
29-31 | Произведения П. П. Ершова. | Волшебные сказки. П. П. Ершов «Конек-Горбунок» | 3 | Чтение и анализ нового произведения | Сказки народные и литературные. Сказки волшебные, бытовые, о животных. Главная мысль сказки | Знать особенности волшебных сказок, сказок народных и литературных. Уметь определять главную мысль сказки, характеризовать героев, выражать свое отношение к героям сказки | П. П. Ершов (справка об авторе) | Учебник, | 15.11 17.11 21.11 | |
32 | П. П. Ершов «Кто он?» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сравнение. Осознанное правильное чтение. Ритм, тон и темп чтения | Уметь наблюдать над особенностью стихотворных строк, выразительно читать | Текущий. Чтение наизусть | Чтение наизусть отрывков. | Учебник, с. 83, выразительное чтение, наизусть отрывки (по желанию) | 22.11 | |
33-34 | Произведения | В. М. Гаршин «Сказка о гордом Агее». Пересказ старинной легенды | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие леген-да. Особенности легенды, главная мысль | Знать понятие легенда. Уметь выделять особенности легенды, определять главную мысль, рассказывать отдельные эпизоды | Текущий. Выразительное чтение | Рассказывание отдельных эпизодов | Учебник, | 24.11 28.11 |
35 | В. М. Гаршин «Лягушка-путешественница» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Авторская (литературная сказка). Главная мысль сказки. Образ лягушки. План | Уметь делить текст на части, составлять план, рассказывать по плану | Текущий. Выразительное чтение | Учебник, | 29.11 1.12 | ||
36 | Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты | 1 | Обобщающий урок-отзыв | Тематический. Инсценирование отрывка сказки | 5.12 | |||||
37 | Произведения русских писателей о детях. | Н. Г. Гарин-Михайловский «Старый колодец» (главы из повести «Детство Темы») | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Повесть, главы повести. Герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь характеризовать образ Темы (внешний вид, поступки, отношение к Жучке), выделять кульминационный момент и выразительно читать этот эпизод. Определять авторскую позицию, выражать свое отношение к произведению и поступку героя | Эпизод | Учебник, | 6.12 | |
38-39 | Д. Н. Мамин-Сибиряк «Вертел» | 2 | Слушание и анализ нового произведения | Образы детей- | Уметь обсуждать рассказы, понимать основное содержание текста | Текущий. Пересказ | Учебная хрестоматия, | 8.12 12.12 | ||
40-41 | Произведения зарубежных писателей. (9 ч) | В. Гюго «Козетта» (отдельные главы) | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Основная мысль произведения. Герой-персонаж, его характер, поступки | Знать некоторые произведения зарубежных авторов. Уметь слушать, работать с текстом каждой главы | Образ Козетты | Учебник, | 13.12 15.12 | |
42-43 | Марк Твен «Приключения Тома Сойера» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Приключенческая повесть, юмор, герой-ребенок, особенность языка. Структурные единицы: главы, абзацы, смысловые части. Образ главного героя | Знать структурные единицы произведения. Уметь характеризовать главного героя (внешний вид, поступки, отношение к другим героям повести, речь) | Текущий. Пересказ | Учебник, | 19.12 20.12 | ||
44 | Сказка Х. К. Андерсена «Самое невероятное» | 1 | Комбинированный урок | Литературная (авторская) сказка. Сюжет сказки, главная мысль | Знать изученные произведения | Книги-справочники (значение слов, имен, картин) | Учебник, | 22.12 | ||
45 | Стихотворение | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма. Сравнение | Знать о новом жанре произведения | Строфа (двустишие) | Учебник. | 26.12 | ||
46 | Х. К. Андерсен «Девочка со спичками». К. Г. Паустовский «Великий сказочник». Детские журналы и газеты | 1 | Комбинированный урок | Библиографические сведения об Андерсене. Произведения зарубежных писателей на страницах детских журналов и газет | Уметь работать с книгами, аннотировать самостоятельно прочитанную книгу | Текущий. Чтение наизусть | Р. т. с. 70 № 2 | 27.12 | ||
47 | Произведения | Повторение произведений Л. Н. Толстого. Дополнительное чтение «Воспоминания Л. Н. Толстого» | 1 | Комбинированный урок | Тема и жанры (рассказ, басня, былина, быль) | Знать и уметь называть произведения Л. Н. Толстого | Справочный материал о писателе | Р. т. с. 4 № 3 | 29.12 |
48-51 | Быль Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» | 4 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Герои, их характеры, поступки, сюжет | Уметь работать по содержанию, составлять сюжетно-композиционный треугольник, определять главную мысль, позицию автора; высказывать свою точку зрения о героях и произведении | Понятие быль (рас-сказ о реальных событиях) | Учебник, 1) читать 1–3 части; 2) читать 2–6 части; 3) рассказ о героях по выбору | 12.01-19.01 | ||
52 | Произведения | Повторение произведений А. П. Чехова. А. И. Куприн «Воспоминания об А. П. Чехове» | 1 | Комбинированный | Произведения А. П. Чехова. Герои, поступки | Знать произведения А. П. Чехова, уметь узнавать их по предложенным эпизодам | Р. т. с. 10 № 2 (по желанию) | 23.01 | ||
53-55 | Рассказы о животных. А. П. Чехов «Каштанка» | 3 | Чтение и анализ нового произведения | Сюжет, описание Каштанки | Уметь анализировать произведение, рассказать о поведении Каштанки | Сравнение рассказа «Каштанка» с рассказами А. И. Куприна, Э. Сетон-Томпсона, | Учебник, 1) читать 1–2 главу; 2) читать 3–5 главы; 3) рассказ | 24.01-30.01 |
Джека Лондона | о поведении Каштанки | |||||||||
56 | Э. Сетон-Томпсон «Виннипегский волк». В. Песков «В гостях у Сетон-Томпсона» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Библиографические сведения о книге (автор, титульный лист, оглавление, аннотация) | Уметь слушать и работать с детскими книгами | Текущий. Выразительное чтение | Очерк. Творческая работа: отзыв о прочитанном произведении о животном | Учебная хрестоматия, | 31.01 | |
57 | Стихи А. А. Блока. | Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, тон, темп, ритм | Уметь определять тему, комментировать заглавие, определять тон, темп, ритм; выразительно читать | Олицетворение | Учебник, | 2.02 | |
58 | А. А. Блок «Рождество» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Заголовок. Позиция поэта. Интонационный рисунок | Уметь комментировать заголовок, определять позицию поэта, выразительно читать наизусть или с листа | Текущий. Выразительное чтение | Учебник, | 6.02 | ||
59 | А. А. Блок «На поле Куликовом» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Тема произведения | Уметь слушать и работать с книгами стихов русских поэтов (группировка по темам: о Родине. | Текущий. Выразительное чтение | Учебная хрестоматия, Р. т. с. 17 № 3) | 7.02 |
60 | Произведения | А. М. Горький «В людях» (отрывок) | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Герои произведения, их поступки, характер | Уметь определять позицию автора (рассказчик, рассказчик-герой) | Текущий. Выразительное чтение | Особенность повествования | Учебник, | 9.02 |
61 | А. М. Горький «О сказках» (очерк). «О книгах» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятия: сказ-ка, народная сказка, литературная сказка | Уметь работать над произведением коллективно | Текущий. Творческая работа «Дорогами сказок» | Значение сказки. Очерк | Учебник, | 13.02 | |
62 | А. М. Горький «Пепе» (Сказки об Италии) | 1 | Слушание и анализ нового произведения | Любимая книга сказок | Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | Особенности итальянской сказки | Учебная хрестоматия, Р. т. с. 19 № 2 | 14.02 | |
63 | Стихи | Стихи о Родине, о природе. К. Д. Бальмонт «Россия», | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема стихов. Рифма, строка, строфа, эпитет | Уметь определять темы стихов, выразительно читать одно стихотворение наизусть | Сравнение стихов А. А. Блока и К. Д. Бальмонта | Учебник, | 16.02 | |
64 | Стихи о природе К. Д. Бальмонта «Снежинка», «Камыши» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитеты, сравнение, олицетворение | Уметь выделять эпитеты, сравнения, олицетворения, логические ударения | Текущий. Выразительное чтение | Метафора, художественный прием | Учебник, | 20.02 |
65 | Сказочные стихи К. Д. Бальмонта «У чудищ», «Как я пишу стихи» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Сказочные стихи | Уметь выразительно читать стихи, определять позицию автора | Текущий. Выразительное чтение | Особенность сказочных стихов | Учебник, с 49, выразительное чтение наизусть (по выбору) | 21.02 | |
66 | Произведения В. В. Вересаева. | В. В. Вересаева «Легенда» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Предание. Легенда, сказание | Уметь понимать основное содержание текста, сравнивать легенды | Учебник, Р. т. с. 23 № 3 | 23.02 | ||
67– 68 | В. В. Вересаева «Звезда». Восточная сказка | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Уметь выделять повторы, устойчивые эпитеты, описания героев | Текущий. Выразительное чтение | Учебник, 1) ответы на вопросы; 2) пересказ одного эпизода | 27.02 28.02 | ||
69-70 | Стихи | И. Бунин «Гаснет вечер, даль синеет», «Шире, грудь, распахнись для принятия…», «Детство» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, интонационный рисунок. Темп, тон, ритм | Уметь определять тему, интонационный рисунок стихотворений, тон, темп, ритм | Сравнение стихотворений. Библиографические сведения о Бунине | Учебник, 1) выразительное чтение; 2) наизусть одно стихотворение по выбору | 1.03 5.03 | |
71 | И. А. Бунин «Листопад» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Эпитет, сравнение, олицетворение, рифма | Уметь выразительно читать стихотворение, находить эпитеты, сравнения, олицетворения | Текущий. Чтение наизусть | Учебник, | 6.03 | ||
72 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок | Тематический. Самостоятельная работа | 8.03 | |||||
73 | Произведения (6 ч) | С. Я. Маршак «Словарь», «Загадки», «Зеленая застава» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанры произведений С. Я. Маршака: загадка, стихи, сказки | Знать жанры произведений С. Я. Маршака. Уметь работать со стихотворением | Тематический. Самостоятельное составление словаря | Учебная хрестоматия, с. 235, выразительное чтение | 12.03 | |
74-75 | С. Я. Маршак пьеса-сказка «Двенадцать месяцев» (отдельные картины) | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Пьеса-сказка, диалог, действующие лица | Уметь читать в лицах, выделять реплики, инсценировать отдельные картины | Текущий. Инсценирование сказки | Картина, реплика, ремарка | Учебник, | 13.03 15.03 | |
76 | С. Я. Маршак – переводчик. Р. Бернс «В горах мое сердце…» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Переводчик. Чтение, беседа | Уметь выразительно читать, отвечать на вопросы, выполнять задания в тетради | Справка об авторе (работа со справочной литературой) | Учебник, с. 89, наизусть (по желанию) | 19.03 | ||
77 | Произведения | А. П. Платонов. Сказка-быль «Неизвестный цветок» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Понятие жанр в жанре. Описания картин природы, портрет героя | Уметь выделять описания картин природы, внешнего вида героя (портрет) и отношения человека к природе и природы к человеку | Учебник, | 20.03 | ||
78 | Проверь себя. «Страничка книгочея». Детские журналы и газеты | 1 | Обобщающий урок | Стихи, рассказы и сказки современных писателей на страницах детских газет и журналов | Тематический. Проверочная работа | 22.03 | ||||
79 | Стихи | Н. А. Заболоцкий «Весна в лесу», «Лебедь в зоопарке» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Жанр. Тема, главная мысль. Выразительное чтение: паузы, логические ударения | Уметь выразительно читать стихотворения, определять главную мысль произведения | Сравнение стихотворений, строф, тем | Учебник, | 2.04 | |
80 | Н. А. Заболоцкий «Детство» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема, главная мысль, сравнения. Рифма | Уметь выразительно читать стихи | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворений Н. А. Заболоцкого «Детство» и И. Сурикова «Детство» | Учебник, | 3.04 | |
81- 83 | Произведения о детях войны. | В. П. Катаев «Сын полка» (отдельные главы) | 3 | Чтение и анализ нового произведения | Повесть. Герой-ребенок: внешний вид, поступки. Главная мысль, отношение автора к герою | Знать героя повести Ваню Солнцева. Уметь выделять главную мысль произведения, отношения автора к герою | Портрет героя. Персонаж | 1) Учебник, с. 97–103, читать, отвечать на вопрос № 1; 2) учебник, 3) выразительное чтение и пересказ одного эпизода | 5.04-10.04 | |
84 | Стихи | Стихи о родной природе. Н. М. Рубцов «Береза» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Строфы, рифма, описание березы. Выразительное чтение: определение тона, темпа | Уметь анализировать стихотворение, читать выразительно, определять точку зрения автора | Учебник, | 12.04 | ||
85 | Стихи о Родине. | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Главная мысль. Эпитеты, сравнения | Уметь определять главную мысль, описание картин, выделять эпитеты, сравнения | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворений Н. М. Рубцова и И. Никитина «Русь» | Учебник, Р. т. с. 48 № 3 (по желанию) | 16.04 | |
86 | Стихи о животных. Н. М. Рубцов «Ласточка» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Основная мысль | Уметь определять главную мысль стихотворения, выразительно читать | Текущий. Выразительное чтение | Сравнение стихотворения Н. Рубцова «Ласточка» и рассказа И. С. Тургенева «Перепелка» (3 кл) | Учебник, чтение. Р. т. с. 48 № 3 (по желанию) | 17.04 |
87 | Юмористические произведения. | Юмористические рассказы о детях и для детей. Н. Н. Носов «Федина задача» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Диалог. Герой-персонаж, его характер, поступки | Знать понятия юмор, ирония. Уметь «вычитывать» юмористические эпизоды, определять и комментировать отношение автора. Выразительно читать диалог | Учебник, Р. т. с. 51 № 2, 3 (по выбору) | 19.04 | ||
88 | Юмористические стихи А. Барто «Леночка с букетом» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, герой-персонаж, его характер, поступки | Уметь выразительно читать стихотворение | Сравнение произведений А. Л. Барто и Н. Н. Носова | Учебник, | 23.04 | ||
89 | В. Драгунский «Тайное становится явным», Ю. Ермолаев «Жарко». Детские газеты и журналы | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Юмористические произведения на страницах газет и журналов | Знать детские газеты и журналы. Уметь работать с дополнительной литературой | Текущий. Выразительное чтение | Р. т. с. 53 № 3. | 24.04 | ||
90 | Произведения | Стихи С. В. Михалкова «Школа», «Хижина дяди Тома» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Рифма, строфа. Тема произведения, главная мысль текста | Уметь выразительно читать стихотворения | Знакомство с книгой | Учебник, | 26.04 |
91-92 | Басни С. В. Михалкова «Любитель книг», «Чужая беда», «Зеркало» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Понятия басня, вступление, рассказ (развитие действий), мораль, олицетворение | Знать понятие басня, вступление, рассказ, мораль, олицетворение. Уметь читать басни, находить и комментировать части текста | Текущий. Чтение наизусть | Сравнение басен И. А. Крылова «Зеркало и обезьяна» и С. Михалкова «Зеркало» | Учебник, | 30.04 1.05 | |
93 | Слушание и работа с детскими книгами С. В. Михалкова. Рассказ «Штиль», сказка «Как старик корову продавал» | 1 | Слушание и работа с детскими книгами | Тема и жанр произведений. Основное содержание текста | Уметь слушать, работать с книгами для дополнительного чтения | Текущий. Самостоятельная работа | Сравнение сказки Михалкова с русской народной сказкой «Как старик корову продавал» | Р. т. с. 57 | 3.05 | |
94 | Очерки. | Очерки о Родине. И. С. Соколов-Микитов «Родина», М. А. Шолохов «Любимая Мать-Отчизна» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения и авторская позиция | Уметь определять тему произведения и авторскую позицию | Понятия очерк, герой очерка, тема очерка | Учебник, чтение, ответ на вопрос. Р. т. с. 59 № 3 | 7.05 | |
95 | Н. Шер «Картины сказки». Ю. Яковлев «Право на жизнь» | 1 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста | Уметь понимать основное содержание текста | Текущий. Выразительное чтение | Особенности очерка (герой, описание, выражение точки зрения) | Учебник. Р. т. с. 60 № 3, 6 (по желанию) | 8.05 | |
96 | Проверь себя. «Страничка книгочея» | 1 | Обобщающий урок | Основное содержание изученных произведений | Знать авторов книг, их произведения, жанры текстов. Основное содержание | Тематический. Самостоятельная работа | 10.05 | |||
97– 99 | Путешествия, приключения, фантастика. | Д. Свифт «Гулливер в стране лилипутов» | 3 | Чтение и анализ нового произведения | Основное содержание текста. Образ Гулливера (внешний вид, отношение к другим людям) | Знать книгу автора и его героя. Уметь анализировать произведение | Учебник, читать. Учебник, читать. Учебник, Учебник, с. 144 № 6 (по выбору) | 14.05-17.05 | ||
100– 101 | Н. П. Вагнер «Береза», «Фея фантаста» | 2 | Чтение и анализ нового произведения | Тема произведения, основная мысль, эпитеты, сравнения | Уметь понимать основное содержание текста, определять тему произведения, основную мысль, эпитеты, сравнения | Сравнение сказки Х. К. Андерсена «Ель» и Н. П. Вагнера «Береза» | Учебник, Учебник, Р. т. с. 69 № 2 (по желанию) | 21.05 22.05 | ||
102 | Библиотечный урок «В мире книг». | 1 | Библиотечный урок | Знать книги и произведения писателей из круга чтения | Итоговый. Конкурс «Книгочей класса» | Задание на лето. Список литературы | 24.05 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по чтению и развитию речи (коррекционной программе VIII вида) 2 класса
Данный учебный предмет является специфическим для обучения младших умственно отсталых школьников. Его введение в учебный план специальных (коррекционных) образовательных учреждени...
Рабочая программа по чтению 3 класс, составлена на основе авторской программы Л.Ф. Климановой, В. Г. Горецкого, М. В. Головановой «Литературное чтение»
Рабочая программа соответствует ФГОС...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
- формировать основы знаний из области фонетики и графики: звуки и буквы, гласные и согласные звуки, мягкие и твердые согласные звуки. Основные зад...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по чтению и развитию речи для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.
Цели:- научить детей читать доступный их пониманию текст вслух и про себя;осмысленно воспринимать его содержание, уметь поделиться впечатлением о прочитанном, пересказывать текст. Основные задачи...
Рабочая программа по чтению (4 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 4 коррекционный класс (8 вида).
Библиографический список Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VII...
Рабочая программа по чтению (3 класс) на тему: "Рабочая программа по чтению 3 коррекционный класс (8 вида).
Рабочая программа составлена на основе авторской программы В. В. Воронковой «Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, 1-4 классы ,4-е издан...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА «Литературное чтение» • Программы курса «Литературное чтение» под редакцией Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. М., «Просвещение», 2018 год;
Курс «Литературное чтение» ставит следующие цели:-целенаправленное формирование коммуникативно-речевых умений и навыка чтения как общеучебного умения; приобщение ребенка к лите...