«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)
план-конспект занятия (подготовительная группа)

Курлина Татьяна Михайловна

Конспект интегрированного занятия в подготовительной  к школе  группе "Путешествие в страну уральского фольклора"

Программное содержание:

  1. Познакомить с характерными чертами уральского фольклора.
  2. Закрепить знания о жанрах и видах уральского народного творчества.
  3. Развивать любознательность, речевые умения.
  4. Воспитывать интерес к культурному  уральскому наследию народа.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon puteshestvie_v_stranu_folklora.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Путешествие в страну уральского фольклора»

(конспект интегрированного занятия  

в подготовительной  к школе  группе)

Программное содержание:

  1. Познакомить с характерными чертами уральского фольклора.
  2. Закрепить знания о жанрах и видах уральского народного творчества.
  3. Развивать любознательность, речевые умения.
  4. Воспитывать интерес к культурному  уральскому наследию народа.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие,  художественно-эстетическое развитие.

Словарная работа:

Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.

Обогащение: фольклор

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами уральского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок,  потешек,  чтение сказок).

Оборудование:  глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки  Фольклора, Петрушки, Дрёмы, внучки, канат, дерево с яблоками, снежинки.

Организационный момент:

Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?

Дети: Россия.

(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию).

Воспитатель: Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живём?

Дети: Урал.

(Показать Урал на карте России).

Воспитатель: Эту часть России называют краем, Уральским краем. О нём знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.

Воспитатель: Чем же знаменит наш Урал?

Почему о нём знают люди во многих странах? Чем он богат?

(Ответы детей: Знаменит камнями самоцветными, железной рудой, золотом. Знаменит горами, реками, озёрами, лесами со смоляным запахом.)

Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.

Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.

Воспитатель: А кто их сочинил?

Дети: Народ.

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель:

Как у нас на Урале уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто и никто не скучал,

Сам народ для себя песни – шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).

Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.

(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо).

Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо.  (читает).

Здравствуйте, дорогие внучата!

Я очень скучаю и жду вас в гости.

А чтоб вы не сбились с пути,

Посылаю вам маршрутную карту.

Вас ждут чудеса.

Желаю вам удачи!

В добрый час и до встречи!   Ваш дедушка «Фольклор».

Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)

Воспитатель: И у нас на Урале люди тоже занимались фольклором.

И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю – Уралу и лучше познакомимся с нашим уральским фольклором.

Наш путь не лёгкий и не близкий.

(Воспитатель смотрит на карту).

Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки.

Что это значит? (рассматривают)

Дети: Это план нашего зала!

Прямоугольники – столы, стрелки – указатели, куда идти, полоски – окна, квадраты – стулья, а вот волшебное дерево и дорожка к домику.

Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!

Куда указывает первая стрелочка?

Дети: Стрелочка указывает, что нужно идти к столу.

Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?

Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?

Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!

  • Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)

Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста.

(Ответы детей).

Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!

  • Не матушка родима, а гостинцем наделила  (яблоко)
  • Всегда во рту, а не проглотишь  (язык)
  • Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку  (коса)

Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?

Опять прямоугольник. Он обозначает столик. А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок».

Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.

Дети, вы знаете скороговорки?

А какие вы знаете скороговорки?

Проговорите их.

  • Три вороны на воротах.
  • Около кола – колокола.
  • Мылась Мила мылом.
  • У Ёлки иголки колки
  • За – за, прилетела стрекоза.
  • Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
  • Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.

Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше.

На карте стрелочка указывает на полоски, а они, как мы уже знаем, обозначают окна.

Идём к окнам. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц».

(на полу разбросаны снежинки)

Воспитатель: Как много снежинок нападало!

Соберём снежинки?

Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.

Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.

У нас на Урале живут разные народы: русские, башкиры, татары, они все сочиняли пословицы и поговорки.

Пословица недаром молвится.

Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.

Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.

Вот послушайте русские пословицы.

  • Кто в радости живёт…(того и кручина неймёт)
  • Без дела жить…(только небо коптить)
  • Хозяин добр…(и дом хорош)
  • Нет такого дружка…(как родная матушка)

Воспитатель: А теперь послушайте башкирские пословицы.

  • Без труда не…(появится еда)
  • Человек землю поднимает…(а земля человека)

Воспитатель: Есть и татарские пословицы.

  • Какова яблоня…(таковы и яблоки)
  • Яйцо не учит… (курицу)
  • Человек без родины…(соловей без песни)

Воспитатель: Хорошая получилась игра.

Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы!

Продолжаем путь дальше.

(на стульчиках сидят двое людей. Воспитатель обращает внимание на одного из них.)

Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?

Петрушка:

Я Петрушка – весельчак,

Могу делать так и так!

Распотешу я вас.

Наступил веселья час!

Вы, ребята, не скучайте,

Мне, Петрушке, помогайте.

Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?

Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.

Потешки:

Ваня, Ванечка! Куда ходил?

В лесочек!

Что видел?

Пенёчек!

Под пенёчком что?

Грибок!

Хвать, да в кузовок.

Воспитатель: Ребята, кто ещё знает  потешку?

Федул, чего губы надул?

Кафтан прожёг!

Починить можно?

Да иглы нет!

А велика ли дыра?

Остались ворот да рукава.

Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?

(Дети рассказывают свои любимые потешки).

Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а этот человек грустит.

Почему ты грустишь?

Дрёма: Невесёлый я, ребята. Ох, работа трудновата. Пятый год сижу, вяжу, дремлю, дремлю, вновь засну.

Воспитатель: Да он не грустит, он задремал. Так это же Дрёма!

А какой он?

Дети: Невесёлый, грустный, сонный, хмурый, печальный.

Воспитатель: Может, мы его развеселим? Вставай, Дрёма, в хоровод.

(Русская народная игра «Костромушка – Кострома»).

Воспитатель: Опять задремал! Возьмём с собой Дрёму в дорогу, чтоб он не заснул, и Петрушку позовём, ведь он весёлый.

Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно?

(Дети показывают дерево).

Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».

Дерево с яблоками.

Ребята, а  из какой сказки это дерево?

«Съешь моего наливного яблочка…».

Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».

Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки  - то ведь непростые!

(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю).

Воспитатель: Что же на них написано?

Всё понятно – загадки про сказки.

Слушайте внимательно.

Сказочные загадки

  • В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.

(«Машенька и медведь»)

  • Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.

(«Лисичка со скалочкой»)

  • Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено…

(«Зимовье»)

  • Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный…

(«Теремок»)

  • Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом.

(Баба Яга)

  • В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством.

(«Морозко»)

  • В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери».

(«Бычок – смоляной бочок»)

Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.

У нас на Урале раньше на всех праздниках любили играть в игру «Перетягивание каната».

(делятся на две команды, игра «Перетягивание каната»).

Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.

(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).

Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.

Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.

Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!»

Вот и вас я приглашаю в хоровод, веселись народ!

(Дед Фольклор с детьми водит «Уральский хоровод»)

Дед Фольклор:

Кончилось веселье –

Пришло время угощенья!

Не робейте, не стесняйтесь,

Сладостями угощайтесь!

(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Волшебное путешествие в страну сказочной феи" - конспект развивающего занятия педагога-психолога

Современное общество  живет в эпоху кризисов и социальных перемен и на многих  взрослых людей эти явления действуют  угнетающе, приводят к ухудшению их физического и психологического со...

«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)

Конспект интегрированного занятия   в подготовительной  к школе  группе (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие детей)...

«Путешествие в страну дорожных знаков». Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по физическому и познавательному развитию

Конспект нод поможет воспитателю закрепить с детьми понятие «проезжая часть, тротуар, пешеходный переход», отработать правильное поведение около проезжей части.Помочь детям понять, что точ...

«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)

Цели:Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.Развивающие: Развивать любознательность, речевые ...

«Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)

laquo;Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)...

Познавательное развитие. Ребёнок и окружающий мир. Тема: «Страна разноцветных игр» Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.

Ребёнок и окружающий мир. Тема: «Страна разноцветных игр». В ходе проведения занятия были использованы игры различного направления. 1. «Назови дорожный знак». 2. Игра на ложках под мелодию: «Во ...

Путешествие в страну геометрических фигур. Конспект игрового занятия по РЭМП в логопедической подготовительной к школе группе

Конспект НОД по фэмп. В  процессе занятия дети закрепляют представления о геометрических фигурах: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, решают задачи на синтез и анализ: выделение...