рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)

Развитие речи.

Старшая группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл razvitie_rechi_st.gr_.docx 26.17 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи.

Старшая подгруппа.        

Задачи.

Формирование словаря.

Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых.

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый – снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун – озорник – проказник), с противоположным значением (слабый – сильный, пасмурно – солнечно).

Помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.

Звуковая культура речи.

Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р.

Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).

Отрабатывать интонационную выразительность речи.

Грамматический строй речи.

Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно их исправить.

Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).

Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал – прибежал).

Учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.

Связная речь.

Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.

Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.

Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями.

Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незаконченным сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.

К концу года дети могут.

Объяснять правила игры, аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника.

Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.

Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.

Определять место звука в слове.

Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.

Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.

 

Старшая подгруппа

Тема

Целевые ориентиры

1

Мы – воспитанники старшей группы!

Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и выяснить почему старшие дошколята хотят стать учениками. Учить детей правильно строить предложения.

2

Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки».

Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями.

3

Пересказ сказки «Заяц-хвастун»

Помочь детям составить план сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана.

4

Звуковая культура речи:  дифференциация звуков з – с.

Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой.

5

Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранние осени.

Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе.

6

Заучивание стихотворения И. Балоусова «Осень».

Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень».

7

Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней.

Развивать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана.

8

Веселые рассказы Н. Носова.

Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. Учить детей понимать юмористический смысл произведения.

9

Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель».

Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем.

10

Учимся вежливости.

Рассказать детям о некоторых правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи.

11

Обучение рассказыванию: описание кукол.

Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом.

Тема

Целевые ориентиры

12

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц.

Закреплять правильное произношение заданных звуков; учить дифференцировать эти звуки: различать в словах, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить с новой загадкой.

13

Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней.

Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана.

14

Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный».

Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять ее смысл.

15

Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет».

Упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет». Научить выразительно читать его.

16

Литературный калейдоскоп.

Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят.

17

Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение».

Приобщать детей к поэзии; развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений.

18

Рассказывание по картине.

Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ.

19

Чтение русской народной сказки «Хаврошечка».

Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных.

20

Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш.

Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова с заданными звуками; отрабатывать речевое дыхание.

21

 Чтение сказки «Айога». Обучение рассказыванию.

Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога».

Тема

Целевые ориентиры

22

Завершение работы над сказкой «Айога».

Приучать ответственно относиться к заданиям воспитателя.

23

Небылицы-перевертыши.

Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы.

24

Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат».

Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения.

25

Чтение стихотворений о зиме.

Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Приобщать их к высокой поэзии.

26

Дидактические стихотворения «Хоккей», «Кафе».

Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); веста диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»).

27

Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела».

Помочь детям понять и запомнить содержание сказки. Учить пересказывать ее.

28

Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове.

29

Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце».

Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце».

30

Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой».

Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой».

31

Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…»

Развивать творческое воображение детей. Помогать логично и содержательно строить высказывания.

32

Дидактические игры со словами.

Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова.

33

Беседа на тему «Я мечтал…» дидактическая игра «Подбери рифму».

Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить предложения.

34

Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза».

Познакомить детей с новым произведением. Помочь понять, почему это рассказ, а не сказка.

35

Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения».

Учить детей целенаправленному рассматриванию картины; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ.

Тема

Целевые ориентиры

36

Интегрированное занятие «Зима»

Расширить знания детей о свойствах льда и углубить знания детей о зимнем времени года. Формировать умение вести диалог. Учить подбирать определения к словам.

37

Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», и стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово».

Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы», и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами.

38

Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - ж.

Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение заданных звуков.

39

Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок».

Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям).

40

Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство».

Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать новое стихотворение.

41

Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?»

Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова.

42

Беседа на тему «О друзьях и дружбе».

Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности.

43

Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово».

Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов.

44

Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка».

Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова)

45

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ.

Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки.

46

Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж».

Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи.

47

Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки».

Развивать умение читать стихотворение по ролям. Учить понимать юмористический смысл стихов.

48

Обучение рассказыванию по картине «Зайцы».

Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. Давать ей название.

Тема

Целевые ориентиры

49

Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…»

Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи.

50

Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихов Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном».

Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим.

51

Составление рассказа по картинкам «Купили щенка»

Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимися событиями.

52

Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…»

Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать.

53

Чтение рассказа из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение».

Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения.

54

Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства».

Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства». Помочь им оценить поступок мальчика.

55                                                                                                                                  

Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – ц. чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

Учить детей дифференцировать звуки ц и ч. Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах».

56

Чтение сказки «Сивка-Бурка».

Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить с новой сказкой.

57

Звуковая культура речи: дифференциация звуков р – л.

Упражнять детей в различении звуков р и л в словах, фразовой речи. Учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук.

Тема

Целевые ориентиры

58

Чтение стихотворений о весне.  Дидактическая игра «Угадай слово».

Продолжать приобщать детей к поэзии. Учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи.

59

Обучение рассказыванию  по теме «Мой любимый мультфильм».

Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта.

60

Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…»

Помочь детям вспомнить программные стихотворения. Помочь запомнить и выразительно читать новое стихотворение.

61

Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову)

Продолжать учить детей пересказывать.

62

Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга».

Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга».

63

Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».

Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик».

64

Литературный калейдоскоп.

Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой.

65

Обучение рассказыванию по картинкам.

Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями.

66

Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения.

Уточнить, что такое рассказ. Познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей.

67

Лексические упражнения.

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

68

Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол».

Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол».

69

Звуковая культура речи. Проверка усвоенного материала.

Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их

70

Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни».

Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта.

71

Повторение пройденного материала.

Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога)

72

Лексические упражнения.

Проверить, насколько богат словарный запас детей.

73

Повторение пройденного материала.

Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

ИЗОдеятельность. рисование.старшая и подготовительная группы...

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

лепка/аппликация для старшей и подготовительной группы...

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

ознакомление с природой в детском саду.ознакомление с предметным и социальным окружением....

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

Формирование элементарных математических представлений годовое планирование для старшей группы...

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

Формирование элементарных математических представлений. подготовительная группа....

Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

Развитие речи.Подготовительная группа....

Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

Годовое планирование по занятиям физической культурой в старшей и подготовительной группах....