Художественно-эстетическое воспитание "Ручеек творчества"
рабочая программа по рисованию на тему

Нестерова Ирина Алексеевна

Программа эстетического воспитания.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rucheek_tvorchestva.doc86 КБ

Предварительный просмотр:

Программа

по художественно-эстетическому развитию

детей дошкольного возраста

«РУЧЕЕК ТВОРЧЕСТВА»


Содержание

Введение……………………………………….…..………………………. 3

Описание программы ……………………………………………………....6

Этапы реализации программы ……………………….…………………...10

Перспективы дальнейшего использования программы……………….. 13


Введение

Художественно-эстетическое воспитание занимает одно из ведущих мест в содержании воспитательного процесса. Для эстетического развития личности ребенка огромное значение имеет разнообразная художественная деятельность – изобразительная, музыкальная, художественно-речевая и др.

Важной задачей эстетического воспитания является формирование у детей эстетических интересов, потребностей, эстетического вкуса, а также творческих способностей. Результатом эстетического воспитания является эстетическое развитие. Составляющей этого процесса становится художественное образование – процесс усвоения искусствоведческих знаний, умений, навыков, развития способностей к художественному творчеству. Познавая красоту окружающего мира, ребенок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радости, восхищения, восторга. Формируются образные представления, развивается мышление, воображение. Все это вызывает у детей стремление передать воспринятую красоту, запечатлеть те предметы и явления, которые им понравились, вызвали у них желание поделиться своими переживаниями с близкими; у них пробуждается и развивается созидательная активность, формируется творчество.

Программа «Ручеёк творчества» по художественно-эстетическому развитию дошкольников разработана в соответствии с Конвенцией о правах ребенка, законом РФ «Об образовании», Типовым положением о дошкольном образовательном учреждении, инструктивно-методическим письмом Министерства образования РФ «О гигиенических требованиях и максимальной нагрузке на детей дошкольного возраста в организованных формах обучения», «Программой воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой.

Данная программа рассчитана на работу с детьми дошкольного возраста от 4 до 7 лет, строится на основе современных подходов к обучению дошкольников, направленных на художественно-эстетическое развитие, восприятие явлений окружающей действительности, где человек руководствуется не только познавательными и моральными критериями, но и эстетическими принципами.

Программа раскрывает задачи и содержание работы по художественно-эстетическому развитию дошкольников с учетом возрастных ступеней (от 4 до 7 лет).

Актуальность программы

Очень актуально  звучат слова Сухомлинского В.А. «Духовная жизнь ребенка полноценна лишь тогда, когда он живет в мире игры, сна, музыки, фантазии, творчества. Без этого – он засушенный цветок». В истории дошкольной педагогики проблема творчества всегда была одной из актуальных. Во все времена нужны были творческие личности, так как они определяют прогресс человечества. В настоящее время творчество проникает в различные сферы деятельности человека: науку, промышленность, труд рабочего и т. д. Поэтому очень важно на современном этапе, подготавливая детей к жизни, к практической работе, научить их творчески мыслить.

Педагоги и психологи, занимающиеся проблемой развития художественного творчества и способностей детей, отмечают, что различные виды продуктивной деятельности, в частности, работа с разными материалами влияет на развитие способностей к  творческой деятельности.

Создание поделки помогает развитию воображения детей, то есть увидеть в обыкновенном предмете необыкновенный образ. Не все родители понимают, как важно развитие творческих способностей детей для их дальнейшего развития и обучения. Многие считают, что намного важнее обучать ребёнка чтению и математике. Но данные, полученные известными психологами В. Д. Еремеевой и Т. П. Хризман, указывают на положительное влияние эстетического развития ребёнка и его творческих способностей на уровень подготовки детей к школе.

Поэтому,  для поддержания интереса к творческой деятельности необходимо организовывать работу по художественному и ручному труду с детьми не только созданием условий для самостоятельной деятельности, но и в проведении специально организованного  обучения.

Создание подобной программы обусловлено необходимостью совершенствования методов и средств эстетического воспитания детей, их духовного развития.

Необходимы новые подходы, которые не только будут способствовать развитию чувства прекрасного в повседневной деятельности, но и помогут дошкольникам быть более чувствительными к красоте, готовыми видеть, слышать и чувствовать окружающий мир.

В воспитательно-образовательной работе дошкольного учреждения так же необходимы новые приемы взаимодействия с родителями, показывающие им значение воспитания у детей эстетических чувств, и способы такого воспитания.

В необходимость художественно-эстетического развития дошкольников положены направления развития ребенка, обозначенные в Концепции содержания непрерывного образования (дошкольное и начальное звено), утвержденной ФКС по общему образованию МО РФ 17.06.2003 года, а именно:

  • физическое,
  • социально-личностное,
  • познавательно-речевое,
  • художественно-эстетическое.

Данная программа показывает значение в вполне обоснованной возможности использования природы как средства художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста.

Цель программы

  • разработать систему мероприятий воспитательно-образовательной работы по художественно-эстетическому развитию детей средствами природы.

Основные задачи программы по художественно-эстетическому воспитанию дошкольников, исходя из его цели,

  • сохранение и укрепление физического и психического здоровья, создание условий, обеспечивающих эмоциональное благополучие каждого ребенка;
  • обеспечение обогащенного художественно-эстетического, познавательного, речевого развития детей, формирование базисных основ личности;
  • воспитание и развитие детей с учетом ярко выраженных индивидуальных психических особенностей, проявлений одаренности в музыкальной и изобразительной деятельности;
  • формирование предметно-развивающей среды и условий для обогащения разнообразной художественной деятельности детей;
  • создание модели взаимодействия детского сада и семьи в художественно-эстетическом развитии детей.

Описание программы

Программа составлена с учетом реализации межпредметных связей по разделам:

  • «Музыкальное воспитание», где дети учатся слышать в музыке разное эмоциональное состояние и передавать его в движениях, жестами, мимикой, слушают музыку, отмечая разнохарактерное ее содержание, дающее возможность более полно оценить и понять характер героя, его образ. Использование рисунков в оформлении к праздникам, музыкального оформления для создания настроения и лучшего понимания образа, выражения собственных чувств.
  • «Изобразительная деятельность», где дети знакомятся с репродукциями картин, иллюстрациями, близкими по содержанию сюжету спектакля, учатся рисовать разными материалами по сюжету отдельных персонажей.
  • «Театрализованная деятельность». Рисование по впечатлениям просмотренных сказок, постановок, рисование пригласительных билетов, гримирование в рисунке под определенного персонажа, моделирование театральных костюмов.
  • «Развитие речи», на котором у детей развивается четкая, ясная дикция, ведется работа над развитием артикуляционного аппарата с использованием скороговорок, чистоговорок, потешек. Использование на занятиях художественного слова, рисование иллюстраций к потешкам, сказкам, стихотворениям, развитие монологической речи при описании репродукций картин художников, собственных работ и работ своих товарищей.
  • «Ознакомление с окружающим». Расширение кругозора в процессе рассматривания картин, различных наблюдений, экскурсий, занятий по ознакомлению с окружающим /люди, природа, мир/, а также знакомства со строением предметов, объектов.
  • «Физическое развитие» воспитание вкуса к здоровому образу жизни, понимание красоты здорового тела, движений, упражнений. Воспитание потребности быть здоровым и красивым.

Акцент в данной программе сделан на развитие у детей интереса к музыке, литературе, изобразительному и другим видам искусства средствами природы, а так же на создание условий и содействие развитию творческого начала и возможности ребенка. Развитие способностей к творческой деятельности имеют значение не только – и не столько – для успешного обучения в школе, сколько для последующей профессиональной успешности человека и возможности пережить радость от полноты самореализации личности: раскрытие личности ребенка, его индивидуальности, развитие его творческого потенциала.

В основе программы естественное и непринужденное приобщение детей к миру прекрасного, развитие активного интереса к изобразительному искусству, к музыке.

Программа нацеливает на воспитание эмоционального и осознанного отношения к искусству, на умение услышать, увидеть, почувствовать и сопереживать различные эмоциональные состояния, переданные в произведении искусства.

Методика работы строится таким образом, чтобы средствами искусства и детской художественной деятельности у ребят формировались такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снижалась напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности.

Программа нацеливает педагогов на организацию детской поисковой деятельности, так как именно детское творчество проявляется в процессе поиска. Поэтому так важно постоянно создавать разные ситуации, в которых ребенку приходилось бы производить как можно больше проб, направленных на решение нового, необычного.

Воспитательно-образовательная работа с детьми осуществляется как в первой, так и во второй половине дня в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий. Все формы организации художественно-эстетической деятельности предполагают активное использование современных аудиовизуальных средств обучения и новых информационных технологий.

К программе предусматривается приложение с перспективным планированием, конспектами занятий, занимательными играми, пособиями, дидактическим материалом, консультативными и методическими рекомендациями для работы воспитателей, педагогов узкой направленности и родителей.

Программа позволяет педагогу интегрировать свои усилия и по-новому организовать процесс формирования художественно-эстетических чувств у дошкольников.

Программа позволяет в процессе деятельности развивать всесторонне-целостную личность ребенка, формировать его отношение к окружающему миру, что способствует успешной учебе в школе

Принципы реализации программы

  • Принцип поэтапности «погружения» в программу. Программа составлена с учетом возрастных особенностей ребенка. Если пропустить определенный этап в освоении, то работа может не принести ожидаемого результата.
  • Принцип динамичности. О простого задания – к сложному.
  • Принцип  выбора в творческом взаимодействии взрослого и ребенка при решении данной темы без каких-либо определенных и обязательных ограничений.
  • Принцип научности: подкрепление всех проводимых мероприятий, направленных на формирование художественно-эстетических чувств дошкольников  практически апробированными методиками.
  • Принцип гуманизации: развитие у ребенка гуманистической направленности отношения к миру; приобщение дошкольников к эстетике и художественному творчеству, концентрирующей в себе общечеловеческие ценности отношения к природе.
  • Реальный учет особенностей и ценностей дошкольного периода развития, актуальность для ребенка чувственных впечатлений, знаний, умений; личностная ориентированность процесса воспитания и обучения.
  • Принцип опоры на ведущую – игровую деятельность – соответствие воспитания ведущей деятельности, характерной для данного этапа, и психологическим возможностям, связанных с возрастными особенностями старших дошкольников.
  • Сохранение и развитие индивидуальности каждого ребенка.
  • Динамичность: интеграция программы в разные виды деятельности.
  • Принцип комплексности и интегративности: решение художественно-эстетических задач в системе всего учебно-воспитательного процесса и всех видов деятельности.

Условия реализации программы

  • Построение художественно-эстетической развивающей среды в дошкольном учреждении;
  • Готовность педагога к осуществлению художественно-эстетическому развитию детей;
  • Личностно-ориентированное взаимодействие взрослого и ребенка в процессе освоения программы;
  • Постоянное общение детей с природой ближайшего окружения;
  • Активное участие родителей в воспитательном процессе.

Содержание и технология

Содержание программы ориентировано на знакомство детей с особенностями, свойствами и возможностями природных и искусственных материалов, с разными инструментами, а также с приемами их применения.

В числе материалов: бумага, картон, салфетки, пластилин, мох, семена, сухие листья, цветы, ягоды, крупа, краски, кисти, фломастеры, клей, ножницы, карандаши, лак.

Особенностью программы является поблочное планирование, что  позволяет детям лучше усвоить её. Основной блок программы – работа с бумагой, которая включает в себя: бумажную пластику, способ оригами, аппликацию, экспериментирование с полосками. Два других блока предполагают работу с природным и искусственным материалом: поделки из природного материала, фитодизайн, рисование пластилином, лепка.

Для эффективного развития творческой деятельности детей созданы все необходимые условия для занятий:

  • Занятия проходят в специально оборудованном помещении.
  • Подобраны все необходимые материалы и инструменты.
  • Систематизирован литературный материал (стихи, загадки).
  • Подобраны пальчиковые игры для подготовки руки к работе,   развития мелких мышц руки.
  • Подобраны дидактические и подвижные игры, сюрпризы.
  • Создан кружок развития и реализации творческого потенциала детей дошкольного возраста «Умелые ручки».
  • Созданы музеи народно-прикладного искусства «Русская изба», мини-музей народно-прикладного искусства «Расписной игрушки»

Сроки реализации программы

1 год - с 1 ноября 2014 года по 1 ноября 2015 года


Этапы реализации программы

1-й этап — с 1 ноября 2014 года по 15 декабря 2014 года

Подготовительный: постановка цели и задач, определение  направлений, объектов и методов исследования, предварительная работа с педагогами, детьми и их родителями, выбор оборудования и материалов; диагностика ребёнка, через дидактические, экологические игры, беседы, рассматривание картин, иллюстраций.

2-й этап — с 16 декабря 2014 года по 31 сентября 2015 года 

Собственно исследовательский: поиск ответов на поставленные вопросы разными способами; проведение тематических, комплексных занятий в повседневной жизни; работа  с педагогами по самообразованию; консультации на тематических педсоветах; работа с родителями; изготовлении  дидактических игр, дидактического материала,  подготовка и оформление «творческих» зон в группе; наглядности; целевые прогулки, экскурсии.

Особенностью реализации данного этапа программы  «Ручеёк творчества» по художественно-эстетическому развитию является поблочное планирование.

БЛОК «Природный и искусственный материал» предполагает работу с засушенными растениями, ветками, ракушками и т.д., что развивает умение находить такому материалу творческое применение, а также развивает  мелкую моторику и художественное видение. В процессе занятий дети овладевают знаниями об особенностях различных материалов, умением подбирать материал нужной величины, формы, цвета, структуры, способами соединения деталей /пластилин, проволока, веточки/, навыками мыслительного анализа, последовательности изготовления поделки и практического выполнения задания.

БЛОК «Бумажная пластика» -  это объемное художественное конструирование, в котором художественные образы, конструкции, модели создаются из достаточно послушного, пластичного и доступного материала – бумага. Дети знакомятся с разными техниками работы с ней: сминание, разрывание - надрывание,  скручивание, разрезание, сгибание.

Знакомство с оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, стимулирует и развивает память, знакомит детей с основными геометрическими понятиями/ угол, сторона, квадрат, треугольник. Оригами совершенствует трудовые умения ребенка, формирует культуру труда. Детям предлагается для работы белая бумага для развития изобразительных навыков.

Аппликация – один из видов изобразительной техники, основанный на вырезывании, наложении различных форм и закреплении их на другом материале, принятом за фон. Занятия способствуют творчеству, пробуждают фантазию, активизируют наблюдательность, чувство формы, глазомер и цветоощущение. Работа над композициями из цветной бумаги способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Конструирование из полосок учит детей наблюдательности, умению сравнивать, выделяя самое характерное в образе, упрощать форму, оставляя главное, развивает объемно-пространственное мышление и фантазию.

БЛОК «Пластичные материалы» знакомит с пластилином, соленым тестом, с различными способами и приемами работы с ними. Дети узнают о том, что из пластилина можно не только лепить, но и  им можно рисовать, и лучше всего начать освоение данного материала именно с мазков пластилином. Благодаря занятиям ребенок научится не только создавать своими руками работу, но и оформлять их, развивая художественный вкус, формируя умение, воспринимать красоту пластической формы предметов, соотношение их частей. В процессе работы дети используют различные техники: скатывание, раскатывание, сплющивание, вдавливание, промазывание, прищипывание и т.д.

В программе занятия по ручному труду взаимосвязаны с рисованием. Многие поделки, сделанные из белой бумаги, теста, дополняются детским изобразительным творчеством, превращая их в определенный образ, разнообразное цветовое решение.

Реализация данного этапа осуществляется в ходе проведения непосредственно образовательной деятельности педагогами и деятельность кружка «Умелые ручки». (Приложение)

При реализации данного этапы программы рекомендуется использовать следующие формы работы с детьми и педагогами:

Занятие – путешествие предполагает познавательную деятельность детей,  направленную на поиск, обработку и освоение информации. Так, путешествие по лесу организует детям домовёнок Кузя, который знакомит их с лесными природными материалами и учит различным способам их соединения.

Посиделки «В гостях у домовёнка» -  это такая форма деятельности, когда беседа игрового персонажа сочетаются с творческой продуктивной деятельностью детей. На посиделках применяется метод индивидуального  обучения и объяснительно-иллюстративный метод. По завершению работы оформляется выставка в групповой комнате, фойе.

Занятие – экскурсия – это такая форма проведения занятия, которая предусмотрена музейной педагогикой (знакомство с изделиями декоративно-прикладного искусства).

Метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный, теплый голос воспитателя помогает представить картину природы, определенный образ который потом дети воплотят в своих рисунках, поделках.

Творческая мастерская – предполагает деятельность, направленную на совместную работу по изготовлению различных игрушек к праздникам.

Совместное творчество детей и родителей  способствует взаимному обучению и взаимопониманию детей и родителей.

Презентация – представление детьми своих изделий взрослым и сверстникам. Дети могут высказывать свое мнение, давать оценку работам.

Работа с педагогами предусматривает: беседы, консультации и советы по изготовлению той или иной поделки, семинары- практикумы.

Работа с родителями предполагает: папки раскладушки, информационные стенды, индивидуальные консультации, мастер - классы, анкетирование, родительские встречи в художественной гостиной,  семинары - практикумы.

3-й этап — с 1 октября  2015 года по 1 ноября 2015 года 

Обобщающий (заключительный): обобщение результатов работы в самой различной форме, их анализ, закрепление полученных знаний, формулировка выводов и, по возможности, составление рекомендаций; проведение диагностики; аналитические материалы.

Ожидаемый результат:

  • Развить  поисковую деятельность.
  • Освоить умение анализировать творческую деятельность.
  • Сформировать положительное отношение к творчеству и трудовой деятельности.
  • Развить конструктивные, познавательные, творческие и художественные способности, творческую индивидуальность.

Перспектива дальнейшего использования программы

Эффективным средством взаимодействия образовательного учреждения и семьи по художественно-эстетическому  развитию  дошкольников является совместная проектная деятельность воспитателей, родителей и детей, которая обеспечивает формирование сознательной  компетентности всех ее участников.

Родителям особенно интересен тот факт, что использование различных форм занятий с дошкольниками, учит ребенка самостоятельному поиску, открытию и усвоению нового, способствует  творческому развитию личности. Участие родителей в совместной творческой деятельности дает им возможность осознать имеющийся и приобрести новый опыт собственного родительского поведения, который стал бы образцом для их детей.

Систематическое использование педагогами данной программы позволит средствами искусства и детской художественной деятельности у ребят сформировать такие качества, как самостоятельность, инициативность, творческая активность, снизить напряженность, скованность, закомплексованность, чтобы поведение принимало характер открытости, естественности, детской непосредственности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной организационной образовательной деятельности по художественному - эстетическому развитию (художественное творчество) с использованием здоровьесберегающих технологий на тему: «Путешествие в страну Здоровей-ка» для детей старше

Конспект непосредственной организационной образовательной деятельности по  художественному -  эстетическому развитию (художественное творчество) с использованием здоровьесберегающих технолог...

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество (рисование ) продуктивная деятельность во второй младшей группе «Весенняя капель»

Конспект НОД Художественно-эстетическое развитие. Художественное творчество (рисование ) продуктивная деятельность  во второй младшей группе «Весенняя капель&raq...

ОО Художественно-эстетическое развитие (художественному творчеству (Лепка) "Ежик, ежик где живешь?"

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №34 Приморского района Санкт-Петербурга   Непосредственно образовательная деятельность по...

Конспект занятия по ООД Художественно-эстетическое развитие (Художественное творчество) в технике пэчворк Тема: «Лоскутная мозаика. Золотая рыбка»

учить составлять простейшую лоскутную композицию из текстильных лоскутков, соблюдая правила колористки и техники безопасности при работе с острой палочкой....