«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)
Цели:
Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.
Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.
Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.
Словарная работа:
Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.
Обогащение: фольклор
Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Внучки, бубен, дерево с яблоками, листочки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_zanyatiya_2.docx | 20.52 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по развитию речи в старшей группе
Тема: «Жанры устного народного творчества»
Образовательные области: «ознакомление с художественной литературой и фольклором», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».
Цель: развитие знаний о жанрах русского народного творчества и эмоциональной сферы детей.
Задачи:
- развивать интонационную выразительность речи, умение четко произносить звуки, фразы;
- активизировать словарный запас детей;
- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;
- воспитывать любовь к родной речи, народной мудрости;
- вовлекать детей в совместную игровую деятельность;
- воспитывать дружеские отношения между детьми.
Методические приемы:
Наглядный: демонстрационный материал – папка-передвижка «Устное народное творчество».
Словесный: рассказ воспитателя и детей, задавание вопросов детям.
Практический: упражнения творческого характера.
Игровой метод - сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, хороводная игра «Тень-потетень».
Предварительная работа: знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками, дразнилками, закличками, и др.; разучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры, шуток-прибауток, скороговорок, пословиц.
Материалы: игрушка Домовой, маски, папка-передвижка «Устное народное творчество».
Ход НОД:
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с русским устным народным творчеством. А поможет нам в этом книжка-передвижка. Скажите, а почему творчество называется «устным»? (Ответы детей: передавалось из уст в уста) Почему творчество называется «народным»? (Ответы детей: авторы неизвестны)
Как у нас на Руси уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,
Сам народ для себя песни-шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
Ребята, давайте посмотрим первую страницу книги-передвижки. Какой жанр народного творчества здесь представлен?
Скороговорки и чистоговорки.
Какие скороговорки вы знаете?
- У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.
- Было весело на горке Саше, Соне и Егорке,
А Маруся не каталась, в снег упасть она боялась.
- У моей сестры Марины щеки словно мандарины,
А сама сестра Марина чуть побольше мандарина.
- Цыпленок с курицей пьют чай на улице.
Ну, что ж, язычки мы с вами размяли, можно отправляться в путешествие по устному народному творчеству.
Народ умел умные мысли, мудрость говорить коротко, одним предложением. Как называются такие мудрые мысли? (Пословицы и поговорки)
Это ещё один жанр народного творчества. Предлагаю вспомнить пословицы поговорки, с которыми мы с вами знакомились. Дети:
- Говорить, не думая, что стрелять не целясь.
- Делу – время, потехе – час.
- Книга – источник знаний.
- Кто много читает – тот много знает.
- Золото добывают из земли, а знания из книг.
- Книга – не пряник, а к себе тянет.
- Сделал дело – гуляй смело.
- Герой за Родину горой.
- Доброе слово и кошке приятно.
- Дракой правду не добудешь.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
Вспомните, какие ещё жанры народного творчества вы знаете? (Потешки)
В русских селениях, деревнях люди верили, что существует хозяин, хранитель дома, который оберегает их жилище и хозяйство от всех неприятностей. Знаете, кто это? Послушайте загадку: он за печкою жил, с ребятишками дружил и хозяйке помогал, всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит. А вообще он удалой, самый лучший в мире…ДОМОВОЙ. Как ласково назвать? – Домовёнок.
И нашу группу тоже охраняет домовёнок. И зовут его Кузя! Давайте позовём его! – Кузя, ау! Кузя, ау! Сыграем-ка мы с вами в народную игру «Аюшки».
- Кузя! – Аюшки!
- Где ты был? – У бабушки!
- Что принёс? – Оладушки!
- Где же они? – Под лавкой!
- Экий, Кузя, ты чудак! – А вы, детки, как?
- А мы бы оладушки на стол положили да и съели. – Ладно, в другой раз так и сделаю.
- Кузя! – Аюшки!
- Где ты был? – У бабушки!
- Что принёс? – Сапожки!
- Где же они? – А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. (Дети смеются над Кузей).
Кузя: - Ребята, давайте поиграем! Я скажу потешку «Большой – маленький», а вы поиграете пальчиками.
Жили-были мальчики – маленькие пальчики.
Самый старший – большой – косил сено за рекой.
Указательный – с порога провожал его в дорогу.
Средний - сено ворошил.
Безымянный – печь топил.
А мизинчик-малышок в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.
А вы загадки любите отгадывать? (Дети: да) Тогда слушайте:
- В дверь, в окно стучать не будет,
А взойдет – и всех разбудит. (Солнце)
- Меня бьют, колотят, режут –
Я всё терплю, всем добром плачу. (Земля)
- Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
- Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок)
Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они пересчитывались, чтобы выбрать водящего: «Тары - бары, растабары! У Варвары куры стары»
А какие считалки знаете вы? (Дети отвечают)
Давайте позабавим Домовёнка русской народной игрой «Тень-потетень» (используя маски)
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень,
Похвалялися весь день.
Лиса: Похвалялася лиса:
Всему лесу я краса,
И пушиста, и хитра,
Все следы я замела.
Волк: Похвалялся серый волк:
Я зубами щёлк да щёлк,
Но я сегодня добрый,
Никого не трогаю.
Заяц: Похвалялся наш зайчишка:
А я вовсе не трусишка,
Я от волка и лисицы
Убежал и был таков.
Коза: Похвалялася коза:
Огород я обошла,
Всем я грядки прополола
Да и по воду пошла.
Жучка: Похвалялась Жучка:
Я совсем не злючка,
Я хозяйство сторожу,
Я чужих не подпущу!
Мурка: Похвалялась Мурка –
Дымчатая шкурка:
Я всю ночь ловлю мышей,
Я всех крыс гоню взашей.
Дед Егор: Похвалялся дед Егор:
У меня скотины двор –
И лошадка, и бычок,
Куры, гуси, пятачок.
Баба Варвара: Похвалялась Варвара:
Я начищу самовары,
Пирогов я напеку,
Всех я в гости позову!
Все вместе: Тень-тень-потетень,
Выше города плетень,
Все мы вышли под плетень
И гуляли мы весь день
Воспитатель: Ребята, какие ещё вы знаете жанры русского народного творчества? Ну-ка, заглянем в нашу книгу. (Дразнилки)
Кузя: Я знаю смешную дразнилку:
Федя – медя – требуха
Съел корову и быка,
И пятнадцать поросят
Только хвостики висят.
Воспитатель: Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку. А какие дразнилки знаете вы? (Ответы детей)
Вы, ребята, не скучайте и гостей поразвлекайте. Послушай, Кузя, наши шутки – прибаутки.
- Ехала деревня мимо мужика,
- Вдруг из-под собаки лают ворота,
- Выскочила палка с бабкою в руке
- И давай дубасить коня на мужике.
- Лошадь ела сало, а мужик овес,
- Лощадь села в сани, а мужик повёз.
- Шла лиса, мела хвостом
- И трясла рогами.
- Вырос на пеньке пустом
- Короб с пирогами.
- Вдруг ворона прилетела
- С волчьими зубами,
- Пироги с малиной ела,
- Закусив грибами.
- – Филя, есть хочешь?
- - Да нет, матушка, я перекусил.
- - А чем перекусил?
- - Да съел кусок пирога,
- Горшок сметаны
- И решето калачей!
- – Где ты, Иван?
- - В горнице.
- - А что делаешь?
- - Петру помогаю.
- - А что Петр делает?
- - Да на печи лежит.
- Между небом и землёй
- Поросёнок рылся,
- И нечаянно хвостом
- К небу прицепился.
- Волк за облаком летит,
- Пляшут мыши в кружке,
- А на дне реки сидит
- Под зонтом лягушка.
- На березе сидит заяц,
- Книжку вслух читает.
- Прилетел к нему медведь,
- Слушает, вздыхает.
- Домовёнок: Молодцы, я остался всем доволен,
- Процветайте, не хандрите,
- Домового все кормите!
- Дайте кружечку воды
- И немножечко еды.
- И тогда, тогда, тогда
- Я защитник ваш всегда!
- Воспитатель: Ребята, давайте угостим Кузю печеньем и молочком.
- На память о нашем занятии я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада Тема: «Путешествие в стране Светофории»
Программное содержание: Уточнить понятие «знак», умение различать дорожные знаки и знаки поведения в лесу. Упражнять в умении выделять дорожные знаки(сервиса, запрещающие ,предупреждающие),объед...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе "Путешествие в страну знаний"
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ В СТАРШЕЙ ГРУППЕ...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»
Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....
«Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)
laquo;Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)...
«Путешествие в страну Сказок». Открытое интегрированное занятие в старшей группе
Направление: Познавательная деятельность.Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о русских народных и литературных сказках через интеграцию образовательных областей: познание, физическое ...
Тема: «Путешествие в страну сказок» Конспект интегрированной ОД в старшей группе
Тема: «Путешествие в страну сказок» Конспект интегрированной ОД в старшей группе...
Тема: «Путешествие в страну Знаний» Итоговое интегрированное занятие в старшей группе
Тема: «Путешествие в страну Знаний»Итоговое интегрированное занятие в старшей группе...