Проект «в гостях у Дымки
проект по рисованию (младшая группа)

Палухина Ольга Николаевна

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному

творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект «в гостях у Дымки» (2 младшая группа)

Автор: Палухина Ольга Николаевна

Организация: МБДОУ №16,  ст. Петропавловская

Населенный пункт: 352402 Краснодарский край, Курганинский район, ст. Петропавловская, ул.Пролетарская, д.68

Актуальность:

В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народному

творчеству. А ведь именно занятия декоративным рисованием могут научить детей воспринимать прекрасное и доброе, научат любоваться красотой. Дымковская глиняная игрушка представляет блестящую художественную и педагогическую страницу в народном творчестве. Более "детскую" игрушку трудно придумать. Дымковские игрушки привлекают детей яркостью и оригинальностью. Изделия эти радуют глаз, поднимают настроение, раскрывают мир веселого праздника. Декоративное рисование дымковской игрушки просты, но своеобразны, они наивны, но выразительны. Декоративное рисование дымковской игрушки дает возможность детям почувствовать себя в роли художника- декоратора, отразить в своей работе эстетическое видение и чувствование красоты окружающего мира, природы.

Тип проекта: информационно- творческий.

Участники проекта: дети, родители, воспитатели группы.

Срок реализации проекта: краткосрочный ( 2 недели)

Цель: развивать эстетическое восприятие через приобщение детей к декоративной деятельности, учить видеть красоту народных игрушек.

Задачи:

Образовательные: Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи. Учить украшать дымковскими узорами силуэты игрушек и другие предметы. Формировать навык использования инструментов и материалов для рисования. Учить видеть красоту игрушки. Расширять словарный запас слов за счет названий элементов дымковской росписи.

Развивающие: Развивать познавательную активность, чувство цвета, композиционные умения, творческое воображение, зрительную память, внимание, творческие способности, моторику рук и пальцев.

Воспитательные: Любовь к народно-прикладному искусству, к народному творчеству. Уважение к работе мастеров. Эстетические и этические чувства, любознательность.

Этапы реализации проекта:

1 Подготовительный:

* Обсуждение цели, задач с детьми и родителями.

*Создание необходимых условий для реализации проекта.

*Перспективное планирование проекта.

*Разработка и накопление методических материалов по проблеме.

2 Основной:

* Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по формированию знаний дошкольников о дымковской игрушке.

3 Заключительный:

* Проведение итогового мероприятия: развлечение «В гостях у Марьюшки - мастерицы»

* Организация выставки совместных работ родителей и детей "Красота Дымки".

Ожидаемые результаты:

Дети будут знать: традиции и обычаи русского народа, орнаменты и узоры народного промысла, народные игры, потешки, сказки, загадки;

приобретут представление об общечеловеческих ценностях; у них будут развиты: любознательность, творческие способности, познавательная активность, коммуникативные навыки, чувство гордости за свой народ.

Родители: приобретут знания о народных традициях, праздниках; укрепят внутрисемейные связи.

Предметно-развивающая среда: оформление группы с использованием предметов дымковской росписи. Дидактические игры по дымковской игрушке. Подбор художественной литературы, игр, потешек, пальчиковой гимнастики, физминуток.

Конспект по рисованию во второй младшей группе «Дымковская птичка»

https://files.vospitatelds.ru/images/5885066c1af4fdd69e1d8781e30d8238c50c4ecf.jpg

Цель: в декоративном изображении осваивать умение видеть предметную форму и строить на ней нарядный узор при помощи чередования цветовых пятен, упражнять в передаче элементами декоративного узора кругов, волнистых линей, точек.

Задачи: Учить правильно, держать кисть, регулировать силу нажима, осуществлять последовательность операций. Развивать любознательность, интерес, способность внимательно рассматривать дымковскую игрушку и любоваться ей.

Расширение словаря: весна, теплые края, дымковская игрушка, роспись.

Материалы и оборудование: заготовки птичек, гуашевые краски, кисточки №1-2, баночки с водой, салфетки. Музыкальное сопровождение. Образца росписи, дымковская игрушка- птица.

Ход занятия:

I часть. Дети играют на ковре.

Включаю русскую народную веселую музыку со звуками бубенцов.

Привлекаю внимание детей красивой дымковской птицей. Читаю потешку: Летели птички

Птички-невелички,

Как они летели

Все люди глядели,

Как они садились

Все люди дивились!

Задаю вопросы детям:

- Какое время года на улице? Дети: - Весна!

- Как вы догадались, что весна? Дети: - Солнышко яркое пригревает, появляется травка, прилетели птицы из теплых краев.

II часть. Снова обращаю внимание на птичку, (дымковская игрушка).

- Она прилетела к нам в гости, принесла весну на своих крылышках. Читаю потешку:

Индя, индя, индючек,

Ты похож на сундучок,

Сундучок не простой,

Красный, синий, золотой.

Ну-ка с нами полетай и крылышками помахай!

Дети изображают птичек: летают, машут крылышками. Затем садятся за столы, на середине которых приготовлены вырезанные из бумаги птички. Дымковская птица «садится» среди них. Я от имени дымковской птички спрашиваю не расписанных птичек:

- Птички-подружки, почему вы невеселые, ведь на улице весна, тепло, солнышко греет!

- Мы весне радуемся, да вот только смотрим на тебя: ты такая красивая, на головке у тебя красная шапочка, крылышки расписные, а мы – просто белые, и на крылышках, и на хвостиках нет цветных перышек!

- Что же делать, ребятки, как развеселить эту птичью стайку?

Дети предлагают разрисовать их и тогда птички станут веселыми и красивыми.

III часть. Предлагаю каждому ребенку взять птичку.

- Покажите, где у птички головка? А это что? (хвост) А это? (крылья)

На образце показываю, как расписать птичку: сначала набираем на кисточку желтую краску и украшаем клюв и крылышки с хвостиком. Затем промываем кисть, набираем синюю краску и наносим глазки, полоски на крылышки примакиванием, обводим хвостик. После этого, промыв кисть, набираем на кисточку красную краску и украшаем головку птички красной шапочкой.

Напоминаю детям еще раз, чтобы роспись получилась красивая, после каждой краски промывать, а в конце обсушивать кисть об салфетку.

IV часть. Самостоятельная работа, в ходе занятия помочь затрудняющимся.

V часть. Пальчиковая гимнастика «Ну-ка сосчитай-ка, десять птичек-стайка».

VI часть. Предлагаю взять высохших птичек и поиграть с ними: «полетать» по группе, произнося слова потешки «Летели птички…» Птички говорят «спасибо» детям, за то. что они их расписали, теперь они такие же красивые как дымковские игрушки.

Тема развлечения: «В гостях у Марьюшки - мастерицы»

Цель: развитие интереса к народному промыслу Вятского края – Дымковской игрушке, создание условий для активного использования знаний и опыта детей в их творческой деятельности.

Задачи: - образовательные: обобщить и расширить знания детей о дымковской игрушке; закрепить навыки рисования элементов дымковской росписи (кружочки, точки, полоски, клетка, кольцо, волнистые линии); - воспитательные: воспитывать уважение к труду народных мастеров, восхищение их творчеством.

Материал и оборудование: Выставка дымковских игрушек, образцы элементов дымковского узора, средства изображения (штампики, оттиски, печати), разноцветная гуашь, салфетки, кисточки №2, №1 стаканчики для воды, влажные салфетки, объемные дымковские барыни для росписи, мольберт, лист бумаги А3, музыкальное сопровождение.

Ход занятия:

Звучит русская народная музыка, воспитатель в русском народном костюме встречает детей, здоровается и приглашает их в гости. Воспитатель: Проходите, гости дорогие, очень рада я вам. Ребята, а вы догадались, кто я? (Ответы детей) Воспитатель: Я Марьюшка – мастерица из Дымково. А что вы знаете о дымковской игрушке? (Ответы детей). Воспитатель: Какие вы молодцы. Эту замечательную, красивую, яркую, веселую игрушку лепят мои подружки мастерицы Вятского края в селе Дымково. Показ слайдов по ходу рассказа. Ее знают и любят во всем мире и дарят как сувенир на память друг другу. Весной в Дымково народ отмечал праздник – «Свистунью». Все, от мала до велика, свистели в свистульки, пели песни, шутили, веселились, дарили друг другу подарки и угощали сладостями. Ребята, а вы хотите узнать, чем торговали на ярмарке? Тогда давайте пойдем на эту ярмарку, в сказочный мир красоты, добра, в мир ярких красок и удивительных творений народных умельцев.(Ребята вместе с воспитателем отправляются на ярмарку. Идут змейкой, воспитатель читает стихотворение:

Ели спят у большака в инеи седом.

Спят деревья, Спит река, скованная льдом.

Мягко падает снежок, Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Словно в дымке все кругом,

Голубые дали, И село «Дымково» назвали.

Вечера зимой длинны, И лепили там из глины,

Все игрушки не простые,

а волшебно – расписные!

Звучит веселая музыка: второй воспитатель или помощник в костюме Скомороха приглашает детей на хоровод: «Собирайся, народ, становись в хоровод!»
(Хоровод «На горе – то калина»).
Скоморох: «Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары,
Всяки разные товары …
Подходите, подходите …
Посмотрите, посмотрите …»
Подходим к дымковским игрушкам. (Воспитатель подводит детей к витрине с игрушками,) Воспитатель: Вот мы и на ярмарке. Что нам предлагают народные умельцы? (Дети - дымковские игрушки). Воспитатель: Какие игрушки есть на нашей ярмарке? (Ответы детей). Воспитатель берет игрушку -барыню в руки и читает стихи.

Посмотри, как хороша, эта девица-душа!

Щечки алые горят, удивительный наряд,

Сидит кокошник горделиво,

Барышня уж так красива!

Как лебедушка плывет.

Песню тихую поет.

Воспитатель предлагает детям прочитать стихи про дымковские игрушки. Вот индюк нарядный,

Весь такой он ладный.

У большого индюка

Все расписаны бока.

- Какие цвета мастерицы используют для росписи дымковских игрушек?

( Дети с воспитателем рассматривают игрушки, называют цвета). Правильно, все цвета яркие и насыщенные. Красок много, а элементов росписи всего пять. Кто их назовет? (Ответы детей, воспитатель поправляет и дополняет). Воспитатель: Обратите внимание на эту барыню – кокошник и жакет гладко окрашены, а юбка – расписная, с узором. Ребята, давайте поиграем в игру – кто больше назовет элементов росписи на юбках у барынь? (Дети называют). Молодцы! Воспитатель обращает внимание детей на хоровод дымковских барынь с не раскрашенными юбками. Воспитатель: Дети, а вот этот хоровод мне кажется грустным. Вы не знаете, почему? (Ответы детей).А как вы думаете, мы можем им помочь? (Ответы детей) А как мы им поможем? ( Надо расписать юбки). Воспитатель: Тогда давайте быстрее пойдем в нашу мастерскую и распишем юбки барыням. Пусть им тоже будет весело. (Ребята берут нерасписанных кукол и садятся за столы). Воспитатель: (берет в руки шкатулку) У меня в руках шкатулка, я ее с собой взяла, хочу поделиться с вами секретами мастериц. Я шкатулку открываю, Что лежит в ней, я не знаю. (Открывает шкатулку, а там - средства изображения: ватные палочки, поролоновые палочки, зубочистки). Воспитатель: Какие молодцы дымковские мастерицы, они придумали новые изобразительные средства, чтобы быстро и аккуратно расписать дымковскую барыню. Все мастерицы используют эти средства при росписи игрушек. Посмотрите, как я буду рисовать. (Воспитатель показывает приемы использования нетрадиционных средств изображения). Прежде, чем приступить к работе, давайте разомнем наши пальчики, я даже вам приготовила игру: Ладошки вверх, Ладошки вниз, А теперь их на бочок И зажали в кулачок. (Ребята приступают к работе. В ходе работы воспитатель обращает внимание на посадку детей, на творчество при выборе элементов росписи и цветов красок. Оказывает индивидуальную помощь детям). Ребята работают, звучит музыка. Воспитатель: Ребята, посмотрите, барыни – то наши какие нарядные да ладные стали, самое время на ярмарку идти. (Звучит веселая музыка, все идут снова на ярмарку, ставят расписанных барынь). - Дети, вы такие молодцы, вы сегодня были как настоящие мастера – умельцы. Мне с вами было очень легко и приятно работать . А вам понравилось? Кому понравилось, я приглашаю на веселую карусель! Под веселую музыку дети с воспитателем играют в «карусели», В конце занятия воспитатель дарит детям расписанные игрушки.

Стихи о дымковской игрушке.

 

Весёлая белая глина,
Кружочки, полоски на ней.
Козлы и барашки смешные,
Дуняша с козою своей.
Кормилицы, и водоноски,
И всадники, и ребятня,
Собаки, гусары, и мышка,
Иван оседлал петуха.

Вот индюк нарядный,
Весь такой он складный,
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок,
красной краскою горя,
Как корона у царя.

Посмотри, как хороша
Эта девица – душа:
Щечки алые горят,
Удивительный наряд.
Сидит причёска горделиво,
Барышня – то так красива.
Как лебёдушка плывёт,
Песню тихую поёт.

 

Ели спят у большака

В инее седом.

Спят деревья, спит река,

Скованная льдом.

Мягко падает снежок,

Вьется голубой дымок.

Дым идет из труб столбом,

Точно в дымке все кругом.

Голубые дали,

И село большое Дымково назвали.

Там любили песни, пляски.

В селе рождались чудо-сказки.

Вечера зимою длинны,

И лепили там из глины.

Все игрушки не простые,

А волшебно расписные.

Белоснежны, как березки,

Кружочки, клеточки, полоски –

Простой, казалось бы, узор,

Но отвести не в силах взор.

И пошла о Дымке слава,

Заслужив на это право.

Говорят о ней повсюду.

Удивительному чуду

Мы поклонимся не раз,

А затем пустимся в пляс.

Хороша игрушка расписная,

Вся поет бесхитростно светла.

И видна мне радость молодая

Ставшего искусством ремесла.

Не потому ль игрушкой этой

Народ так свято дорожил,

Что он свое стремленье к свету

В фигурки яркие вложил?

Сегодня игрушек сверкающий ряд

Выходит на свет показать свой наряд

 

Чем знаменито Дымково?

Игрушкою своей!

В ней нету цвету дымного,

Что серости серей.

В ней что-то есть от радуги

От капелек росы

В ней что-то есть от радости

Гремящей, как басы!

 



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Совместная деятельность с детьми средней группы по рисованию «В гостях у дымки»

Цели: 1.     Познакомить детей с русской народной росписью дымковских мастеров, с её характерными особенностями, приёмами росписи.2.     Учить детей ...

НОД по теме "В гостях у "Дымки"

Тема: в гостях у «Дымки»Программное содержание образовательной деятельности:«Познание»:- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народном...

Конспект по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: «В гостях у «Дымки»

Программное содержание образовательной деятельности:«Познание»:-...

проект по Изо"Сказочная дымка"

Доброго дня может этот материал кому то поможет!!!...

"В гостях у Дымки"

Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он  в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вя...

Методическая разработка "В гостях у дымки"

знакомить детей с изделиями народного творчества. развивать чувство цвета и ритма при составлении узоров по мотивам дымковской игрушки....

В гостях у Дымки

Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи, формировать у детей интерес к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой....