конспект занятия звук и буква Э
план-конспект занятия по развитию речи (старшая, подготовительная группа)

 Антипина Елена Михайловна

уточнить артикуляцию звука [э]; учить выделять звук [э] из состава слова; обучать звуковому анализу; уп­ражнять в образовании сложных слов; образовывать форму  род. падежа ед. числа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл звук Э45.86 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное  дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Росинка» г. Ядрина Чувашской Республики

КОНСПЕКТ

подгруппового логопедического занятий с использованием    ИКТ с детьми, имеющими нарушения речи 5 – 7 лет

Тема: «Звук Э»

        

Учитель-логопед

I квалификационной категории

Антипина Елена Михайловна

Ядрин

Тема: Звук [э].

Цель: уточнить артикуляцию звука [э]; учить выделять звук [э] из состава слова; обучать звуковому анализу; упражнять в образовании сложных слов; образовывать форму  род. падежа ед. числа,(это Эскимо, это Эксковатор и т.д.) согласование притяжательных местоимений (это мой, моя, моё); развивать артикуляционную моторику, голос.

Оборудование: зеркала,  символ звука, схемы, предметные картинки, цифры, компьютер.

Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Познакомить со звуком [Э], его артикуляционным образом.
Коррекционно-развивающие:
Закреплять умение определять гласный звук в начале слова.
Развивать фонематический слух на данный акустический образ.
Развивать навыки звукового анализа.
Закрепить умение образовывать сложные слова: одноэтажный, многоэтажный и т.д.
Закреплять слова со звуком Э
Учить образовывать форму  род. падежа ед. числа,(это Эскимо, это Эксковатор и т.д.) согласование притяжательных местоимений (это мой, моя, моё).

Развивать зрительную память.
Развивать артикуляционную, мелкую, общую моторику.
Работать над силой голоса.
Коррекционно-воспитательные:
Воспитывать навыки самоконтроля, умение слушать своих товарищей.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности. Умение работать парами и самостоятельно.


План занятия:

I.        Организационный момент

II.        Сообщение темы занятия

Закрепление звуков А, О, У

III.        Изучение нового материала:

           Нахождение звуков в словах по символу

             Знакомство со звуком Э

Работа над голосом и интонацией

Развитие фонематического слуха

Знакомство со словами в которых есть звук Э

IV.        Физкультминутка  1,2,3,4,5

Закрепление новых  слов в пальчиковой  гимнастике

V.  продолжение  нового материала

          Игра «чего не стало ?»

   «Это мой, моя, моё»

VI .Физкультминутка речь с движением

VII продолжение  нового материала

Определим место звука в слове.

Образование сложных слов

VIII.         Закрепление изученного материала

Найди картинку и нарисуй дорожку к звуку.

Развитие мелкой моторики

Итог занятия рефлексия

           

Ход занятия.

1.        Организационный момент.

Задание «Выделить гласный звук в слове по картинкам и символу».

2.         Знакомство со звуком [э].

Дети наблюдают в зеркале артикуляцию звука [э]. Губы в улыбке. Зубы сближены, но не смыкаются. Кончик языка касается нижних зубов, спинка языка приподнята.

 3.        Артикуляционная гимнастика.

Чередование движений губ: «Улыбка» — «Трубочка» — «Хоботок». «Окошечко» — «Заборчик» — «Трубочка». Беззвучное артикулирование ряда гласных по звуковой дорожке.

  Характеристика звука [э] по схеме.

4.        Закрепление звука [э]

а)        — Мальчика зовут Эдик. Какой первый звук в его имени?
Произнесем имя мальчика, выделяя голосом звук
[э].

Эдик поймал рыбу, но она неожиданно сорвалась с крючка. Эдик сказал с сожалением: «Э-э-э...»

Посмотрите на мои губы. Произнесите звук [э].

б)        Работа над голосом. Дети произносят звук [э] с усилением и ослаблением голоса.

5.        Развитие фонематического слуха.

а)        Дети ловят звук в ладошки

— Я буду произносить звуки, если услышите звук Э ловите ладошками.

Логопед демонстрирует картинки и объясняет значение слов.        Дуэт         поэт           экран        аэропорт         аэроплан  эму   эхо

6.        Физминутка.

а)        Пальчиковая гимнастика.

1,2,3,4,5 слова со звуком Э будем называть.

        Выполнение движений с речевым сопровождением.

        Встаньте дружно, потянитесь!

Пошагайте, покрутитесь.

Руки вправо, руки влево,

А потом присядьте смело.

Снова встаньте, потянитесь

И друг другу улыбнитесь.

7.        Звуковой анализ.

а)        — Определите место звука [э] в словах: электричество, аэрофлот, экскурсия, многоэтажный.

     б)        учить образовывать форму  род. падежа ед. числа,(это Эскимо, это Экскаватор и т.д.) согласование притяжательных местоимений (это мой, моя, моё).

8.        Упражнение в образовании сложных слов

   а) Загадка.

К дальним селам, городам

Кто идет по проводам?

Светлое величество —

Это ...

Электричество

— Электричество вырабатывает станция. Ее называют электростанция. Посмотрите на картинку. Как образовалось это слово?        

Рассмотрите следующую картинку. Все эти приборы работают от электричества. Это электроприборы. Какие два слова соединились в этом слове?

Человека, который монтирует электрические сети, называют электромонтер. Почему его так называют?

Эдик живет в одноэтажном доме. Какие два слова соединились в слове одноэтажный?

У вас цифры, которые показывают количество этажей в доме. Соедините в одно слово число (два, три, ...) и слово этаж. Какой получится дом?

В некоторых домах много этажей? Какие это дома? (Многоэтажные.) А в каком доме вы живете?

9. Итог занятия.

Дети повторяют слова-названия картинок


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия "Звук и буква У"

Звук «у». Буква У. Цель: 1. Закрепить навык четкого произношения звука [у];2. Научить определять позиции звука [у] в слове;3. Познакомить с буквой У;4. Четкое произнесение звук. О...

Конспект занятия "Звук и буква Щ"

Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе. ...

Конспект занятия "Звук и буква О"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе  компенсирующей направленностиТЕМА: «ЗВУК И БУКВА О»...

Конспект занятия "Звук и буква Ы"

Конспект  по звукопроизношению в подготовительной группе для детей с ОНР  по теме «Звук и буква Ы»...

Конспект занятия Звук и буква «М»

Данный конспект разработан для детей старшей логопедической группы....

Конспект занятия. Звук и буква П.

Данный конспект занятия позволит детям закрепить произношение звука [П], а также познакомить с печатным написанием буквы П....