рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
рабочая программа по развитию речи (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Развитие речи.
Старшая подгруппа.
Задачи.
Формирование словаря.
Осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знания детей об окружающем. Обогащать речь существительными, обозначающими предметы из бытового окружения, профессии, растения, животных, птиц; прилагательными, характеризующими свойства и качества предметов, эмоции, чувства, переживания; наречиями, обозначающими взаимоотношения людей, их отношение к труду, характеризующими настроение человека, его отдых.
Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному (белый – снег, сахар, мел), слов со сходным значением (шалун – озорник – проказник), с противоположным значением (слабый – сильный, пасмурно – солнечно).
Помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом.
Звуковая культура речи.
Закреплять правильное, отчетливое произношение звуков. Учить различать на слух и отчетливо произносить сходные по артикуляции и звучанию согласные звуки: с – з, с – ц, ш – ж, ч – ц, с – ш, ж – з, л – р.
Продолжать развивать фонематический слух. Учить определять место звука в слове (начало, середина, конец).
Отрабатывать интонационную выразительность речи.
Грамматический строй речи.
Продолжать совершенствовать умение согласовывать слова в предложениях: существительные с числительными (пять груш, трое ребят) и прилагательные с существительными (лягушка – зеленое брюшко). Помогать детям замечать неправильную постановку ударения в слове, ошибку в чередовании согласных, предоставлять возможность самостоятельно их исправить.
Знакомить с разными способами образования слов (сахарница, хлебница; масленка, солонка; воспитатель, учитель, строитель).
Упражнять в образовании однокоренных слов (медведь – медведица – медвежонок – медвежья), в том числе глаголов с приставками (забежал – выбежал – прибежал).
Учить правильно употреблять существительные множественного числа в именительном и винительном падежах; глаголы в повелительном наклонении; прилагательные и наречия в сравнительной степени; несклоняемые существительные.
Связная речь.
Продолжать совершенствовать диалогическую форму речи. Поощрять попытки высказывать свою точку зрения в ответе на поставленный вопрос, в доброжелательной форме высказывать согласие или несогласие с ответом товарища; развивать умение поддерживать непринужденную беседу.
Развивать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
Учить (по плану и образцу) рассказывать о предмете, о содержании сюжетной картины, составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимися событиями.
Развивать умение составлять рассказы о событиях из личного опыта (по плану), придумывать концовки к незаконченным сказкам. Формировать умение составлять небольшие рассказы творческого характера на тему, предложенную воспитателем.
К концу года дети могут.
Объяснять правила игры, аргументировано оценивать ответ, высказывание сверстника.
Употреблять сложные предложения разных видов; при пересказе пользоваться прямой и косвенной речью.
Самостоятельно составлять по образцу рассказы о событиях из личного опыта, по сюжетной картине, по набору картинок; сочинять концовки к сказкам; последовательно, без существенных пропусков пересказывать небольшие литературные произведения.
Определять место звука в слове.
Подбирать к существительному несколько прилагательных; заменять слово другим словом со сходным значением.
Употреблять слова, относящиеся к миру человеческих взаимоотношений.
Старшая подгруппа
№ | Тема | Целевые ориентиры |
1 | Мы – воспитанники старшей группы! | Побеседовать с детьми о том, как теперь называется их группа и выяснить почему старшие дошколята хотят стать учениками. Учить детей правильно строить предложения. |
2 | Рассказывание русской народной сказки «Заяц-хвастун» и присказки «Начинаются наши сказки». | Вспомнить с детьми названия русских народных сказок и познакомить их с новыми произведениями. |
3 | Пересказ сказки «Заяц-хвастун» | Помочь детям составить план сказки; учить пересказывать сказку, придерживаясь плана. |
4 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з – с. | Упражнять детей в отчетливом произношении звуков з – с и их дифференциации; познакомить со скороговоркой. |
5 | Обучение рассказыванию: составление рассказов на тему «Осень наступила». Чтение стихотворений о ранние осени. | Учить детей рассказывать (личный опыт), ориентируясь на план. Приобщать к восприятию поэтических произведений о природе. |
6 | Заучивание стихотворения И. Балоусова «Осень». | Помочь детям запомнить и выразительно читать стихотворение И. Белоусова «Осень». |
7 | Рассматривание сюжетной картины «Осенний день» и составление рассказов по ней. | Развивать умение детей составлять повествовательные рассказы по картине, придерживаясь плана. |
8 | Веселые рассказы Н. Носова. | Познакомить детей с новыми веселыми произведениями Н. Носова. Учить детей понимать юмористический смысл произведения. |
9 | Лексические упражнения. Чтение стихотворения С. Маршака «Пудель». | Активизировать в речи детей существительные и прилагательные; познакомить с произведением-перевертышем. |
10 | Учимся вежливости. | Рассказать детям о некоторых правилах поведения, о необходимости соблюдать их; активизировать в речи дошкольников соответствующие слова и обороты речи. |
11 | Обучение рассказыванию: описание кукол. | Помочь детям составить план описания куклы; учить дошкольников, составляя описание самостоятельно, руководствоваться планом. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
12 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ц. | Закреплять правильное произношение заданных звуков; учить дифференцировать эти звуки: различать в словах, называть слова со звуками с и ц; развивать умение слышать в рифмовке выделяемое слово; упражнять в произнесении слов с различной громкостью и в разном темпе. Познакомить с новой загадкой. |
13 | Рассматривание картины «Ежи» и составление рассказа по ней. | Помочь детям рассмотреть и озаглавить картину. Учить самостоятельно составлять рассказ по картинке, придерживаясь плана. |
14 | Лексико-грамматические упражнения. Чтение сказки «Крылатый, мохнатый да масляный». | Упражнять детей в подборе существительных к прилагательному. Познакомить с русской народной сказкой «Крылатый, мохнатый да масляный», помочь понять ее смысл. |
15 | Учимся быть вежливыми. Заучивание стихотворения Р. Сефа «Совет». | Упражнять детей в умении быть вежливыми. Помочь запомнить стихотворение Р. Сефа «Совет». Научить выразительно читать его. |
16 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить у детей, какие литературные произведения они помнят. |
17 | Чтение стихов о поздней осени. Дидактическое упражнение «Заверши предложение». | Приобщать детей к поэзии; развивать поэтический слух. Упражнять в составлении сложноподчиненных предложений. |
18 | Рассказывание по картине. | Учить детей с помощью раздаточных карточек и основы-матрицы самостоятельно создавать картину и составлять по ней рассказ. |
19 | Чтение русской народной сказки «Хаврошечка». | Вспомнить известные детям русские народные сказки. Познакомить со сказкой «Хаврошечка», помочь запомнить начальную фразу и концовку произведения. Развивать умение отличать сказочные ситуации от реальных. |
20 | Звуковая культура речи: работа со звуками ж – ш. | Упражнять детей в отчетливом произнесении слов со звуками ж и ш; развивать фонематический слух: упражнять в различении (на слух) знакомого звука, в умении дифференцировать звуки ж – ш в словах; учить находить в рифмовках и стихах слова с заданными звуками; отрабатывать речевое дыхание. |
21 | Чтение сказки «Айога». Обучение рассказыванию. | Учить детей творческому рассказыванию в ходе придумывания концовки к сказке «Айога». |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
22 | Завершение работы над сказкой «Айога». | Приучать ответственно относиться к заданиям воспитателя. |
23 | Небылицы-перевертыши. | Познакомить детей с народными и авторскими небылицами, вызвать желание придумывать свои небылицы. |
24 | Пересказ рассказа В. Бианки «Купание медвежат». | Учить детей последовательно и логично пересказывать литературный текст, стараясь правильно строить предложения. |
25 | Чтение стихотворений о зиме. | Познакомить детей со стихотворениями о зиме. Приобщать их к высокой поэзии. |
26 | Дидактические стихотворения «Хоккей», «Кафе». | Упражнять детей в умении различать и выполнять задания на пространственное перемещение предмета («Хоккей»); веста диалог, употребляя общепринятые обращения к официанту («Кафе»). |
27 | Пересказ эскимосской сказки «Как лисичка бычка обидела». | Помочь детям понять и запомнить содержание сказки. Учить пересказывать ее. |
28 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков с – ш. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение звуков с – ш, на определение позиции звука в слове. |
29 | Чтение сказки П. Бажова «Серебряное копытце». | Познакомить детей со сказкой П. Бажова «Серебряное копытце». |
30 | Заучивание стихотворения С. Маршака «Тает месяц молодой». | Вспомнить с детьми произведения С. Маршака. Помочь запомнить и выразительно читать стихотворение «Тает месяц молодой». |
31 | Беседа по сказке П. Бажова «Серебряное копытце». Слушание стихотворения К. Фофанова «Нарядили елку…» | Развивать творческое воображение детей. Помогать логично и содержательно строить высказывания. |
32 | Дидактические игры со словами. | Учить детей правильно характеризовать пространственные отношения, подбирать рифмующиеся слова. |
33 | Беседа на тему «Я мечтал…» дидактическая игра «Подбери рифму». | Учить детей участвовать в коллективном разговоре, помогая им содержательно строить предложения. |
34 | Чтение рассказа С. Георгиева «Я спас Деда Мороза». | Познакомить детей с новым произведением. Помочь понять, почему это рассказ, а не сказка. |
35 | Обучение рассказыванию по картине «Зимние развлечения». | Учить детей целенаправленному рассматриванию картины; воспитывать умение составлять логичный, эмоциональный и содержательный рассказ. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
36 | Интегрированное занятие «Зима» | Расширить знания детей о свойствах льда и углубить знания детей о зимнем времени года. Формировать умение вести диалог. Учить подбирать определения к словам. |
37 | Чтение сказки Б. Шергина «Рифмы», и стихотворения Э. Мошковской «Вежливое слово». | Познакомить детей с необычной сказкой Б. Шергина «Рифмы», и стихотворением Э. Мошковской «Вежливое слово». Обогащать словарь детей вежливыми словами. |
38 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков з - ж. | Совершенствовать слуховое восприятие детей с помощью упражнений на различение заданных звуков. |
39 | Пересказ сказки Э. Шима «Соловей и вороненок». | Учить детей пересказывать текст (целиком и по ролям). |
40 | Чтение стихотворений о зиме. Заучивание стихотворения И. Сурикова «Детство». | Приобщать детей к восприятию поэтических произведений. Помочь запомнить и выразительно читать новое стихотворение. |
41 | Обучение рассказыванию. Дидактическое упражнение «Что это?» | Упражнять детей в творческом рассказывании; в умении употреблять обобщающие слова. |
42 | Беседа на тему «О друзьях и дружбе». | Продолжать помогать детям осваивать нормы поведения, учить доброжелательности. |
43 | Рассказывание по теме «Моя любимая игрушка». Дидактическое упражнение «Подскажи слово». | Учить детей составлять рассказы на темы из личного опыта. Упражнять в образовании слов-антонимов. |
44 | Чтение русской народной сказки «Царевна-лягушка». | Познакомить детей с волшебной сказкой «Царевна-лягушка» (в обработке М. Булатова) |
45 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – щ. | Упражнять детей в умении различать на слух сходные по артикуляции звуки. |
46 | Пересказ сказки А. Н. Толстого «Еж». | Учить детей пересказывать сказку, сохраняя некоторые авторские обороты; совершенствовать интонационную выразительность речи. |
47 | Чтение стихотворения Ю. Владимирова «Чудаки». | Развивать умение читать стихотворение по ролям. Учить понимать юмористический смысл стихов. |
48 | Обучение рассказыванию по картине «Зайцы». | Продолжать учить детей рассказывать о картине, придерживаясь плана. Давать ей название. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
49 | Обучение рассказыванию по картине «Мы для милой мамочки…» | Помогать детям составлять рассказы по картинкам с последовательно развивающимся действием. Способствовать совершенствованию диалогической речи. |
50 | Беседа на тему «Наши мамы». Чтение стихов Е. Благининой «Посидим в тишине» и А. Барто «Перед сном». | Помочь детям понять, как много времени и сил отнимает у матерей работа по дому; указать на необходимость помощи мамам. Воспитывать доброе, внимательное, уважительное отношение к старшим. |
51 | Составление рассказа по картинкам «Купили щенка» | Учить детей работать с картинками с последовательно развивающимися событиями. |
52 | Рассказы на тему «Как мы поздравляли сотрудников детского сада с Международным женским днем». Дидактическая игра «Где мы были, мы не скажем…» | Учить детей составлять подробные и интересные рассказы на темы из личного опыта; развивать инициативу, способность импровизировать. |
53 | Чтение рассказа из книги Г. Снегирева «Про пингвинов». Дидактическая игра «Закончи предложение». | Познакомить детей с маленькими рассказами из жизни пингвинов. Учить строить сложноподчиненные предложения. |
54 | Чтение рассказа В. Драгунского «Друг детства». | Познакомить детей с рассказом В. Драгунского «Друг детства». Помочь им оценить поступок мальчика. |
55 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков ч – ц. чтение стихотворения Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». | Учить детей дифференцировать звуки ц и ч. Познакомить со стихотворением Дж. Ривза «Шумный Ба-бах». |
56 | Чтение сказки «Сивка-Бурка». | Помочь детям вспомнить содержание знакомых волшебных русских народных сказок, познакомить с новой сказкой. |
57 | Звуковая культура речи: дифференциация звуков р – л. | Упражнять детей в различении звуков р и л в словах, фразовой речи. Учить слышать звук в слове, определять его позицию, называть слова на заданный звук. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
58 | Чтение стихотворений о весне. Дидактическая игра «Угадай слово». | Продолжать приобщать детей к поэзии. Учить задавать вопросы и искать кратчайшие пути решения логической задачи. |
59 | Обучение рассказыванию по теме «Мой любимый мультфильм». | Помогать детям составлять рассказы на темы из личного опыта. |
60 | Повторение программных стихотворений. Заучивание наизусть стихотворения В. Орлова «Ты скажи мне, реченька лесная…» | Помочь детям вспомнить программные стихотворения. Помочь запомнить и выразительно читать новое стихотворение. |
61 | Пересказ «загадочных историй» (по Н. Сладкову) | Продолжать учить детей пересказывать. |
62 | Чтение рассказа К. Паустовского «Кот-ворюга». | Познакомить детей с рассказом К. Паустовского «Кот-ворюга». |
63 | Чтение сказки В. Катаева «Цветик-семицветик». | Познакомить детей со сказкой В. Катаева «Цветик-семицветик». |
64 | Литературный калейдоскоп. | Выяснить, какие произведения малых фольклорных форм знают дети. Познакомить с новой считалкой. |
65 | Обучение рассказыванию по картинкам. | Закреплять умение детей составлять рассказ по картинкам с последовательно развивающимися событиями. |
66 | Чтение рассказа В. Драгунского «Сверху вниз, наискосок». Лексические упражнения. | Уточнить, что такое рассказ. Познакомить детей с новым юмористическим рассказом. Активизировать словарь детей. |
67 | Лексические упражнения. | Проверить, насколько богат словарный запас детей. |
68 | Чтение русской народной сказки «Финист – Ясный сокол». | Проверить, знают ли дети основные черты народной сказки. Познакомить с волшебной сказкой «Финист – Ясный сокол». |
69 | Звуковая культура речи. Проверка усвоенного материала. | Проверить, умеют ли дети различать звуки и четко и правильно произносить их |
70 | Рассказывание на тему «Забавные истории из моей жизни». | Проверить, умеют ли дети составлять подробные и логичные рассказы на темы из личного опыта. |
71 | Повторение пройденного материала. | Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога) |
72 | Лексические упражнения. | Проверить, насколько богат словарный запас детей. |
73 | Повторение пройденного материала. | Работа по закреплению программного материала (по выбору педагога) |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
ИЗОдеятельность. рисование.старшая и подготовительная группы...
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
лепка/аппликация для старшей и подготовительной группы...
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
ознакомление с природой в детском саду.ознакомление с предметным и социальным окружением....
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Формирование элементарных математических представлений годовое планирование для старшей группы...
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Формирование элементарных математических представлений. подготовительная группа....
Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Развитие речи.Подготовительная группа....
Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Годовое планирование по занятиям физической культурой в старшей и подготовительной группах....