"В гостях у Дымки"
план-конспект занятия по аппликации, лепке (младшая группа) на тему
Дымковский промысел — уникальное явление русского народного искусства, пришедшее к нам из глубины веков. Считается, что возник он в XV–XVI веках в слободе Дымково на низком правом берегу реки Вятки возле города Хлынова-Вятки. Именно там развилась и сложилась потомственная традиция изготовления глиняной игрушки по женской линии, передаваемая от матери к дочери. Постепенно складывались династии мастериц дымковской игрушки: Никулины, Пенкины, Кошкины… Каждая из них имела свои особенности изделий в форме и пропорциях, колорите и орнаментах. Здесь, в слободе, в XIX веке жили и работали от 30 до 50 семей игрушечниц.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект | 17.73 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение центр развития ребенка – детский сад № 2 «Дружная семейка»
Конспект занятия
«В гостях у «Дымки».
Подготовила и провела
воспитатель Морозова М. В.
Тема: «В гостях у «Дымки»
Программное содержание образовательной деятельности:
«Познание»:
- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народному творчеству. Уважительное отношение к труду мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа.
«Социализация»:
- воспитание у дошкольников доброжелательного отношения к окружающим, формирование патриотических чувств, гражданской принадлежности.
«Коммуникация»:
- развивать навыки общения со взрослыми и детьми
«Художественное творчество»
- продолжать знакомить с народными дымковскими игрушками, воспитывая эстетическое отношение к предметам.
Словарная работа: знакомить со словами: барышня, водоноска, «дымка», дымковская роспись, глиняная игрушка; вводить в активный словарь понятия: яркость, нарядность, узор.
Материал и оборудование:
картинки с изображением дымковских игрушек, элементы дымковского узора, глина, глиняные фигурки дымковских игрушек (барышня, конь, козел, петух, индюк) .
Предварительная работа: рассматривание картинок, фотографий с изображением «Дымки», чтение стихотворений о дымковских игрушках, беседы о селе Дымково, рассматривание иллюстраций с процессом изготовления дымковских игрушек, дидактические игры: «Составь узор для дымковской игрушки», «домино по элементам дымковской росписи», книжка с узорами дымковских игрушек.
Конспект
Воспитатель подзывает к себе детей
- Собрались все дети в круг
Я-твой друг, и ты мой друг.
Крепко за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
(Дети берутся за руки и друг другу улыбаются) .
-Ребята, скажите пожалуйста, а куда вы ходите с родителями?
(Ответы детей) .
-Хорошо, а кто-нибудь из вас был на выставке?
(Ответы)
-Ребята, а вы знаете, что такое выставка?
(Ответы)
-Выставка – это такое место, где можно посмотреть много различных картин, какие-то фигурки, работы различных людей.
Ребята, а вы знаете как нужно вести себя в общественных местах?
(ответы)
-Давайте я вам расскажу правила поведения на выставке:
Чего там нельзя делать?
- громко говорить (можно помешать другим)
- толкаться
- трогать экспонаты руками (можно что-нибудь сломать)
А что нужно?
- говорить шепотом
- слушать экскурсовода
Ребята, а кто такой экскурсовод?
(Ответы)
-Ребята, экскурсовод – это человек, который ходит по выставке и рассказывает про экспонаты.
А хотите попасть на выставку?
(Ответы)
-Хорошо. Тогда пойдемте.
Экскурсоводом у нас буду я.
Итак, отправляемся на выставку.
Посмотрите сюда, что вы здесь видите?
Правильно, это картинки. На них изображены игрушки, в которые играли наши бабушки и дедушки. А что это за игрушки?
(Ответы детей)
-Ребята, все эти игрушки называются дымковскими. А ласково их называют «Дымкой». Давайте назовем их ласково. А почему их так называют? Как вы думаете?
(Ответы)
-Дети, их изготовили в селе Дымково, а село так прозвали потому, что там зимой, да и летом, когда топят печи, то кругом стоит такой дым что ничего не видно. Все село будто в дымке, поэтому его и прозвали – Дымково, а игрушки, которые там делали -дымковскими.
Ребята, а какими цветами расписаны дымковские игрушки?
(ответы)
-Правильно. Красивые, яркие, веселые.
Теперь мы переходим в другой зал.
Вот, посмотрите, ребята, это глина. Из нее лепили игрушки.
А какая она? Давайте ее потрогаем. Она очень липкая и вязкая, из нее очень хорошо лепить. Конечно, можно испачкать руки, но для этого есть салфетки. После лепки ими нужно вытирать ручки. Давайте мы ее потрогаем, а потом вытрем ручки.
(трогают глину, вытирают руки) .
-Дымковские мастера замешивали глину руками. А потом из нее лепили игрушки. А как вы думаете, кто такие мастера?
(Ответы)
-Дети, мастерами называли умельцев, которые лепили и раскрашивали игрушки. Ну а мы сейчас мастерами называем людей, которые очень хорошо выполняют свою работу. Даже говорят: мастер своего дела.
Так вот, после того, как слепят игрушку, ее ставят в печь, для обжига. Поэтому печку топили всегда и зимой и летом. Поэтому и дым стоял над деревней. После того, как игрушка высыхала, ее покрывали белой краской. А потом, когда и она высыхала, то на нее наносили разные узоры.
Давайте их рассмотрим. Из чего состоит узор дымки?
(Ответы)
-Правильно: кружочки, колечки, полоски, волнистые линии.
После того, как игрушка была расписана, ею можно было играть.
Готовые изделия можно увидеть в следующем зале.
Давайте их рассмотрим. Что вы здесь видите?
(Ответы детей)
-Дети, это индюк, барышня, петушок, конь и козел. А давайте их потрогаем. Какие они?
(Ответы)
-Дети, они очень хрупкие и если упадут на пол, то могут разбиться. Этим глиняные игрушки и отличаются от других игрушек.
Дети, сегодня мы с вами побывали на выставке, все с вами рассмотрели.
Теперь я предлагаю вернуться в детский сад.
Нас с вами там ждет Наталья Павловна. Она с нами не ходила на выставку. Ребята, а давайте вернемся и ей все расскажем.
Ну что, идем в сад!
Приходят.
-А где вы были?
Что интересного вы там увидели?
А какие были игрушки?
А что было изображено на картинах?
А как же называются все эти игрушки?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Практико-ориентированный проект Чудо - ремесло "Дымка "
Данный проект предусматривает работу педагогов по реализации программных задач по декоративно -прикладному искусству. По количеству участников проект носит коллективный характер. Продолжительнос...
Совместная деятельность с детьми средней группы по рисованию «В гостях у дымки»
Цели: 1. Познакомить детей с русской народной росписью дымковских мастеров, с её характерными особенностями, приёмами росписи.2. Учить детей ...
НОД по теме "В гостях у "Дымки"
Тема: в гостях у «Дымки»Программное содержание образовательной деятельности:«Познание»:- способствовать формированию целостной картины мира и расширению кругозора, воспитывать интерес к народном...
Конспект по формированию целостной картины мира в средней группе по теме: «В гостях у «Дымки»
Программное содержание образовательной деятельности:«Познание»:-...
Методическая разработка "В гостях у дымки"
знакомить детей с изделиями народного творчества. развивать чувство цвета и ритма при составлении узоров по мотивам дымковской игрушки....
В гостях у Дымки
Познакомить с дымковской игрушкой, с элементами дымковской росписи, формировать у детей интерес к русской народной культуре, через ознакомление с дымковской игрушкой....
Проект «в гостях у Дымки
В наше время мало внимания уделяется знакомству детей с различными видами декоративно-прикладного искусства и с народными традициями. Недостаточно формируются условия приобщения детей к народномутворч...