Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф
презентация к уроку чтения (1 класс) по теме

Реуцкая Елена Борисовна
Урок обучения грамоте 1 класс "Школа России"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл OU_2010.rar1.51 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа

с. Верхнемарково

Обучение грамоте 1 класс «Школа России»
           Тема. Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф

Подготовила

учитель  начальных классов

Реуцкая Елена Борисовна

                                    с. Верхнемарково 2010

«Согласные звуки [ ф], [ ф']. Буквы Ф, ф»

                                                                                                                    Реуцкая Елена Борисовна,

учитель начальных классов

высшей  категории

                                                                                                                                       МОУ СОШ  С. Вехнемарково

                                                                                                                                                             Усть – Кутского

 муниципального образования

Иркутской области

 

   Цели урока:

Образовательные:

  1. познакомить учащихся с буквой  Ф, и звуками, которая она  обозначает;
  2. научить ребят различать   звуки [ ф],  [ ф'];
  3.  читать слоги и слова с данной буквой;

Развивающие:

  1. развивать фонематический слух, мышление, мыслительные операции, моторику,  обогащать словарный запас учащихся;  

Воспитательные задачи: 

  1. прививать любовь к чтению, к книге;
  2. формировать познавательный интерес;
  3. воспитывать умение слушать, учитывать мнение других;
  4. учить работать в парах, группами, сообща;
  5. воспитывать чувство гордости за Родину.

Тип урока: знакомство с новой буквой

Оборудование: 

  1. Аудиозапись мультфильма «Трое из Простоквашино»;
  2. Рисунки с предметами, морских волн, кота Матроскина,  кораблики;
  3. Конструкторы букв и рисунки букв;
  4. Сигнальные карточки 2 цветов;
  5. Индивидуальные карточки;
  6. Индивидуальные зеркала.

Ход урока


        I. Организационный момент

Мы гостей сегодня ждали,
И с волнением встречали.
Хорошо ли мы умеем:
И читать, и отвечать?
Не судите очень строго,
Ведь учились мы немного
!

-  Сегодня у нас много гостей и, как гостеприимные хозяева, вначале окажем им внимание. Повернитесь к гостям, поприветствуйте их. А теперь можно тихо сесть.

Психологический настрой

– Спасибо, ребята! Будем надеяться, что настроение у наших гостей улучшилось, и они с удовольствием понаблюдают за нашей работой и порадуются вашим успехам.

Кадр 2

Мы – дружные!

Мы – умные!

Мы – внимательные!

Мы – старательные!

В 1 классе учимся,

Всё у нас получится.


           II.  Введение в урок


Звучит голос кота Матроскина из мультипликационного фильма «Трое из Простоквашино».

  1. Вы узнали этого героя?
  2. Из какого он мультфильма?

Кадр3
- Как вы думаете, почему у кота такая фамилия?
 Наш урок будет посвящен всему, что связано с морем.   Если мы будем внимательными, старательными, то поможем Матроскину узнать что-то новое.


              III.  Мобилизующий этап

 Кадр 4

 - Показываются картинки, на которых изображены предметы с буквой Ф. (Флаг, фрукты, филин, фламинго, портфель, жираф, туфли).

- Назовите предметы, изображённые на картинках. Запомните их хорошо.

Кадр 5

 Меняю местами.

- Назовите, что стояло сначала.

 Кадр 6.  Проверим.

- Что объединяет эти слова?

     

IV. Формулирование темы и цели урока

Кадр 7

- Сформулируйте тему и цели нашего урока.  

(Тема урока «Буква Ф и звуки, которая она обозначает»)

Цели урока:

- познакомиться с…

- учиться отличать ….

- учиться читать..

- Кот Матроскин  отправился в путешествие на российском корабле?

Но как можно догадаться, что корабль - российский?

Кадр 8

Изображение флага. Рассмотрите его.

- Какие цвета у нашего флага? Что они обозначают?

  Флаг России имеет три цвета: (Белый – мир, чистота; Синий – веру, верность Родине; Красный – энергию, силу, кровь, пролитую за Отечество.)

       V. Знакомство с новыми звуками

- Произнесите первый звук в слове флаг.

Работа с индивидуальными зеркалами.

- Дайте характеристика звука [ ф]. (Согласный, глухой, твёрдый.)

- Увидев, такой красивый корабль, радостно показались на гребне волны дельфины.

- Разделите слово дельфин на слоги. Произнесите второй слог. Выделите первый звук в слоге.

- Дайте характеристику звука [ ф'].

(Согласный, глухой, мягкий.)

 

       VI. Физминутка

Вместе с Матроскиным поплаваем и мы с вами.  Если услышите твёрдый звук [ф], то плывёте как на лодке, гребя вёслами, если услышите мягкий звук [ф'], то отпускаете вёсла и отдыхаете.

 Называю слова: телеграф, фамилия, фуражка, филин, портфель, финики, профессия, факир, фокус, фиалка, флот


   VII. Знакомство с новой буквой

- Найдите новую букву.

 (Буква прикреплена в классе в разных местах вместе с другими буквами.)

-  Встаньте, изобразите букву Ф.

-  На что похожа буква Ф?

Кадр 9

Чтение стихов о букве ф.  

С этой буквой на носу

Филин прячется в лесу.

1) Задание по группам.

У кого жёлтая карточка, те выполняют задание 1 группы, у кого карточка зелёного цвета, те выполняют задание 2 группы.

1 группа – конструктор  букв. Сконструируйте букву Ф.

2 группа – выщипывание буквы Ф на листочках разных цветов: синего и зелёного. Почему разного цвета?

- Куда поместим нашу букву?  

2) Работа на карточках по группам:

1 группа – задание 5. 

Найди и подчеркни буквы Ф,ф 

АвФйёФуЦфЗфхпафшьИфсмиРеУЙфЫвфяфычФхгеуыфАФэ

2 группа – задание 6

  Найди слова с буквой   Ф и подчеркни   карандашом.  

           фонарьэвдролулицаэыдщгжёлтыйхещгшфокусжроллюди

       жизньыждплроФаяэажрлкрасныйэыждплфутболжпдолоз

       эфжпзнггидыФёклажыдподругойжвдплорросветофорэжд

3) Работа в парах

Найдите букву Ф с закрытыми глазами методом ощупывания.

- С буквой Ф познакомились.

- Какие задания можем дальше выполнить?

    VIII. Чтение слогов с новой буквой

Кадр 10

                       фа     фи

         К           фо     фе          Н

                       фу     фя

                       фы    фё  

Чтение сверху вниз, справа налево, прибавляя буквы К и Н.

С разной интонацией, пропевая.

- Почему слоги разделены на 2 группы?

Кадр 11 Дополни слоги до слова.

                     ФА       КУС

                    ФО      РА

                    ФУ      ТО

                    ФИ      НТИК            

Кадр 12 Проверка.

Кадр 13

IХ. Отгадайте  загадки, узнаете новое слово

 

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло,

Спать летит в дупло. (Филин)

Хвост пушистый,

Мех золотистый.

В лесу живёт,

В деревне кур крадёт. (Лиса)

 

На скале он строит дом.

Не боится жить он в нём.

Два могучие крыла

У хозяина (орла)

Я – усатый, полосатый

Не люблю весёлых игр.

Отгадайте. Кто я? (Тигр)

- Какое слово получилось?

Выявление смысла слова флот.

Х. Беседа по иллюстрации

Рассматривание иллюстрации на стр. 194

               -Что вы видите на рисунке? (Корабли, пароходы.) 

  -Как одним словом можно назвать корабли, пароходы? (Суда.)        

   -Что можно сказать о них? (Одни современные, другие старинные.)

На каждом корабле есть свой флаг. Русский флот ходит под Андреевским флагом».

  - Найдите на рисунке российские суда. Почему вы так решили?

 (На них изображен российский флаг.)

ХI. Назвать виды кораблей

Кадр 14

- Лайнер, ботик, подводная лодка, парусное судно, ледокол, крейсер.

 ХII. Физминутка. Зрительная гимнастика


        Предлагаю вам совершить воображаемую прогулку по морю на фрегате.


Закройте глаза(1-2-3).


Зажмурьте их(1-2-3).

Быстро поморгайте(1-2-3).


Закройте глаза(1-2-3).


Представьте себя на палубе фрегата. Дует легкий ветерок. Волны тихо плещутся о борт корабля. Перед вами открываются необъятные морские просторы.

Медленно открываем глаза - и теперь мы готовы к заключительному испытанию.

- Слоги мы прочитали. Какое задание можем выполнить дальше?


 
Кадр 15. Прочитайте   слова на экране.

- Какие слова непонятны?

- Какие слова можно, отнести к морской тематике?
     
(Телеграф, фотография, флаг, флот.)

- Какие  задания можем выполнить с этими словами?

- Разделите на группы по разным признакам.

- Найти заданные слова в классе.

(Прикреплены карточки со словами в разных местах.)

 

Чтение стихотворения хорошо читающим учеником.

 Кадр 16

-  Кто автор этого произведения?  Из какого произведения?

Хоровое чтение.

Работа по группам.

1 группа

Чтение самостоятельное.

2 группа

Найти слова с буквой Ф.

-  Есть ли такие слова?

ХIII. Рефлексия

Наш  урок подходит к концу.  Давайте расскажем коту Матроскин, что узнали на уроке сегодня  

Кадр 17

Я - Вспомнил

      Узнал

      Научился.

Кадр 18. Проверьте себя.

У вас на партах лежат кораблики. Вам нужно разместить их на высоком, или на низком гребне волны.

Если вы узнали на уроке что-то новое, чему-то научились, и урок для вас прошел интересно, поставьте свой кораблик на высокий гребень волны.

 Если кто-то считает, что он недостаточно усвоил материал, пусть он поставит свой кораблик на низкий гребень волны. Ученики прикрепляют кораблики на доску.

Кадр 19. Я благодарю вас за работу.  Кто желает выполнить   домашнее задание, возьмите карточку, которую вам приготовил Матроскин. (см. Приложение 1)

Список использованной литературы

  1. Горецкий В.Г., Кирюшкин В.А. и др. Русская азбука: Учебник  для 1 класса. М.: «Просвещение» - 2007.
  2. Извекова Н.А., Сурьянинова Н. С. Мир вокруг. М.: «Просвещение» - 1985 г.
  3. Раевский Ю.В. Весёлая азбука для дошкольников. – 1994 г.
  4. Что такое. Кто такой: В 3 т. Т. 2 – 4 –е издание. М.: Педагогика – Пресс, 2001

     

Приложение 1

Возьми голубой или синий карандаш и закрась все части рисунка, где изображена буква «Ф» или «ф».


 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Согласные звуки [ м ] , [м\'], буквы М, м (закрепление). Чтение слов с буквой м .Письмо прописной буквы М.

Интегрированный урок обучения грамоте,  письма и окружающий мир. Целью урока закреплять полученные знания о букве м, звуках  [ м ] , [м\'], отрабатывать навыки слогового чтения с изученными б...

Согласные звуки[м],[м*].Буквы М,м.Написание строчной "м".Чтение и письмо с изученной буквой."Москва...Как много в этом звуке"Обучение грамоте, письмо и москвоведение (интегративно)

Познакомить учащихся с новыми звуками [м], [м"], буквами М,м;научить писать строчную бкву м; обогащать словарный запас учащихся; развивать логическое мышление, умение сравнивать, наблюдать и делать вы...

Согласные звуки [ф], [ф’], буква ф . Строчная согласная буква «ф»

Технологическая карта интегрированного урока «Обучение грамоте» + «Письмо» по ОС «Школа – 2100»....

Согласные звуки [з], [з’], буква З. Написание строчной буквы З, слогов, слов с буквой З.

Презентация составлена по обучению грамоте по программе "Школа 2100"....

Обучение грамоте Тема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов.

Обучение грамотеТема: Согласные звуки [к], [к’], буква К. Чтение слогов и слов с буквой К. Строчная буква к, соединения с различными буквами, написание слов....

Чтение - Различение согласного звука [ч’] и букв Ч,ч. Письмо- Овладение начертанием строчных букв. Строчная буква ч. Заглавная буква Ч.

Данный интегрированный урок по обучению грамоте и чтению в 1 классе содержит методическую работу по освоению буквы Ч и звука [ч\']. Ребята знакомятся с особенностью данного звука и его написанием в бук...

Конспект урока по литературному чтению "Согласные звуки [р], [р’], буквы Р, р, обозначающие согласные звуки"

Конспект урока по литературному чтению в период обучения грамоте Согласные звуки и буквы Р,р.  Урок объяснения нового материала....