Разработка урока "Мягкий глухой согласный звук щ, буква Щщ"
методическая разработка по чтению (1 класс) по теме
Предварительный просмотр:
Урок обучения грамоте (чтение)
Тема урока:
Мягкий глухой согласный звук щ, буква Щщ.
Цели урока:
1.Познакомить учащихся с мягким согласным звуком щ, буквой Щщ.
Учить распознавать новые звук и букву в словах.
Закреплять навык чтения слов, предложений с изученными буквами.
2. Способствовать развитию речи, памяти, внимания, мышления.
3. Воспитывать ответственное отношение за судьбу «братьев наших меньших».
Оборудование к уроку:
- учебник (В.Г. Горецкий «Русская азбука»)
-карточки с рядами букв,
-предметные картинки с изображениями животных (леща, щегла),
-схемы слов «лещ», «роща» для слого-звукового анализа ,
-картинка из серии «Азбука в картинках»,
-карточки с изображением солнышка и тучки,
-карточки с текстом и заданиями к нему для хорошо читающих детей,
-карточки с текстом для «слабых» детей (для домашнего чтения),
- спички (для конструирования буквы).
Ход урока
- Организационный этап урока.
-Вот и прозвенел звонок.
Начинается урок.
Очень тихо вы садитесь
И работать не ленитесь.
- У вас на партах карточки с изображением солнышка и тучки. Поднимите карточку, соответствующую тому настроению, с которым вы шли сегодня в школу…
- Хочется надеяться, что хорошее настроение сохранится у вас в течение всего учебного дня.
- Актуализация опорных знаний.
-Начнем урок с повторения изученных букв.
Правильно назовите буквы, расположенные в первом ряду. Какая буква «лишняя»? (далее- по аналогии)
(буквы называют «слабые» ученики)
На доске:
О А У Н Ы Э («Н»- согласная)
Ю Ё Я И Е («И» обозн. 1 звук)
Л М Р Ж В С (« С» обозн. глух. звук)
Б П Г К Х Д Т («Х»- нет пары по глух-звонк.)
3. Мобилизующий этап
На доске:
… ука
ро…а
ово…и
…енок
пла…
- Попробуйте догадаться, какую букву будем изучать?
Почему так решили?
- Попытайтесь сформулировать цели нашей работы на уроке, пользуясь опорной записью.
На доске:
- Познакомиться с новыми … и …
- Учиться отличать новые … и … от других
- Учиться читать….
4. Формирование новых ЗУНов.
-Отгадайте загадку:
По земле не ходят,
На небо не смотрят,
Звёзд не считают,
Людей не знают. (Рыбы)
А).Слого-звуковой анализ слова «лещ»
- Кто знает, как называется эта рыба? (на доске- предметная картинка с изображением леща и схема слова)
- Произнесем слово «лещ» по слогам.
-Сколько слогов в слове?
- Из чего состоит слог? (из слияния и примыкающего к нему согласного)
-Произнесите слияние.
-Выделите из него согласный звук.
-Дайте ему характеристику (согласный, глухой, мягкий)
- Произнесем слово еще раз, выделяя последний звук.
-Дайте ему характеристику.
Б). Упражнение в произношении нового звука
Щ как мягкий Ш мы скажем.
Звук как будто маслом смажем.
Будет мягким Щ, тягучим,
Щебетать язык научим:
Щебет, щёлк, щегол, щепотка,
Щепка, щит, щека, щекотка.
- Какие слова из тех, что мы сейчас называли, вам запомнились?
В). Знакомство с новыми буквами Щщ
- Какой буквой наш звук обозначается на письме?
На доске- картинка из серии «Азбука в картинках»
-Что изображено на картинке?
- Почему изображена щётка?
- Сравните заглавную и строчную буквы Щщ. Что можете сказать?
-Кто покажет эту букву в алфавите?
- Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
На что похожа буква?
- На расческу Щ похожа.
Три зубца всего?
Ну и что же!
На что еще похожа буква?
- Щ- играющий щенок.
Кверху лапками он лег.
На кого похожа буква?
-На что же ещё, на ваш взгляд, похожа буква Щ?
- Давайте сконструируем букву Щ из спичек. Кто быстрее?
Г). Чтение слогов с буквой Щ.
(хорошо читающим ученикам дать карточки с текстом и заданиями к нему)
- Хором прочтём слоги, написанные на доске. Не забудьте, что звук «щ» всегда мягкий.
- Давайте попробуем дополнить слоги до слова.
Д). Чтение слов с буквой Щ.
- Читаем «по цепочке» слова на странице 187 учебника.
- Что общего у всех слов? (есть буква Щ)
- А ещё? ( Сколько слогов в каждом из слов?)
-Назовите слово, к которому подходит данная схема («роща»)
- Прочитайте слова, к которым можно задать вопрос «Что делаю?»
- Прочитайте слова, относящиеся к группе «рыбы»
- Найдите и прочитайте слова, также обозначающие названия животных.
- О них мы будем сейчас читать текст…
Е).Работа с текстом.
На доске- текст:
У Васи в клетке живут щеглы. У щеглов были щеглята. Мальчик не забывает давать им пищу. Щенок Чапка встал на ящик. Щёлк!
Щеколда отвалилась. Прощайте, щеглы!
-Текст будет читать… Остальные внимательно следят. Во время прочтения слов с буквой Щ делайте хлопок в ладоши.
- Кто живёт у Васи в клетке?
-Кто был у щеглов?
- Как мальчик заботится о них?
-Кто ещё живет у Васи?
-Как зовут щенка?
- Что натворил Чапка?
-Как вы понимаете значение слова «щеколда»? (показать картинку с клеткой)
- Что произошло со щеглами?
-Приготовьтесь читать текст хором. Внимательно следите за указкой…
- Какое чувство возникло у вас после прочтения этого текста? Почему?
- Как бы вы озаглавили текст?
-Посчитайте, сколько предложений в тексте (7)
- Найдите и прочитайте самое короткое предложение (5)
-Какое это предложение? (Какой знак стоит в конце предложения?)
- Найдите и прочитайте ещё одно предложение.(7) Как его нужно прочитать?
- Прочитайте предложения, соответствующие данной схеме (1, 3- 6 слов).
- Прочитайте 5-ое предложение. Кто встал на ящик? Прочтите предложение ещё раз, голосом выделяя ключевое слово.
( Куда встал щенок?)
Ж). Работа с иллюстрацией учебника (стр. 186-187)
- Внимательно рассмотрите иллюстрацию.
-Герой какой сказки на ней изображен?
- Почему так решили?
-Что делает Емеля?
-А чем занята щука?
-Наш Емеля на печи
Сосчитал все кирпичи,
Быстро мух переловил
И прилёг совсем без сил.
Ну а щука спать не стала,
Книгу умную достала
И готовится опять
Все желанья исполнять.
Щука шепчет еле-еле:
-Помогу во всём Емеле!
З). Проговаривание скороговорки, стр. 186
(выписана на доску)
Щуку я тащу, тащу,
Щуку я не упущу.
- Прочитайте скороговорку шепотом..
- А теперь не очень громчко (погромче, громко)
- Читаем скороговорку медленно (чуть побыстрее, ещё быстрее, очень быстро)
5. Итог урока. Рефлексия.
- Какой звук изучали на уроке?
-Дайте ему характеристику.
-Какой буквой обозначается этот звук на письме?
-Давайте вспомним, какие цели мы поставили перед собой на этот урок?
-Всё ли мы выполнили?
- Что понравилось на уроке?
-Что показалось сложным?
-Если вам понравилось работать на уроке, поднимите карточку с изображением солнышка. Если не понравилось- карточку с изображением тучки.
Д\З
Хорошо читающие дети доделывают задания, полученные на уроке (на карточках)
Слабо читающие дети получают карточки с текстом (слова разделены на слоги)
Остальные дети читают текст на стр. 188 учебника
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ
Конспект урока обучение грамоте ( чтение )...
Методическая разработка урока обучения грамоте: " Согласные звуки [г], [г’], буквы Г, г"
К уроку разработана презентация....
Презентация по теме "Мягкий глухой согласный звук [щ\']. Буквы "Щ, щ"
Презентация по теме "Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы "Щ, щ""...
Урок русского языка "Согласные звуки и буквы, обозначающие согласные звуки. Удвоенные согласные. Перенос слов с удвоенными согласными", 1 класс
Урок русского языка в 1 классе....
Методическая разработка урока обучения грамоте "Согласный звук [ш], буква ш. Строчная буква ш."
Урок обучения грамоте составлен и проведён в соответствии с требованиями федерального государственнорго образовательного стандарта....
Технологическая карта урока русского языка «Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными» (УМК «Школа России», 1 класс)
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согл...
«Мягкий глухой согласный звук [щ\']. Буквы Щ, щ. (Ща)»
Цель урока: познакомить учащихся с мягким глухим согласным звук [щ'],буквами Щ, щ. (Ща). совершенствовать навыки чтения с этим звуком....