Конспект урока по лит.чтению "Сказочные богатыри" 2 кл.
план-конспект урока чтения (2 класс) по теме
Урок составлен по технологии формирования типа правильной читательской деятельности по программе "Школа 2100"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Skazochnye_bogatyri.Sirotina_S.V.doc | 52.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Сиротина С.В., учитель нач. классов
МОУ гимназия №2 г. Мурманска
Конспект урока по литературному чтению во 2 классе
По образовательной программе «Школа 2100»
Тема: |
|
Цели: Задачи: |
- предполагать, предвосхищать содержание текста; - понимать текст на уровне смысла, делить текст на смысловые части, озаглавить их; - выразительного чтения.
|
Оборудование: |
|
Образовательная технология:
Формирование правильного типа читательской деятельности
- Антиципация
*Рассмотрите иллюстрацию <Рисунок 1>
- Кто это? (Афанасий)
- Что у него на голове? (шлем)
- Что в руках? (щит и меч)
- Что можно о нем сказать? (нарядился в богатыря)
- Какая тема урока? («Богатыри»)
Правильно, но не просто «Богатыри», а «Сказочные богатыри» .
- Какие цели урока?
2. Введение в эпоху. Живая картина.
Давным-давно на месте городов и деревень, где мы с вами сей час живем, стояли непроходимые леса, лежали топ кие болота. Жить в таких условиях могли только очень сильные, выносливые и храбрые люди. Среди них были и наши предки – славяне: светловолосые и голубоглазые, высокого роста, мускулистые. А в те далекие годы война - обычное дело, ведь приходилось отстаивать свои земли от врагов, много времени славяне проводили в сражениях.
Они были храбрые воины. Настоящие богатыри.
(Звучит музыка)
И вот стоит в поле богатырская застава. Широкая равнина, пожухлая трава, ковыль, серые валуны, молоденькие елочки впереди и до самого горизонта темные холмы. А над всем этим - осеннее тревожное небо.
Картина «Богатыри» - это главная картина Виктора Михайловича Васнецова. На ней 3 богатыря.
*Узнайте, как их зовут.
(Музыка стихает …)
1 богатырь (ученик на «коне» в костюме богатыря)
Из того ли то из города из Мурома,
Из того ли села из Карачарова
Выезжал удаленький дородный добрый молодец;
Он стоял заутренню во Муроме,
А к обеденке поспеть хотел во Киев-град.
- Кто я? (Верно)
Есть я старыя козак да Илья Муромец,
Илья Муромец да сын Иванович.
2 богатырь
Ай же вы полоны. Да все русские!
Выходите-ка из нор вы змеиных,
И ступайте-ка да по своим землям,
По своим землям, да по своим домам.
3 богатырь
У моего у света у батюшки,
У попа у Леонтия Ростоцкого,
Была старая собачища дворовая
По подстолью собака волочилася,
Лебяжей костью подавилася –
Собаке Тугарину не миновать того:
Лежать ему далече в чистом поле.
Меня зовут Алешей да Поповичем,
Сын попа Леонтия Ростоцкого.
- Кто такие богатыри? (Воин, который отличался особой силой, удалью, мужеством и умом, любил свою Родину, народ и защищал их)
- Какое слово спряталось в слове «БОГАТЫРЬ»?
- Почему? (Их бог благославляет на подвиги)
- Каких еще богатырей вы знаете?
? А есть ли богатыри сейчас? (на этот вопрос ответим в конце урока)
- Как можно догадаться, что перед нами богатыри? (боевое снаряжение)
*Давайте соберем богатыря на сражение. Достанем из сундука боевое снаряжение.
Латы - доспехи из металлической чешуи нашиты на кожу, которые защищают руки ноги.
Кольчуга – доспех вроде рубашки из мелких плотносплетенных железных колец. Ее делали с разрезом впереди у шеи и подола. На груди кольчуги круглые бляхи.
Шлем – для чего он нужен? Для защиты человека от стрел, меча, копья, по форме очень напоминает купола церквей.
Меч – носили в ножнах, который притягивался к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными. Украшались серебром, золотом.
Щит – воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля (врага). Изготавливался из булата, железа. Меди. Дерева. Иногда обтягивался кожей.
По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы.
Булава – оружие, деревянная или металлическая палка с шаром на конце.
(карточки со словами крепятся на доску)
Физкультминутка:
Дружно встали раз, два, три –
Мы теперь богатыри.
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепки расставим,
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из-под ладошек,
И направо, и еще
Через левое плечо.
Буквой Л расставим ноги,
Точно в танце – руки в боки,
Наклонились влево, вправо
Зашагали вместе браво.
Подрастаем мы, смотри,
Станем как богатыри.
Антиципация
Сегодня звучала «Богатырская симфония»» Александра Прокопьевича Бородина. (Карточка крепится на доску)
Но не только художники и композиторы обращались к образу богатыря. Сегодня мы будем читать отрывок из поэмы, в которой тоже есть богатырь.
Учебник с.171
- Как называется поэма?
- Кто автор?
- События, какого времени будут описаны?
*Прочитайте ключевые слова.
поле боевое
вражий стан (временная стоянка) (гиперссылка)
сражение (битва)
чудесный воин (необыкновенный)
пал на басурмана (Кто такой басурман?
Что значит «»пал»?)
- Предположите, о чем идет речь?
- Работа с текстом во время чтения
*Проверим предложение.
*Первичное чтение (читает ученик)
- Правильно предположили?
- Кто такой Руслан? (витязь – богатырь княжеского происхождения)
- Почему прогноз оказался неправильным?
- Какой информации оказалось не достаточно?
*Перечитывание отрывка с комментированием.
После первых двух строчек
«яснели» (становились светлыми)
- Когда будут происходить события?
После 3-4 строчек
- Как понимаете: В бездейственном покое? (ничего не происходит, все спокойно)
После 5-6 строчек
- Какими словами автор рисует пробуждение боевого поля?
- воспрянул (приготовился к сражению)
- Замените слово «внезапный» синонимом? (неожиданный)
- Для кого этот крик был внезапным?
Прочитаем дальше.
После 8-9 строчек
- Теперь ясно, что для киевлян (жителей Киевской Руси) это сражение началось внезапно. Они взволнованы, растеряны, могут проиграть сражение.
- Что же случилось дальше?
Чтение до конца:
- Какую картину вы представили себе?
- Прочитайте сравнения (грозой несется, как гром небесный)
*Зачем их использует автор? (показать силу и мощь)
- Как понимаете строчку: Наш витязь пал на басурмана?
- Перечитайте последние две строчки отрывка. Преданье - исторический рассказ
- Как вы их понимаете?
*Перечитайте еще раз отрывок. Разделите на 3 части и составьте цитатный план.
Слайд 5
1-«Дремало поле боевое…»
2-«Внезапный крик сраженья грянул»
3-«Наш витязь пал на басурмана»
3. Работа с текстом после чтения
Работа над выразительностью
Целью урока было научиться читать отрывок поэмы. Для этого у нас есть слова-помощники
*Прочитайте их
- Какое настроение надо передать в 1 части?
*Прочитайте
(аналогично работа проводится по каждому пункту)
Знакомство с писателем
Мы учились читать отрывок из поэмы А.С. Пушкина
- Как Пушкин относится в Руслану? (Наш)
- В каких еще сказках А.С. Пушкина есть богатыри?
- Что можно сказать про А.С.Пушкина? (Изучал и знал историю страны, уважает богатырей)
Творческое задание. (Групповая работа)
1 группа
Подберите к прочитанному отрывку походящие по смыслу пословицы:
- Если по-русски скроен, то и один в поле воин.
- Всякому мила своя сторона.
- Близок локоток, да не укусишь.
- Для Родины своей ни сил, ни жизни не жалей.
- Как придет напасть, так хоть вовсе пропасть.
К отрывку из поэмы подходят пословицы: …..
2 группа
Подбери к устаревшим словам современную пару:
Мы уверены, что небеса - это …
небеса рассветало
яснело небо
басурман исторический рассказ
минувший враг
преданье прошедший
3 группа
Выберите подходящие богатырям человеческие качества (ненужное зачеркни):
Мы считаем, что богатырь …..
Храбрый, трусливый, скромный, вежливый, добрый, ласковый, отважный, мужественный, сильный, смелый, впечатлительный, простой, веселый, черствый, жадный, щедрый, обидчивый, грубый, справедливый.
- А есть сейчас в наше время люди с такими человеческими качествами?
Так есть ли в наше время богатыри?
- Какой профессии они могут быть?
- А может ли каждый из нас стать современным богатырем?
- Что для этого надо?
4. Рефлексия
*Кто хочет быть похожим на богатыря, нарисуйте меч.
5. Домашнее задание
- Еще раз прочитайте отрывок и составьте рассказ о том, как закончилась битва Руслана с врагами.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект урока по русскому языку 4 класс " Имя прилагательное", конспект урока по математике 4 класс "Деление многозначного числа на однозначное"
Конспект урока по русскому языку ( 4 класс). Автор учебника - Рамзаева. Тема урока - " Имя прилагательное". Тип урока - открытие новых знаний. Конспект урока по математике ( 4 класс). Автор -...
Конспект урока окружающий мир на тему "Равнины и горы". В конспекте указаны этапы урока и виды деятельности учителя и учащихся.
В конспекте урока расписаны этапы урока и виды деятельности учащихся на каждом из них. Знакомство с новым материалом подводится через решение проблемной ситуации. На уроке дети работают в парах, групп...
План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры
Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...
Конспект открытого урока русского языка в 6 классе по теме: "Этот удивительный мир.... фразеологизмов" план-конспект урока по русскому языку (6 класс)
Өсөнсө класс. Миҙгелдәр. Сифат темаһын ҡабатлау....
План-конспект урока по чтению (1 класс) по теме: Конспект урока литературного чтения в 1 классе ."Школа 2100"
Урок литературного чтения в 1 классе «Школа 2100»Тема: Недолгая красота весны.( Николай Иванович Сладков «Бегство цветов» )Цель: формирование читательской компетенции учащихсяЗадачи: - форм...
Конспект интегрированного урока для 1 класса (окружающий мир - математика). Конспект урока по математике для 4 класса
Урок можно проводить как в классе так и в условиях выездной школы.Тема: Как появилась наука геометрия.Ожидаемый результат: ученик, который умеет отличать кривую линию от прямой. Ребенок, у котор...