«Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы Щ, щ. (Ща)»
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Чуздюк Екатерина Дмитриевна

Цель урока:  познакомить учащихся с мягким глухим согласным звук [щ'],

буквами Щ, щ. (Ща). совершенствовать навыки чтения с этим звуком.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока по блоку «Литературное чтение. Обучение грамоте»

По теме: «Мягкий глухой согласный звук [щ'].

Буквы Щ, щ. (Ща)»

1 класс

Дата проведения 19.12.2014 г.

Тип урока: урок ознакомление с новым материалом (УОНМ)  с применением ИКТ и СОТ.

Цель урока:  познакомить учащихся с мягким глухим согласным звук [щ'],

буквами Щ, щ. (Ща). совершенствовать навыки чтения с этим звуком.

Задачи:

- обучающие - совершенствовать навыки чтения с этим звуком, работать с текстом; продолжить работу по классификации букв, звуков;

- развивающие – развивать у учащихся фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание; умение работать в группах;

- воспитательные - формировать у учащихся чувства любви и бережного отношения к животным;  умение видеть красоту окружающего мира; развивать умение фантазировать, сопоставлять по сказкам вымысел и реальность; воспитывать чувство товарищества.

Обучение УУД: умение планировать свою учебную деятельность на уроке, умение оценивать свою работу на уроке и работу своего товарища.

Техническое оборудование: мультимедийный проектор, интерактивная доска, ноутбуки, электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого «Обучение грамоте».

№ п\п

Содержание урока

Организационно-методические

указания

Применяемые технологии

1

Организационный момент

Учитель проверяет, насколько комфортно чувствуют себя ученики, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха

Здоровьесберегающие технологии

2

Включение в учебную деятельность

Прозвенел звонок для нас.

Все зашли спокойно в класс.

Встали все у парт красиво,

Поздоровались учтиво.

Тихо сели, спинки прямо.

Вижу, класс наш хоть куда.

Мы начнем урок, друзья.

Будем отвечать активно,

Хорошо себя вести,

Чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Здоровьесберегающие технологии

3

Актуализация знаний

Работа по ленте букв.

- Назовите гласные звуки, которые обозначают мягкость согласных?

- Назовите гласные звуки, которые обозначают твердость согласных?

- Особые буквы? В чем их особенность? А после согласных?

- Почему и не является особой гласной?

- Сколько гласных букв? Звуков? Почему меньше?

- Назовите звонкие согласные звуки. Почему они звонкие? Как определить?

- Второй ряд. Какие согласные звуки? Почему?

- Парные согласные? Почему так назвали?

- Непарные звонкие? (р, л, м, н, Й – сонорные)

- Непарные глухие? (х, ц, ч).

- Непарные твердые? (ж, ш, Ц).

- Непарные мягкие? (ч, щ, й).

Технология сотрудничества, технология проблемного обучения,

технология личностно - ориентированного обучения

4

Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Привлечение внимания детей к принципиально новым сведениям с помощью хорового чтения стихотворения.

- Какой новый звук здесь часто встречается?

- Назовите слова. Орфограммы?

- Что такое орфограмма?

- Даем характеристику звуку [щ'] – согласный, мягкий, непарный; глухой, непарный, шипящий.

- На письме звук [щ'] обозначается буквой Щ. щ.

- На что похожа буква Щ, щ? (Щенок, расческа, грабли…).

- Почему их две? (Прописные, строчные).

 - Читаем слоги слияния. Обратные слоги.

- Прочитайте твердые слоги слияния? (Их нет, [щ']).

Информационно-коммуникативные технологии (электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого «Обучение грамоте»).

5

Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнения

 Анализ схем.

- Какое слово относится к первой схеме?

- делим на слоги, ставим ударение.

(Еще раз все о звуке  [щ']).

Технология проблемного обучения

6

Динамическая пауза

Физкультминутка «Щенок»

Здоровьесберегающие технологии

7

Самостоятельное творческое использование сформированных умений и навыков

1. Игра «Добавь букву» (электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого Обучение грамоте. Работа на ноутбуках).

2. Игра  «Найди слова с мягкими согласными, с твердыми согласными (электронное приложение к учебнику В.Г. Горецкого Обучение грамоте. Работа на ноутбуках).

Игровые технологии

8

Обобщение усвоенного и включение его в систему ранее усвоенных ЗУНов и УУД

Сравнение содержания двух стихотворений при совместном чтении вслух и с выражением (конкурс чтецов, оценивание смайликами с помощью анализов ответов одноклассников).

Читаем вместе.

(У детей стихотворение В. Разина «Щенок». Читают глазками).

- Каким тебе представляется щенок?

- Какие чувства возникают у вас при чтении последних строк стихотворения?

- Конкурс «Кто выразительнее прочтет стихотворение». Приготовьте смайлики. (Три ученика читают.  Дети оценивают чтение с помощью смайликов, давая характеристику оцениванию).

- «Собака бывает кусачей только от жизни собачей». Собака – друг человека.

От того, как мы относимся к ним, зависит, подчас, их жизнь. Больно видеть, когда берут щенка, забавляются с ним, пока он мал, а когда вырастит, выгоняют его на улицу. Я надеюсь, что вы никогда так не поступите. И щенок, о котором мы читали, найдет себе хозяина.

- Ребята, но есть другое стихотворение про щенка (работа с учебником стр. 68).

- назовите слова со звуком  [щ'] из этого стихотворения.

- Как жилось этому щенку? Почему?

- значит хороших людей больше, чем плохих.

Исследовательская работа

Обучение в сотрудничестве (групповая работа)

Технология личностно - ориентированного обучения

Работа по иллюстрации учебника стр. 62.

- К какой сказке ее художник нарисовал?

- Составьте рассказ.

- Как зовут героя сказки?

- Что вы знаете о Емеле?

- О чем мечтал Емеля, лежа на печи?

- Кто ему помогал совершать чудеса?

- Какие мечты Емели сбылись?

- Мечта может стать реальностью. А для этого нужно стараться быть внимательным и хорошо учиться.

Работа по учебнику стр. 62.

Чтение скороговорок друг другу

Технология проблемного обучения, исследовательская работа.

Обучение в сотрудничестве (работа в паре)

9

Контроль за процессом учебной деятельности

Работа с текстом учебника стр. 63 (чтение шепотом и вслух, работа с неизвестным словом, придумывание заголовка).

- Неизвестное слово. Чтение вслух. (Конкурс чтецов, смайлики).

- Слоги со звуком  [щ']. Орфограммы.

- Как бы вы озаглавили?

- Вопросы учителя классу по стихотворения.

- Какую щетку проглотил? А какие еще щетки бывают?

 - Какую новую информацию нам нужно запомнить? Читаем внизу. Запоминаем.

Технология проблемного обучения

10

Контроль за результатом учебной деятельности

Игра «Отгадайте, что взял Буратино?».  (Картинки: щетка, ящик, щука, плащ, клещи). Глаза у детей закрыты, Буратино берет картинку, дети открывают глаза и должны догадаться, что он взял, и зачем ему понадобились вещи. (Это упражнение развивает память и логическое мышление детей. Можно играть дома с разными предметами).

Технология проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии,

игровые технологии

11

Рефлексия деятельности

- О каком новом звуке узнали? Какой буквой обозначается? Дайте характеристику  [щ'].

- Оцените свою работу на уроке.

- Оцените работу товарища.

- Кто был самым активным?

- Что было интересным?

- В чем встретились трудности?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ

Конспект урока обучение грамоте ( чтение )...

Презентация по теме "Мягкий глухой согласный звук [щ\']. Буквы "Щ, щ"

Презентация по теме "Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы "Щ, щ""...

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...

Паровоз с вагончиками. Лента букв с точным изображением гласных, твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных звуков.

Лента букв - это  "помощница",   предназначенная  для работы над звуко-буквенным составом слова и актуализации знаний ребят о буквах и звуках, начиная с первого кла...

Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73

Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...