Занятие "Доброта в русских народных и авторских сказках"
методическая разработка (1, 2, 3, 4 класс)
Данная методическая разработка занятия поможет учителям начальной школы и воспитателям групп продлённого дня расширить и углубить понятие доброты на материале русских народных и авторских сказок. Вместе с учителем (воспитателем) ребята вспомнят качества добрых и злых героев, ответят на вопросы викторины, узнают добрых и злых героев по картинкам, подберут антонимы к различным качествам людей, соотнесут качества с конкретными персонажами. Занятие проходит в форме командной игры.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_no3.doc | 80 КБ |
konspekt_zanyatiya_no3.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Автор методической разработки воспитатель ГПД Мясоедова Г.В.
Занятие «Доброта в русских народных и авторских сказках»
Цель занятия: расширить и углубить понятие доброты на материале русских народных и авторских сказок.
Задачи занятия:
- вспомнить русские народные и авторские сказки с добрыми героями;
- уметь аргументировать, почему выбранные каждой группой герои являются добрыми;
- вспомнить русские народные и авторские сказки, где действуют недобрые герои;
- уметь аргументировать, почему выбранные каждой группой герои не являются добрыми;
- развивать навыки коллективного взаимодействия, чувство товарищества, уважительное отношение друг к другу (при работе в группах);
- развивать речь учащихся, логическое мышление, читательский интерес, память;
- способствовать нравственному развитию детей;
- способствовать развитию творческих способностей детей.
Участники: учащиеся 2, 3, 4, 5-ых классов.
Форма занятия: командная игра.
Оборудование: выставка русских народных и авторских сказок, карточки со сказочными героями, задания в таблицах (с героями и их качествами), жетоны, призы, небольшие листочки для рисования, цветные карандаши (фломастеры)
Примечание: перед занятием воспитатель делит ребят на команды (по 3-4 человека), учитывая их пожелания; ребята садятся группами, выбирают капитана. Дети, готовясь к этой игре, обязательно должны прочитать следующие сказки или посмотреть мультфильмы по ним (в том числе в группе продлённого дня):
- Ш. Перро «Золушка»
- Д. Родари «Приключения Чиполлино»
- Г. Х. Андерсен «Русалочка»
- Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
- С. Аксаков «Аленький цветочек»
- А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
- Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
- С. Маршак «12 месяцев»
- С. Маршак «Кошкин дом»
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
- А. Хайт «Приключения кота Леопольда» (мультфильм)
- Русская народная сказка «Каша из топора»
- Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
- Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
- Русская народная сказка «Дереза» (мультфильм)
- Русская народная сказка «Волшебное кольцо» (мультфильм)
- Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (мультфильм)
- Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Использованные технологии:
минипроекты;
игровая
Ход занятия:
- Вступительная часть.
- Ребята, какое качество вы больше всего цените в людях? (Звучат различные ответы: доброта, щедрость, ум, смелость, справедливость, верность, скромность, трудолюбие, смекалка, милосердие, отзывчивость, самоотверженность, незлопамятность, благодарность и др. Воспитатель помогает ребятам в случае затруднения и записывает все названные качества в столбик на доске. Если кто-либо из ребят не знает какого-либо качества, воспитатель делает пояснения.)
- А какие качества вас отталкивают? (Предполагаемые ответы: жадность, озлобленность, жестокость, зависть, злопамятность, чёрствость, трусость, эгоизм, коварство, несправедливость, лень, неблагодарность, хвастливость, высокомерие и др. Воспитатель тоже записывает их на доске (при необходимости подсказывая неназванные качества) - во второй столбик.)
- Такие качества встречаются у героев русских народных и авторских сказок. Как вы думаете, как мы можем одним словом назвать героев сказок, которые обладают качествами из первого столбика? (Добрые. Воспитатель записывает это определение над столбиком..)
- А как можно назвать одним словом других, противоположных героев сказок, которые обладают качествами из второго столбика?
(Злые. Воспитатель записывает это определение над вторым столбиком..)
Качества добрых героев
доброта
щедрость
ум
смелость
справедливость
верность
Качества злых героев
жестокость
зависть
злопамятность
жадность
озлобленность
скромность
трудолюбие
смекалка
милосердие
отзывчивость
самоотверженность
незлопамятность
благодарность
дружелюбие
чёрствость
трусость
эгоизм
коварство
несправедливость
лень
неблагодарность
хвастливость
высокомерие
вздорность
- Действительно, все герои сказок делятся на добрых и злых. Давайте сегодня на нашем занятии вспомним как можно больше добрых и злых героев и попытаемся разобраться, почему мы считаем их такими – добрыми или злыми. Работать мы будем в командах. Какая команда заработает наибольшее количество жетонов – та победитель.
2. Первое задание. Викторина по сказкам.
- Но прежде чем мы начнём делить героев на добрых и злых, посмотрим, насколько команды подготовлены к игре. Вам предлагается викторина по сказкам. Каждая команда по очереди получает вопрос. Даётся небольшое время для обсуждения. Команда правильно ответила – 1 балл (жетон). Если нет – пробуют ответить другие команды. (Чтобы не было обид, воспитатель спрашивает строго по порядку те команды, которые знают ответ.)
Каждой команде задаём сначала вопросы о названии сказки и её авторе. Каждой команде – по 2 вопроса. За полный ответ даём по 2 балла.
- В какой сказке зима встречается с летом? Назовите сказку и её автора.(«12 месяцев» С. Маршак)
- Назовите сказку (и её автора), в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращённого в чудовище. («Аленький цветочек» С. Аксаков)
- Из какой сказки этот отрывок и кто её автор: «Каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам, но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем лёгкая, как пузырёк воздуха»? («Русалочка» Г. Х. Андерсен)
- Из какой сказки эти строки и кто их автор: «Замок уже больше не замок, а Дворец детей. Там есть и комната для рисования, и театр кукол, и кино, и пинг-понг, и множество всяких игр. Разумеется, там есть и самая лучшая, самая интересная и полезная для ребят игра – школа»? («Приключения Чиполлино» Д. Родари)
- Из какой сказки этот отрывок и кто автор: «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и руки её покрывались крупными волдырями, но она с радостью переносила боль: только бы удалось ей спасти милых братьев!»? («Дикие лебеди» Г. Х. Андерсен)
- Из какой сказки этот отрывок и кто её автор: «Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах. И ей ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят»? «Лягушка-путешественница» В. Гаршин)
- Из какой сказки этот отрывок и кто её автор: «Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы»? («Серая Шейка» Д.. Мамин – Сибиряк)
- Из какой сказки этот отрывок и кто автор: «Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки»? («Цветик - семицветик» В. Катаев)
Теперь задаём другие вопросы по сказкам. За каждый правильный ответ даём по 1 баллу.
- Назовите самую несчастную птицу из сказки Андерсена. (Гадкий утёнок)
- К какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди»)
- Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку)
- За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
- Как называлась сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод)
- За что папу Чиполлино посадили в тюрьму? (Он случайно наступил на ногу принцу Лимону, когда напирала толпа)
- Что солдат положил в кашу, помимо топора? (Соль, крупу, масло)
- Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Вечность)
- Чем злая мачеха приказала своей служанке отравить царевну? (Яблоком)
- Кем приходились котята кошке из сказки «Кошкин дом»: младшими братом и сестрой, племянниками, чужими котятами? (Племянниками)
- В какой сказке кот Васька и собачка Журка служили хозяину верой и правдой за то, что он их спас? («Волшебное кольцо»)
- Из какой сказки эти строки: «Пошёл он дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.
«Ах, — провещала щука, — сжалься надо мною, добрый человек, пусти меня в море»? («Царевна-лягушка») - Кто перековал горло волку, чтобы у него голос стал тонким? (Петух)
- Кто жил у деда и бабки, когда дед привёл в дом Дерезу? (Заяц, петух)
- Чей это девиз: «Хвост за хвост! Глаз за глаз!»? (Двоих мышат из сказки про кота Леопольда)
- Кто из животных не смог помочь зайцу выгнать лису из его избушки? (Пёс, медведь и бык)
- К кому отправил Балду поп собрать оброк за три года? (К чертям)
- «Золушка принесла крысоловку, где сидели три большие крысы. Волшебница выбрала одну, самую крупную и усатую, тронула её своей палочкой, и крыса превратилась …» В кого превратилась крыса? (В толстого кучера с пышными усами)
- Второе задание. Узнать героев сказок и охарактеризовать их.
- Второй конкурс. Ко мне подходят капитаны и получают для всей команды картинки с изображениями добрых и злых героев (по 2 каждой команде). Нужно узнать каждого героя и объяснить, почему вы считаете их добрыми или злыми. Узнали – 1 балл за каждого героя. Объяснили – еще по одному баллу за каждое доказанное поступками качество (не больше трёх). (Воспитатель пишет на доске памятку: качество – поступок.)
(Дети получают картинки с такими известными сказочными персонажами, как Золушка, Щелкунчик, Леопольд, Чиполлино, Кощей Бессмертный (из сказки «Василиса Прекрасная»), Баба-Яга (из сказки «Гуси-лебеди»), мачеха (из
«Сказки о мёртвой царевне…»), старуха (из «Сказки о рыбаке и рыбке») и др.
Примеры ответов детей: на картинке изображена Золушка. Это добрая героиня, потому что она была трудолюбивой, скромной, незлопамятной… Золушка много работала, обслуживала мачеху с её дочерьми с утра до ночи, никогда не спорила с ними, не ругалась, никогда себя не хвалила; даже когда она стада принцессой, она не зазнавалась, не хвасталась перед сёстрами...
А это злая героиня – мачеха. Она была завистливой, жестокой, коварной, не могла простить падчерице, что та красивее её, хотела отравить её за это и отравила, умерла от зависти…
- Третье задание. Конкурс капитанов.
- Третий конкурс. Это конкурс капитанов. Просим выйти капитанов.
- Этот конкурс касается качеств добрых и злых героев сказок. Я буду называть какое-либо качество героя, а вы –противоположное, например: доброта – озлобленность. Можно смотреть на доску с этими качествами, но отвечать нужно без промедления, побыстрее. Спрашиваю по порядку. Каждый капитан получает по одному «своему» вопросу. Если капитан не знает ответ, то отвечает другой капитан (по порядку). За каждый правильный ответ – 1 балл.
Смелость - … (трусость)
щедрость -… (жадность)
лень - … (трудолюбие)
хвастливость - … (скромность)
милосердие, жалость - … (жестокость или чёрствость)
- Четвёртое задание. Соотнести героев и их качества.
- Четвёртый конкурс. А теперь вам нужно стрелочками соотнести героев и их качества. Капитаны берут по одному заданию для команды. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов (каждое правильно угаданное соотношение даёт 1 балл).
жадность | лягушка-путешественница |
безжалостность | мачеха из «Сказки о мёртвой царевне» |
зависть | кошка из сказки «Кошкин дом» |
хвастовство | сёстры из сказки «Аленький цветочек» |
коварство | мачеха и дочка из сказки «12 месяцев» |
самоотверженность | Балда |
верность | петух из сказки «Лиса, заяц и петух» |
незлопамят ность | Русалочка |
бесстрашие | кот и собака из сказки «Волшебное кольцо» |
трудолюбие | кот Леопольд |
трудолюбие | Иван-царевич |
находчивость | Щелкунчик |
самоотверженность | Элиза из сказки «Дикие лебеди» |
смелость | Солдат из сказки «Каша из топора» |
милосердие | Золушка |
лень | Волк из сказки «Волк и семеро козлят» |
коварство | поп из «Сказки о попе и о работнике его Балде» |
вздорность, своеволие | Баба-Яга из сказки «Гуси-лебеди» |
жадность | Дереза |
злоба, жестокость | королева из сказки «12 месяцев» |
- Подведение итогов. Рефлексия.
- А сейчас подведём итоги, посчитаем жетоны. (Воспитатель называет команду-победителя, вручает призы.)
- Ребята, давайте стараться быть похожими на добрых сказочных героев, пусть добрая сказка приходит в нашу жизнь, а зло останется только в сказках!
- Подумайте, каким сказочным героем вам хотелось бы побывать. Нарисуйте его, раскрасьте и напишите от его лица нам пожелание.
Предварительный просмотр:
Автор методической разработки воспитатель ГПД Мясоедова Г.В.
Занятие «Доброта в русских народных и авторских сказках»
Цель занятия: расширить и углубить понятие доброты на материале русских народных и авторских сказок.
Задачи занятия:
- вспомнить русские народные и авторские сказки с добрыми героями;
- уметь аргументировать, почему выбранные каждой группой герои являются добрыми;
- вспомнить русские народные и авторские сказки, где действуют недобрые герои;
- уметь аргументировать, почему выбранные каждой группой герои не являются добрыми;
- развивать навыки коллективного взаимодействия, чувство товарищества, уважительное отношение друг к другу (при работе в группах);
- развивать речь учащихся, логическое мышление, читательский интерес, память;
- способствовать нравственному развитию детей;
- способствовать развитию творческих способностей детей.
Участники: учащиеся 2, 3, 4, 5-ых классов.
Форма занятия: командная игра.
Оборудование: выставка русских народных и авторских сказок, карточки со сказочными героями, задания в таблицах (с героями и их качествами), жетоны, призы, небольшие листочки для рисования, цветные карандаши (фломастеры)
Примечание: перед занятием воспитатель делит ребят на команды (по 3-4 человека), учитывая их пожелания; ребята садятся группами, выбирают капитана. Дети, готовясь к этой игре, обязательно должны прочитать следующие сказки или посмотреть мультфильмы по ним (в том числе в группе продлённого дня):
- Ш. Перро «Золушка»
- Д. Родари «Приключения Чиполлино»
- Г. Х. Андерсен «Русалочка»
- Г. Х. Андерсен «Дикие лебеди»
- Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»
- Г. Х. Андерсен «Снежная королева»
- Г. Х. Андерсен «Гадкий утёнок»
- С. Аксаков «Аленький цветочек»
- А. Пушкин «Сказка о мёртвой царевне и семи богатырях»
- А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке»
- А. Пушкин «Сказка о попе и о работнике его Балде»
- В. Гаршин «Лягушка-путешественница»
- Д. Мамин - Сибиряк «Серая Шейка»
- С. Маршак «12 месяцев»
- С. Маршак «Кошкин дом»
- В. Катаев «Цветик - семицветик»
- А. Хайт «Приключения кота Леопольда» (мультфильм)
- Русская народная сказка «Каша из топора»
- Русская народная сказка «Гуси-лебеди»
- Русская народная сказка «Лиса, заяц и петух»
- Русская народная сказка «Дереза» (мультфильм)
- Русская народная сказка «Волшебное кольцо» (мультфильм)
- Русская народная сказка «Волк и семеро козлят» (мультфильм)
- Русская народная сказка «Царевна-лягушка»
Использованные технологии:
минипроекты;
игровая
Ход занятия:
- Вступительная часть.
- Ребята, какое качество вы больше всего цените в людях? (Звучат различные ответы: доброта, щедрость, ум, смелость, справедливость, верность, скромность, трудолюбие, смекалка, милосердие, отзывчивость, самоотверженность, незлопамятность, благодарность и др. Воспитатель помогает ребятам в случае затруднения и записывает все названные качества в столбик на доске. Если кто-либо из ребят не знает какого-либо качества, воспитатель делает пояснения.)
- А какие качества вас отталкивают? (Предполагаемые ответы: жадность, озлобленность, жестокость, зависть, злопамятность, чёрствость, трусость, эгоизм, коварство, несправедливость, лень, неблагодарность, хвастливость, высокомерие и др. Воспитатель тоже записывает их на доске (при необходимости подсказывая неназванные качества) - во второй столбик.)
- Такие качества встречаются у героев русских народных и авторских сказок. Как вы думаете, как мы можем одним словом назвать героев сказок, которые обладают качествами из первого столбика? (Добрые. Воспитатель записывает это определение над столбиком..)
- А как можно назвать одним словом других, противоположных героев сказок, которые обладают качествами из второго столбика?
(Злые. Воспитатель записывает это определение над вторым столбиком..)
Качества добрых героев
доброта
щедрость
ум
смелость
справедливость
верность
Качества злых героев
жестокость
зависть
злопамятность
жадность
озлобленность
скромность
трудолюбие
смекалка
милосердие
отзывчивость
самоотверженность
незлопамятность
благодарность
дружелюбие
чёрствость
трусость
эгоизм
коварство
несправедливость
лень
неблагодарность
хвастливость
высокомерие
вздорность
- Действительно, все герои сказок делятся на добрых и злых. Давайте сегодня на нашем занятии вспомним как можно больше добрых и злых героев и попытаемся разобраться, почему мы считаем их такими – добрыми или злыми. Работать мы будем в командах. Какая команда заработает наибольшее количество жетонов – та победитель.
2. Первое задание. Викторина по сказкам.
- Но прежде чем мы начнём делить героев на добрых и злых, посмотрим, насколько команды подготовлены к игре. Вам предлагается викторина по сказкам. Каждая команда по очереди получает вопрос. Даётся небольшое время для обсуждения. Команда правильно ответила – 1 балл (жетон). Если нет – пробуют ответить другие команды. (Чтобы не было обид, воспитатель спрашивает строго по порядку те команды, которые знают ответ.)
Каждой команде задаём сначала вопросы о названии сказки и её авторе. Каждой команде – по 2 вопроса. За полный ответ даём по 2 балла.
- В какой сказке зима встречается с летом? Назовите сказку и её автора.(«12 месяцев» С. Маршак)
- Назовите сказку (и её автора), в которой девушке удалось разрушить злые чары, наложенные на прекрасного принца, превращённого в чудовище. («Аленький цветочек» С. Аксаков)
- Из какой сказки этот отрывок и кто её автор: «Каждый шаг причинял ей такую боль, будто она ступала по острым ножам и иголкам, но она терпеливо переносила боль и шла об руку с принцем лёгкая, как пузырёк воздуха»? («Русалочка» Г. Х. Андерсен)
- Из какой сказки эти строки и кто их автор: «Замок уже больше не замок, а Дворец детей. Там есть и комната для рисования, и театр кукол, и кино, и пинг-понг, и множество всяких игр. Разумеется, там есть и самая лучшая, самая интересная и полезная для ребят игра – школа»? («Приключения Чиполлино» Д. Родари)
- Из какой сказки этот отрывок и кто автор: «Своими нежными руками рвала она злую, жгучую крапиву, и руки её покрывались крупными волдырями, но она с радостью переносила боль: только бы удалось ей спасти милых братьев!»? («Дикие лебеди» Г. Х. Андерсен)
- Из какой сказки этот отрывок и кто её автор: «Утки летели над сжатыми полями, над пожелтевшими лесами и над деревнями, полными хлеба в скирдах. И ей ужасно захотелось лететь поближе к земле, показать себя и послушать, что о ней говорят»? «Лягушка-путешественница» В. Гаршин)
- Из какой сказки этот отрывок и кто её автор: «Скучно ей было одной, и она все думала про своих улетевших братьев и сестер. Где-то они сейчас? Благополучно ли долетели? Вспоминают ли про нее? Времени было достаточно, чтобы подумать обо всем. Узнала она и одиночество. Река была пуста, и жизнь сохранялась только в лесу, где посвистывали рябчики, прыгали белки и зайцы»? («Серая Шейка» Д.. Мамин – Сибиряк)
- Из какой сказки этот отрывок и кто автор: «Женя была совсем небольшая девочка, поэтому она влезла на стул и потянулась за любимой маминой вазочкой, которая стояла на самой верхней полке. В это время, как на грех, за окном пролетали вороны. Жене, понятно, тотчас захотелось узнать совершенно точно, сколько ворон - семь или восемь. Она открыла рот и стала считать, загибая пальцы, а вазочка полетела вниз и - бац! - раскололась на мелкие кусочки»? («Цветик - семицветик» В. Катаев)
Теперь задаём другие вопросы по сказкам. За каждый правильный ответ даём по 1 баллу.
- Назовите самую несчастную птицу из сказки Андерсена. (Гадкий утёнок)
- К какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди»)
- Какую птицу спасла Дюймовочка? (Ласточку)
- За какими цветами отправилась в лес под Новый год героиня сказки «Двенадцать месяцев»? (За подснежниками)
- Как называлась сеть, в которую попала золотая рыбка? (Невод)
- За что папу Чиполлино посадили в тюрьму? (Он случайно наступил на ногу принцу Лимону, когда напирала толпа)
- Что солдат положил в кашу, помимо топора? (Соль, крупу, масло)
- Какое слово выкладывал Кай из льдинок? (Вечность)
- Чем злая мачеха приказала своей служанке отравить царевну? (Яблоком)
- Кем приходились котята кошке из сказки «Кошкин дом»: младшими братом и сестрой, племянниками, чужими котятами? (Племянниками)
- В какой сказке кот Васька и собачка Журка служили хозяину верой и правдой за то, что он их спас? («Волшебное кольцо»)
- Из какой сказки эти строки: «Пошёл он дальше — к синему морю, видит — на песке лежит издыхает щука-рыба.
«Ах, — провещала щука, — сжалься надо мною, добрый человек, пусти меня в море»? («Царевна-лягушка») - Кто перековал горло волку, чтобы у него голос стал тонким? (Петух)
- Кто жил у деда и бабки, когда дед привёл в дом Дерезу? (Заяц, петух)
- Чей это девиз: «Хвост за хвост! Глаз за глаз!»? (Двоих мышат из сказки про кота Леопольда)
- Кто из животных не смог помочь зайцу выгнать лису из его избушки? (Пёс, медведь и бык)
- К кому отправил Балду поп собрать оброк за три года? (К чертям)
- «Золушка принесла крысоловку, где сидели три большие крысы. Волшебница выбрала одну, самую крупную и усатую, тронула её своей палочкой, и крыса превратилась …» В кого превратилась крыса? (В толстого кучера с пышными усами)
- Второе задание. Узнать героев сказок и охарактеризовать их.
- Второй конкурс. Ко мне подходят капитаны и получают для всей команды картинки с изображениями добрых и злых героев (по 2 каждой команде). Нужно узнать каждого героя и объяснить, почему вы считаете их добрыми или злыми. Узнали – 1 балл за каждого героя. Объяснили – еще по одному баллу за каждое доказанное поступками качество (не больше трёх). (Воспитатель пишет на доске памятку: качество – поступок.)
(Дети получают картинки с такими известными сказочными персонажами, как Золушка, Щелкунчик, Леопольд, Чиполлино, Кощей Бессмертный (из сказки «Василиса Прекрасная»), Баба-Яга (из сказки «Гуси-лебеди»), мачеха (из
«Сказки о мёртвой царевне…»), старуха (из «Сказки о рыбаке и рыбке») и др.
Примеры ответов детей: на картинке изображена Золушка. Это добрая героиня, потому что она была трудолюбивой, скромной, незлопамятной… Золушка много работала, обслуживала мачеху с её дочерьми с утра до ночи, никогда не спорила с ними, не ругалась, никогда себя не хвалила; даже когда она стада принцессой, она не зазнавалась, не хвасталась перед сёстрами...
А это злая героиня – мачеха. Она была завистливой, жестокой, коварной, не могла простить падчерице, что та красивее её, хотела отравить её за это и отравила, умерла от зависти…
- Третье задание. Конкурс капитанов.
- Третий конкурс. Это конкурс капитанов. Просим выйти капитанов.
- Этот конкурс касается качеств добрых и злых героев сказок. Я буду называть какое-либо качество героя, а вы –противоположное, например: доброта – озлобленность. Можно смотреть на доску с этими качествами, но отвечать нужно без промедления, побыстрее. Спрашиваю по порядку. Каждый капитан получает по одному «своему» вопросу. Если капитан не знает ответ, то отвечает другой капитан (по порядку). За каждый правильный ответ – 1 балл.
Смелость - … (трусость)
щедрость -… (жадность)
лень - … (трудолюбие)
хвастливость - … (скромность)
милосердие, жалость - … (жестокость или чёрствость)
- Четвёртое задание. Соотнести героев и их качества.
- Четвёртый конкурс. А теперь вам нужно стрелочками соотнести героев и их качества. Капитаны берут по одному заданию для команды. За правильно выполненное задание команда получает 5 баллов (каждое правильно угаданное соотношение даёт 1 балл).
жадность | лягушка-путешественница |
безжалостность | мачеха из «Сказки о мёртвой царевне» |
зависть | кошка из сказки «Кошкин дом» |
хвастовство | сёстры из сказки «Аленький цветочек» |
коварство | мачеха и дочка из сказки «12 месяцев» |
самоотверженность | Балда |
верность | петух из сказки «Лиса, заяц и петух» |
незлопамят ность | Русалочка |
бесстрашие | кот и собака из сказки «Волшебное кольцо» |
трудолюбие | кот Леопольд |
трудолюбие | Иван-царевич |
находчивость | Щелкунчик |
самоотверженность | Элиза из сказки «Дикие лебеди» |
смелость | Солдат из сказки «Каша из топора» |
милосердие | Золушка |
лень | Волк из сказки «Волк и семеро козлят» |
коварство | поп из «Сказки о попе и о работнике его Балде» |
вздорность, своеволие | Баба-Яга из сказки «Гуси-лебеди» |
жадность | Дереза |
злоба, жестокость | королева из сказки «12 месяцев» |
- Подведение итогов. Рефлексия.
- А сейчас подведём итоги, посчитаем жетоны. (Воспитатель называет команду-победителя, вручает призы.)
- Ребята, давайте стараться быть похожими на добрых сказочных героев, пусть добрая сказка приходит в нашу жизнь, а зло останется только в сказках!
- Подумайте, каким сказочным героем вам хотелось бы побывать. Нарисуйте его, раскрасьте и напишите от его лица нам пожелание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...
Э.Т.А. Гофман « Щелкунчик и Мышиный Король». Особенности описания волшебного мира в народной и авторской сказке.
Урок Литературного чтения. Презентация к уроку (архив rar)...
«Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».
Конспект урока по литературному чтению «Народная и авторская сказка с похожими сюжетами народная сказка «Морозко», сказка В. Одоевского «Мороз Иванович».2 класс, Система развивающего обучения Л.В. Зан...
Тест по зарубежным народным и авторским сказкам.
Тест по зарубежным народным и авторским сказкам....
Открытый урок по литературному чтению "Сказки авторские и народные. Русская народная сказка «Рукавичка».
Открытый урок по литературному чтению, в котором прослеживается связь авторских и народных сказок....
Викторина на тему "Русские народные и авторские сказки"
Викторина посвящённая русским и авторским сказкам...
Конспект урока литературного чтения по теме: От сказки народной к авторской. Русская народная сказка «Морозко». В. Одоевский «Мороз Иванович».(2 класс)
Цели урока: создать условия для раскрытия особенностей литературной сказки В.Ф. Одоевского в сопоставлении с народной сказкой «Морозко»; научить различать народную и авторскую сказки; рабо...