«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)
план-конспект занятия (подготовительная группа) на тему
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе (социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие детей)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puteshestvie_v_stranu_folklora.doc | 48.5 КБ |
Предварительный просмотр:
«Путешествие в страну уральского фольклора»
(конспект интегрированного занятия
в подготовительной к школе группе)
Программное содержание:
- Познакомить с характерными чертами уральского фольклора.
- Закрепить знания о жанрах и видах уральского народного творчества.
- Развивать любознательность, речевые умения.
- Воспитывать интерес к культурному уральскому наследию народа.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие.
Словарная работа:
Активизация: потешки, прибаутки, скороговорки, завалинки.
Обогащение: фольклор
Предварительная работа: Знакомство с жанрами и видами уральского народного творчества (заучивание пословиц, поговорок, потешек, чтение сказок).
Оборудование: глобус, маршрутная карта, письмо, сундучок, костюмы для дедушки Фольклора, Петрушки, Дрёмы, внучки, канат, дерево с яблоками, снежинки.
Организационный момент:
Воспитатель: Ребята, скажите, в какой стране мы с вами живём?
Дети: Россия.
(Показать на карте её местонахождения, обратить внимание на большую территорию).
Воспитатель: Кто знает, как называется то место России, где мы с вами живём?
Дети: Урал.
(Показать Урал на карте России).
Воспитатель: Эту часть России называют краем, Уральским краем. О нём знают не только в России, но и в других странах: Америке, Англии, Германии.
Воспитатель: Чем же знаменит наш Урал?
Почему о нём знают люди во многих странах? Чем он богат?
(Ответы детей: Знаменит камнями самоцветными, железной рудой, золотом. Знаменит горами, реками, озёрами, лесами со смоляным запахом.)
Воспитатель: А ещё наш край богат фольклором. А вы знаете, что такое фольклор.
Дети: Это песни, пословицы, поговорки, потешки, прибаутки, загадки, скороговорки, игры, хороводы, сказки.
Воспитатель: А кто их сочинил?
Дети: Народ.
Ход образовательной деятельности:
Воспитатель:
Как у нас на Урале уж давно повелось,
Чтобы весело всем и счастливо жилось,
Чтоб не плакал никто и никто не скучал,
Сам народ для себя песни – шутки слагал.
Наши дедушки, бабушки нам говорили
Как плясали они, хороводы водили.
Как смеялись, шутили, песни звонкие пели,
Своих деток учили петь ещё с колыбели.
(Раздаётся стук в дверь, вносят сундучок).
Воспитатель: Дети, нам сундучок принесли. Кто мог его передать? Давайте откроем сундучок и узнаем, от кого он.
(Воспитатель открывает сундучок и достаёт маршрутную карту и письмо).
Воспитатель: Вот так чудо! Посмотрите, какая-то карта. Да здесь ещё письмо. (читает).
Здравствуйте, дорогие внучата!
Я очень скучаю и жду вас в гости.
А чтоб вы не сбились с пути,
Посылаю вам маршрутную карту.
Вас ждут чудеса.
Желаю вам удачи!
В добрый час и до встречи! Ваш дедушка «Фольклор».
Воспитатель: Интересное послание. И имя очень странное у дедушки – Фольклор. Мы с вами знаем, что такое фольклор? (ответы детей)
Воспитатель: И у нас на Урале люди тоже занимались фольклором.
И мы сегодня попутешествуем по нашему родному краю – Уралу и лучше познакомимся с нашим уральским фольклором.
Наш путь не лёгкий и не близкий.
(Воспитатель смотрит на карту).
Ой, здесь какие-то квадратики, прямоугольники, полоски, стрелочки.
Что это значит? (рассматривают)
Дети: Это план нашего зала!
Прямоугольники – столы, стрелки – указатели, куда идти, полоски – окна, квадраты – стулья, а вот волшебное дерево и дорожка к домику.
Воспитатель: Всё очень просто. Вперёд!
Куда указывает первая стрелочка?
Дети: Стрелочка указывает, что нужно идти к столу.
Воспитатель: Мы пришли в «Переулок загадок», но кто нам их загадает?
Ой, кто-то сидит. Здравствуйте, вы кто?
Внучка: Я внучка дедушки Фольклора. Зовут меня Загадка. Долго ждать не могла, так как много дел у меня. А для вас я приготовила загадки. Если вы их отгадаете, то сможете идти дальше к следующему перекрёстку. Желаю успехов!
- Что выше леса, краше света, без огня горит? (солнце)
Воспитатель: Ребята, а как вы догадались, что это солнце? Объясните пожалуйста.
(Ответы детей).
Загадка: Будьте внимательны, отгадывая следующие загадки!
- Не матушка родима, а гостинцем наделила (яблоко)
- Всегда во рту, а не проглотишь (язык)
- Согнута в дугу, летом на лугу, зимой на крюку (коса)
Воспитатель: Ребята мы все загадки отгадали. Молодцы! Можно идти дальше. Куда указывает нам стрелочка?
Опять прямоугольник. Он обозначает столик. А вот указатель (Читает) «Перекрёсток скороговорок».
Всех скороговорок не переговоришь, а мы попробуем.
Дети, вы знаете скороговорки?
А какие вы знаете скороговорки?
Проговорите их.
- Три вороны на воротах.
- Около кола – колокола.
- Мылась Мила мылом.
- У Ёлки иголки колки
- За – за, прилетела стрекоза.
- Приготовила Лариса для Бориса суп из риса.
- Коси, коса, пока роса. Роса долой, и мы домой.
Воспитатель: Хороши ваши язычки, справились со скороговорками. А теперь идём дальше.
На карте стрелочка указывает на полоски, а они, как мы уже знаем, обозначают окна.
Идём к окнам. А вот указатель «Улица поговорок и пословиц».
(на полу разбросаны снежинки)
Воспитатель: Как много снежинок нападало!
Соберём снежинки?
Воспитатель: Ой, здесь на снежинках написаны поговорки и пословицы, но не полностью.
Пословицы есть и про смех, шутку, веселье, есть про труд, работу, есть про дом, хозяйство, про людские отношения.
У нас на Урале живут разные народы: русские, башкиры, татары, они все сочиняли пословицы и поговорки.
Пословица недаром молвится.
Нужно вспомнить продолжение начатой пословицы и поговорки.
Будьте внимательны! Я говорю начало, а вы концовку.
Вот послушайте русские пословицы.
- Кто в радости живёт…(того и кручина неймёт)
- Без дела жить…(только небо коптить)
- Хозяин добр…(и дом хорош)
- Нет такого дружка…(как родная матушка)
Воспитатель: А теперь послушайте башкирские пословицы.
- Без труда не…(появится еда)
- Человек землю поднимает…(а земля человека)
Воспитатель: Есть и татарские пословицы.
- Какова яблоня…(таковы и яблоки)
- Яйцо не учит… (курицу)
- Человек без родины…(соловей без песни)
Воспитатель: Хорошая получилась игра.
Пословицы и поговорки вы знаете. Молодцы!
Продолжаем путь дальше.
(на стульчиках сидят двое людей. Воспитатель обращает внимание на одного из них.)
Воспитатель: Ой, кто это? Как тебя зовут?
Петрушка:
Я Петрушка – весельчак,
Могу делать так и так!
Распотешу я вас.
Наступил веселья час!
Вы, ребята, не скучайте,
Мне, Петрушке, помогайте.
Воспитатель: Кто хочет быть подружкой весёлому Петрушке?
Воспитатель: Расскажем, дети, Петрушке потешки.
Потешки:
Ваня, Ванечка! Куда ходил?
В лесочек!
Что видел?
Пенёчек!
Под пенёчком что?
Грибок!
Хвать, да в кузовок.
Воспитатель: Ребята, кто ещё знает потешку?
Федул, чего губы надул?
Кафтан прожёг!
Починить можно?
Да иглы нет!
А велика ли дыра?
Остались ворот да рукава.
Воспитатель: А кто ещё знает какие-нибудь потешки?
(Дети рассказывают свои любимые потешки).
Воспитатель: Смотрите, мы все веселимся, а этот человек грустит.
Почему ты грустишь?
Дрёма: Невесёлый я, ребята. Ох, работа трудновата. Пятый год сижу, вяжу, дремлю, дремлю, вновь засну.
Воспитатель: Да он не грустит, он задремал. Так это же Дрёма!
А какой он?
Дети: Невесёлый, грустный, сонный, хмурый, печальный.
Воспитатель: Может, мы его развеселим? Вставай, Дрёма, в хоровод.
(Русская народная игра «Костромушка – Кострома»).
Воспитатель: Опять задремал! Возьмём с собой Дрёму в дорогу, чтоб он не заснул, и Петрушку позовём, ведь он весёлый.
Смотрите, стрелочка на карте показывает на дерево. Где же оно?
(Дети показывают дерево).
Воспитатель: Да, на нём мы видим указатель: «Аллея сказок».
Дерево с яблоками.
Ребята, а из какой сказки это дерево?
«Съешь моего наливного яблочка…».
Дети: Из сказки «Гуси – лебеди».
Воспитатель: Мы с вами тоже сорвём по одному яблочку, и может быть, быстрее доберёмся до дедушки Фольклора. Яблочки - то ведь непростые!
(Дети срывают яблоки по очереди, отдают воспитателю).
Воспитатель: Что же на них написано?
Всё понятно – загадки про сказки.
Слушайте внимательно.
Сказочные загадки
- В какой сказке есть чудесный пень, где сесть мохнатому не лень? Только вот одна беда, не мог он скушать пирожка.
(«Машенька и медведь»)
- Хитрый гость так часто ходит, что-нибудь с собой уносит. Полежит, переспит и хозяев обхитрит.
(«Лисичка со скалочкой»)
- Быстро лето пролетело, осень вслед ушла. Работа закипела – за дело принялись друзья. Заготовили всё впрок. Нос не сунет серый волк. Живите на здоровье! Построено…
(«Зимовье»)
- Дом построили друзья, жили весело, пока не пришёл под вечерок Мишка, Мишенька – дружок. Был и низок и высок расчудесный…
(«Теремок»)
- Назовите, пожалуйста, имя сказочной героини, которая путешествует в ступе, помогая движению помелом.
(Баба Яга)
- В какой сказке девочка за своё трудолюбие получила сундучок с богатством.
(«Морозко»)
- В какой сказке к маленькому, безобидному герою прилипают разные звери».
(«Бычок – смоляной бочок»)
Воспитатель: Ребята, вы отлично справились с заданием! Пришло время поиграть.
У нас на Урале раньше на всех праздниках любили играть в игру «Перетягивание каната».
(делятся на две команды, игра «Перетягивание каната»).
Воспитатель: На карте осталось только одна дорожка. Куда она ведёт, не знаю. Дедушки Фольклора не видно. Смотрите дом, может он в нём? Давайте постучимся.
(Дети подходят к домику, стучат. Выходит дедушка Фольклор).
Дед Фольклор: Здравствуйте, дорогие внучата. Вот мы и встретились. Очень рад нашей встрече.
Вы прошли нелёгкий путь, добираясь до меня.
Как в народе говорят: «Кончил дело – гуляй смело!»
Вот и вас я приглашаю в хоровод, веселись народ!
(Дед Фольклор с детьми водит «Уральский хоровод»)
Дед Фольклор:
Кончилось веселье –
Пришло время угощенья!
Не робейте, не стесняйтесь,
Сладостями угощайтесь!
(Воспитатель и дети благодарят дедушку Фольклора и прощаются).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Волшебное путешествие в страну сказочной феи" - конспект развивающего занятия педагога-психолога
Современное общество живет в эпоху кризисов и социальных перемен и на многих взрослых людей эти явления действуют угнетающе, приводят к ухудшению их физического и психологического со...
«Путешествие в страну дорожных знаков». Конспект интегрированной образовательной деятельности в средней группе по физическому и познавательному развитию
Конспект нод поможет воспитателю закрепить с детьми понятие «проезжая часть, тротуар, пешеходный переход», отработать правильное поведение около проезжей части.Помочь детям понять, что точ...
«Путешествие в страну фольклора» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)
Цели:Образовательные: Познакомить с характерными чертами русского народного фольклора; закрепить знания о жанрах и видах русского народного творчества.Развивающие: Развивать любознательность, речевые ...
«Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)
laquo;Путешествие в страну Фольклорию» (конспект интегрированного занятия в старшей группе)...
Познавательное развитие. Ребёнок и окружающий мир. Тема: «Страна разноцветных игр» Конспект интегрированного занятия в ДОУ в соответствии с требованиями ФГОС.
Ребёнок и окружающий мир. Тема: «Страна разноцветных игр». В ходе проведения занятия были использованы игры различного направления. 1. «Назови дорожный знак». 2. Игра на ложках под мелодию: «Во ...
«Путешествие в страну уральского фольклора» (конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе)
Конспект интегрированного занятия в подготовительной к школе группе "Путешествие в страну уральского фольклора"Программное содержание:Познакомить с характерными чертами уральског...
Путешествие в страну геометрических фигур. Конспект игрового занятия по РЭМП в логопедической подготовительной к школе группе
Конспект НОД по фэмп. В процессе занятия дети закрепляют представления о геометрических фигурах: треугольник, прямоугольник, квадрат, круг, овал, решают задачи на синтез и анализ: выделение...