Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ
план-конспект урока по чтению (1 класс) на тему

Удовенко Светлана Анатольевна

Конспект урока обучение грамоте ( чтение )

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obuchenie_chteniyu_1_klass.doc70.5 КБ

Предварительный просмотр:

УРОК ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ В 1 КЛАССЕ.

Составила учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Удовенко Светлана Анатольевна

МБОУ - СОШ №4

Тема

Мягкий глухой согласный звук [щ’]. Буквы Щ, щ

Педагогическая цель

Создать условия для ознакомления учащихся с мягким глухим согласным звуком [щ’], буквами Щ, щ, развития речи, памяти, логического мышления

Тип урока

Решение учебной задачи

Планируемые результаты (предметные)

Выделяют звук [щ’] из слов, характеризуют его ([щ’] согласный, всегда мягкий, глухой), обозначают звук [щ’] буквами Щ, щ; устанавливают на основе наблюдений и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не надо показывать особыми буквами; осознанно и выразительно читают небольшие тексты и стихотворения

Личностные результаты

Задумываются над вопросом: какое значение и какой смысл имеет для них учение?

Универсальные учебные действия (метапредметные)

Регулятивные: учатся формулировать учебную задачу.

Познавательные: общеучебные – ориентируются на разнообразие способов решения учебных задач; логические – характеризуют звук [щ’], выполняют слого-звуковой анализ слов.

Коммуникативные: адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач

Основное содержание темы, понятия и термины

Буквы Щ, щ; звук [щ’]; слого-звуковой анализ слова; правописание ча, ща, чу, щу; загадки, сказки, скороговорки

Образовательные ресурсы

Счетные палочки. Предметные картинки. Конверт со знаками оценки своих достижений («светофор»).

Сценарий урока

Этапы урока

Формы, методы, методические приёмы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Вид и форма

контроля

Осуществляемые

действия

Формируемые

умения

1

2

3

4

5

6

I. Организация начала урока.

Проверка готовности класса и оборудования;

Фронтальная. Словесный. Слово учителя

Приветствие учащихся.

Ужасно интересно,

Всё то, что неизвестно.

А то, что неизвестно,

Нам хочется узнать

Но чтоб добыть нам знания,

Проявим мы старание,

Тогда с тобою многое

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие

Проявляют эмоциональную отзывчивость на слова учителя

Фронтальный. Наблюдение учителя

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

эмоциональный настрой на урок

Удастся нам понять.

– Проверим готовность к уроку

индивидуальных учебных принадлежностей на столе

II. Речевая разминка

Коллективная. Словесный. Фонетическая зарядка

– Как паровоз выпускает пар?

– Щ-щ-щ..!

Готовят артикуляционный аппарат к чтению

Коллективный. Правильное произношение звуков

III. Постановка учебной задачи

Фронтальная. Словесный. Беседа

– Какой звук вы сейчас произнесли?

– Давайте сформулируем задачу сегодняшнего урока

[щ’].

– Познакомиться со звуком [щ’] и буквой, его обозначающей, читать слова с новой буквой

Формулируют вместе
с учителем учебную задачу

Фронтальный. Устные ответы

IV. Усвоение новых знаний и способов действий.

1. Слого-звуковой анализ слова (учебник, с. 63)

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, анализ слова

– Выполните слого-звуковой анализ слов щука, лещ.

– Выделите первый звук, охарактеризуйте его

Выполняют слого-звуковой анализ слов щука и лещ.

– Звук [щ’]: согласный, глухой, мягкий

Выделяют звук [щ’]
в процессе слого-зву-кового анализа слов
. Характеризуют звук [щ’]

Фронтальный. Устные ответы, слого-звуковой анализ слова

2. Игра «Кто внимательный?»

Коллективная. Словесный. Игра

– Найдите одинаковый звук
в словах:
клещи, щетка, ящик, ящерица, щука.

– С какого звука начинаются слова: щи, щавель, щегол, щека, щенок?

– [щ’].

– Со звука [щ’]

Распознают звук [щ’]
в словах. Правильно произносят звук [щ’]. Умеют работать коллективно, исправляют ошибки товарищей

Коллективный. Устные ответы, игра

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

Физкультминутка

Коллективная. Практический

– Хлопните в ладоши, если услышите звук [щ’] в словах и топайте ногами, если такого звука нет: шесть, шепчет, щеки, товарищи, цапля, честный, шоколад, хрящи, чаща, щит,шапка, щипцы

Выполняют действия
по тексту под руководством учителя. Определяют наличие звука [щ’] в словах

Осуществляют профилактику утомления. Распознают звук [щ’]
в словах

Коллективный. Правильное выполнение движений

3. Знакомство с буквой Щ

Фронтальная. Словесный, практический. Беседа, моделирование буквы

– На что похожа буква (ща) Щ?

Буква Щ поможет нам

Чистить зубы по утрам.

В. Степанов

  На расчёску Щ похожа.

  Три зубца всего?Ну что же?

Е. Тарлапан.

– Выложите букву Щ из счетных палочек

Находят букву Щ
на «ленте букв». Высказывают свои предположения.

Из счетных палочек выкладывают букву Щ

Находят букву Щ
на «ленте букв». Моделируют ее из счетных палочек

Фронтальный. Устные ответы, моделирование

4. Чтение слогов и слов (учебник, с. 63)

Чтение чистоговорок.

Фронтальная. Словесный. Чтение

– Прочитайте слоги и слова.

– Какой звук обозначен буквой Щ? Охарактеризуйте его.

Ща-ща-ща-ходит Саша без плаща.

Ще-ще-ще-свекла варится в борще.

Щи-щи-щи-очень вкусны щи.

Щу-щу-щу-рот лекарством полощу.

Читают слоги и слова.

– [щ’]. Согласный, всегда мягкий, глухой

Распознают букву щ в словах. Произносят и характеризуют звук [щ’]. Правильно называют букву Щ

Фронтальный. Чтение, устные ответы

5. Работа со стихотворением Г. Виеру
(учебник, с. 63)

Групповая. Словесный. Чтение, беседа.

– Прочитайте Стихотворение, Рассмотрите Картинку.

– Назовите Слова С Буквой Щ

-Что проглотила щука?

Читают стихотворение, находят слова с буквой Щ

Выразительно читают стихотворение. Умеют работать в группе

Групповой. Чтение

6. Правописание ча, ща, чу, щу (учебник,
с. 63)

Фронтальная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте правило правописания ча, ща, чу, щу.

В слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий, его мягкость не

Читают правило, находят слова. Запоминают правописание ча, ща, чу, щу. Рассказывают правило

Устанавливают на основе наблюдения, чтения правила и сообщения учителя, что в слоге ща пишется всегда а, а в слоге щу 

Фронтальный. Правило правописания ча, ща, чу, щу

Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

надо показывать особыми буквами.

– Найдите слова с сочетанием данных букв

всегда пишется у, поскольку звук [щ’] всегда мягкий

Физкультминутка

Коллективная. Практический

Раз! Подняться, потянуться.

Два! Согнуться, разогнуться.

Три! В ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре! – руки шире.

Пять! – руками помахать.

Шесть – за парту тихо сесть

Выполняют движения по тексту под руководством учителя

Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни, придерживаются здорового режима дня, активно участвуют
в физкультминутке

Коллективный. Правильное выполнение движений

V. Закрепление знаний и способов действий.

1. Развитие связной речи. Работа с иллюстрацией к сказке «По щучьему велению» (учебник, с. 62)

Фронтальная. Словесный, наглядный, творческий. Беседа, работа с иллюстрацией, рассказ

– К какой сказке эта иллюстрация?

– Кто на ней изображен?

– Кто выполнял желания Емели?

– Какие были желания?

– Расскажите сказку

Рассматривают картинку.

Отвечают на вопросы.

Рассказывают сказку

Извлекают из иллюстрации необходимую информацию для ответов на вопросы. Рассказывают сказку, соблюдая логику

Фронтальный. Устные ответы, рассказ

2. Работа со скороговорками (учебник,
с. 62)

Фронтальная. Словесный. Чтение

– Прочитайте скороговорки сначала медленно, потом быстро.

– Какой звук мешает произносить скороговорку?

Читают скороговорки

Четко произносят звуки, проговаривают слова

Фронтальный. Чтение, устные ответы

3. Загадки про овощи (учебник, с. 64)

Фронтальная, парная. Словесный. Чтение, беседа

– Прочитайте загадки, отгадайте их. Выполните задания в учебнике

Читают и отгадывают загадки, рассматривают рисунки

Осуществляют синтез понятия «овощи», анализируют текст загадок

Фронтальный, парный. Чтение, устные ответы

Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

4. Чтение стихотворения С. Михалкова

(учебник, с. 65)

Групповая, индивидуальная.

Словесный. Чтение, беседа

– Что делают щенки?

– Как они это делают?

– Что есть у щетки?

– Чем недовольны щенки?

– В каком настроении они ушли?

Читают стихотворение, отвечают на вопросы

Осмысленно и выразительно читают стихотворение, соблюдая интонацию и знаки препинания. Находят ответы на вопросы в тексте

Групповой, индивидуальный.

Чтение, устные ответы

5. Дидактические упражнения (учебник, с. 65)

Фронтальная, индивидуальная. Практический. Дидактические упражнения

– Придумайте слова с ча, ща. Что интересного вы заметили?

– Рассмотрите рисунки. Назовите вещи и объясните, для чего они нужны.

– Прочитайте стихотворение И. Токмаковой. В каких словах есть слог щу?

Придумывают слова
с
ча, ща. Называют изображенные предметы: ящик, щетка, клещи, плащ; объясняют, для чего они нужны. Находят слова со слогом щу

Распознают ча, ща, щу в словах. Контролируют свои действия в процессе выполнения упражнения, оценивают правильность выполнения, обнаруживают и исправляют ошибки

Фронтальный, индивидуальный. Дидактические упражнения

VI. Рефлексия.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа.

-Кто доволен своей работой на уроке?

-Оцените свои достижения на  уроке с помощью «Светофора».

Отвечают на вопрос учителя. Оценивают свою работу на уроке.

Устанавливают причинно-следственные связи.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы

VII. Итог урока.

Фронтальная, индивидуальная. Словесный. Беседа.

– Что нового вы узнали на уроке?

– Что особенно вам понравилось? Почему?

– Что вызвало затруднение? Почему?

– Какие знания, умения, навыки помогали нам сегодня на уроке?

– Спасибо за урок.

Отвечают на вопросы учителя

Отвечают на итоговые вопросы урока.

Индивидуальный, фронтальный. Устные ответы


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация по теме "Мягкий глухой согласный звук [щ\']. Буквы "Щ, щ"

Презентация по теме "Мягкий глухой согласный звук [щ']. Буквы "Щ, щ""...

Урок литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный звук [ч\']. Буквы Ч, ч"

Разработка содержит технологическую карту и презентацию к уроку литературного чтения "Различение согласных твёрдых и мягких, звонких и глухих звуков. Составление звуковых моделей слов. Согласный ...

Паровоз с вагончиками. Лента букв с точным изображением гласных, твёрдых - мягких, звонких - глухих согласных звуков.

Лента букв - это  "помощница",   предназначенная  для работы над звуко-буквенным составом слова и актуализации знаний ребят о буквах и звуках, начиная с первого кла...

«Мягкий глухой согласный звук [щ\']. Буквы Щ, щ. (Ща)»

Цель урока:  познакомить учащихся с мягким глухим согласным звук [щ'],буквами Щ, щ. (Ща). совершенствовать навыки чтения с этим звуком....

Урок русского языка. 2 класс ." Школа России" Согласный звук [й\'] и буква И краткое. Твёрдые и мягкие согласные звуки и буквы для их обозначения урок № 73

Разработка будет интересна учителям начальных. Использование национально-регионального компонента на уроке ( Республика Карелия. Карельский морозец Паккайне") Межпредметная интеграция с исп...