«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)
план-конспект занятия по развитию речи (старшая группа)

Зотова Александра Евгеньевна

Цели:

Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.

Развивающие: Развивать любознательность, речевые умения.

 Воспитательные: Воспитывать интерес к культурному наследию русского народа.

Интеграция образовательных областей: коммуникация, социализация, чтение художественной литературы, музыка.

Словарная работа:

 Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.

 Обогащение: фольклор

Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами русского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).

Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Внучки, бубен, дерево с яблоками, листочки.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya_2.docx20.52 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД по развитию речи в старшей группе

Тема: «Жанры устного народного творчества»

Образовательные области: «ознакомление с художественной литературой и фольклором», «познавательное развитие», «социально-коммуникативное развитие», «речевое развитие», «художественно-эстетическое развитие».

Цель: развитие знаний о жанрах русского народного творчества и эмоциональной сферы детей.

Задачи:

- развивать интонационную выразительность речи, умение четко произносить звуки, фразы;

- активизировать словарный запас детей;

- воспитывать интерес к культурному наследию русского народа;

- воспитывать любовь к родной речи, народной мудрости;

- вовлекать детей в совместную игровую деятельность;

- воспитывать дружеские отношения между детьми.

Методические приемы:

Наглядный: демонстрационный материал – папка-передвижка «Устное народное творчество».

Словесный: рассказ воспитателя и детей, задавание вопросов детям.

Практический: упражнения творческого характера.

Игровой метод - сюрпризный момент, пальчиковая гимнастика, хороводная игра «Тень-потетень».

Предварительная работа: знакомство с некоторыми жанрами фольклора – скороговорками, потешками, пословицами, загадками, дразнилками, закличками, и др.; разучивание пальчиковой гимнастики, хороводной игры, шуток-прибауток, скороговорок, пословиц.

Материалы: игрушка Домовой, маски, папка-передвижка «Устное народное творчество».

Ход НОД:

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами продолжим знакомство с русским устным народным творчеством. А поможет нам в этом книжка-передвижка. Скажите, а почему творчество называется «устным»? (Ответы детей: передавалось из уст в уста) Почему творчество называется «народным»? (Ответы детей: авторы неизвестны)

Как у нас на Руси уж давно повелось,

Чтобы весело всем и счастливо жилось,

Чтоб не плакал никто, и никто не скучал,

Сам народ для себя песни-шутки слагал.

Наши дедушки, бабушки нам говорили

Как плясали они, хороводы водили.

Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,

Своих деток учили петь ещё с колыбели.

Ребята, давайте посмотрим первую страницу книги-передвижки. Какой жанр народного творчества здесь представлен?

Скороговорки и чистоговорки.

Какие скороговорки вы знаете?

- У Ивашки рубашка, у рубашки кармашки.

- Было весело на горке Саше, Соне и Егорке,

А Маруся не каталась, в снег упасть она боялась.

- У моей сестры Марины щеки словно мандарины,

А сама сестра Марина чуть побольше мандарина.

- Цыпленок с курицей пьют чай на улице.

Ну, что ж, язычки мы с вами размяли, можно отправляться в путешествие по устному народному творчеству.

Народ умел умные мысли, мудрость говорить коротко, одним предложением. Как называются такие мудрые мысли? (Пословицы и поговорки)

Это ещё один жанр народного творчества. Предлагаю вспомнить пословицы поговорки, с которыми мы с вами знакомились. Дети:

- Говорить, не думая, что стрелять не целясь.

- Делу – время, потехе – час.

- Книга – источник знаний.

- Кто много читает – тот много знает.

- Золото добывают из земли, а знания из книг.

- Книга – не пряник, а к себе тянет.

- Сделал дело – гуляй смело.

- Герой за Родину горой.

- Доброе слово и кошке приятно.

- Дракой правду не добудешь.

- Скучен день до вечера, коли делать нечего.

Вспомните, какие ещё жанры народного творчества вы знаете? (Потешки)

В русских селениях, деревнях люди верили, что существует хозяин, хранитель дома, который оберегает их жилище и хозяйство от всех неприятностей. Знаете, кто это? Послушайте загадку: он за печкою жил, с ребятишками дружил и хозяйке помогал, всех гостей он развлекал. Он за печкою сидит, иногда слегка ворчит. А вообще он удалой, самый лучший в мире…ДОМОВОЙ. Как ласково назвать? – Домовёнок.

И нашу группу тоже охраняет домовёнок. И зовут его Кузя! Давайте позовём его! – Кузя, ау! Кузя, ау! Сыграем-ка мы с вами в народную игру «Аюшки».

- Кузя! – Аюшки!

- Где ты был? – У бабушки!

- Что принёс? – Оладушки!

- Где же они? – Под лавкой!

- Экий, Кузя, ты чудак! – А вы, детки, как?

- А мы бы оладушки на стол положили да и съели. – Ладно, в другой раз так и сделаю.

- Кузя! – Аюшки!

- Где ты был? – У бабушки!

- Что принёс? – Сапожки!

- Где же они? – А я сделал так, как вы велели: на стол поставил и съел. (Дети смеются над Кузей).

Кузя: - Ребята, давайте поиграем! Я скажу потешку «Большой – маленький», а вы поиграете пальчиками.

Жили-были мальчики – маленькие пальчики.

Самый старший – большой – косил сено за рекой.

Указательный – с порога провожал его в дорогу.

Средний - сено ворошил.

Безымянный – печь топил.

А мизинчик-малышок в печке каши грел горшок, стол к обеду накрывал, да к обеду братцев ждал.

А вы загадки любите отгадывать? (Дети: да) Тогда слушайте:

  1. В дверь, в окно стучать не будет,

А взойдет – и всех разбудит. (Солнце)

  1. Меня бьют, колотят, режут –

Я всё терплю, всем добром плачу. (Земля)

  1. Кланяется, кланяется, придет домой – растянется. (Топор)
  2. Маленький, кругленький, а за хвост не поймаешь. (Клубок)

Воспитатель: В старинные времена ребята и девчата часто собирались на полянках, придумывали и играли в игры, они так и назывались – русские народные игры. Но сначала они пересчитывались, чтобы выбрать водящего: «Тары - бары, растабары! У Варвары куры стары»

А какие считалки знаете вы? (Дети отвечают)

Давайте позабавим Домовёнка русской народной игрой «Тень-потетень» (используя маски)

Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень,

Похвалялися весь день.

Лиса: Похвалялася лиса:

Всему лесу я краса,

И пушиста, и хитра,

Все следы я замела.

Волк: Похвалялся серый волк:

Я зубами щёлк да щёлк,

Но я сегодня добрый,

Никого не трогаю.

Заяц: Похвалялся наш зайчишка:

А я вовсе не трусишка,

Я от волка и лисицы

Убежал и был таков.

Коза: Похвалялася коза:

Огород я обошла,

Всем я грядки прополола

Да и по воду пошла.

Жучка: Похвалялась Жучка:

Я совсем не злючка,

Я хозяйство сторожу,

Я чужих не подпущу!

Мурка: Похвалялась Мурка –

Дымчатая шкурка:

Я всю ночь ловлю мышей,

Я всех крыс гоню взашей.

Дед Егор: Похвалялся дед Егор:

У меня скотины двор –

И лошадка, и бычок,

Куры, гуси, пятачок.

Баба Варвара: Похвалялась Варвара:

Я начищу самовары,

Пирогов я напеку,

Всех я в гости позову!

Все вместе: Тень-тень-потетень,

Выше города плетень,

Все мы вышли под плетень

И гуляли мы весь день

Воспитатель: Ребята, какие ещё вы знаете жанры русского народного творчества? Ну-ка, заглянем в нашу книгу. (Дразнилки)

Кузя: Я знаю смешную дразнилку:

Федя – медя – требуха

Съел корову и быка,

И пятнадцать поросят

Только хвостики висят.

Воспитатель: Эта дразнилка про мальчика, которого зовут Федя. Он много ест, его называют обжорой и придумали такую смешную дразнилку. А какие дразнилки знаете вы? (Ответы детей)

Вы, ребята, не скучайте и гостей поразвлекайте. Послушай, Кузя, наши шутки – прибаутки.

  1. Ехала деревня мимо мужика,
  2. Вдруг из-под собаки лают ворота,
  3. Выскочила палка с бабкою в руке
  4. И давай дубасить коня на мужике.
  5. Лошадь ела сало, а мужик овес,
  6. Лощадь села в сани, а мужик повёз.
  1. Шла лиса, мела хвостом
  2. И трясла рогами.
  3. Вырос на пеньке пустом
  4. Короб с пирогами.
  5. Вдруг ворона прилетела
  6. С волчьими зубами,
  7. Пироги с малиной ела,
  8. Закусив грибами.
  9. – Филя, есть хочешь?
  10. - Да нет, матушка, я перекусил.
  11. - А чем перекусил?
  12. - Да съел кусок пирога,
  13. Горшок сметаны
  14. И решето калачей!
  15. – Где ты, Иван?
  16. - В горнице.
  17. - А что делаешь?
  18. - Петру помогаю.
  19. - А что Петр делает?
  20. - Да на печи лежит.
  21. Между небом и землёй
  22. Поросёнок рылся,
  23. И нечаянно хвостом
  24. К небу прицепился.
  25. Волк за облаком летит,
  26. Пляшут мыши в кружке,
  27. А на дне реки сидит
  28. Под зонтом лягушка.
  29. На березе сидит заяц,
  30. Книжку вслух читает.
  31. Прилетел к нему медведь,
  32. Слушает, вздыхает.
  1. Домовёнок: Молодцы, я остался всем доволен,
  2. Процветайте, не хандрите,
  3. Домового все кормите!
  4. Дайте кружечку воды
  5. И немножечко еды.
  6. И тогда, тогда, тогда
  7. Я защитник ваш всегда!
  8. Воспитатель: Ребята, давайте угостим Кузю печеньем и молочком.
  9. На память о нашем занятии я хочу подарить вам раскраски русских народных сказок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия в старшей группе детского сада Тема: «Путешествие в стране Светофории»

Программное содержание: Уточнить понятие «знак», умение различать дорожные знаки и знаки поведения в лесу. Упражнять в умении  выделять дорожные знаки(сервиса, запрещающие ,предупреждающие),объед...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе компенсирующей направленности на тему «Путешествие в страну Красивой речи»

Занятие напревлено на закрепление знаний детей по лексическим темам с помощью игровой мотивации....

«Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)

laquo;Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)...

«Путешествие в страну Сказок». Открытое интегрированное занятие в старшей группе

Направление: Познавательная деятельность.Цель: Формировать у детей интерес к получению знаний о русских народных и литературных сказках через интеграцию образовательных областей: познание, физическое ...

Тема: «Путешествие в страну сказок» Конспект интегрированной ОД в старшей группе

Тема:  «Путешествие в страну сказок» Конспект интегрированной ОД в старшей группе...

Тема: «Путешествие в страну Знаний» Итоговое интегрированное занятие в старшей группе

Тема: «Путешествие в страну Знаний»Итоговое интегрированное занятие в старшей группе...