Урок литературного слушания в первом классе (УМК "Начальная школа XXI века"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме

Живых Марина Борисовна

Русская сказка "Лисичка-сестричка и волк"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon UROK_LITERATURNOGO_SLUShANIYa_V_1_KLASSE.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ  

 (УМК «Начальная школа XXI века»)

Народные сказки

Русская  сказка «Лисичка – сестричка и волк»

Учебные задачи:

        - закрепить понятия «народная сказка» и «авторская сказка»;

        - учить выделять особенности народной сказки;

        - учить выражать отношение к героям сказки и их поступкам;

        

Учебные умения:

        - определять авторскую принадлежность сказки и её тему;

        - выделять слова и предложения, характеризующие героев сказки;

        - передавать голосом свое отношение к героям (чтение диалогов лисы и волка).

Оборудование:

        - сказка «Лисичка – сестричка и волк»

        - иллюстрированные герои, дерево сказок, карточки.

ХОД УРОКА

  1. Орг. момент

На урок вас приглашаю,

И удачи пожелаю.        

Будем слушать и читать,

Говорить и отвечать.

За работу!  В добрый час!

  1. Повторение

О чём-то скрипит половица,

И спице опять не спится,

Присев на кровати, подушки

Уже навострили ушки…

И сразу меняются лица,

Меняются звуки и краски.

Тихонько скрипит половица,

По комнате ходит сказка.

- Сегодня мы побываем в гостях у сказки.

- А что такое сказка?

(Это литературное произведение, о выдуманном событии,  в котором присутствует элемент волшебства. В сказке много выдумок, звери и растения разговаривают, ведут себя как люди (помогают, обманывают, плачут и смеются), а предметы без помощи человека производят разные действия (рубят, ездят, пилят)

- Ребята, ваши ответы были правильные. Посмотрите, даже дерево сказок проснулось (открыть глаза) и готово к новой встрече с вами, зовёт вас в гости к новой сказке.

- Но оно хочет  узнать, а помните ли вы, какие бывают сказки?

-Сказки бывают разные. Те, которые сочинили писатели, называются…(авторские)     (открыть ладошку)

- А есть сказки, которые сочинил народ, поэтому они называются (народные). (открыть ладошку)

- А что вы знаете о народных и авторских сказках?

1. Автор                        народ                                   конкретное лицо (он творец)

2. Создается                в устной форме                           в письменной форме

3. Каждая сказка существует   в нескольких вариантах       внесение изменений не допускается

     4. Время создания        определить невозможно         известно

5. Ограничивается        определенным жанром: волшебная, бытовая, о животных /

не ограничивается определенным жанром: включает в себя черты и бытовой сказки, и волшебной, и сказки о животных

- Правильно (появилась улыбка), «дерево сказок» вами  довольно.

- Попробуйте сосчитать все звезды на небе, деревья в лесу, капли в море… Вот сколько сказок на свете.  

- А если я сочиню сказку, она будет народной или авторской? А если её перескажет каждый ученик из класса и внесёт свои дополнения или изменения?

- А давайте вспомним, каких животных  мы встречали в сказках. Поможет нам в этом игра «Собери словечко».

/детям раздаются карточки со слогами, они должны сложить из них названия животных; один у доски/

за

ка

мед

са

соба

ка

жу

ведь

ли

яц

мыш

равль

- В каких сказках чаще всего можно встретить этих героев?    (Народных)

- А кто из этих животных чаще всего встречается в сказках?    (лиса)

- Ребята, давайте вспомним, а как в сказках называют лису?  (Кума, Лизавета, Патрикеевна, Плутовка, лисичка – сестричка, кумушка,  лисонька, рыжая)

- Давайте представим лисоньку.

ФИЗМ.        Вот лиса идёт по лесу.

                Кто там скачет, интересно?

                Чтоб ответить на вопрос,        

                Тянет лисонька свой нос.

                Мы лисицу обхитрим,

                На носочках убежим.        

                Вот голодная лиса

                Грустно смотрит в небеса.

                Тяжело вздыхает,

                Садится, отдыхает.

                

- Ой, ребята, посмотрите  (вытягивание хвостов).   Чьи  это хвосты? (волка, лисы)  Как догадались?

- Дерево сказок предлагает послушать новую русскую народную сказку, в которой встретятся эти герои. А чтобы узнать название (название повесить на доску); давайте сначала шепотом каждый прочитает, а теперь читаем вслух «Лисичка – сестричка и волк».  

  1. Слушание произведения   (аудиозапись)

- Вы хотите послушать?

- Сядьте поудобнее и  слушайте        

  1. Беседа после чтения

- Понравилась вам сказка? Чем?

- Почему лиса выбежала на дорогу?          (проголодалась)

-Захотела поживиться, так сказано в сказке

ПОЖИВИТЬСЯ (разг.) – попользоваться, за чужой счет получить что-нибудь для себя.

- А в это время по дороге ехал мужик, с целым возом  мороженой рыбы.

ВОЗ – колёсная повозка или сани с поклажей  (слово + картинка)

- Кого увидел дед на дороге?                                (лисичку)

- Как лежала лисичка?                                        (как мёртвая)

- На самом ли деле лисичка была неживая?        (нет, она притворилась)

- О чем подумал дед, взяв лисичку?                 (взял на воротник в подарок)

- Что стала делать лисичка, пока ехал дед?         (стала выбрасывать рыбу)

- А сразу ли она стала это делать?                        (нет, да)

- Лисичка улучила время.  (слово)

УЛУЧИЛА – найти подходящее время для чего – либо.

(Лисичка выждала время, когда дед не стал на нее обращать внимания)

- Довез ли дед рыбу и лису домой?                        (нет)

- О чем  тогда  догадался дед?                        (лиса была не мертвая)

- А в сказке народ подметил вот таким красивым словом, как смекнул  (слово)

СМЕКНУТЬ – сообразить, догадаться.

- Что делала лисичка с выброшенной рыбой?        (собрала в кучу и ела)

- И тут к лисичке подошёл…                                (волк)

- Рассказала ли правду лисичка о том, откуда у неё рыба?        (нет, она его обманула, схитрила, соврала)

- Что лисичка посоветовала волку?                        (чтобы сходил на речку и наловил)

- Давайте откроем учебник с.112    Посмотрите на  иллюстрацию и расскажите, как  волк стал, ловить  рыбу.

(опустил хвост в прорубь, и стал приговаривать: «Ловись, рыбка, и мала, и велика»)

- А с какими словами лиса ходила вокруг волка?        (мерзни, мерзни, волчий хвост)

- Долго ли сидел волк у проруби?                                (целую ночь)

- Зачитает нам (с.112) об этом  ….

- Сидел у проруби. Что такое прорубь?   (слово + картинка)

ПРОРУБЬ – отверстие, прорубленное во льду реки, водоема.

- Много ли рыбы  наловил волк?         (нисколько)

- Но ведь он не смог вытащить хвост из проруби, значит много наловил!  ( хвост примерз, т.к. был сильный мороз (дым столбом).

- Почему волк остался без хвоста?                (хвост замерз, а бабы били чем попало: ведрами, коромыслами; вырвался) 

- Как об этом сказано в книге?  Зачитает  (с.113)   …   (слово + картинка)

КОРОМЫСЛО – толстая изогнутая деревянная палка, предмет для ношения вёдер на плече с крючками на концах.

- Тяжело пришлось волку, а чем тем временем занималась лисичка? Ответ на этот вопрос найдите в тексте на с. 113; прочитайте.

ОТДУВАЛСЯ – нес ответственность за промахи и ошибки.

- Куда забралась лиса, и что с ней произошло? Прочитайте.

КАДКА – цилиндрической формы  сосуд (вместилище) со стенками из деревянных клёпок, обтянутое обручами.    (слово + картинка)

- После всех неприятностей снова встретились волк с лисой и между ними произошёл вот такой разговор.  Закройте книги и посмотрите.

  1. Инсценирование  отрывка  сказки  (показывают  дети)

Лиса:         - Я обвела волка вокруг пальца.

Учитель:    - Лиса, я что-то ничего не поняла. Может  ребята  смогут объяснить.

ОБВЕСТИ  ВОКРУГ  ПАЛЬЦА  - ловко, хитро обмануть.

- В  народных  сказках свой, особый язык.  И не только такие меткие выражения можно услышать, но и слова, которые мы сегодня пытались объяснить.

  1. Сравнение героев

- Можно ли назвать лису и волка главными героями сказки? Почему?    (это герои вокруг  которых развиваются все события; они присутствуют от начала сказки до самого конца; дед и баба персонажи)

(картинки лисы и волка)

- Давайте прочитаем, как говорят о лисоньке  «ЛИСА – ВСЕМУ СВЕТУ  КРАСА». (на доске)

- Почему это так?                (народ подметил, что лиса одна из самых красивых животных, пушистый хвост, мех, яркий цвет)

- Теперь давайте прочитаем, как народ говорит о волке?  «ВОЛК – ЗУБАМИ ЩЁЛК»  (на доске)

- Так ли это, правильно ли народ подметил?   (характерная черта щёлкать  зубами, скалит, угрожает, опасен, когда голоден)

- На доске вы видите слова, которые  соответствуют характерам  наших героев. Надо  правильно распределить их. Какие слова  характеризуют  лису, а какие волка?  (по вариантам: по одному слову вывешивают рядом со своим героем)

ГЛУПЫЙ, УМНАЯ, УМНЫЙ, ХИТРАЯ, СООБРАЗИТЕЛЬНАЯ, ДОВЕРЧИВЫЙ, ДОБРЫЙ.

  1. Моделирование обложки

- Что мы сегодня слушали?  Покажите.         (дети на листочках рисуют «заместитель» сказки)

- Какой геометрической фигурой обозначаем?

- О ком эта сказка?                (о животных)

- Круг, какого цвета должен быть, если это сказка о животных?        (коричневого)

- Кто сочинил эту сказку?                (народ)

- А как называется наша сказка?        (Лисичка-сестричка и волк)

- В нашей библиотеке прибавилась еще одна книжка.

  1. Подведение итогов

- Какая это сказка смешная или грустная?

- А почему эта сказка вызывает грусть, жалость?

- Кого из героев можно назвать ПРОСТОФИЛЕЙ?

ПРОСТОФИЛЯ – глуповатый, малосообразительный человек (персонаж), который попадает в разные смешные и нелепые ситуации.

- В жизни бывают люди хитрые, изворотливые, как лиса; а бывают  доверчивые, глупые, как  волк. Я желаю вам быть умными, сообразительными, как лиса и добрыми, как волк.

- Любая сказка учит нас общению, доброте, умению выйти из сложных ситуаций. Поэтому сказки остаются самым любимым жанром у людей разного возраста.

- «Дерево сказок» предлагает прочитать вам русские народные сказки о животных. (выставка книг)

- Всем спасибо.                                        Урок окончен.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

урок литературного слушания в 1 классе "Сутеев "Дядя Миша"

       Были использованы задания, направленные на детей разного уровня      подготовки Все эти методы, формы и средства помогали осуществлению...

УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО СЛУШАНИЯ В 1 КЛАССЕ (УМК «Начальная школа XXI века») Тема урока: Авторские сказки. Сказка В.Сутеева "Палочка-выручалочка"

Тема урока: Авторские сказки.Сказка  В.Сутеева "Палочка-выручалочка"Цели урока в соответствии с ФГОС НОО:Предметные: создать условия для формирования навыка правильного,  осознанного  ч...

Урок литературного чтения в 3 классе "Начальная школа XXI века" И.С.Никитин "Утро"

Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО Тема: И.Никитин «Утро»Цель: Познакомить учащихся с творчеством И.Никитина.УУД:Регулятивные: Формирование умения высказывать своё мнение;Личн...

Презентация к уроку литературного слушания в 1 классе "Начальная школа 21 века " Е. Благинина "Тюлюлюй"

Материал предназначен для помощи в зрительном восприятии текста произведения и организации работы с содержанием....

Технологическая карта урока литературного чтения в 4 классе УМК "Школа 21 века"

Тема урока: К.Д. Бальмонт. Стихотворения «К зиме», «Снежинка»...


 

Комментарии

Романова Наталья Пантелеевна

Урок по сказке "Лисичка-сестричка интересен, глубокая работа по изучению лексики сказки обогатит словарный запас детей. Спасибо.