рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
рабочая программа по математике (подготовительная группа)

Формирование элементарных математических представлений. подготовительная группа.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл podg_gr_formirov_elem_matem_predst.docx26.91 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование элементарных математических представлений.

Подготовительная подгруппа.

Задачи.

Количество и счет. Развивать умение видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных частей; учить устанавливать соотношения между частями на основе счета и составления пар предметов.

Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомить со счетом в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка.

Знакомство с цифрами от 0 до 9.

Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).

Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.

Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число.

Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и на вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).

Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.

Учить делить предмет на 2,4,8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани), а также с помощью измерения условной мерой; правильно называть части целого (половинка, одна часть из четырех, одна четвертая); понимать, что целое больше своей части, а часть меньше целого.

Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры.

Учить измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.

Развивать представление о том, что результат измерения (длины, объема) зависит от величины условной меры.

Развивать «чувство веса». Упражнять в сравнивании предметов по тяжести (тяжелее – легче) путем взвешивания на ладонях. Познакомить с весами.

Форма. Дать представление о многоугольниках (на примере треугольника, четырехугольника).

Учить моделировать геометрические формы; составлять из двух треугольников один многоугольник, из двух аленьких квадратов – большой прямоугольник; из частей круга – круг и т.д.

Закреплять представление об известных геометрических фигурах и некоторых их свойствах. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей. Учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание.

Ориентировка в пространстве. Упражнять детей в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, ниже, выше и т.д.).

Ориентировка во времени. Закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.

Дать элементарное представление о необратимости времени.

Развивать чувство времени: учить различать длительность временных интервалов (1,5,10 минут, 1 час).

Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.

К концу года дети могут.

Уметь. Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.

Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет).

Называть числа в прямом и обратном порядке до 10.

Соотносить цифру (0 – 9) с количеством предметов.

Составлять и решать задачи нВ одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (=  - +).

Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.

Делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Сравнивать целый предмет с его частями.

Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.

Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.

Определять время по часам с точностью до 1 часа.

Знать. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого десятка из двух меньших чисел.

Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.

Арифметические знаки +, -, =.

Названия месяцев года, последовательность дней недели.

Подготовительная группа

Тема

Целевые ориентиры

1

Геометрические фигуры

Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в счете в пределах 10; учить называть слово, противоположное по смыслу.

2

Величина

Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины; упражнять в счете в пределах 10; учить отсчитывать по предложенной цифре.

3

Ориентировка в пространстве

Упражнять детей в правильном обозначении предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; закреплять названия дней недели; учить составлять фигуру из восьми треугольников; закреплять названия геометрических фигур.

4

Знакомство с тетрадью

Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, знаками «больше», «меньше»; учить «записывать» и «читать» записи; упражнять в счете; учить соотносить цифру с количеством.

Тема

Целевые ориентиры

5

Знаки «равенство», «неравенство»

Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков и «читать» записи; познакомить детей со знаками «равенство» и «неравенство»; закреплять временные представления; учить называть «соседей» данного числа.

6

Знакомство с понятием «точка»

Познакомить дошкольников с понятием «точка»; закреплять представления о количественных отношениях между числами; развивать память, воображение, мышление.

7

Знакомство с понятием «линия»

Учить рисовать точки и образующие линию множества точек; закреплять умение отсчитывать предметы по одному; развивать память и логическое мышление.

8

Знакомство с линейкой

Знакомство с понятием «линейка», обучение ее практическому применению; закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 8; развитие памяти, внимания, воображения

9

Знакомство с разными видами штриховки

Познакомить дошкольников с разными видами штриховки; развитие моторики, умения выполнять правили, практически применять знания о количественном составе чисел в пределах 5; развитие умения использовать предметы и действовать без предметов.

10

Знакомство с понятием «горизонтальная линия»

Познакомить дошкольников с понятием «горизонтальная линия»; формировать умение ориентироваться в пространстве и во времени; закреплять умение считать в прямом и обратном направлении в пределах 10; развивать логическое мышление, память.

11

Знакомство с понятием «вертикальная линия»

Познакомить дошкольников с понятием «вертикальная линия»; учить сравнивать множества  способом опосредованного сравнения; закреплять счет в пределах 10; развивать интерес к познанию нового, умения логически мыслить.

12

Знакомство с понятием «наклонная линия»

Познакомить дошкольников с понятием «наклонная линия»; отрабатывать умение работать карандашом в тетради; закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10; развивать сообразительность, воображение.

13

Диктант на закрепление знаний о горизонтальных, вертикальных и наклонных линиях

Развитие памяти, мышления; отработка навыка работы с карандашом и линейкой; закрепление знания дней недели и счета в пределах 10.

Тема

Целевые ориентиры

14

Многоугольник

Познакомить детей с многоугольником, его признаками, сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием; упражнять в счете; развивать память, мышление.

15

Геометрические фигуры

Познакомить дошкольников со способами рисования многоугольника в тетради; продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10; продолжать учить делать»запись» с помощью знаков равенства и неравенства; учить «читать» запись; увеличивать и уменьшать число на единицу; упражнять в счете на ощупь.

16

Быстро, медленно

Учить составлять фигуру из восьми треугольников; закреплять названия геометрических фигур; упражнять в счете; закреплять понятия «быстрее», «медленнее»; закреплять названия месяцев, времен года.

17

Измерение

Учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1/5, 2/5 и т.д.; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков; учить классифицировать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету.

18

Знакомство с разнообразием треугольников

Познакомить дошкольников с разнообразием треугольников; развитие воображения, памяти, мышления, конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие.

19

Деньги

Познакомить детей с деньгами, их предназначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить ставить точки на пересечении линий; упражнять в ориентировке в пространстве.

20

Деление множества на части.

Упражнять в делении множества на части и объединении его частей. Закреплять навыки порядкового счета, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом.

21

Деление множества на части.

Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу. Совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать их и называть. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5

.

Тема

Целевые ориентиры

22

Вес предмета.

Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Развивать понимание независимости числа от направления счета. Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладони; учить обозначать результаты сравнения словами «Тяжелый», «Легкий», «Тяжелее», «Легче». Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме.

23

Временные отношения.

Продолжать знакомить с понятием предыдущее число к названному числу, последующее число. Уточнить представление о весе предметов и относительности веса при их сравнении. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше.

24

Многоугольники.

Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Закрепить навыки счета в прямом и обратном счете в пределах 10. Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение.

25

Масса предметов.

Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Закреплять навыки порядкового счета. Развивать умение анализировать форму предмета и его отдельных частей. Совершенствовать представления о массе предметов и умение видеть их равенство и неравенство независимо от их внешнего вида. Закреплять умение последовательно называть дни недели.

26

Второй десяток в пределах 15.

Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа.

27

Второй десяток в пределах 15.

Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Продолжать знакомить с образованием второго десятка в пределах 15. Продолжить знакомство с измерением величин с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем.

Тема

Целевые ориентиры

28

Второй десяток в пределах 20.

Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. Совершенствовать умение измерять величину предметов с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

29

Ориентировка на листе бумаги.

Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Закреплять количественный счет в пределах 15. Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

30

Ориентировка  на листе бумаги.

Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Совершенствовать навыки счета в пределах 20. Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

31

Ориентировка  на листе бумаги. Закрепление.

Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному числу в пределах 10. Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры.

32

Моделирование.

Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа. Совершенствовать навыки измерительной деятельности. Познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры. Развивать умение двигаться в заданном направлении. Закреплять умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур.

33

Деньги.

Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по видам и размерам.

34

Деньги.

Продолжать знакомить с монетами. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов. Развивать представления о времени, познакомить с песочными часами.

Тема

Целевые ориентиры

35

Время.

Продолжать знакомить с монетами разного достоинства. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20. Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам.

36

Измерение сыпучих веществ.

Продолжать уточнять представления о монетах. Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры. Познакомить с часами на макете часов. Продолжать учить определять форму предметов и их частей.

37

Далеко, близко. Интегрированное занятие.

Учить дошкольников составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их к друг другу; в ориентировке в пространстве на листе бумаги, учить пользоваться словами: «далеко», «близко» и т.д.; закрепить знание детьми своего адреса.

38

Второй десяток

Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур.

39

Часы.

Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами, учить узнавать время на макете часов. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять представления о многоугольнике; познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником.

40

Измерение жидких веществ.

Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 единицу в пределах 10. Развивать «чувство времени»; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут.

41

Задачи на сложение.

Учить составлять арифметические задачи на сложение. Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Развивать внимание, память, логическое мышление.

42

Задачи на сложение.

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Тема

Целевые ориентиры

43

Задачи на вычитание.

Учить составлять и решать простые арифметические задачи на вычитание. Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление.

44

Задачи на сложение и вычитание.

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с монетами разного достоинства. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление.

45

Время.

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами на макете часов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку.

46

Последовательность чисел в пределах 20. Закрепление.

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20. Развивать умение в делении целого на 8 равных частей, понимании отношений целого и части. Развивать логическое мышление.

47

Ориентировка в пространстве.

Учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги. Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число. Развивать умение определять местоположение предметов относительно друг друга.

48

Части суток. Закрепление.

Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после. Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур.

49

Прямые линии. Измерение

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение. Упражнять в счете предметов по образцу. Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам. Развивать внимание, память, логическое мышление.

50

Составление рисунков из геометрических фигур.

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.

Тема

Целевые ориентиры

51

Время. Закрепление.

Учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части и устанавливать отношения между мини. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание.

52

Прямые линии. Измерение

Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Продолжать формировать умение проводить прямые линии и измерять их длину по клеткам.

53

Геометрические фигуры.

Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполнять задания по словесной инструкции.

54

Величина предметов. Закрепление.

Учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз. Развивать логическое мышление, память.

55

Геометрические фигуры. Закрепление.

Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. Развивать логическое мышление, память.  

56

Прямые линии. Измерение

Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Продолжать формировать умение проводить прямые линии и измерять их длину по клеткам.

57

Составление рисунков из геометрических фигур.

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.

58

Задачи на сложение и вычитание.

Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление.

Тема

Целевые ориентиры

59

Геометрические фигуры. Закрепление.

Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры. Упражнять в прямом и обратном счете.

60

Задачи на сложение и вычитание.

Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление.

61

Измерение. Закрепление.

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение измерять длину предмета с помощью условной меры. Развивать внимание, память, логическое мышление.

62

Ориентировка на плоскости.

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года. Развивать внимание, память, логическое мышление.

63

Составление рисунков из геометрических фигур.

Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение.

64

Задачи на сложение и вычитание.

Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление.

65

Геометрические фигуры. Закрепление.

Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры. Упражнять в прямом и обратном счете.

Тема

Целевые ориентиры

66

Задачи на сложение и вычитание.

Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление.

67

Задачи на сложение. Закрепление.

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение. Упражнять в умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения. Развивать внимательность, память, логическое мышление.

68

Составление рисунков из геометрических фигур.

Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение называть времена года по порядку. Учить составлять тематические композиции из геометрических фигур.

69

Ориентировка на плоскости. Закрепление.

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению. Развивать логическое мышление, память.

70

Ориентировка на плоскости. Закрепление.

Учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закреплять умение составлять число из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа в пределах 10.

71

Задачи. Закрепление.

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять представления об объемных и плоских геометрических фигурах. Развивать внимание, память.

72

Задачи. Закрепление.

Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке. Развивать внимание, память, логическое мышление.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

ИЗОдеятельность. рисование.старшая и подготовительная группы...

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

лепка/аппликация для старшей и подготовительной группы...

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

ознакомление с природой в детском саду.ознакомление с предметным и социальным окружением....

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

Формирование элементарных математических представлений годовое планирование для старшей группы...

рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

Развитие речи.Старшая группа....

Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

Развитие речи.Подготовительная группа....

Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год

Годовое планирование по занятиям физической культурой в старшей и подготовительной группах....