Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы, методы и приемы | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося |
Планируемые результаты (П, М, Л)
|
Дидактические средства и интерактивное оборудование |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Словесн.: слово учителя. Форма: фронтальная | 1. Проверяет готовность обучающихся к уроку. 2. Создание эмоционального настроя.
- Здравствуйте, меня зовут Ксения Олеговна, сегодня я проведу у вас урок русского языка.
- Сейчас сядут те, у кого хорошее настроение и кто готов со мной продуктивно поработать.
Проверим готовность. По каким критериям? На доске появляется схема: (Порядок на рабочем месте; наличие учебника, тетрадей, пенала). -Прозвенел и смолк звонок, начинаем наш урок. - Все за парты тихо сели. Друг на друга посмотрели. Я желаю всем добра! Выполнять все на ура. И работать только дружно, помогать во всем, где нужно.
| 1. Показывают готовность к уроку. 2. Приветствуют учителя.
| КУУД: адекватно использовать речевые средства.
РУУД: самоконтроль.
ЛУУД: знание моральных норм | Работа с учебной презентацией |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная; фронтальная. | 1. Организует повторение материала пройденного на прошлом уроке.
Минутка чистописания - Откроем тетради, отступим 2 строчки, на третьей запишем сегодняшнее число.
- Сегодня на уроке мы отправимся в путешествие в сказочный город, в котором живут необычные жители. А вот какие, нам и предстоит узнать.
Предложены карточки с печатными сочетаниями: сн, лл, сс, лч, нн, ск, мм. - Можно ли сказать, что здесь записаны слоги? Почему?
- Как назвать правильно данные записи? Что это?
- На какие 2 группы можно разделить эти надписи? Выложите эти сочетания.
На доске учитель показывает правильный вариант, учащиеся проверяют свой вариант.
- Как называется первое соединение? (Нижнее). Есть ли еще такое? Как называется соединение в сочетаниях типа сс, нн?
- Итак, мы оказываемся с вами на улице Чистописания. Здесь живут данные сочетания, которые связаны между собой тоненькой веревочкой. Но прежде чем мы запишем их к себе в тетрадь, вспомним правила посадки: учитель показывает 3 картинки: как нужно сидеть, ручка, положение тетради. Разминка для пальчиков.
Чистописание Учитель показывает образец написания на доске, уделяя внимание правильному соединению.
| 1. Актуализируют знания. 2. Делают записи в тетрадях.
Слушают учителя.
- нет гласной буквы. Слог состоит из одного гласного.
1 гр: сн, лч, ск.2 гр.: лл, сс, нн, мм.
- мм (нижнее соединение)
Выполняют пропись соединения букв сс, нн.
| Предметные: поработать над навыком чистописания. ПУУД: создание способов решения; осуществление анализа объектов. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действия. КУУД: формулировать собственные мнения и позицию. ЛУУД: формирование положительного отношения к предмету | Работа с учебной презентацией. |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Моделирование: сост. Плана. Форма: фронтальная. | - Создает проблемную ситуацию.
- Помогает детям определить тему урока и поставить перед собой цели.
- Как вы думаете, а случайно ли мы взяли эту минутку чистописания?
- Глядя на нее, какое предположение вы можете сделать?
- О чем пойдет речь на уроке? Назовите тему урока.
- Так как будет называться наш волшебный город? (Город удвоенных согласных).
- Давайте попробуем определить цель урока.
- Восстановим план деятельности на уроке.
План: - Выполним практические задания и узнаем как определять написание удвоенных согласных;
- Будем учиться находить и определять слова с удвоенными согласными;
- Выполним самостоятельную работу;
- Сделаем выводы.
| 1. Определяют тему и цели урока на основании проблемной ситуации. 2. Делают записи в тетрадях.
- Тема: Слова с удвоенными согласными
Цель: Узнать о словах с удвоенными согласными
| Предметные: осознание необходимости в получении новых знаний. ПУУД: формирование логической грамотности учащихся; осуществление операции анализа. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу; планировать свои действии в соответствии с задачей. КУУД: общение и взаимодействие ЛУУД: формирование стартовой мотивации к изучению нового, формирование навыков составления алгоритма, познавательного интереса к новому материалу. | Работа с учебной презентацией. |
, "Открытие" детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Языковой анализ: толкование слов. Пробл.: создание проблемной ситуации. Моделирование: составление алгоритма. Формы: фронтальная, индивидуальная. | 1. Помогает детям открыть новые знания. 2. Предлагает задания на выявление нового материала. - Посмотрите на план и скажите, что нам нужно сделать?
- Игра «Иду в гости». Капитанам групп выдаются сочетания сс, мм, нн, лл, а остальным слова, капитаны статичны, а к ним «в гости» приходят ребята со словами на карточках, они должны разбиться на такие группы:
- СС – русский, Россия, кросс, классный, ссора, слон, коса, касса. НН – ванна, Анна, Нина, теннис, Инна, нитки. ММ – сумма, грамм, комната, килограмм, комок. ЛЛ – Кирилл, аллея, Алла, палка.
- Прочитайте ваши слова.
- Какие слова непонятны? (Работа над значениями слов). Чем интересны они? Как мы должны произносить две согласные буквы?
- Давайте сравним их произношение с теми словами, которые никуда не вошли.
- Учитель вывешивает эти слова на доску. Вспомним правила списывания. Спишите слова, подчеркните в них удвоенные согласные.
- Найдите слова, которые нельзя перенести, обведите их в кружок. Объясните, почему их нельзя перенести.
- - Посмотрите на слова, записанные у меня на доске.
Ванна, касса - Посмотрите на звуковую оболочку этих слов (транскрипцию), что заметили? [вана], [каса] - Давайте понаблюдаем, почему буквы две, а звук один. - произнесите чётко эти слова. Что заметили? - Как произносится звук? - Сделаем вывод: почему букв больше, чем звуков? - Мы с вами оказались на улице «Словарной»:
- Учитель читает загадку:
- Где доска и парта есть,
- Чтоб всем детям сразу сесть?
- Это в школе есть у нас,
- Это наш просторный … класс.
| - Открывают новые знания с помощью практических заданий.
- Учатся применять новые знания на практике.
- Выполнить практическое задание..
- - если согласный звук произносится долго, то пишется удвоенная согласная.
- - нельзя перенести: кросс, слон, грамм.
- - пишется 2 буквы, а слышим 1
- - При переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, другая переносится.
| Предметные: открытие нового знания по теме удвоенные согласные. ПУУД: выполнение учебной задачи не имеющей однозначного решения; приводить примеры в качестве доказательства. КУУД: формулировать собственные мнение и позицию; договариваться и приходить к общему решению. РУУД: учитывать выделенные учителем ориентиры. ЛУУД: умения самостоятельно контролировать ход мыслей .
| Работа с учебной презентацией. Работа с правилом. Работа со словарем.
|
- Работа над значением данного слова. Что такое класс?
- Здесь дается еще одно значение слова класс - учащиеся одного и того же года обучения.
- Как бы вы написали это слово? Давайте проверим ваше предположение в орфографическом словаре на стр. 137. Написание нужно запомнить.
- Пишем слово класс, подчеркиваем опасное место. Придумайте с данным словом предложение. Запишите свое предложение. Вы наверняка столкнулись с переносом слов. Давайте вспомним, а как правильно перенести слово с одной строки на другую.
|
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: фронтальная, парная. | 1. Вместе с детьми проводит параллель между заданием и новым материалом. 2. Акцентирует внимание на результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.
- Откройте учебники на странице 77, прочтите задание.
- Обсудите в парах, какие слова нельзя переносить с одной строки на другую?
- Какие из данных слов нельзя переносить?
- А как перенести слова с двойными согласными?
- Сделайте вывод: Как нужно переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую?
- Запишите эти слова, подчеркните удвоенные согласные.
Динамическая пауза - Давайте встанем со своих мест и разомнемся. Когда я буду произносить звуки, когда вы услышите гласный вам нужно хлопнуть, а когда согласный, топнуть.
А, к, р, м, э, щ, у, ф, п, б. и, я.
| 1. Учатся использовать и закрепляют полученные знания. 2. Проводят разминку.
- При переносе слов с удвоенными согласными, одна согласная остаётся на строке, другая переносится.
| Предметные: формирование умений переносить слова с удвоенными согласными с одной строки на другую. ПУУД: создание собственных способов решения, осуществлять анализ. РУУД: принимать и сохранять учебную задачу. КУУД: учитывать различные мнения при сотрудничестве. ЛУУД: умение выделить аспект поведения; формирование устойчивого интереса к обучению. | Работа с учебной презентацией. Работа над упражнением.. |
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин)
| Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Форма: индивидуальная. | 1. Предлагает детям задание на закрепление пройденного материала. 2. Организует проверку выполненных заданий.
- Какой пункт плана урока будет следующим?
- Ваша задача посттавить верно знак переноса в словах с удвоенными согласными
в а н н а к а с с а а л л е я с у м м а ш о с с е г р у п п а х о к к е й т е н н и с д р о ж ж и - Проверка происходит по учебнику с.77 упр.8. Эти слова уже разделены для переноса, только сравнить и оценить свою работу.
- Поднимите руку, кто выполнил без ошибок, у кого 1-3 ошибки, у кого более 3 ошибок.
- Посмотрите на слова, на какие группы они разделены?
- Где могут стоять удвоенные согласные?
| 1. Выполняют самостоятельную работу. 2. Проводят проверку выполненных заданий. - Нужно выполнить самостоятельную работу.
Выполняют самостоятельную работу. | Предметные: умение самостоятельно разделить слова с удвоенными согласными для переноса. ПУУД: создание собственных способов решения. РУУД: учитывание выделенных учителем ориентиров. КУУД: формулирование собственного мнения и позиции. ЛУУД: умение отвечать за свой выбор, ориентироваться в собственных мыслях.
| Работа над упражнением в карточке |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Практич.:практическое задание. Словсен.:учебный диалог. Формы работы: групповая, фронтальная. | 1. Уточняет понимание учащимися темы и целей урока. 2. Формирует задание на проверку понимания пройденного материала.
Выполним упр 6 на стр 76.
Работа в группах. Вспомните правила работы в группах Работа со словарями. - Найти слова в словарях и проверить их написание. 1, 3, 5 группа– и(л, лл)юстрация, инсти(т, тт)ут 2, 4, 6 группа – а(п, пп)етит, аква(р, рр)ель Проверка возле доски, ответственный от группы. | 1. Соотнесение целей урока с полученным результатом. 2. Обобщение знаний по пройденной теме. 3. Работают в группах. 4. Проверяют выполненные задания.
Правила работы в группах: - Слушай, что говорят другие.
- Делай выводы об услышанном, задавай вопросы.
- Говори спокойно ясно, только по делу.
- Анализируй свою деятельность, вовремя корректируй недостатки.
- Помогай товарищам, если они об этом просят.
- Точно выполняй возложенную на тебя роль
Выполняют работа в группах. | Предметные: умение вставить нужную букву, работать со словарем. ПУУД: умение анализировать и обобщать. РУУД: умения планировать свои действия. КУУД: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций. ЛУУД: следование в поведении требуемым нормам.
| Работа с учебной презентацией. Работа в карточках. |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Словесн.: учебный диалог. Форма: фронтальная. | 1. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке 2. Организует беседу по уточнению понимания целей деятельности на уроке.
- Как звучала тема нашего урока?
- Какую цель мы перед собой ставили?
- Все ли шаги плана нам удалось выполнить?
- Оцените свою деятельность на уроке с помощью шкалы на доске. Выберите соответствующий цвет и прикрепите к шкале.
Верх шкалы- зеленый ( на уроке не было трудностей, материал понятен и я активно работал) Середина шкалы – желтый (Были трудности, с которыми я справился, в течении урока работал) Низ шкалы – красный ( Не разобрался в новом материале, на уроке был неактивен) | 1. Подводят итоги своей деятельности. 2. Соотносят результат полученный с ожидаемым.
- Тема: Слова с удвоенными согласными
Цель: Узнать о словах с удвоенными согласными | Предметные: научиться проводить диагностику учебных достижений. КУУД: обобщение и взаимодействие. ЛУУД: умение высказывать свои мысли с достаточной точностью. | Работа с учебной презентацией. |