конспект урока обучения грамоте " Знакомство с буквой Р,р".
план-конспект урока по русскому языку (1 класс) на тему
организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_obucheniya_gramote.docx | 21.18 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока обучения грамоте
ЗНАКОМСТВО С БУКВОЙ Р, р
Цели:
организовать работу по ознакомлению с буквой Р, р, наблюдение за её применением в устной и письменной речи; научить выполнять звукобуквенный анализ слов «рысь», «речка», плавно читать по слогам с переходом на чтение целыми словами; способствовать развитию фонематического слуха.
Планируемые результаты:
Предметные: знают букву Р, р; умеют читать прямые слоги, слова, предложения; выполнять звуковой анализ слов.
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов универсальных учебных действий – УУД):
Познавательные: общеучебные – осознанность восприятия отрывка из рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело»; воспроизведение по памяти информации, необходимой для решения учебной задачи.
Коммуникативные: воспринимать текст с учётом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для её решения.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и товарищей; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии.
Личностные: высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением.
Сценарий урока
I. Организационный момент. Самоопределение к деятельности.
Потерялась буква Р.
Где? В трамвае, например.
Или мы её вчера
Не забрали со двора?
Уронили в гастрономе,
Не нашли за дверью в доме?
Или спрятали (проверьте!)
В распечатанном конверте?
Может, милиционер
Приведет нам букву Р?
Но сказала громко Маша:
– Отыскалась буква наша!
Посмотри, как просто это:
Рыба! Рак! Река! Ракета!
Учитель:– К какой деятельности побуждает нас автор стихотворения? Какова его главная мысль? Ответы детей: (Наша речь должна быть всем понятна)
II. Постановка учебно-практической задачи.
Фонетическая гимнастика.
Не скажу я никому,
Почему
Тигры рычат: … «Гар-р-р»,
Вороны кричат: … «Кар-р-р»,
Кони храпят: … «Хр-р-р»,
Ставни скрипят: … «Скр-р-р».
И не догадается никто,
Что
Тигры рычат …,
Вороны кричат …,
Ставни скрипят …,
Кони храпят …,
Чтоб научить всех ребят
Трудное «р-р-р» выговаривать!
П. Высоцкий
Учитель: – С каким звуком будем работать?
Учитель:– Сегодня мы познакомимся с буквой Р, р и узнаем, какие звуки она обозначает.
III. Открытие нового знания.
1. Звуковой анализ слов «рысь», «речка».
Учитель: – Отгадайте загадку:
Меньше тигра, больше кошки,
Над ушами – кисти-рожки.
С виду кроток, но не верь:
Страшен в гневе этот зверь!
(Рысь.)
Учитель: – Рассмотрите схему под рисунком. Составьте звукобуквенную модель слова «рысь».
– «Прочитайте» первый звук в слове «рысь». (Рррысь.)
– Какой это звук? (Твёрдый согласный звук.)
– Какой фишкой обозначим звук? (Синей.)
– Назовите мягкую пару. ([р’].)
– «Прочитайте» второй звук в слове «рысь». (Рыыысь.)
– Что вы знаете об этом звуке? (Гласный, обозначим красной фишкой.)
– «Прочитайте» третий звук в слове «рысь». (Рысссь.)
– Какой это звук? (Мягкий согласный звук.)
– Обозначьте соответствующей фишкой. (Зелёная фишка.)
– Назовите его твёрдую пару. ([с].)
Аналогично проводится анализ слова «речка».
Учитель: – Отгадайте загадку:
Течёт, течёт – не вытечет,
Бежит, бежит – не выбежит.
(Речка.)
Учитель: – Буква, которой обозначаются звуки [р], [р’], называется «эр». На что похожа буква р?
Буква Р – на мачте парус,
Вдаль плывёт, небес касаясь.
Учитель: – Встаньте те, у кого в именах есть новые звуки [р], [р’]. Определите, мягкий или твёрдый это звук.
– Замените буквами первые фишки в схемах слов «рысь» и «речка».
– Какие нужно взять буквы: заглавные или строчные? Почему?
– Сравните слова «рысь» и «речка». Почему первые звуки в этих словах разные, а первые буквы одинаковые?
– В каком из этих слов звуков меньше, на сколько? (В слове «рысь» на 2 звука меньше, чем в слове «речка».)
– Назовите как можно больше слов со звуками [р] и [р’].
2. Дифференцированная работа по учебнику.
1-я группа: прочитать слоги с буквой р, используя пособие-«окошечки».
2-я группа: прочитать слоги по строкам (верхняя, средняя, нижняя); по столбцам: один слог из верхней строки, другой – из средней строки, третий – из нижней строки.
3-я группа: прочитать предложения; найти и прочитать имена (учебник: Марина, Рома, Нина).
3. Коллективная работа.
Учитель: – Прочитайте слова по столбикам, по строчкам.
– Прочитайте слова, в которых по две гласные буквы.
– Прочитайте слова, в которых только один гласный звук. (Мир.)
– Составьте и прочитайте слова по стрелочкам. (Марина, Нина, рана, имена.)
– Прочитайте только имена.
Физкультминутка
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
4. Работа по учебнику. Чтение рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело».
Учитель: – Прочитайте название рассказа. Кто автор?
– Прочитайте слова, записанные на доске, сначала по слогам, потом целыми словами.
На доске:
Ис-пол-ни-лось – исполнилось.
На-у-чить-ся – научиться.
Школь-ный – школьный.
Кон-чил-ся – кончился.
Скла-ды-вать – складывать.
У-чи-тель-ни-ца – учительница.
Чтение начала рассказа читающими учениками вслух.
Учитель: – Кто герой рассказа? Что вы о нём узнали?
– Как вы относитесь к поступку Алёши? Почему?
– Как вы думаете, чем закончилась эта история? Узнаем её продолжение немного позже.
Читающие учащиеся читают рассказ до конца шёпотом.
Учитель: – Почему Алёша решил опять пойти в школу?
5. Задания по рабочей тетради «Я учусь писать и читать».
1) Закрепление зрительного образа буквы р.
Учитель: – Закрасьте те части рисунка, в которые вписана буква р.
2) Задание «Сообрази и запиши».
Учитель: – Впишите буквы в клеточки, номера которых даны после буквы. Прочитайте получившиеся слова. (Море, нора, рама.)
– Чем похожи эти слова? (В словах есть звуки [р], [р’].)
– В каких словах все согласные звуки твёрдые? (Нора, рама.)
– Есть ли среди этих слов слова, в которых количество звуков и букв разное? (Нет.)
– В каких словах буква р обозначает твёрдый согласный звук? (Нора, рама.)
– Есть ли слова, в которых буква р обозначает мягкий согласный звук? (Море.)
3) Задание «Напиши».
– Впишите букву р. Прочитайте получившиеся слова.
– Найдите среди этих слов слова, в которых букв меньше, чем звуков. (Армия.)
– Найдите слова, в которых три гласных звука. (Марина, армия.)
– Найдите слова, в которых буква р обозначает твёрдый согласный звук. (Ира, Рая, норма, мрамор, роса, армия.)
– Найдите слова, в которых буква р обозначает мягкий согласный звук. (Марина, Римма.)
– Объясните, что общего у всех слов первой строчки. (Это имена людей.)
6. Работа по учебнику. Продолжение рассказа С. Баруздина «Как Алёше учиться надоело».
1) «Радиотеатр». Слушание чтения по ролям.
Учитель: – Почему Алёша решил опять пойти в школу?
– Кто помог ему принять это решение?
– Почему вы ходите в школу?
2) Дополнить пословицу.
Ученье – … (путь к уменью).
Умел ошибиться – … (умей и поправиться).
IV. Рефлексия урока.
– С какой буквой познакомились на уроке?
– Какой звук обозначает буква р?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку Обучение грамоте "Знакомство с буквой "Ч,ч"
Данная презентация может быть использована на уроках обучения грамоте по программе "Начальная школа 21 века"...
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.
Урок обучения грамоте: "Знакомство с буквой Ш, ш". Письмо строчной буквы ш.УМК "Планета Знаний"...
План - конспект урока.Обучение грамоте:" Знакомство с буквой "М".
План - конспект урока обучение граммоте 1 класс "Знакомство с буквой "М"...
Конспект урока обучения грамоте: Знакомство с буквой «Щ, щ»
Урок обучения грамоте.УМК «Начальная школа 21 века»Тема урока: Знакомство с буквой «Щ, щ»Цель урока: познакомить детей с буквой Щ, щ; отрабатывать умения выполнять звукобуквенн...
конспект урока обучения грамоте "Знакомство с буквой "Ё, ё ".
конспект открытого урока обучения грамоте в 1 классе по теме "Знакомство с буквой "Ё, ё"....
Конспект урока обучения грамоте "Знакомство со строчной буквой г, письмо строчной, письменной и печатной буквы г" (УМК "Перспектива", 1 класс)
Цели деятельности учителя: формирование знаний о звуках г,г и букве г, первоначального графического навыка: обучение написанию буквы г, строчных и письменных соединений, слов, ...
Конспект урока обучения грамоте: «Знакомство со звуком и буквой Ы», 2 класс, УМК: «Школа России»
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование различий и чёткого произношения звука Ы в слогах, словах, предложениях, знакомство с буквой Ы.Задачи урокаДидактические:Познаком...