Конспект занятия "Звук и буква Щ"
методическая разработка (обучение грамоте, старшая группа) по теме
Конспект занятия по обучению грамоте в старшей группе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Звук и буква Щ.doc | 37 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Звук и буква Щ. Путешествие по стране Знаний.
Цель: познакомить детей со звуком и буквой Щ.
Задачи:
1.Коррекционно-обучающие:
-обучение четкому произношению звука Щ, звуковому анализу;
- знакомство с буквой Щ.
2.Коррекционно-развивающие:
- развитие лексико-грамматического строя речи;
- развитие фонематического слуха;
- развитие мелкой моторики;
- развитие произвольного внимания.
3.Коррекционно-воспитательные:
-воспитывать умение слушать логопеда и других детей.
Оборудование: ТСО (магнитофон), кукла Фея, зеркала, игрушка Кот, Щенок, изображение Чудища, плакат с картинками на звук Щ, изображение буквы Щ, картинки с изображениями, на что похожа Щ, конверты с индивидуальными заданиями для детей, ручки, карандаши, фломастеры, доска магнитная.
Ход занятия:
1. Организационный момент:
За минуту до начала занятия включается музыка, чтобы стоящие за дверью дети услышали первые сказочные звуки.
Л: Ребята, сейчас мы войдем с вами в волшебную сказочную страну. Вы слышите эти звуки – сказка ждет вас. Но войти в волшебную страну может только тот, кто умеет слушать то, что происходит вокруг него. И только тот, кто умеет ходить легко и мягко, не нарушая покоя в волшебной стране. Поэтому сейчас мы тихонечко, не разговаривая друг с другом, мягко и осторожно ступая, войдем в волшебную страну. А теперь … (шепотом) – пошли!
2. Сообщение темы занятия.
Дети входят в группу и видят Фею.
Л: Ребята, посмотрите, нас встречает сама Прекрасная Фея Знаний!
Логопед говорит от лица Феи: Я рада приветствовать вас в моей сказочной стране Знаний. Я давно наблюдаю за вами, и вы мне очень нравитесь! Вы справлялись со всеми моими заданиями. Вы просто молодцы! Вам не страшны никакие трудности и преграды. Сегодня я пригласила вас в свою страну Знаний, для того, чтобы совершить по ней интересное увлекательное путешествие, а заодно и узнать что-то новое. Сегодня вы должны познакомиться с новым звуком. Послушайте веселое стихотворение:
Два щенка щека к щеке
Щиплют щетку в уголке.
Да у щетки половой
Палка есть над головой.
Палка щелк щенков с плеча,
Два щенка ушли ворча.
О ком это стихотворение? Какой звук встречается в нём чаще всего?
Правильно. Это звук Щ.
А теперь найдем звук Щ в моих волшебных зеркалах и посмотрим, что должен делать язычок когда мы произносим звук Щ.
3. Характеристика звука.
Смотрят в зеркала.
Язычок поднимается к небу. Губы округляются и вытягиваются вперёд.
Дети отходят от зеркал.
Фея: Спасибо вам, волшебные зеркала.
Л: Ребята, мне кажется, я слышу стук колес паровоза.
Дети вместе с логопедом и Феей подходят к звуковому поезду.
Л: Посмотрите, подъехал паровоз с вагончиками. Есть пустой вагончик. Там не хватает звука Щ, а чтобы он там появился, вы должны дать звуку Щ характеристику.
Есть преграда – звук согласный, глухой, всегда мягкий.
4. Развитие фонематического анализа и синтеза.
Фея: Ребята, я вас ненадолго оставляю, отправляйтесь в путешествие по моей стране. Я думаю, что вы справитесь со всеми моими самыми сложными заданиями. А дорогу вам будут указывать стрелочки.
А) Д/и «Собери слово».
Л: Загадка: Глазищи, усищи, хвостище, когтищи, а моется всех чище. Кто это?
Дети: Кошка.
Кошка: Здравствуйте, ребята. Давно я тут сижу и вас поджидаю. Заскучала даже. Давайте поиграем!
Логопед открывает конверт с заданиями. Нужно слоги поменять местами, чтобы получилось слово.
Ка, щу цы, щип ща, ро щи, кле гол, ще щи, ле щик, я ка, ще
ка, щеп
Спасибо, ребята. Отправляйтесь дальше. И никуда с пути не сворачивайте.
Б) «Работа с картинками»
Л: Ребята, посмотрите, да у Чудища не глаза, а что? (глазищи), не усы, а (усищи), не нос, а (носище), не руки, а (ручищи), не ноги, а (ножищи). Но мы его не боимся. Это доброе большое Чудище.
Чтобы нам дальше пройти, нужно выполнить следующее задание:
На плакате нарисованы картинки со звуком Щ. Провести линию от картинки к схеме (начало, середина, конец слова), в зависимости от расположения звука в слове.
Физминутка. Дети идут по стрелкам, а логопед в это время говорит:
Мы расправим плечи
И сведем лопатки.
Вот идем мы на носках,
А потом на пятках.
5. Знакомство с буквой.
Дети идут дальше по стрелочке и видят букву Щ.
Л: Ребята, посмотрите, а буква Щ давно нас тут заждалась!
Щ: Здравствуйте, дети. Я – буква Щ. У меня есть для вас стихотворения обо мне.
Логопед читает стихотворения о букве и показывает картинки.
На расческу Щ похожа.
Три зубца всего? Ну что же!
Хватать, глотать умеют щуки –
Другой не нужно им науки!
Буква Щ поможет нам
Чистить зубы по утрам.
Щ: Я приготовила для вас задания. Возьмите эти конверты. На них написаны ваши имена. Каждый возьмет свой конверт.
1.Задание: расставить буквы по порядку в соответствии с цифрами.
2.Задание: Звуковой анализ получившегося слова из первого задания. (слова пища, щавель, тащу, ищу, роща, щука, щётка). У каждого ребенка своё слово.
Щ: Молодцы, ребята. У меня есть дружок, веселый Щенок и он хочет с вами поиграть.
Щенок: А у меня есть для вас кроссворд!
Дети отгадываю кроссворд.
Выполнив задания, дети подходят по стрелочкам к Фее.
6. Итог занятия.
Спрашивает, что с ними происходило в ее стране знаний. Фея хвалит их. Благодарит.
Дети рассказывают Фее, что им понравилось. Кого они встретили и какие задания выполняли.
Фея: Я не ошиблась в вас. После таких приключений вы стали умнее и сообразительнее. Я думаю, что вы уже готовы пойти в школу и учиться там, на одни четверки и пятерки.
Я хочу вам подарить небольшой сладкий подарок от себя. Это одно из самых моих любимых лакомств. В его названии тоже есть звук Щ. Как вы думаете, что это?
Щербет. Кушайте и вспоминайте мою сказочную страну.
Но теперь вам пора домой. Слышите волшебную музыку...
Фея прощается с детьми. Звучит музыка, и дети осторожно выходят, так же как и входили.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект логопедического занятия "Буква З.Звуки [з],[з\']. В гостях у Зои".
Занятие по обучению грамоте....
Конспект коррекционного занятия «Буква К. Поиск общего в построении букв» для детей с нарушением зрения (подготовительная группа)
Это одно из полного курса авторских занятий по развитию восприятия графического изображения букв для детей подготовительной к школе группы, имеющих нарушения зрения. У таких детей гораздо чаще, чем у ...
конспект "Звук ш. Буква Ш. Дифференциация звуков С – Ш"
Конспект непосредственной образовательной деятельностипо подготовке к обучению грамотедля детей с задержкой психического развитияподготовительной к школе группыпо теме: «Звук ш. Буква Ш. Дифференциаци...
Конспект НОД "Поссорились буквы Ш и Ж"
конспект по речевому развитию детей старшего дошкольного возраста...
конспект занятия "Путешествие буквы Р и капитана Рыка"
Занятие рассчитано на детей 6-7 лет с тяжёлыми нарушениями речи. Проводится с использованием интерактивных технологий Мимио....
Конспект "Знакомство с буквой Ц"
Конспект для проведения занятия по теме "Знакомство с буквой Ц"...