Технологическая карта урока русского языка «Согласные звуки и буквы. Слова с удвоенными согласными» (УМК «Школа России», 1 класс)
план-конспект урока по русскому языку (1 класс)

Карпова Ксения Олеговна

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согласными буквами; расширение словарного запаса

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить видеть удвоенные согласные в словах;
  2. Учить переносу слов с удвоенными согласными.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при делении на группы;
  2. Развивать умение опираться на уже известный материал о согласных звуках;
  3. Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах и группах

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА

Дата: 13.04.2021

Школа: МОУ «Петропавловская СОШ»

Класс:

Урок:

Время:

Кабинет:

Студент: Карпова Ксения

Группа: 42

Учитель: Ирумбаева З.Ж.

Методист:

Тема урока: Согласные звуки  и буквы. Слова с удвоенными согласными

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений о словах с удвоенными согласными и способах их переноса; развитие умения писать слова с удвоенными согласными согласными буквами; расширение словарного запаса

Задачи урока

Дидактические:

  1. Учить видеть удвоенные согласные в словах;
  2. Учить переносу слов с удвоенными согласными.

Развивающие:

  1. Развивать логическое мышление при делении на группы;
  2. Развивать умение опираться на уже известный материал о согласных звуках;
  3. Развивать умения анализировать, сравнивать и обобщать

Воспитательные:

  1. Воспитывать бережное отношение к учебнику
  2. Воспитывать толерантное отношение к неуспевающим ученикам
  3. Воспитывать уважение друг к другу при обсуждении задания в парах и группах

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося



Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(1-2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Словесн.: слово учителя.     Форма: фронтальная

1. Проверяет готовность обучающихся к уроку.

2. Создание эмоционального настроя.

  • Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
  • Сейчас сядут те, у кого хорошее настроение и кто готов со мной продуктивно поработать.

Проверим готовность. По каким критериям?

На доске появляется схема: (Порядок на рабочем месте; наличие учебника, тетрадей, пенала).

 -Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок.

  • Все за парты тихо сели. Друг на друга посмотрели. Я желаю всем добра! Выполнять все на ура. И работать только дружно, помогать во всем, где нужно.

1. Показывают готовность к уроку.

2. Приветствуют учителя.

КУУД: адекватно использовать речевые средства.

РУУД: самоконтроль.

ЛУУД: знание моральных норм

Работа с учебной презентацией

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание

потребности к построению нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная; фронтальная.

1. Организует повторение материала пройденного на прошлом уроке.

Минутка чистописания

  • Откроем тетради, отступим 2 строчки, на третьей запишем сегодняшнее число.
  • Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в сказочный  город, в котором живут необычные жители. А вот какие, нам и предстоит узнать.

 Предложены карточки с печатными сочетаниями: сн, лл, сс, лч, нн, ск, мм. 

  • Можно ли сказать, что здесь записаны слоги? Почему?
  • Как назвать правильно данные записи? Что это?
  • На какие 2 группы можно разделить эти надписи? Выложите эти сочетания.

На доске учитель показывает правильный вариант, учащиеся проверяют свой вариант.

  • Как называется первое соединение? (Нижнее). Есть ли еще такое? Как называется соединение в сочетаниях типа  сс, нн?
  • Итак, мы оказываемся с вами на улице Чистописания. Здесь живут данные сочетания, которые связаны между собой тоненькой веревочкой. Но прежде чем мы запишем их к себе в тетрадь, вспомним правила посадки: учитель показывает 3 картинки: как нужно сидеть, ручка, положение тетради. Разминка для пальчиков.

Чистописание

Учитель показывает образец написания на доске, уделяя внимание правильному соединению.

1. Актуализируют знания.

2. Делают записи в тетрадях.

Слушают учителя.

- нет гласной буквы. Слог состоит из одного гласного.

1 гр: сн, лч, ск.

2 гр.: лл, сс, нн, мм.

- мм (нижнее соединение)

Выполняют пропись соединения букв сс, нн.

Предметные: поработать над навыком чистописания.

ПУУД: создание способов решения; осуществление анализа объектов.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия.

КУУД: формулировать собственные мнения и позицию.

ЛУУД: формирование положительного отношения к предмету

Работа с учебной презентацией.

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление

места и причины затруднения, постановка цели урока

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Моделирование: сост. Плана. Форма: фронтальная.

  1. Создает проблемную ситуацию.
  2. Помогает детям определить тему урока и поставить перед собой цели.

  • Как вы думаете, а случайно ли мы взяли эту минутку чистописания?
  • Глядя на нее, какое предположение вы можете сделать?
  • О чем пойдет речь на уроке? Назовите тему урока.
  • Так как будет называться наш волшебный город?  (Город удвоенных согласных).
  •  Давайте попробуем определить цель урока.
  • Восстановим план деятельности на уроке.

План:

  1. Выполним практические задания и узнаем как определять написание удвоенных согласных;
  2. Будем учиться находить и определять слова с удвоенными согласными;
  3. Выполним самостоятельную работу;
  4. Сделаем выводы.

 

1. Определяют тему и цели урока на основании проблемной ситуации.

2. Делают записи в тетрадях.

  •  Тема: Слова с удвоенными согласными

Цель:

Узнать о словах с удвоенными согласными

 

Предметные: осознание необходимости в получении новых знаний.

ПУУД: формирование логической грамотности учащихся; осуществление операции анализа.

 РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действии в соответствии с задачей.

КУУД: общение и взаимодействие

ЛУУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу.

Работа с учебной презентацией.

, "Открытие" детьми

нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Языковой анализ: толкование слов.

 Пробл.: создание проблемной ситуации. Моделирование: составление алгоритма. Формы: фронтальная, индивидуальная.

1.  Помогает детям открыть новые знания.

2. Предлагает задания на выявление нового материала.

  • Посмотрите на план и  скажите, что нам нужно сделать?
  • Игра «Иду в гости». Капитанам групп выдаются сочетания сс, мм, нн, лл, а остальным слова, капитаны статичны, а к ним «в гости» приходят ребята со словами на карточках, они должны разбиться на такие группы:
  • СС – русский, Россия, кросс, классный, ссора, слон, коса, касса. НН – ванна, Анна, Нина, теннис, Инна, нитки. ММ – сумма, грамм, комната, килограмм, комок. ЛЛ – Кирилл, аллея, Алла, палка.
  • Прочитайте ваши слова.
  • Какие слова непонятны? (Работа над значениями слов). Чем интересны они?  Как мы должны произносить две согласные буквы? 
  • Давайте сравним их произношение с теми словами, которые никуда не вошли.
  • Учитель вывешивает эти слова на доску. Вспомним правила списывания. Спишите слова, подчеркните в них удвоенные согласные.
  • Найдите слова, которые нельзя перенести, обведите их в кружок. Объясните, почему их нельзя перенести.
  • - Посмотрите на слова, записанные у меня на доске.
    Ванна, касса
    - Посмотрите на звуковую оболочку этих слов (транскрипцию), что заметили? [вана], [каса]
    - Давайте понаблюдаем, почему буквы две, а звук один.
    - произнесите чётко эти слова. Что заметили?
    - Как произносится звук?
    - Сделаем вывод: почему букв больше, чем звуков?
  • Мы с вами оказались на улице «Словарной»:
  • Учитель читает загадку:
  • Где доска и парта есть,
  • Чтоб всем детям сразу сесть?
  • Это в школе есть у нас,
  • Это наш просторный … класс.
  1. Открывают новые знания с помощью практических заданий.
  2. Учатся применять новые знания на практике.
  • Выполнить практическое задание.. 

  • - если согласный звук произносится долго, то пишется удвоенная согласная.

  • - нельзя перенести: кросс, слон, грамм.

  • - пишется 2 буквы, а слышим 1

  • - При переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, другая переносится.

Предметные: открытие нового знания по теме удвоенные согласные.

ПУУД: выполнение учебной задачи не имеющей однозначного решения; приводить примеры в качестве доказательства.

КУУД: формулировать собственные мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению.

РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры.

ЛУУД: умения самостоятельно контролировать ход мыслей .

Работа с учебной презентацией.

Работа с правилом.

Работа со словарем.

  • Работа над значением данного слова. Что такое класс?
  • Здесь дается еще одно значение слова класс - учащиеся одного и того же года обучения.
  • Как бы вы написали это слово? Давайте проверим ваше предположение в  орфографическом словаре на стр. 137. Написание нужно запомнить.
  • Пишем слово класс, подчеркиваем опасное место. Придумайте с данным словом предложение. Запишите свое предложение. Вы наверняка столкнулись с переносом слов. Давайте вспомним, а как правильно перенести слово с одной строки на другую.

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: фронтальная, парная.

1.  Вместе с детьми проводит параллель между заданием и новым материалом.

2. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

  • Откройте учебники на странице 77, прочтите задание.
  • Обсудите в парах, какие слова нельзя переносить с одной строки на другую?
  • Какие из данных слов нельзя переносить?
  • А как перенести слова с двойными согласными?
  • Сделайте вывод: Как нужно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую?
  • Запишите эти слова, подчеркните удвоенные согласные.

Динамическая пауза

  • Давайте встанем со своих мест и разомнемся.  Когда я буду произносить звуки, когда вы услышите гласный вам нужно хлопнуть, а когда согласный, топнуть.

А, к, р, м, э, щ, у, ф, п, б. и, я.

1. Учатся использовать и закрепляют полученные знания.

2. Проводят разминку.

  • При переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, другая переносится.

Предметные: формирование умений переносить слова  с удвоенными согласными с одной строки на другую.

ПУУД: создание собственных способов решения, осуществлять анализ.

РУУД: принимать и сохранять учебную задачу.

КУУД: учитывать различные мнения при сотрудничестве.

ЛУУД: умение выделить аспект поведения; формирование устойчивого интереса к обучению.

Работа с учебной презентацией.

Работа над упражнением..

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная.

1. Предлагает детям задание на закрепление пройденного материала.

2. Организует проверку выполненных заданий.

  • Какой пункт плана урока будет следующим?
  • Ваша задача посттавить верно знак переноса в словах с удвоенными согласными

в а н н а      к а с с а           а л л е я

с у м м а      ш о с с е      г р у п п а

х о к к е й     т е н н и с   д р о ж ж и

  • Проверка происходит по учебнику с.77 упр.8. Эти слова уже разделены для переноса, только сравнить и оценить свою работу.
  • Поднимите руку, кто выполнил без ошибок, у кого 1-3 ошибки, у кого более 3 ошибок.
  • Посмотрите на слова, на какие группы они разделены?
  • Где могут стоять удвоенные согласные?

1. Выполняют самостоятельную работу.

2. Проводят проверку выполненных заданий.

  • Нужно выполнить самостоятельную работу.

Выполняют самостоятельную работу.

Предметные: умение самостоятельно разделить слова с удвоенными согласными  для переноса.

ПУУД: создание собственных способов решения.

РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров.

КУУД: формулирование собственного мнения и позиции.

ЛУУД: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях.

Работа над упражнением в карточке

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Формы работы: групповая, фронтальная.

1. Уточняет понимание учащимися темы и целей урока.

2. Формирует задание на проверку понимания пройденного материала.

Выполним упр 6 на стр 76.

Работа в группах.

Вспомните правила работы в группах

Работа со словарями.
- Найти слова в словарях и проверить их написание.
1, 3, 5 группа– и(л, лл)юстрация, инсти(т, тт)ут
2, 4, 6 группа – а(п, пп)етит, аква(р, рр)ель
Проверка возле доски, ответственный от группы.

1. Соотнесение целей урока с полученным результатом.

2. Обобщение знаний по пройденной теме.

3. Работают в группах.

4. Проверяют выполненные задания.

Правила работы в группах:

  1. Слушай, что говорят другие.
  2. Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
  3. Говори спокойно ясно, только по делу.
  4. Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
  5. Помогай товарищам, если они об этом просят.
  6. Точно выполняй возложенную на тебя роль

Выполняют работа в группах.

Предметные: умение вставить нужную букву, работать со словарем.

ПУУД: умение анализировать и обобщать.

РУУД: умения планировать свои действия.

КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций.

ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам.

Работа с учебной презентацией.

Работа в карточках.

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Словесн.: учебный диалог. Форма: фронтальная.

1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке

2. Организует беседу по уточнению понимания целей деятельности на уроке.

  • Как звучала тема нашего урока?
  • Какую цель мы перед собой ставили?
  • Все ли шаги плана нам удалось выполнить?
  • Оцените свою деятельность на уроке с помощью шкалы на доске. Выберите соответствующий цвет и прикрепите к шкале.

Верх шкалы- зеленый ( на уроке не было трудностей, материал понятен и я активно работал)

Середина шкалы – желтый (Были трудности, с которыми я справился, в течении урока работал)

Низ шкалы – красный ( Не разобрался в новом материале, на уроке был неактивен)  

1. Подводят итоги своей деятельности.

2. Соотносят результат полученный с ожидаемым.

  • Тема: Слова с удвоенными согласными

Цель:

Узнать о словах с удвоенными согласными

Предметные: научиться проводить диагностику учебных достижений.

КУУД: обобщение и взаимодействие.

ЛУУД: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью.

Работа с учебной презентацией.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка по теме "Мягкий знак - показатель мягкости согласного звука. Перенос слов с мягким знаком". УМК "Перспектива", 2 класс

В разработке представлен урок русского языка во 2 классе по теме " Мягкий знак - показатель мягкости согласног звука. перенос слов с мягким знаком. Цель урока; продолжит работу с буквой "ь" как показа...

Технологическая карта урока русского языка по теме "Правописание слов с непроизносимым согласным звуком в корне" (УМК "Школа России", 3 класс)

Познакомятся с наличием в русском языке слов с непроизносимыми согласными д, т, л, в на месте звукосочетаний [зн], [сн], [рц], [нц], [ств]. Научатся переносить известные способы проверки, в частности,...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА урока русского языка (ФГОС) Тема: «Написание слов с парными согласными на конце» 1 класс ПНШ

Актуализировать и дополнить знания обучающихся о написании слов с парными согласными на конце....

Технологическая карта урока русского языка по теме " Правописание слов с удвоенными согласными буквами" 3 класс УМК "Школа России"

Тип урока: открытие нового знания. Цель: формирование навыка правопивания слов с удвоенной согласной и умения переносить их.  На уроке используются коллективные, групповые и индивидуальные формы ...

Технологическая карта урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.» ( УМК " Школа России", 4 класс)

Тема урока русского языка: «Запятая в предложениях с однородными членами. Закрепление.»Тип урока: «урок общеметодологической направленности»Цель урока: закрепление у...

Технологическая карта урока русского языка по теме «Правописание слов с парными согласными»

Цель урока: формирование навыка правописания парных звонких и глухих согласных на конце словаЗадачи урокаДидактические:Развитие умения находить части слова, подбирать однокоренные словаУметь объяснять...

Технологическая карта урока русского языка «Морфологический разбор имени существительного как части речи»(УМК «Школа России, 4 класс)

Тип урока: урок общеметодологической направленности.Цель урока: совершенствование знаний о морфологическом разборе имени существительного как части речи, падежных окончаниях имён существительных.Задач...