разработка урока литературного чтения
план-конспект урока по чтению (4 класс) по теме

Северьянова Елена Михайловна

урок по теме: Ю.Яковлев "О нашей Родине"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka_chteniya.doc74 КБ

Предварительный просмотр:

                       Тема:  Ю. Яковлев «О нашей родине». 

Цели:  познакомить учащихся с произведениями о Родине, дать понятие слова «Родина» на их основе.

Задачи:

 учить анализировать литературные произведения, выделять смысловые единицы и графически их оформлять, строить предположения и собственные высказывания;

совершенствовать навыки выразительного чтения и скорочтения;

воспитывать чувство патриотизма, гордости и любви к своей малой и Великой Родине.

Литература: 

1) О.В. Кубасова, Любимые страницы (учебник литературного чтения 4 кл. часть 4) Смоленск: Ассоциация XXI век, 2005. (УМК «Гармония»);

6) И. С. Никитин «Русь»

7)  А. Прокофьев Родина: стихи для старш. дошкольного возраста - Л.: Детская литература, 1970.

Оборудование: листочки с текстами литературных произведений для каждого уч-ся, таблицы «ЗХУ» на листочках для пары уч-ся, тетради по чтению, ИКТ.

ХОД УРОКА

I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ

II. ВЫЗОВ

1. Введение в тему.

Чтение учителем  стихотворения Е. Серова «Мой дом»

У меня есть родной
Удивительный дом.
Нет стены ни одной
В этом доме моем.
Только есть потолок -
Голубой – голубой,
Только много дорог –
Знай, шагай по любой!
Очень дом мой огромен –
От песков и до льдин!
Хорошо, что я в доме
Живу не один.

 - О каком доме идёт речь в стихотворении? (о Земле)

Как вы догадались?

Что мы называем домом?

Как вы понимаете строки:

Хорошо, что я в доме

Живу не один.

2 слайд

- Но мы живём не просто на Земле, но и в стране.

Как она называется?

Как ещё мы называем нашу страну? (Родина)

- Как вы думаете, какова тема нашего урока?

2. Работа с таблицей «ЗХУ»

З - что мы знаем

Х - что мы хотим узнать

У - что мы узнали, и что нам осталось узнать

- Что мы представляем, когда произносим слово Родина?  

Как вы понимаете значение этого слова?

Запишите всё что вспомните в 1 столбик.

- А во 2 столбик запишите то, что вы хотели бы ещё узнать по этой теме.

III. ОСМЫСЛЕНИЕ

1. Рассказ об авторе. 

- А как выражают своё отношение к Родине писатели и поэты? Что для них Родина? Сегодня мы это выясним. И первым автором, с произведением которого мы сегодня познакомимся, будет Ю. Яковлев. Прочитайте самостоятельно информацию о нём.

3 слайд

Яковлев Юрий Яковлевич (1922 – 1996) - писатель и сценарист, автор книг для детей. Основная тема его произведений – жизнь школьников, почитание памяти героев, поисковые отряды, авиация и «штурм небес», сценическое искусство, дружба между человеком и животным. Юрий Яковлевич является сценаристом таких мультфильмов, как «Умка», «Умка ищет друга», «Мальчик  с коньками» и многих других.

- Что интересного для себя узнали?

4 слайд

 - Кто из вас смотрел эти м\ф. Кто главные герои? Понравились они вам? Чем?

- Как вы думаете, какими чертами характера должен обладать автор этого м/ф?

- Верите ли Вы что у Яковлева  есть статья о Родине?

- Давайте вспомним, что такое «статья»

 (1.Сочинение небольшого размера в периодическом издании или непериодическом сборнике – толковый словарь русского языка Ушакова; Общие отличительные признаки статьи: осмысление и анализ значительного явления - БЭС)

5 слайд

2. Работа с текстом.

- Как вы думаете, чем статья отличается от худ. произведения? (Учитель подводит итог после ответов детей – по щелчку появляется определение худ. произведения)

(Продукт художественного творчества, в котором в чувственно-материальной форме воплощен замысел его создателя-художника – Словарь по общественным наукам. Глоссарий. ру)

 6 слайд

- Итак, прочитайте самостоятельно произведение Ю. Яковлева «О нашей Родине» (стр. 13) и во время чтения постарайтесь отметить в тексте карандашом мысли, которые вам давно известны и понятны знаком «V». Если какая-то мысль является для вас новой – пометьте её знаком  «+». (По щелчку появляется инструкция)

Ю. Яковлев

О НАШЕЙ РОДИНЕ

В большой стране у каждого человека есть свой уголок — деревня, улица, дом, где он родился.  Это его маленькая родина. А из множества маленьких разных уголков и состоит наша общая, великая Родина.

Родина начинается на пороге твоего дома. Она огромна и прекрасна.

Родина всегда с тобой, где бы ты ни жил. И у каждого она одна. Как мама.

Родина — мать своего народа. Она гордится своими сыновьями и дочерьми, заботится о них; приходит на помощь, придаёт силы.

Мы любим Родину. А любить Родину — жить с ней одной жизнью.

- Сравните текст  с тем, как вы заполнили таблицу.  Добавьте в колонки таблицы «ЗХУ» те сведения, которые сочтёте необходимыми.

- Как вы думаете, почему это произведение назвали статьёй?

- Что является «значительным явлением» в данной статье? Какова её основная мысль?

- О какой Родине идёт речь?

- Прочитайте текст ещё раз, выделите то, о чём хотите спросить, сформулируйте вопросы и задайте одноклассникам.

- Итак, что же такое “малая Родина”? Что для нас с вами является малой Родиной?

(с. Кваркено)

-Где находится наше село? С кем граничит?

- Какие достопримечательности у нас в селе есть?

- Как называется область, в которой мы живём?

- Чем знаменита наша область?

7 слайд

Что вам особенно дорого в нашем селе?

Составление схемы на основе текста (на экране и в тетрадях по чтению)

8 слайд

- А что такое “великая Родина”?

- Как по-другому  автор называет великую Родину?

- Как Родина относится  к своему народу?

Дополнение  схемы на основе текста.

Запишите в 3 столбик таблицы «ЗХУ», что ещё нового вы узнали для себя о Родине?

3. Работа с дополнительным материалом.

10 слайд

- Как вы думаете, можно ли написать о Родине в другом литературном жанре? Каком? Чем описания будут различаться?

- А. Прокофьев написал немало прекрасных произведений. Посмотрите на его портрет.

- Вот как представляет себе Родину поэт А. Прокофьев.

Выразительно читает ученик, тексты у всех на партах.

Нет на свете родины милее,
Где других лазурней небеса,
Солнце ярче, звёзды всех светлее,
Где отрадны рощи и леса;
Где в реках стремительные воды.
Голубеют, словно бирюза,
Где, когда настанет непогода,
Весь народ выходит, как гроза!
Нет на свете Родины дороже.
Надо всем нам делать для неё,
Чтобы день, который нами прожит,
Каждым часом радовал её.
Всюду все в её раздольях – наше.
Отдадим ей думы и  дела.
И кругом садами опояшем,
Чтобы вечно Родина цвела!

- Что для автора Родина? Как он описывает её в своём произведении? Чем это стихотворение отличается от статьи?

- Можно ли сказать, каково отношение автора к Родине? Прочитайте строки, которые доказывают это.

- Как вы понимаете строчки: Где, когда настанет непогода,         
                                                Весь народ выходит, как гроза!
- Какие эпитеты мы можем добавить в нашу схему на основе этого произведения?

11 слайд

- Но Родину можно не только описывать, хвалить, её можно и воспевать. Как вы понимаете это слово? Именно «гимн отчей земле» вдохновенно пропел в стихотворении «Русь» И.Никитин. (Знакомство с биографией)

12 слайд

- Познакомимся с отрывком из произведения «Русь».

Учащиеся читают самостоятельно.

Это ты, моя
Русь державная,
Моя родина
Православная!

Широко ты, Русь,
По лицу земли
В красе царственной
Развернулася!

У тебя ли нет
Поля чистого,
Где б разгул нашла
Воля смелая?

У тебя ли нет
Про запас казны,
Для друзей стола,
Меча недругу?

У тебя ли нет
Богатырских сил,
Старины святой,
Громких подвигов?

Перед кем себя
Ты унизила?
Кому в черный день
Низко кланялась?

На полях своих,
Под курганами,
Положила ты
Татар полчища.

Ты на жизнь и смерть
Вела спор с Литвой
И дала урок
Ляху гордому

И давно ль было,
Когда с Запада
Облегла тебя
Туча темная?

Под грозой ее
Леса падали,
Мать сыра – земля
Колебалася,

И зловещий дым
От сгоревших сел
Высоко вставал
Черным облаком!

Но лишь кликнул царь
Свой народ на брань, -
Вдруг со всех концов
Поднялася Русь.

Собрала детей,
Стариков и жен,
Приняла гостей
На кровавый пир.

И в глухих степях,
Под сугробами,
Улеглися спать
Гости навеки.

Хоронили их
Вьюги снежные,
Бури севера
О них плакали!..

И теперь среди
Городов твоих
Муравьем кишит
Православный люд.

По седым морям,
Из далеких стран,
На поклон к тебе
Корабли идут.

И поля цветут,
И леса шумят,
И лежат в земле
Груды золота.

И во всех концах
Света белого
Про тебя идет
Слава громкая.

Уж и есть за что,
Русь могучая,
Полюбить тебя,
Назвать матерью,

Стать за честь твою
Против недруга,
За тебя в нужде
Сложить голову!

- Похоже ли стихотворение на песню? Чем? Как нужно читать его? Что вам особенно запомнилось?

- С кем воевала Русь? Подтвердите словами из текста.

- Каких героев – русских воинов вы знаете? Какими чертами характера они обладали?

13 слайд

Александр Невский

(1220 или 1221—1263), князь новгородский в 1236—1251, тверской в 1247—52, великий князь владимирский с 1252. Сын князя Ярослава Всеволодовича. Победами над шведами (Невская битва 1240) и немецкими рыцарями Ливонского ордена (Ледовое побоище 1242) обезопасил западные границы Руси. Умелой политикой ослабил тяготы монголо-татарского ига. Канонизирован Русской православной церковью.

Дмитрий Донской

(1350—1389), великий князь московский (с 1359) и владимирский (с 1362), сын великого князя Ивана II Красного. При нём в 1367 построен белокаменный кремль в Москве. Возглавил вооружённую борьбу русского народа против Золотой Орды; руководил разгромом ордынцев в битве на р. Вожа (1378). В Куликовской битве 1380 (верховья Дона) проявил выдающийся полководческий талант; был прозван Донским. Канонизирован Русской православной церковью.

- Какими словами автор называет Русь в последних строчках?

- Какое чувство вы испытали, когда читали это произведение?

- Какие эпитеты можете подобрать вы на основе этого произведения?

14 слайд

- Добавьте в 3 столбик таблицы «ЗХУ» информацию, которая была для вас новой.

IV. РЕФЛЕКСИЯ

- Пришло время подвести итог нашему уроку. Мы познакомились сегодня с различными произведениями о Родине и убедились в том, что каждый человек по-своему выражает любовь к своей Родине.

- Так что же такое «Малая родина»? «Великая Родина»?

V. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

16 слайд

Напишите сочинение – рассуждение на тему «Моя малая Родина».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока литературного чтения во 2 классе Автор Пушкарных Людмила Ивановна, учитель начальных классов МОУ «СОШ № 17» г. Палласовки Волгоградской области 2 «А» класс 2010/2011 учебный год УРОК ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ (2 КЛАСС, СИСТЕМА Л.В. ЗАНКОВ

Разработка урока литературного чтения во 2 классеАвтор Пушкарных Людмила Ивановна,учитель начальных классовМОУ «СОШ № 17»г. Палласовки Волгоградской области2 «А» класс 2010/2011 учебный год...

План - конспект урока Разработка урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"

План - конспект урока литературного чтения (2 класс УМК ПНШ) по теме "Японская сказка" Барсук - любитель стихов"...

Методическая разработка урока литературного чтения по теме: "Чтение отрывка из книги Эдуарда Успенского "Крокодил Гена и его друзья". Программа "Школа 2100". 1 класс

Конспект урока литературного чтения, проведённого в 1 классе. Программа "Школа 2100". Тема " Чтение отрывка из книги Э. Успенского " Крокодил Гена и его друзья"....

Методическая разработка урока литературного чтения "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова"

Представлена технологическая карта урока литературного чтения во 2 классе по теме "Самостоятельное чтение. Маленькие рассказы Н. Сладкова". На уроке используется технология проблемного обуче...

Методическая разработка урока литературного чтения в 1 классе с применением технологии продуктивного чтения.

Цели урока. 1. Образовательные: познакомить с содержанием произведения Е. Чарушина «Как Никита играл в доктора»; формировать систему читательских умений (реагировать на поступки герое...

Разработка урока литературного чтения. 2 класс. Тема "Сравнение литературных произведений «Ворон и лисица» Эзопа и «Ворона и лисица» И.А.Крылова"

Подробный конспект урока. Целеполагание. Этапы урока. Деятельность учителя. Деятельность обучающихся...