Литературное чтение.
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему

 

Цель: Познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

            Учить детей выразительному чтению

            Развивать эмоциональное, образное восприятие художественного слова,  

            творческие способности учащихся.

              Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

            Прививать интерес детей к чтению.

            Воспитывать в учениках  любовь  Родине, к родному русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon У Лукоморья.doc58.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: «А.С. Пушкин.  У лукоморья дуб зеленый.

             Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».

Цель: Познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».

        Учить детей выразительному чтению

            Развивать эмоциональное, образное восприятие художественного слова,  

            творческие способности учащихся.

Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.

            Прививать интерес детей к чтению.

            Воспитывать в учениках  любовь  Родине, к родному русскому языку.

        

        

 Оборудование к уроку:

        1) Учебная хрестоматия. Литературное чтение 3 класс Л.А. Ефросинина.

        2) Выставка книг А.С. Пушкина.

        3) Портрет А.С. Пушкина

4) Толковый словарь В.И. Даля

5) Интерактивная доска.

        6) Компьютер.

        7) Увертюра к опере «Руслан и Людмила».

        8) Панно «У лукоморья»

9) Карточки для индивидуальной работы.

        

Ход урока.

I Организационный момент.

 На партах карточка для индивидуальной работы, картинки с изображением сказочных героев. Учебник, хрестоматия по чтению, тетради.

II Проверка домашнего задания.

- Что вы повторяли к  уроку? (сказки)

- Я хочу проверить, как вы знаете сказки.

На интерактивной доске слайд-шоу иллюстраций сказок.  Чтение фрагмента из сказки. Учащиеся называют сказку. После ответа, демонстрация слайда.

Живет он в поповом доме,

Спит себе на соломе,

Ест за четверых,

Работает за семерых;                                     Сказка о попе и работнике его Балде.

До светла все у него пляшет,

Лошадь запряжет, полосу вспашет,

Печь затопит, все заготовит, закупит,

Яичко испечет да сам и облупит.

Пошел он ко своей землянке,

А землянки нет уж и следа;

Перед ним изба со светелкой,

С кирпичною, беленою трубою,

С дубовыми, тесовыми воротами.                  Сказка о рыбаке и рыбке.

Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу нашли их: один – в боярском тереме, другой – на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в вязкое болото.

                                                                                                   Царевна-лягушка.

Море вдруг

Всколыхалося вокруг,

Расплескалось в шумном беге

И оставило на бреге

Тридцать три богатыря.                                     Сказка о царе Салтане, о сыне его

В чешуе, как жар горя,                                      славном и могучем богатыре князе Гвидоне

Идут витязи четами,                                           и о прекрасной царевне Лебеди.

И блистая сединами,

Дядька впереди идет

И ко граду их ведет.

Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:

 -Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку, да нитку – тебе рубашку сшить.

А тетка эта была...

                                                                                  Баба-Яга

Вот мудрец перед Дадоном

Стал и вынул из мешка

Золотого петушка.

«Посади ты эту птицу, -                                      Сказка о золотом петушке.                         

Молвил он царю, - на спицу;

Петушок мой золотой

Будет верный сторож твой.        

Иван-царевич пошел обратно путем – дорогой, а серый волк перемахнул через стену – да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил ее и наутек.

                                                                                 Иван-царевич и серый волк.

На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили старик со старухой. Пошел как-то старик в лес. Приглядел хорошее деревцо. Только замахнулся топором, а из чащи Лесной дед выходит. Был этот Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые.

                                                                                 Самое дорогое.

День за днем идет, мелькая

А царевна молодая                                             Сказка о мертвой царевне и о семи

Все в лесу, не скучно ей                                     богатырях.

У семи богатырей.

- На какие 2 группы можно разделить эти сказки? (Сказки народные и авторские)

- У вас на парте таблица. В соответствующий столбик запишите номера народных и авторских сказок.

Проверка номеров. Кто не ошибся, поднимите руку. Молодцы.

- Прочитайте названия народных сказок. Прочитайте название авторских сказок.

- Кто автор этих сказок? (Александр Сергеевич Пушкин)        

Портрет на доску.

Александр Сергеевич Пушкин.

Подготовленный рассказ о Пушкине учениками.

Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве.  Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду. Как было принято в то время в дворянских семьях, воспитанием детей занимались иностранные учителя.  В доме  было много книг. Юный Пушкин рано заинтересовался литературой. В возрасте 8 лет мальчик уже писал небольшие пьесы на французском языке. Любовь к родному русскому языку прививала ему няня Арина Родионовна. Она была мастерица рассказывать сказки, знала русские обычаи, пословицы, поговорки.

В 12 лет будущий поэт поступает в только что открытое в Царском селе, под Петербургом,  учебное заведение для дворянских детей -   Лицей.   Мальчикам, воспитанникам Лицея, давали блестящее и всестороннее образование.  В эти годы расцвел поэтический талант Пушкина. Его произведения стали печатать в журналах. Поэт стал известен в литературных кругах.  

В 18 лет Пушкин закончил Лицей. Для Александра Cергеевича началась самостоятельная  жизнь. Он много творил. Это были стихи, повести, поэмы, сказки.

- Сказки Пушкина! Когда вы впервые познакомились со сказками А.С. Пушкина? (Очень давно, когда еще и читать не умели. А только слушали. )

Знакомясь со стихами и сказками Пушкина, вы постигаете красоту родной природы, красоту русского языка. Язык в произведениях льется  свободно и звонко, как прозрачный родник. Сам поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка и владел им блестяще.

- Чему  учат сказки А.С. Пушкина? ( Добро побеждает зло. По заслугам и награда.)

Какому еще качеству учат сказки, мы узнаем, прочитав отрывок из статьи писателя Бабаева.

Чтение хрестоматии стр. 76-77.

-Какому качеству учил Пушкин в своих сказках? (справедливости).

III Объявление темы урока

 Пушкин писал сказки и поэмы в стихах.  Еще в Лицее А.С. начинает работать над поэмой «Руслан и Людмила». В поэме поэт рассказывает о том, как Киевский князь Владимир - Красное Солнышко, известный вам по былинам, выдавал свою дочь Людмилу замуж за витязя Руслана. Произведения А.С. Пушкина вдохновляли на творчество художников и композиторов.

Взяв за основу поэму Пушкина «Руслан и Людмила», великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (Портрет) написал одноименную оперу.

Мы на уроке познакомимся с отрывком из поэмы, который называется  «У Лукоморья дуб зеленый» - запишите название произведения в тетрадь.

Я прочитаю вам отрывок под увертюру, вступление к опере. Закройте глаза. Прослушайте. Представьте себе картины, созданные великим поэтом.

Чтение учителем отрывка «У лукоморья дуб зеленый» под увертюру к опере «Руслан и Людмила».

- Какие чувства возникли? Кем вы себя представили? Где вы  мысленно очутились?

 

- С чем можно сравнить вступление к сказочной поэме «Руслан и Людмила»? ( с присказкой)

- Что такое присказка? (Присказка это шутливое вступление или концовка сказки.)

- Какие присказки знаете вы?  ( «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет – песню заводит, вниз – идет – сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди» ).

Это произведение русского народного творчества.

Пушкин обожал русский фольклор. Уже взрослым он писал: «Что за прелесть эти сказки!»

Сказки А.С. Пушкина можно не только слушать и читать, но и рассматривать.

Мы с вами перенесемся в сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным.

На доске панно «У Лукоморья»

IV Работа по теме.

1) Словарная работа

- Как вы понимаете значение слова «лукоморье» ( что-то у моря)  Послушайте, как объясняет слово «Лукоморье» знаток русского языка В.И. Даль.

  Словарь В.И. Даля

Лукоморье – произошло от слова «лука» - изгиб, заворот реки. Лукоморье - это низменный или лесистый берег, огибаемый морем.

Давайте разберем некоторые трудные слова, которые встретятся вам в тексте.

- Вспомните значение слова « Дол»?

- Что такое «Чреда»? (поочередность, череда)

- Как понимаете значение выражения «Над златом чахнет»? (страдает, болеет) «Видений полны» (что-то может привидеться)

- Объясните значение слова «Мимоходом». (быстро, между прочим, между делом)

- Скажите, что значит «Бурый»

Прочитайте значение слов «Поведаю» и «Пленять» по учебнику стр. 60

2) Чтение про себя.

Прочитайте произведение про себя, подумайте, все ли слова и выражения вам понятны.

-Все ли слова вам были понятны?

- Как по-другому можно сказать « О заре»?

- Что значит «Златая»? «Брег»?  ( это устаревшие слова, так раньше было принято говорить)

- Какие дорожки автор называет неведомыми?

-Подберите синонимы к слову к слову «тужит», к слову «витязь». (богатырь, дружинник)

3) Чтение хорошо читающими учениками. Ученики следят. Учебник стр. 59-60

- Где живут витязи в поэме Пушкина? ( в воде) Много сказочных персонажей упоминает автор в этом отрывке. Прочитаем отрывок еще раз, после чего назовем героев.

- Какие сказочные герои встретились в произведении? ( кот, леший, русалка, витязи, дядька морской, королевич, грозный царь, колдун, богатырь, бурый волк, царевна, баба-Яга, Кащей.) Слайд на интерактивной доске.

4) Выборочное чтение

- У вас на парте картинки с персонажами из поэмы. Рассмотрите их. Найдите в тексте отрывок, в котором встречается данный персонаж. Прочитайте. Давайте прикрепим на панно картинки в той последовательности, как герои, изображенные на них, описываются поэтом. Один из вас прочитает отрывок вслух, другой прикрепит картинку на панно.

5) Словесное рисование. (описание)

Полна чудес поэма «Руслан и Людмила». Их много даже в этом маленьком отрывке. Прочитайте произведение, при чтении выделяйте в тексте чудеса.

Ученик читает вслух.

- Какие чудеса описывает поэт? (Кот рассказывает сказки, бродит по лукоморью леший, на ветвях сидит русалка, по неведомым дорожкам бегают невиданные звери,  есть избушка на курьих ножках, лес и дол видений полны,  30 витязей и дядька морской выходят из воды, королевич пленяет царя, колдун по небу несет богатыря, бурый волк служит царевне, ступа с бабою Ягой бредет сама собой, Кащей над златом чахнет) Слайд на доске.

 Работа в рабочей тетради. Стр. 45 № 1. Выпишите наиболее понравившиеся вам, удивившие вас чудеса.

2-3 прочитали.

Пушкин с любовью описывает все эти чудеса.

- А вам нравится? (Да) Вы этот отрывок выучите наизусть. Д.З- Какие строки говорят о восхищении поэта лукоморьем? ( «Там русский дух… там Русью пахнет»)

В этих словах «Там русский дух… там Русью пахнет»

Пушкина восторгается  русской сказкой. (Сказки мудрые, поучительные, интересные, увлекательные. Поэт восхищается разнообразием и интересом сказочных образов, фантазией русской души).

7) Работа над выразительным чтением.

 А.С.  Пушкин пишет очень ярко, красочно. И вы должны научиться читать этот отрывок выразительно.

Вспомните, какие знаки ставятся в конце предложения? (Многоточие)

Посмотрите, сколько этих знаков использует поэт? (две точки, многоточие, воскл знак) Значит, сколько всего предложений? (4)

Прочитайте первое предложение. Как прочитаем? ( Неторопливо, голосом выделяя главные слова)  Сказки, как и былины читались неспешно, неторопливо. Какие главные слова?  (дуб, цепь, кот).

Для выразительного чтения второй части, нужно внимательно следить за знаками препинания. Там, где в конце строчки нет знака, не надо делать длинную паузу.

Чтение (2 раза).

Чтобы правильно прочитать  конец отрывка, вы пометите карандашом длинную и короткую паузы.– Следите за моим чтением.

Чтение учителем.

Чтение учеником.

Теперь прочтем стихотворение выразительно целиком.

VI Оценка учителем работы  учащихся на уроке.

VII Орг. конец урока

- Хотелось бы вам попасть в сказку?

На следующем уроке вы изобразите сказку,  которая возникла в вашем воображении  при чтении отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»

Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог

Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...

Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно

Пояснительная записка  Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...