Литературное чтение.
план-конспект урока (чтение, 4 класс) на тему
Цель: Познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Учить детей выразительному чтению
Развивать эмоциональное, образное восприятие художественного слова,
творческие способности учащихся.
Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Прививать интерес детей к чтению.
Воспитывать в учениках любовь Родине, к родному русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
У Лукоморья.doc | 58.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «А.С. Пушкин. У лукоморья дуб зеленый.
Отрывок из поэмы «Руслан и Людмила».
Цель: Познакомить учащихся с отрывком из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
Учить детей выразительному чтению
Развивать эмоциональное, образное восприятие художественного слова,
творческие способности учащихся.
Развивать речь учащихся, обогащать их словарный запас.
Прививать интерес детей к чтению.
Воспитывать в учениках любовь Родине, к родному русскому языку.
Оборудование к уроку:
1) Учебная хрестоматия. Литературное чтение 3 класс Л.А. Ефросинина.
2) Выставка книг А.С. Пушкина.
3) Портрет А.С. Пушкина
4) Толковый словарь В.И. Даля
5) Интерактивная доска.
6) Компьютер.
7) Увертюра к опере «Руслан и Людмила».
8) Панно «У лукоморья»
9) Карточки для индивидуальной работы.
Ход урока.
I Организационный момент.
На партах карточка для индивидуальной работы, картинки с изображением сказочных героев. Учебник, хрестоматия по чтению, тетради.
II Проверка домашнего задания.
- Что вы повторяли к уроку? (сказки)
- Я хочу проверить, как вы знаете сказки.
На интерактивной доске слайд-шоу иллюстраций сказок. Чтение фрагмента из сказки. Учащиеся называют сказку. После ответа, демонстрация слайда.
Живет он в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых; Сказка о попе и работнике его Балде.
До светла все у него пляшет,
Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Пошел он ко своей землянке,
А землянки нет уж и следа;
Перед ним изба со светелкой,
С кирпичною, беленою трубою,
С дубовыми, тесовыми воротами. Сказка о рыбаке и рыбке.
Старшие братья как пошли искать свои стрелы, сразу нашли их: один – в боярском тереме, другой – на купеческом дворе. А Иван-царевич долго не мог найти своей стрелы. Два дня ходил он по лесам и по горам, а на третий день зашел в вязкое болото.
Царевна-лягушка.
Море вдруг
Всколыхалося вокруг,
Расплескалось в шумном беге
И оставило на бреге
Тридцать три богатыря. Сказка о царе Салтане, о сыне его
В чешуе, как жар горя, славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Идут витязи четами, и о прекрасной царевне Лебеди.
И блистая сединами,
Дядька впереди идет
И ко граду их ведет.
Вот раз уехал отец куда-то, а мачеха и говорит девочке:
-Поди к моей сестре, твоей тетке, попроси у нее иголку, да нитку – тебе рубашку сшить.
А тетка эта была...
Баба-Яга
Вот мудрец перед Дадоном
Стал и вынул из мешка
Золотого петушка.
«Посади ты эту птицу, - Сказка о золотом петушке.
Молвил он царю, - на спицу;
Петушок мой золотой
Будет верный сторож твой.
Иван-царевич пошел обратно путем – дорогой, а серый волк перемахнул через стену – да в сад. Засел за куст и глядит: Елена Прекрасная вышла со своими мамушками, нянюшками. Гуляла, гуляла и только приотстала от мамушек и нянюшек, серый волк ухватил ее и наутек.
Иван-царевич и серый волк.
На ровном месте, как на бороне, от всех дорог в стороне, в глухой деревушке жили старик со старухой. Пошел как-то старик в лес. Приглядел хорошее деревцо. Только замахнулся топором, а из чащи Лесной дед выходит. Был этот Дед в мохнатые ветки одет, в волосах шишки еловые, в бороде шишки сосновые.
Самое дорогое.
День за днем идет, мелькая
А царевна молодая Сказка о мертвой царевне и о семи
Все в лесу, не скучно ей богатырях.
У семи богатырей.
- На какие 2 группы можно разделить эти сказки? (Сказки народные и авторские)
- У вас на парте таблица. В соответствующий столбик запишите номера народных и авторских сказок.
Проверка номеров. Кто не ошибся, поднимите руку. Молодцы.
- Прочитайте названия народных сказок. Прочитайте название авторских сказок.
- Кто автор этих сказок? (Александр Сергеевич Пушкин)
Портрет на доску.
Александр Сергеевич Пушкин.
Подготовленный рассказ о Пушкине учениками.
Александр Сергеевич Пушкин родился в 1799 году в Москве. Отец его принадлежал к старинному дворянскому роду. Как было принято в то время в дворянских семьях, воспитанием детей занимались иностранные учителя. В доме было много книг. Юный Пушкин рано заинтересовался литературой. В возрасте 8 лет мальчик уже писал небольшие пьесы на французском языке. Любовь к родному русскому языку прививала ему няня Арина Родионовна. Она была мастерица рассказывать сказки, знала русские обычаи, пословицы, поговорки.
В 12 лет будущий поэт поступает в только что открытое в Царском селе, под Петербургом, учебное заведение для дворянских детей - Лицей. Мальчикам, воспитанникам Лицея, давали блестящее и всестороннее образование. В эти годы расцвел поэтический талант Пушкина. Его произведения стали печатать в журналах. Поэт стал известен в литературных кругах.
В 18 лет Пушкин закончил Лицей. Для Александра Cергеевича началась самостоятельная жизнь. Он много творил. Это были стихи, повести, поэмы, сказки.
- Сказки Пушкина! Когда вы впервые познакомились со сказками А.С. Пушкина? (Очень давно, когда еще и читать не умели. А только слушали. )
Знакомясь со стихами и сказками Пушкина, вы постигаете красоту родной природы, красоту русского языка. Язык в произведениях льется свободно и звонко, как прозрачный родник. Сам поэт всегда восторгался богатством, выразительностью, меткостью русского языка и владел им блестяще.
- Чему учат сказки А.С. Пушкина? ( Добро побеждает зло. По заслугам и награда.)
Какому еще качеству учат сказки, мы узнаем, прочитав отрывок из статьи писателя Бабаева.
Чтение хрестоматии стр. 76-77.
-Какому качеству учил Пушкин в своих сказках? (справедливости).
III Объявление темы урока
Пушкин писал сказки и поэмы в стихах. Еще в Лицее А.С. начинает работать над поэмой «Руслан и Людмила». В поэме поэт рассказывает о том, как Киевский князь Владимир - Красное Солнышко, известный вам по былинам, выдавал свою дочь Людмилу замуж за витязя Руслана. Произведения А.С. Пушкина вдохновляли на творчество художников и композиторов.
Взяв за основу поэму Пушкина «Руслан и Людмила», великий русский композитор Михаил Иванович Глинка (Портрет) написал одноименную оперу.
Мы на уроке познакомимся с отрывком из поэмы, который называется «У Лукоморья дуб зеленый» - запишите название произведения в тетрадь.
Я прочитаю вам отрывок под увертюру, вступление к опере. Закройте глаза. Прослушайте. Представьте себе картины, созданные великим поэтом.
Чтение учителем отрывка «У лукоморья дуб зеленый» под увертюру к опере «Руслан и Людмила».
- Какие чувства возникли? Кем вы себя представили? Где вы мысленно очутились?
- С чем можно сравнить вступление к сказочной поэме «Руслан и Людмила»? ( с присказкой)
- Что такое присказка? (Присказка это шутливое вступление или концовка сказки.)
- Какие присказки знаете вы? ( «На море, на океяне, на острове Буяне, стоит дерево – золотые маковки. По этому дереву ходит кот-баюн: вверх идет – песню заводит, вниз – идет – сказки сказывает. Это еще не сказка, а присказка, а сказка вся впереди» ).
Это произведение русского народного творчества.
Пушкин обожал русский фольклор. Уже взрослым он писал: «Что за прелесть эти сказки!»
Сказки А.С. Пушкина можно не только слушать и читать, но и рассматривать.
Мы с вами перенесемся в сказочный мир, созданный А.С. Пушкиным.
На доске панно «У Лукоморья»
IV Работа по теме.
1) Словарная работа
- Как вы понимаете значение слова «лукоморье» ( что-то у моря) Послушайте, как объясняет слово «Лукоморье» знаток русского языка В.И. Даль.
Словарь В.И. Даля
Лукоморье – произошло от слова «лука» - изгиб, заворот реки. Лукоморье - это низменный или лесистый берег, огибаемый морем.
Давайте разберем некоторые трудные слова, которые встретятся вам в тексте.
- Вспомните значение слова « Дол»?
- Что такое «Чреда»? (поочередность, череда)
- Как понимаете значение выражения «Над златом чахнет»? (страдает, болеет) «Видений полны» (что-то может привидеться)
- Объясните значение слова «Мимоходом». (быстро, между прочим, между делом)
- Скажите, что значит «Бурый»
Прочитайте значение слов «Поведаю» и «Пленять» по учебнику стр. 60
2) Чтение про себя.
Прочитайте произведение про себя, подумайте, все ли слова и выражения вам понятны.
-Все ли слова вам были понятны?
- Как по-другому можно сказать « О заре»?
- Что значит «Златая»? «Брег»? ( это устаревшие слова, так раньше было принято говорить)
- Какие дорожки автор называет неведомыми?
-Подберите синонимы к слову к слову «тужит», к слову «витязь». (богатырь, дружинник)
3) Чтение хорошо читающими учениками. Ученики следят. Учебник стр. 59-60
- Где живут витязи в поэме Пушкина? ( в воде) Много сказочных персонажей упоминает автор в этом отрывке. Прочитаем отрывок еще раз, после чего назовем героев.
- Какие сказочные герои встретились в произведении? ( кот, леший, русалка, витязи, дядька морской, королевич, грозный царь, колдун, богатырь, бурый волк, царевна, баба-Яга, Кащей.) Слайд на интерактивной доске.
4) Выборочное чтение
- У вас на парте картинки с персонажами из поэмы. Рассмотрите их. Найдите в тексте отрывок, в котором встречается данный персонаж. Прочитайте. Давайте прикрепим на панно картинки в той последовательности, как герои, изображенные на них, описываются поэтом. Один из вас прочитает отрывок вслух, другой прикрепит картинку на панно.
5) Словесное рисование. (описание)
Полна чудес поэма «Руслан и Людмила». Их много даже в этом маленьком отрывке. Прочитайте произведение, при чтении выделяйте в тексте чудеса.
Ученик читает вслух.
- Какие чудеса описывает поэт? (Кот рассказывает сказки, бродит по лукоморью леший, на ветвях сидит русалка, по неведомым дорожкам бегают невиданные звери, есть избушка на курьих ножках, лес и дол видений полны, 30 витязей и дядька морской выходят из воды, королевич пленяет царя, колдун по небу несет богатыря, бурый волк служит царевне, ступа с бабою Ягой бредет сама собой, Кащей над златом чахнет) Слайд на доске.
Работа в рабочей тетради. Стр. 45 № 1. Выпишите наиболее понравившиеся вам, удивившие вас чудеса.
2-3 прочитали.
Пушкин с любовью описывает все эти чудеса.
- А вам нравится? (Да) Вы этот отрывок выучите наизусть. Д.З- Какие строки говорят о восхищении поэта лукоморьем? ( «Там русский дух… там Русью пахнет»)
В этих словах «Там русский дух… там Русью пахнет»
Пушкина восторгается русской сказкой. (Сказки мудрые, поучительные, интересные, увлекательные. Поэт восхищается разнообразием и интересом сказочных образов, фантазией русской души).
7) Работа над выразительным чтением.
А.С. Пушкин пишет очень ярко, красочно. И вы должны научиться читать этот отрывок выразительно.
Вспомните, какие знаки ставятся в конце предложения? (Многоточие)
Посмотрите, сколько этих знаков использует поэт? (две точки, многоточие, воскл знак) Значит, сколько всего предложений? (4)
Прочитайте первое предложение. Как прочитаем? ( Неторопливо, голосом выделяя главные слова) Сказки, как и былины читались неспешно, неторопливо. Какие главные слова? (дуб, цепь, кот).
Для выразительного чтения второй части, нужно внимательно следить за знаками препинания. Там, где в конце строчки нет знака, не надо делать длинную паузу.
Чтение (2 раза).
Чтобы правильно прочитать конец отрывка, вы пометите карандашом длинную и короткую паузы.– Следите за моим чтением.
Чтение учителем.
Чтение учеником.
Теперь прочтем стихотворение выразительно целиком.
VI Оценка учителем работы учащихся на уроке.
VII Орг. конец урока
- Хотелось бы вам попасть в сказку?
На следующем уроке вы изобразите сказку, которая возникла в вашем воображении при чтении отрывка из поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по литературному чтению в 4 классе. 1. Предмет: литературное чтение. Тип учебного занятия: Урок обобщения и систематизации учебного материала. 2. Тема: Обобщение и систематизация материала по разделу «Устное народное творчество»
Специфика проведения данного урока состоит в том, что такого полного обобщения и систематизации материала по разделу «Устное народное творчество» в Программе не предусмотрено, на выпуске из первой сту...
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина, М.И. Оморокова.- М.: Вентана - Граф, 2012), примерной прог
Рабочая программа по учебному предмету «Литературное чтение» 2 класс разработана на основе авторской программы по литературному чтению (Литературное чтение: программа: 1-4 классы/Л.А.Ефросинина...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Технологическая карта урока по литературному чтению по теме: «И.А.Крылов. Басня «Зеркало и Обезьяна». Учитель:Лаан Софья Анатольевна( МБОУ «2 Пристанская ООШ») Класс: 3 класс. УМК : «Школа России» Предмет: литературное чтение Ресурсы урока: «Литературно
Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль...
Программно-методическое сопровождение по литературному чтению (УМК «Перспектива»): Сборник тестов и проверочных работ по литературному чтению для 3-ого класса по учебнику Л.Ф, Климановой, Л.А, Виноградовой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение»
В данном пособии предоставлены как проверочные работы, так и тесты по литературному чтению для учеников 3 класса по УМК "Перспектива"....
Открытый урок литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....
Приложение к открытому уроку литературного чтения (внеклассное чтение) в 4 классе по программе курса литературного чтения. Тема урока: В. Осеева «Волшебное слово».
Понятие «конфликт» в литературном произведении и пути его решения....