Урок обучения грамоте
план-конспект урока по чтению (1 класс) по теме
Урок обучения грамоте по теме: "Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы". УМК "Планета Знаний"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Urok_obucheniya_gramote.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте. УМК «Планета Знаний».
МОУ «СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов»
г. Котовска Тамбовской области
учитель начальных классов Горохова Галина Николаевна
Тема: Звуки [и], [ы] и их обозначение буквами и, ы.
Цель: познакомить с буквами ы, и, как ориентирами для чтения.
Задачи:
1) закрепить знания детей о звуках [и], [ы], учить различать их в словах и обозначать соответствующими буквами; определить роль букв и, ы при чтении;
2)развивать фонематический слух, речь, критическое мышление;
3)воспитывать культуру учебного труда.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Цель: эмоционально настроить детей на работу.
Со звонком дети произносят слова:
Прозвенел сейчас звонок, начинается урок.
Ждут нас книжки и тетрадки.
Учитель: Вы готовы?
Дети: Всё в порядке!
Учитель: Очень рада, что к уроку готовы, у всех хорошее настроение.
Уч. - Сегодня у нас необычный урок. Ребята, посмотрите на наших гостей. Конечно, вы узнали своих воспитателей.
Уч. - В детский сад вы все ходили,
Там дружили и играли,
Мир прекрасный изучали.
Д. - А теперь мы повзрослели
И за парты в школе сели.
II. Актуализация опорных знаний.
Уч. - Продолжим путешествие по городу Букв.
(Выходит группа ребят с буквами, читают стихи)
Ш – Шаг за шагом в этот класс
К – Кто-то вел за руку нас.
О – Очень благодарны им, воспитателям своим.
Л – Любим мы звонок веселый!
А – А зовется это… ШКОЛА!
Звучит песня «Учат в школе».
-Чему же учат в школе? (читать, писать, считать, дружить).
- Речевая разминка.
Гимнастика для губ и языка.
а) «Жил – был язычок…»
Жил – был язычок. Однажды утром он встал и выглянул в окошко. Посмотрел: есть ли на небе солнышко, а на земле лужи. Язычок попил чай с вкусным вареньем и побежал на улицу гулять. Язычок покатался на качелях. А когда наступил вечер, он зашёл домой и лёг спать.
б) Скороговорка.
От топота копыт пыль по полю летит.
Произнести скороговорку, выделяя звуки [п],[т].
- Что мы должны этим показать?
(Как копытами стучат лошади.)
Произнести скороговорку тихо, а затем громко.
Произнести скороговорку с разной интонацией:
- спокойно;
- сердито;
- весело, бодро
-Для чего мы учимся произносить скороговорки?
(Учимся чётко, внятно произносить слова при общении с другими людьми.)
г) Чтение слогов
ма -с радостью
мо -с удивлением
му -споём
мэ -с грустью
на -с вопросом
ну -с угрозой
в) Чтение слов
ара Анна
ура Рома
эра Роман
-Что общего в словах? (2 слога, слог-ра)
-Чем различаются?
-Что общего в словах 4 столбика? (имена)
III. Целеполагание.
Цель: повторить, закрепить ранее изученный материал.
- - Что нам помогает общаться?
(Речь.)
-Из чего состоит наша речь?
(Из предложений.)
-Составить предложения по схемам и картинкам.
Буратино составил свои предложения.
Прочитаем. Назовите слова предметы, слова-действия.
-Из чего состоят предложения?
( Из слов.)
- Игра «Четвертый лишний».
Назовите четвертый лишний.
ЛУНА
НОРА
ЭМУ
МАЛИНА
(малина – 3 слога; эму – живой предмет)
- Из чего состоят слова?
( Из звуков.)
- При помощи чего на письме обозначаются звуки? (При помощи букв.)
- К нам пришли на урок буквы. (На доске буквы: А,О,Л,У,М,Э, Н,Р)
- Назовите их.
-Буквы вышли погулять. Светило яркое солнышко. Вдруг набежала туча, пошел дождь. Буквы спрятались под синим и красным зонтиками. Какие буквы спрятались под синим и красным "зонтиками"?
(К доске прикреплены "зонтики" и буквы).
Учитель по ходу своего рассказа рисует солнышко, затем тучи и дождь.
Дети выбегают к доске, прячут буквы под зонтики.
-На какие две группы разделили?
- Чем отличаются согласные от гласных?
- Назовите звуки, которые обозначают эти буквы.
-Что общего у букв «а, о, э, у»? (твердые командиры)
IV.Физкультминутка.
Учитель: Если услышите слово со звуком [о] – приседайте, [и] – поднимайте руки, [а] – кивайте головой.
Дети выполняют движения.
Стол, заяц, тигр, волк, парк, крот, кит, рысь.
Проблемная ситуация
Учитель: Почему на слове рысь вы не делали никакого движения?
Дети: Это ловушка – в этом слове нет звуков [о], [и], [а].
V. Этап формирования учащимися темы и цели урока.
Цель: Учить первоклассников логически рассуждать и чётко выражать свои мысли. Учить самостоятельно, формулировать тему и цель урока.
Задача: Развитие внимания. Создание возможности самостоятельного поиска способов решения на поставленную задачу.
1. Определение темы.
Игра «Путаница»
- К нам на урок спешили буквы да запутались. Какие эти буквы?
(Выставляю буквы на доску: И, и, ы.)
Стадия вызова
-Нам сегодня на уроке необходимо выяснить роль букв «и» и «ы» в словах.
- Подумайте и сделайте предположение: какую работу могут выполнять буквы «и» и «ы»? (На что они могут указывать в словах?)
( Дети предлагают свои версии.)
- Проверим ваши предположения.
2.Слогозвуковой анализ слова «лисы». ( Стадия осмысления)
Загадка.
В лесу живут
Кур в деревне крадут.
(Показываю картинку, на которой изображены ЛИСЫ)
-Составим схему к этому слову.
- Какой гласный звук мы слышим в первом слоге?
([и])
- Какой буквой обозначим?
( Буквой и.)
-Какой согласный перед буквой и?
(Мягкий)
-Значит, на что указывает буква и?
(На мягкость предшествующего согласного.)
-Какой гласный звук во втором слоге?
([ы])
-Какой буквой обозначим?
(Буквой ы.)
-Какой согласный перед буквой ы?
(Твёрдый.)
-Значит, на что указывает буква ы?
(На твёрдость предшествующего согласного.)
- Правильны ли были ваши предположения?
(Дети дают ответы.)
-Сделайте вывод о работе букв и и ы. которую они выполняют в словах.
3.Буквы И, и, ы.
- А теперь посмотрим, кто самый наблюдательный.
-Посмотрите на буквы. Что интересного вы заметили?
(Нет заглавной буквы ы.)
- Как вы думаете, почему?
(Заглавная буква ы отсутствует, т. к. она в русском языке не употребляется.)
VI. Физминутка.
VII. Поисково-творческий этап.
Цель: Развивать у детей интерес к чтению.
Задачи: Развивать у учащихся дикцию, внимание. Учить подбирать слова на определённые звуки. Развитие речи учащихся, навыков чтения.
1. Чтение слогов. (Работа в парах)
(У детей на столах листы., которых написаны слоги:
МЫ НЫ ЛЫ РЫ
МИ НИ ЛИ РИ
- Прочитайте друг другу слоги. (Дети работают в парах.)
- Прочитаем хором.
-Прочитайте слоги, где согласный произносится мягко.
(МИ, НИ, ЛИ, РИ)
-Что вам подсказало, что согласный в этих слогах нужно произносить мягко?
(Буква и.)
- Дополни слоги до целого слова.
МИ – мир, милый, Миша
НИ – низ, Нина
ЛИ – липа, лимон
РИ – рис, рисунок
- Прочитайте слоги, где согласный произносится твёрдо.
( МЫ, НЫ, ЛЫ, РЫ)
- Что вам подсказало, что согласный нужно в этих слогах произносить твёрдо?
(Буква Ы)
-Дополни слоги до целого слова.
МЫ - мыло, мысли, мыши
НЫ – нырять
ЛЫ – лыжи, лыжня
РЫ – рыба, рысь
- Какой слог сам по себе является словом?
(Мы)
- Составьте предложение, употребив в нём это слово.
(Мы ходили с мамой в театр.)
-Буратино вам предлагает сравнить слова: мышка, мишка
Составим звуковую схему: 1 ученик к слову мышка, 2 – мишка.
Сравните, сделайте вывод.
-Чем похожи слова? (один.количество звуков и букв, 2 гласных, ударение на 1 слог).
-Чем отличаются слова? (первыми согласными звуками).
-Как звучит первый согласный звук в слове мишка? Что подсказало, что согласный мягкий? (И)
-Как звучит первый согласный звук в слове мышка?
Игра «Твердый – мягкий» (стоя)
(зеленый-синий)
Пыль, дым, Дима, сыр, кино, зима, рыбак
3.Наблюдение за ролью звуков [ы], [и] в названии множества предметов. (Работа с сигнальными карточками.)
- Оказывается, буквы Ы, И могут не только показывать твёрдость и мягкость согласных звуков.
В этом нам поможет разобраться игра.
У нас в гостях слова. Им одиноко. А вам приходилось скучать в одиночестве?
Когда ты один – скучно, когда нас много – скучать некогда.
Игра «Один – много».
-Я буду называть слова, вы должны догадаться, какой звук добавился в конце второго слова и какой буквой его нужно обозначить, эту букву вы будете мне показывать.
(У каждого ученика карточки с буквами И, Ы.)
Шар – шары
Бабочка – бабочки
Мяч- мячи
Тетрадь - тетради
Гриб – грибы
- Что обозначают слова, в которых на конце мы слышали звуки [и] или [ы] и обозначали их соответствующими буквами?
( Эти слова обозначают не один, а много предметов.)
- Значит, если буквы И , Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.
4. Работа по учебнику «Букварь», с.43.
с.43 – Работа в парах (по картинкам «Один-много).
-Что ещё заметили, рассматривая эти картинки?
(белый медведь - черный, большой слон- маленький муравей, быстрый заяц - медлительная черепаха)
Слова противоположны по смыслу.
Некоторые черты животных человек стал использовать и в качестве своей характеристики.
Неуклюжий, как…(медведь).
Трусливый, как…(заяц).
Медлительный, как… (черепаха).
Чтение стихотворения Якова Акима.
-Что значит «надулся, как индюк»? Покажи.
Хорошо ли быть важным?
В каких строках заключена главная мысль стихотворения?
VIII. Подведение итогов.
Посмотрите на домик.
-Что общего в этих буквах? (обозначают гласные звуки)
-Почему буква «и» занимает другой подъезд этого дома?
- Мы сегодня хорошо потрудились.
- Чему учились на уроке?
IX. Аналитический этап.
Цель: Побудить детей к анализу собственной деятельности.
Задачи: Обобщение и закрепление полученных знаний. Развитие самооценки при достижении целей.
- Какую роль играют буквы Ы и И в словах?
( 1. Буква Ы указывает на твёрдость предшествующего согласного, а буква И – на мягкость.
2.Если буквы И и Ы стоят в конце слова, то эти слова обозначают много предметов.)
X. Рефлексия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок обучения грамоте и трудового обучения
УМК "Школа России", Русская азбука; Горецкий В. Г., Кирюшкин В. А., Шанько А. ФУрок проведен с упором на применением здоровьесберегающих технологий. ...
урок обучения грамоте "Планета знаний"Тема урока: Урок обучения грамоте Звук [щ\']. Буквы Щ, щ.
Ход урока. 1. Орг . момент . Снег порхает и сверкает В золотом сиянье дня. Словно пухом устилает Все дороги и дома. Сыплет, сыплет снег-снежок. Начинаем наш урок.-Ка...
Мастер - класс "Виды работы над звуком, буквой, словом на уроках обучения грамоте в системе развивающего обучения Л.В.Занкова в рамках ФГОС"
Целью данного мастер - класса является формирование представлений об организации работы на уроках обучения грамоте в соотетствии с требованиями нового образовательного стандарта с учётом УУД и ...
Проект урока обучения грамоте в развивающей системе обучения
В конспекте представлен материал по одной из сложнейших тем основного периода обучения грамоте "Йотированные гласные Е,Ё,Ю,Я" по развивающей системе обучения.Цель: изучить йотированные гласные буквы е...
УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (ОБУЧЕНИЕ ЧТЕНИЮ) по ФГОС
Тема: Закрепление изученного по теме шипящие звуки ( букварь стр.99) -1 класс по программе «Планета знаний»Цель: создать условия для тренировки детей в осмысленном правильном и выра...
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 классе по системе развивающего обучения Л.В.Занкова учитель начальных классов Кичигина Тамара Федоровна
Урок разработан в соответствии с требованиями ФГОС НОО по системе развивающего обучения Л.В. Занкова....
Учебно-методический комплект по русскому языку (обучение грамоте) (технологическая карта урока обучения грамоте «Буква Ь для обозначения мягкости согласных» + учебная презентация в трёх частях) 1 класс
Конспект урока обучения грамоте.Тема: «Буква Ь для обозначения мягкости согласных»Цели деятельности учителя: познакомить учащихся с Ь, обозначающим мягкость согласных; познакомить с элементами с...