Урок литературного чтения "А.С.Пушкин."У лукоморья дуб зеленый" (3 класс)
методическая разработка (чтение, 3 класс) по теме
Этот урок первый в авторском блоке "Произведения А.С.Пушкина". В 1 и 2 классах ребята уже знакомились со сказками и стихами поэта. В 3 классе им предстоит узнать о многообразии жанров в творчестве Пушкина. Основная цель урока: помочь ребенку стать читателем-исследователем, подвести его к осознанию богатства мира отечественной литературы как искусства художественного слова. Урок проведен в форме литературной гостиной, которая предполагает свободное общение на литературном языковом материале и обязательно в творческой форме. Ученики работают в группах, что формирует у них навык диалогового общения, самостоятельность, независимость суждений, вовлекает каждого ребенка в творчески-поисковую и речемыслительную деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
mir_pushkina.pptx | 1.59 МБ |
urok_po_a.s.pushkinu.doc | 67.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
В. Поленов. Золотая осень.
«Унылая пора! Очей очарование…»
Детство А.С.Пушкина
Родовая усадьба Пушкиных в Михайловском
Экзамен в Царскосельском лицее
Что такое строфа? « СТРОФА –часть стихотворения, объединенная ритмически и по содержанию» (из словаря С.И.Ожегова)
«Дуб уединенный…»
«- Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной; Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт!» ( А.С.Пушкин)
Предварительный просмотр:
ГОУ лицей № 395.
Учитель : Н.В.Зязенкова.
Литературное чтение. 3 класс.
УМК «Начальная школа. ХХI век».
Темa: Литературная гостиная. Произведения А.С.Пушкина. «У лукоморья дуб зеленый…»
Цель : Познакомить учащихся с вступлением к поэме А.С.Пушкина «Руслан и Людмила».
Учебные задачи :
- формировать навык выразительного чтения стихов;
- познакомить с понятиями «поэма», «строфа»;
- закрепить навык выделения логического ударения и указания пауз;
- формировать навык исследовательской деятельности со словами ;
- воспитывать интерес к русской поэзии и народному творчеству ;
- формировать коммуникативные навыки работы в группах;
- развивать позитивную самооценку учащихся.
Оборудование к уроку :
- учебник «Литературное чтение. 3 класс» Ефросининой М.А., М., «Вентана-Граф», 2010;
- тетрадь на печатной основе «Литературное чтение.3 класс», М., «Вентана-Граф», 2011 г;
- портрет А.С.Пушкина;
- выставка книг писателя;
- компьютерная презентация «Мир Пушкина»;
- компьютер, проектор, экран;
- магнитофон;
- музыкальные диски - П.И.Чайковского «Времена года», А.Степаненко «Колыбельные природы»;
- словари В.И.Даля, Д.Ожегова;
- модель сказочного дуба на доске с образами персонажей поэмы;
- индивидуальные карточки для словарной работы, памятки;
- костюмы для детей «Осень» и «Ученый Кот».
Современные технологии:
- игровые технологии;
- технологии проблемного обучения; исследовательской деятельности;
- технологии уровневой дифференциации;
- информационно-компьютерные технологии
Ход урока :
Этап урока и его цель. | Деятельность учителя. | Деятельность учащихся. |
I. Организационный момент : | - Дорогие друзья! Сегодня в нашем классе необычный урок: вы будете работать в группах. Вспомним правила групповой работы. (Вывешивается памятка «3 НЕ : НЕ перебивай! НЕ критикуй! НЕ спеши!»). Мы оказались в литературной гостиной. В ней будут звучать красивые стихи, появятся интересные гости. Наша встреча происходит в необыкновенное время года, воспетое поэтами, художниками, композиторами. Очарованные его красотой, они создавали прекрасные произведения. (Слайд№ 1 «Осенний парк»). О чем пойдет речь? Встречаем нашу первую гостью! (Звучит музыка А.Степаненко «Колыбельные природы») | ( Входит девочка в костюме Осени. Проходит круг и одаривает всех осенними подарками) - Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса. Люблю я пышное природы увяданье, В багрец и в золото одетые леса, В их сенях ветра шум и свежее дыханье, И мглой волнистою покрыты небеса, И редкий солнца луч, и первые морозы, И отдаленные седой зимы угрозы. |
II. Беседа о детстве, произведениях поэта, изученных в 1-2-м классах. Игра «Назови» Цель : Выявление читательского опыта учащихся. | -Как зовут нашу гостью? Оставайся с нами, Осень! Наши ребята очень любят твои дары. - Чьи стихи прочитала Осень? Мы послушали прекрасные стихи великого русского поэта – А.С.Пушкина (портрет поэта). Тема нашего урока «Произведения А.С.Пушкина» Они входят в жизнь русского человека с раннего детства. Его книги есть в каждой семье. Их читают и перечитывают и взрослые, и дети. Потому что каждый находит в них что-то дорогое и близкое для себя. - Что вы, ребята, уже знаете о поэте? О его жизни? - Где родился поэт? Кто его воспитывал? Какое он получил образование? Кто повлиял на его любовь к литературе? - На слайде мы видим маленького Пушкина и его няню, Арину Родионовну. Она привила ему любовь к русскому языку и русскому фольклору. (Слайд №2: «Няня Пушкина») - Почему поэт так любил осень? Смену времен года поэт наблюдал с детства в родовом имении Пушкиных Михайловское и в годы учебы в Царскосельском лицее. (Слайд №3 «Михайловское», слайд№ 4 «Лицей»). Осень вдохновляла его на творчество. - В 1 и 2 классах мы уже изучали творчество Пушкина. Сегодня вспомним эти произведения. Проведем игру «Угадай и назови». А) «Только вымолвить успела, Дверь тихонько заскрипела. И в светлицу входит царь, Стороны той государь» Б) «Долго ждал он у моря ответа, Не дождался – домой воротился. Глядь, опять перед ним землянка, Перед ней сидит его старуха, А перед ней – разбитое корыто» В) «Сквозь волнистые туманы Пробирается луна. На печальные поляны Льет печально свет она» г) «На девичник собираясь, Вот царица, наряжаясь Перед зеркальцем своим, Перемолвилася с ним» д) «Об оброке век мы не слыхали, Не было чертям такой печали. Ну, так и быть – возьми, да с уговору, С общего нашего приговору, Чтобы впредь не было никому горя: Кто скорей из нас бежит около моря?» Вы правильно назвали все произведения, а теперь назовите их жанры. | - Это Осень. - Прозвучали стихи А.С.Пушкина «Унылая пора! Очей очарование!» (оценка стихов согласно памятке). - Пушкин А.С. родился в Москве, но учился и жил в Санкт-Петербурге. - Его воспитанием занималась няня –Арина Родионовна. - Ученица читает наизусть «Няне» (оценка стихов по памятке). - Он любил осень с детства. «Сказка о царе Салтане» «Сказка о рыбаке и рыбке» («Зимняя дорога») «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях» «Сказка о попе и о работнике его Балде» - Сказка - Стихотворение |
III.Чтение наизусть стихов А.С.Пушкина.. Цель: закрепление навыка выразительного чтения, воспитание интереса к поэзии | - Какие еще стихи вы можете нам прочитать? Мы послушаем и оценим ваше чтение. Вспомним правила оценки поэтического произведения: 1. Выразительно; 2. Без ошибок; 3. Соблюдение пауз. (Памятка). - Спасибо, ребята, за прекрасное чтение! А сейчас обратимся к нашей выставке книг. Среди них находится новая для нас книга. | ( Ученики читают по выбору стихи). - Учащиеся оценивают чтение ребят по памятке. - «Руслан и Людмила». |
IV.Постановка проблемы. Работа с толковым словарем Цель : Формировать мотивацию к дальнейшей деятельности учащихся, к чтению поэмы. | Сегодня мы познакомимся с новым жанром «ПОЭМА». Прочитайте в словаре, что обозначает это слово. (Работа детей сопровождается музыкой П.И.Чайковского «Времена года») - А.С.Пушкин создал много прекрасных поэм «Медный всадник», «Полтава» «Цыгане», но сегодня начнем читать самую волшебную поэму, в которой происходят чудеса - «Руслан и Людмила». (Слайд №5 «Руслан и Людмила»)
| -(Поиск лексического значения слова «ПОЭМА» в словарях под музыку: «ПОЭМА – повествовательное произведение в стихах, обычно на историческую или легендарную тему» (из словаря С.И. Ожегова) |
V. Словарная работа с устаревшими словами Цель: Формировать интерес к истории слов. | - Поможет нам попасть в сказочный мир поэмы «Руслан и Людмила» еще один гость. (Под музыку П.И.Чайковского появляется Ученый Кот). - Добрый день, Кот! Спасибо за чудесные стихи. Кто из ребят знает , кому их посвятил А.С.Пушкин? Скоро 19 октября Царскосельский лицей отмечает свой день рождения! А что у тебя в конверте, Ученый кот? - Спасибо, Ученый Кот, за интересные задания! Ребята с интересом их выполнят. Дадим им одну минуту. | ( Появляется Ученый Кот и читает наизусть: - «Друзья мои, прекрасен наш союз! Он как душа неразделим и вечен- Неколебим, свободен и беспечен, Срастался он под сенью дружных муз. Куда бы нас не бросила судьбина, И счастие куда б ни повело, Все те же мы: нам целый мир чужбина; Отечество нам Царское село.» Кот: - Сегодня я принес вам устаревшие слова, к которым надо подобрать современные синонимы. Каждой группе я раздам по одной карточке. (Раздает на карточках слова : брег, чреда, пленять, злато, поведать, дол). - Ученики работают в группах . |
VI.Физкультурная пауза. | Организует необходимый для младшего возраста отдых на уроке. | (Кот показывает упражнения «Запрещенное движение»). |
VII. Работа с учебником. Цель : определить первичное восприятие стихотворения. | - Вы немного отдохнули. А теперь послушаем вступление к поэме «Руслан и Людмила». (Чтение учителем наизусть «У лукоморья дуб зеленый») - Кому понравилось произведение? Прочитаем отрывок из учебника и вы скажете, каким представляете себе лукоморье? Лукоморье – это морской залив, который раньше называли «морская лука» (из словаря В.И.Даля). На какие части разделен текст? В поэзии они называются «строфа». Прочитай значение этого слова на слайде. (Слайд №6 «Строфа») Каждая строфа имеет логическое ударение, после нее делается голосовая пауза. Прочитай первую и последнюю строфу. | -Чтение отрывка . Выполнение 2 задания к тексту. «СТРОФА –часть стихотворения, объединенная ритмически и по содержанию несколько стихов» (из словаря С.И.Ожегова). |
VIII Исследовательская деятельность учащихся. Цель: формировать навык выборочного чтения. | - Перед вами карточки с изображением чудес. Найди в стихотворении и подпиши название изображения соответствующими строками. Работа длится 2 минуты. (Слайд № 7 «Лукоморье») - Прочитай. Передай голосом свое отношение к картине, выдели логическое ударение и соблюдай паузу. | Работают на раздаточных карточках, развивают коммуникативные навыки. Затем выходят к доске и читают отрывки, прикрепляют карточки к модели дуба. Учатся оценивать свою работу. |
IX.Работа в тетрадях на печатной основе. Цель: Закрепить образы в произведении | - Откройте тетради. Прочитайте задание№1.Дома вы нарисуете по выбору чудеса. Прочитайте 2 задание: «Какая строка говорит о восхищении поэтом лукоморьем?» Чтобы это сделать правильно, прочитай внутренним голосом отрывок еще раз. (Жужжащее чтение учащихся). - Почему поэт сказал фразу «Там русский дух! Там Русью пахнет?». Потому что всех мифологических персонажей русского фольклора (Бабу Ягу, Лешего, Кощея, Избушку на курьих ножках, Богатырей, Русалку и др.) мы встречаем здесь на волшебном дубе. Запиши эти строки в тетрадь. - Закройте ваши тетради. | Открывают тетради, сложенные стопочкой. - «Там русский дух! Там Русью пахнет!». Объясните значение. |
X. Итог урока. | Дома вы выразительно прочитаете вступление к поэме и выполните задание в тетради. Теперь, зная все образы вступления к поэме, мы можем приступать к ее чтению. Кто заинтересовался и хочет прочитать всю поэму целиком в семейном кругу? -Наша литературная гостиная закрывается. Сегодня мы путешествовали по миру поэзии А.С.Пушкина. Посмотрите еще раз на модель дуба на доске. Это дерево считалось символом мудрости и долговечности на Руси. (Слайд № 8 «Дуб») Всякое дерево питает корни. Корни – это наша история, наша народная культура, фольклор. Чем больше человек дорожит этой памятью, тем глубже он чувствует свою ответственность за будущее. (Слайд №9 «Пушкин А.С.) - Быть может, в Лете не потонет Строфа, слагаемая мной; Быть может (лестная надежда!), Укажет будущий невежда На мой прославленный портрет И молвит: то-то был поэт! (А.С.Пушкин) | |
IX. Рефлексия . Цель: Развивать рефлексивную деятельность учащихся. | Оцените свою работу на уроке. Что нового вы сегодня узнали? Что расскажете дома родителям? Благодарю всех за хорошую плодотворную работу. Урок окончен. | Учились анализировать свою работу, выражать свое отношение к изученному материалу. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок литературного чтения . Тема: С. Михалков " Новогодняя быль" 3 класс
Конспект урока литературного чтения в 3 классе ( Учебник " Родная речь" под ред. Головановой.)...
Конспект урока литературного чтения по теме "Стихи Н.Матвеевой", 4 класс.
Цель урока - знакомство с творчеством Н. Матвеевой, формирование умения работать с поэтическим произведением. ( УМК "Школа 2100")...
Урок литературного чтения Г.Цыферов "Тайна запечного сверчка" 3 класс
Данный урок является 4 уроком в разделе «Наполним музыкой сердца»» в курсе литературного чтения 3 класса по программе «Школа 2100». Тема актуальна, так как имеет огромное воспитательное значение, чере...
урок литературного чтения по теме "Барсук-любитель стихов" 2 класс
Конспект урока по литературному чтению "Таинственный мир Японии. Барсук -любитель стихов". В ходе урока ученики не только познакомятся с японской сказкой, но и попробуют сами сочинить хокку....
Урок: литературного чтения. Учебник под редакцией В.Ю. Свиридовой, Класс: 4 «А» Тема урока: А.И.Куприн « Слон».Система РО Л.В.Занкова
Работа над рассказом И.Куприна развивает воображение, наблюдательность, эмоциональное сопереживание учащихся к описанным событиям;, чувственную сферу личности через сужде...
Урок литературного чтения по системе Л.В.Занкова. 2 класс. Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. ( на примере сказки Д.Мамина-Сибиряка "сказка о храбром Зайце...")
Авторская сказка и её связь с сюжетом и структурой сказки народной. Д.Мамин-Сибиряк «Сказка про храброго Зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост». Урок литературного чтения по системе Л.В.Зан...
Урок литературного чтения по образовательной системе "Школа 2100" 3 класс Лия Гераскина "В стране невыученных уроков"
Урок закрепления знаний. Построен в соответствии с новыми ФГОС....