Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал
план-конспект урока по чтению (3 класс) на тему
Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_lit.chteniya_3_kl._pnsh.docx | 24.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Разработка урока по литературному чтению
Подготовила: Минибаева Г.В.
«Сравнительный анализ двух сказок. Кубинская сказка «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийская сказка «Хитрый шакал».
Цель обращения к сказкам – заострить внимание детей на важнейшей типологической особенности сказочных сюжетов: в сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, объясняются одни и те же явления.
В сказке "Черепаха, кролик и удав- маха» ценится стремление прийти на помощь тому, кто попал в беду: кролик приходит на помощь удаву, а черепаха- кролику. Интересным в сказке является то, что в ней обсуждается важнейший жизненный закон – существование справедливости на земле (отсутствие справедливости, о котором говорят животные, читается как отсутствие социальной справедливости (ибо человек жесток, использует животных, не испытывает к ним никакой благодарности). Высокая миссия сказки как жанра – восстановить пошатнувшийся порядок, в данном случае- представление о справедливости. В сказке «Хитрый шакал» человек сам оказывается в трудном положении и нуждается в помощи. Обсуждаемая глобальная проблема и ход событий одни и те же, и разрешение этой проблемы одинаковое: зло и неблагодарность наказываются, а благородство вознаграждается самой ценной наградой, на которую способна сказка, даром жизни.
Ход урока
- Организационный момент
Пора, друзья, урок начать,
Ведь дорога минутка каждая:
Нас дело ждёт немаловажное –
О сказках многое узнать!
- Актуализация знаний
-Вспомните, что вы уже знаете о сказках. Чему мы научились? (Определять жанр сказки и временной период.)
-Вспомните, на какие группы делятся сказочные истории по временному периоду и по содержанию (Самые древние сказки объясняют откуда всё в мире происходит, сказки – цепочки; Просто древние сказки учат ценить не столько силу, сколько ум и хитрость; Менее древние сказки учат быть добрым и справедливым; Бродячие сказки рассказывают похожие истории, созданные в разных уголках земного шара.
- Подготовка к восприятию
Мы стали умнее,
Мы многое знаем,
И можем мы сказки сравнить
Сегодня мы сказки ещё почитаем,
Чтоб время создания определить.
- Работа по теме урока
Учитель читает текст на стр.84 до сказки.
- О чём рассказал Михаил Потапович? (Сказки с течением времени изменялись и стали учить человека быть добрым, благородным, справедливым.)
- Какое название дали таким сказкам? (Менее древние сказки.)
Познакомимся с одной из них.
- Сказку какого народа мы будем читать? (Кубинскую народную сказку.)
- Найдём на глобусе, где находится эта страна.
- Прочитайте название сказки. («Черепаха, кролик и удав- маха».)
- Найдите в сноске объяснение слова «маха».
(Дети по цепочке читают сказку на стр.84-88)
- Значения каких слов нужно найти в толковом словаре? Сделайте это самостоятельно.
- Кто герои этой сказки?
- Какая история произошла с героями? (Удав попал в яму, кролик помог ему выбраться, а удав решил съесть его.)
- Физкультминутка
- Продолжение работы по теме урока
- Как вы оцениваете поступки удава и кролика? (Удав поступил несправедливо, так как решил съесть своего спасителя; кролик поступил благородно, так как помог удаву выбраться из ямы.)
- А каково мнение кролика? Найдите и прочитайте его слова («Ты затеял преступление. Ведь никто никогда не платит за добро злом.)
- Кто помог разрешить спор? (Мул и вол.)
- Найдите и прочитайте их истории. Чем они похожи? (Оба не подтверждают слова кролика.)
- Кто спас кролика? Что можете сказать о черепахе? (Она умная и хитрая, находчивая, ловко обманула удава.)
- Докажите словами из текста. Какой план у неё возник? Прочитаем.
(Дети читают отрывок на стр.88 по ролям.)
- Что ценится в этой сказке? (Хитрость и ловкий обман, благородство и великодушие героев.)
- Кто умный и хитрый? (Черепаха.)
- Кто благородный и великодушный? (Кролик.)
- Как вы думаете, эту сказку можно отнести: а) к самой древней сказке, б) к просто древней сказке, в) к менее древней сказке? (В ней есть черты просто древней сказки и менее древней сказки.)
- Докажите свою точку зрения.
- Кто запомнил сказку и может её пересказать?
- Восстановите ход событий по карточкам и попробуйте её пересказать.
УДАВ ПОПАЛ В ЯМУ ВСТРЕЧА С МУЛОМ ДОГОВОР
КРОЛИК ПОМОГ УДАВУ ВЫБРАТЬСЯ ВСТРЕЧА С ВОЛОМ
УДАВ РЕШИЛ СЪЕСТЬ КРОЛИКА УДАВ СНОВА В ЯМЕ
ХИТРЫЙ ПЛАН ЧЕРЕПАХИ
- Легко ли было пересказывать? Почему? (В сказке есть повторы слов и ситуаций.)
- Найдите их и зачитайте.
- На какую сказку похожа эта сказка по построению? (На сказку- цепочку.)
-Прочитайте информацию на плакате Летучей мыши.
VII. Зрительная гимнастика
-Сегодня мы познакомимся ещё с одной индийской сказкой.
Откройте учебник на стр.89 и прочитайте её название. (Хитрый шакал.)
- Предположите по названию, какая это сказка: самая древняя, просто древняя или менее древняя?
-Прочитаем и узнаем.
(Дети по цепочке читают сказку в учебнике на стр.89-95.)
-Кто герои сказки? (Тигр, человек, шакал.)
- Из-за чего возник спор между героями? (Они пытались выяснить, есть ли справедливость.)
- Найдите самые главные слова сказки. Кто их произносит?
- Миша нашёл главные слова в конце сказки, а Маша ближе к началу. Кто из них прав? Перечитайте сказку и ответьте на вопрос. (Правы и Миша, и Маша, так как главные слова произносят и человек, и шакал: «справедливость есть».)
- Вам знаком этот сюжет? На какую сказку похоже?
- Сравним две сказки. Чем они похожи? (Примерный ответ:
- в этих сказках один из героев попадает в беду, а другой его выручает;
- за благородный поступок героя хотят съесть;
- возникает спор;
- герои обращаются за помощью к третьему лицу;
- спор помогает разрешить хитрый и умный герой;
- в конце сказки зло наказано, неблагодарный герой снова попадает в ловушку.
- Какой вывод можно сделать? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)
- На сколько частей можно разделить сказку? (На две части.)
В первой части рассказывается о том, как тигр попал в клетку, а человек его освободил; тигр захотел съесть человека; человек и тигр заключают договор.
- Найдите и перечитайте первую часть до слов «Долго бродили человек и тигр…»
-О чём говорится во второй части? (Герои обращаются к трём встречным за помощью, и только третий из них – шакал – помог человеку.)
- Что напоминает вторая часть сказки? (Сказку-цепочку.)
- О чём это говорит? (Эта сказка имеет черты самой древней сказки.)
- Вам понравился шакал?
- Перечитайте вторую часть сказки и расскажите, как ему удалось спасти человека?
- Что вы можете сказать о шакале? (Умный, хитрый, благородный, бескорыстный, справедливый.)
- Какая его черта связана с просто древними сказочными историями? (Хитрость.)
- А какое его качество доказывает, что он герой менее древней сказки? (Бескорыстное стремление сделать доброе дело и восстановить справедливость.)
VIII. Работа в тетради для самостоятельной работы
(Выполнение №11(стр. 22-25).)
IX. Рефлексия
(«Коврик настроений»: каждый ученик выбирает один из предложенных ему цветных квадратов:
- зелёный – ты всё понял, тебе всё удалось, всё нонравилось;
- жёлтый – есть вопросы , на которые ты бы хотел найти ответ;
- красный – тебе было трудно.
Квадраты прикрепляются на доску в виде коврика.)
X. Подведение итогов урока
- Какие сказки сравнивали? (Кубинскую сказку «Черепаха, кролик и удав-маха» и индийскую сказку «Хитрый шакал».)
-Какие выводы сделали? (Это бродячие истории. В сказках, созданных разными народами, отражаются общие проблемы, задаются одни и те же вопросы, осуждаются зло и несправедливость. Ценятся великодушие и благородство.)
XI. Домашнее задание
Пересказ индийской сказки «Хитрый шакал».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сравнительный анализ народной и авторской сказки. С. Козлов "Черный омут"
Урок литературного чтения во 2 классе по системе развивающего обучения Л.В. Занкова, формирующий представление о роли литературных приемов в создании художественного образа и развивающий исследователь...
Сравнительный анализ освоения учащимися отдельных аспектов двух языков.
В настоящее время в преподавании школьных предметов встают вопросы интеграции, в частности в преподавании иностранного языка актуальны вопросы межпредметных связей. В грамматике английского...
Литературное чтение 3 класс Тема: Африканская сказка «Гиена и черепаха», алтайская сказка «Нарядный бурундук» - сравнительный анализ.
Урок составлен по УМК "Перспективная начальная школа", учебнику "Литературное чтение" автора Н.А. ЧУраковой....
Тест по сказке "Черепаха, кролик и удав-маха"
Тест по сказке "Черепаха, кролик и удав-маха" Литературное чтение. 3 класс. УМК "Перспективная начальная школа"...
Урок по литературному чтению «Хитрый шакал» (УМК «Перспективная начальная школа»)
Тема урока: Индийская народная сказка «Хитрый шакал» («Сказка-ложь, да в ней намёк…») Цель: продолжить формировать умение анализировать художественное произведение (жанр – сказка). Задачи: 1) образо...
Работа с картиной А. Рылова «Зелёный шум». Сравнительный анализ двух картин Аркадия Рылова «Зелёный шум» и Клода Моне «Прогулка».
Урок кусского языка с использованием технологии кртического мышления....
Сравнительный анализ РНС "Снегурочка" и сказки В.Даля "Девочка Снегурочка".
Литературное чтение. УМК "Начальная школа 21 века"....