Тема: Сказки А.С.Пушкина. | Тип занятия: урок-путешествие |
Цель: обобщить знания детей по русским народным сказкам; Задачи:- приобщить детей к народному творчеству; - вызвать интерес к сказкам А.С. Пушкина; - способствовать развитию мышления и познавательной активности к русским народным сказкам - вызвать положительный эмоциональный отклик, желание принимать участие в командных соревновательных играх развивающего характера; -развивать воображение, внимание, сообразительность, речь учащихся; - воспитывать любовь и бережное отношение к сказкам. |
Планируемые результаты: | Базовые учебные действия: |
Личностные: - владение навыками коммуникации и принятыми нормами социального взаимодействия; - развитие навыков сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. | Предметные: - научиться различать русские сказки и сказки А.С. Пушкина. - узнавать, называть героев сказок, сочувствовать и сопереживать им. - осознанно выстраивать высказывание при ответе на вопросы; - участвовать в диалоге и обсуждении по сказкам; | Личностные: - осознание себя как ученика, заинтересованного посещением школы, обучением, занятиями, как члена семьи, одноклассника, друга; - самостоятельность в выполнении учебных заданий, поручений, договоренностей. Коммуникативные: - вступать в контакт и работать в коллективе (учитель–ученик, ученик–ученик, ученик–класс, учитель - класс); Регулятивные: - активно участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия и действия одноклассников - соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами. Познавательные: - выделять существенные, общие и отличительные свойства предметов. |
Межпредметные связи: русский язык, чтение, речевая практика |
Ресурсы для учителя: - иллюстрации к русским народным сказкам, разрезные картинки; – персонажи сказок; - компьютер, аудиозаписи сказок; - карточки- телеграммы; - жетоны; - карточки-задания. - запись мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке»
| Ресурсы для учащихся: - ручки |
Ход урока |
Содержание деятельности учителя | Виды деятельности обучающихся |
- Самоопределение к деятельности. Орг. момент.
|
Организационный момент: - Дорогие ребята! Нас в гости пригласили сказки. Ведь нет ничего лучше на свете, чем прочитать интересную сказку или послушать, как задушевно рассказывают её мама или бабушка. Сказки учат нас быть добрыми и справедливыми, приходить на помощь в трудную минуту, дорожить дружбой, они помогают верить в то, что добро всегда побеждает зло. И сегодня мы узнаем лучших знатоков. Пусть в викторине победят самые большие любители сказок и самые внимательные их читатели! Итак, друзья, начнем программу, Затей у нас большой запас. А для кого они? Для вас. Я знаю, вы любите игры, Песни, загадки и пляски. Но нет ничего интересней, Чем наши русские народные сказки. – А мы сегодня собрались, чтобы провести викторину по сказкам. В путешествие по сказочной стране отправятся 2 команды. Но мы, к сожалению, не знаем, как они называются. Ваша задача собрать разрезанную картинку, отгадать название сказки. Составив картинку, вы узнаете, чье имя носит ваша команда. - В каждой игре есть правила, которые игроки и их болельщики должны выполнять. - Во время игры должна быть тишина, чтобы дать команде правильно ответить. - Если дисциплина нарушается, то у команды изымаются жетоны. - Все ваши ответы будет оцениваться (жетоны) Капитаны команд получат конверт для жетонов. – Итак, начнем! |
- Дети под музыку собирают пазл и называют сказку и сказочного героя. ( команда Теремок и Колобок ) |
- Актуализация знаний, мотивация
|
Конкурс 1. "Ушки на макушке” - Слушайте загадки. За правильный ответ вы получите жетон, если команда не сможет ответить , то право ответа переходит другой команде. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца. (Сестрица Алёнушка и братец Иванушка) Отворили дверь козлята И пропали все куда-то. (Волк и козлята) На окошке он студился Взял потом и укатился На съедение лисе. (Колобок) Заигралась сестрица. Унесли братишку птицы. (Гуси-лебеди) Заревели бабка с дедом: Как теперь нам быть с обедом? Мышка по столу бежала И яичко вдруг упало. (Курочка Ряба) Невысокая избушка в ней живут лиса, лягушка, мышка, заяц, серый волк - в крепкой дружбе знают толк. К ним ещё медведь просился, только он не поместился. Залезая он бы мог разломать весь (Теремок) Возле леса, на опушке, Трое их живет в избушке. Там три стула и три кружки, Три кроватки, три подушки. Угадайте без подсказки, Кто герои этой сказки? (Три медведя) |
- Команды слушают внимательно отрывки из сказок и определяют название, на доску вывешивается картинка сказки.
|
- Основная часть
|
Конкурс 2. “Угадай-ка” кто какую пел песенку из сказки. Детям задается вопрос и для ответа на него слушают отрывок из сказки. 1. Какую песенку пел Колобок? 2. Что пела коза своим козлятам? 3. Что говорила Машенька медведю, сидя в коробе? 4. Что приговаривала курочка Ряба деду и бабе? 7. Что спрашивали звери в сказке “Теремок” прежде чем войти туда? 8. Что пела лиса петуху в сказке «Петушок – золотой гребешок»? Конкурс 3. Новое задание: зачеркнуть буквы, которые встречаются в слове больше 1 раза. Получите название сказочного персонажа. РОЗА РОЙ ЯЙЦОО (Заяц) ПИВО ЛИРА ПАРИКИ (Волк)
| - Дети слушают запись отрывка из сказки. - Называют персонажа, название сказки.
- На листах дети выполняют задание. Зачитывают какое слово у них получилось. |
- Физминутка
|
- Давайте отдохнём и проведём игру “По-порядку становись!” Учитель: Вы все знаете сказку “Теремок ” и “Колобок”. Герои этих сказок забыли свои места. Помогите им правильно встать на своё место. (Командам раздаются изображения героев сказок) “Теремок” ,“Колобок” Мышка, лягушка, колобок, дедка, бабка, заяц, лиса, волк, медведь, зайчик, волк, лиса, медведь.
|
- Дети по команде учителя под музыку прикрепляют персонажей сказок в ряд в последовательности появления героев в сказке. Выигрывает команда, быстрее и правильнее выстроит ряд.
|
- Закрепление
|
Конкурс 4. "Телеграмма” – Ребята, я сегодня шла на работу и встретила почтальона. Он передал нам телеграммы, потому что сам не может догадаться от кого они пришли. Помогите ему. "Спасите, нас съел серый волк” (козлята) " Очень расстроена. Нечаянно разбила яичко” (мышка) "Помогите, наш дом сломан, но сами целы” (звери) "Дорогие бабушка и дедушка, не волнуйтесь. Я придумала, как обмануть медведя. Скоро буду дома” (Маша) "Помогите, мой брат превратился в козленочка” (Алёнушка)
"Безобразие, кто-то съел мою кашу и сломал мой стул” (медвежонок) Конкурс 5. «Сказочные задачи» - А сейчас вам предстоит решить задачи, да задачи не простые, а сказочные. Ну – ка, кто самый смекалистый? Задача № 1. Сколько раз лисе удалось унести петушка в сказке «Петушок – золотой гребешок» ? Задача № 2. Сколько жило зверей и насекомых в сказке «Теремок» ? |
- Дети по очереди называют номер телеграммы, отгадывают кто написал эту телеграмму.
- Дети за ответ получают жетон. |
- Рефлексия
|
- Молодцы! И с этим заданием справились. Заканчивается наше путешествие по Стране Сказок, Чудес и Волшебства! Сегодня вы показали себя настоящими знатоками русских народных сказок. Я вижу ваши радостные лица, а это значит, мы вместе с вами получили массу положительных эмоций. А из этого следует, что каждый из нас стал сегодня ещё добрее и грамотнее. В награду вам предлагаю посмотреть мультфильм созданный по сказке «Сказка о рыбаке и рыбке». Автор этой сказки не народ , а великий писатель и поэт А.С. Пушкин. | - Просмотр мультфильма «Сказка о рыбаке и рыбке».
|
Самоанализ |
Достижения: | Сложности: | Предложения: |
Учащиеся с удовольствием выполнили все задания. | Не все учащие могут работать коллективно, соотносить свои действия с действиями других. | В дальнейшем проводить подобные занятия, они мотивируют детей на работу по чтению, развитию связанной речи, совершенствуют знания. |