рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
рабочая программа по математике (подготовительная группа)
Формирование элементарных математических представлений. подготовительная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
podg_gr_formirov_elem_matem_predst.docx | 26.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений.
Подготовительная подгруппа.
Задачи.
Количество и счет. Развивать умение видеть составные части множества, в которых предметы отличаются определенными признаками. Упражнять в операциях объединения, дополнения множества, выделения из множества отдельных частей; учить устанавливать соотношения между частями на основе счета и составления пар предметов.
Совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. В зависимости от особенностей усвоения детьми программного материала знакомить со счетом в пределах 20; показать, как образуются числа второго десятка.
Знакомство с цифрами от 0 до 9.
Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда (7 больше 6 на 1, а 6 меньше 7 на 1), умение увеличивать и уменьшать каждое число на 1 (в пределах 10).
Учить называть числа в прямом и обратном порядке; последующее и предыдущее число к названному или обозначенному цифрой, определять пропущенное число.
Учить раскладывать число на два меньших (в пределах 10, на наглядной основе) и составлять из двух меньших большее число.
Учить на наглядной основе составлять и решать простые задачи на сложение и на вычитание. При решении задач учить пользоваться знаками действий: плюс (+), минус (-) и знаком отношения равно (=).
Величина. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов или часть предмета.
Учить делить предмет на 2,4,8 равных частей путем сгибания (бумаги, ткани), а также с помощью измерения условной мерой; правильно называть части целого (половинка, одна часть из четырех, одна четвертая); понимать, что целое больше своей части, а часть меньше целого.
Формировать у детей первоначальные измерительные умения. Учить измерять и сравнивать длину, ширину, высоту предметов с помощью условной меры.
Учить измерять объем жидких и сыпучих тел с помощью условной меры.
Развивать представление о том, что результат измерения (длины, объема) зависит от величины условной меры.
Развивать «чувство веса». Упражнять в сравнивании предметов по тяжести (тяжелее – легче) путем взвешивания на ладонях. Познакомить с весами.
Форма. Дать представление о многоугольниках (на примере треугольника, четырехугольника).
Учить моделировать геометрические формы; составлять из двух треугольников один многоугольник, из двух аленьких квадратов – большой прямоугольник; из частей круга – круг и т.д.
Закреплять представление об известных геометрических фигурах и некоторых их свойствах. Учить анализировать форму предметов и отдельных частей. Учить составлять собственные композиции из фигур и давать им словесное описание.
Ориентировка в пространстве. Упражнять детей в расположении предметов и их изображений на листе бумаги в клетку (левее, правее, ниже, выше и т.д.).
Ориентировка во времени. Закреплять представления детей о последовательности дней недели, месяцев года.
Дать элементарное представление о необратимости времени.
Развивать чувство времени: учить различать длительность временных интервалов (1,5,10 минут, 1 час).
Учить определять время по часам с точностью до 1 часа.
К концу года дети могут.
Уметь. Объединять группы предметов и удалять из группы часть (части) предметов. Устанавливать взаимосвязь между целой группой и частью; находить части целого и целое по известным частям.
Считать до 10 и дальше (количественный и порядковый счет).
Называть числа в прямом и обратном порядке до 10.
Соотносить цифру (0 – 9) с количеством предметов.
Составлять и решать задачи нВ одно действие на сложение и вычитание, пользоваться цифрами и арифметическими знаками (= - +).
Сравнивать, измерять длину предметов, отрезков прямых линий с помощью условной меры.
Делить круг, квадрат на две и четыре равные части. Сравнивать целый предмет с его частями.
Видоизменять геометрические фигуры, составлять из малых форм большие.
Ориентироваться в пространстве и на листе бумаги.
Определять время по часам с точностью до 1 часа.
Знать. Состав чисел первого десятка (из отдельных единиц) и состав чисел первого десятка из двух меньших чисел.
Как получить каждое число первого десятка, прибавляя единицу к предыдущему и вычитая единицу из следующего за ним в ряду.
Арифметические знаки +, -, =.
Названия месяцев года, последовательность дней недели.
Подготовительная группа
№ | Тема | Целевые ориентиры |
1 | Геометрические фигуры | Закрепить названия геометрических фигур: треугольник, квадрат, прямоугольник, четырехугольник; учить классифицировать фигуры по разным признакам: величине, цвету, форме; упражнять в счете в пределах 10; учить называть слово, противоположное по смыслу. |
2 | Величина | Уточнить представления детей о величине предметов, учить находить сходство предметов по признаку величины; упражнять в счете в пределах 10; учить отсчитывать по предложенной цифре. |
3 | Ориентировка в пространстве | Упражнять детей в правильном обозначении предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве; закреплять названия дней недели; учить составлять фигуру из восьми треугольников; закреплять названия геометрических фигур. |
4 | Знакомство с тетрадью | Познакомить детей с тетрадью и ее назначением, знаками «больше», «меньше»; учить «записывать» и «читать» записи; упражнять в счете; учить соотносить цифру с количеством. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
5 | Знаки «равенство», «неравенство» | Продолжать учить детей понимать количественные отношения между числами в пределах 10; «записывать» при помощи знаков и «читать» записи; познакомить детей со знаками «равенство» и «неравенство»; закреплять временные представления; учить называть «соседей» данного числа. |
6 | Знакомство с понятием «точка» | Познакомить дошкольников с понятием «точка»; закреплять представления о количественных отношениях между числами; развивать память, воображение, мышление. |
7 | Знакомство с понятием «линия» | Учить рисовать точки и образующие линию множества точек; закреплять умение отсчитывать предметы по одному; развивать память и логическое мышление. |
8 | Знакомство с линейкой | Знакомство с понятием «линейка», обучение ее практическому применению; закрепление навыков прямого и обратного счета в пределах 8; развитие памяти, внимания, воображения |
9 | Знакомство с разными видами штриховки | Познакомить дошкольников с разными видами штриховки; развитие моторики, умения выполнять правили, практически применять знания о количественном составе чисел в пределах 5; развитие умения использовать предметы и действовать без предметов. |
10 | Знакомство с понятием «горизонтальная линия» | Познакомить дошкольников с понятием «горизонтальная линия»; формировать умение ориентироваться в пространстве и во времени; закреплять умение считать в прямом и обратном направлении в пределах 10; развивать логическое мышление, память. |
11 | Знакомство с понятием «вертикальная линия» | Познакомить дошкольников с понятием «вертикальная линия»; учить сравнивать множества способом опосредованного сравнения; закреплять счет в пределах 10; развивать интерес к познанию нового, умения логически мыслить. |
12 | Знакомство с понятием «наклонная линия» | Познакомить дошкольников с понятием «наклонная линия»; отрабатывать умение работать карандашом в тетради; закрепление количественного и порядкового счета в пределах 10; развивать сообразительность, воображение. |
13 | Диктант на закрепление знаний о горизонтальных, вертикальных и наклонных линиях | Развитие памяти, мышления; отработка навыка работы с карандашом и линейкой; закрепление знания дней недели и счета в пределах 10. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
14 | Многоугольник | Познакомить детей с многоугольником, его признаками, сторонами, углами, вершинами, их взаимно-однозначным соответствием; упражнять в счете; развивать память, мышление. |
15 | Геометрические фигуры | Познакомить дошкольников со способами рисования многоугольника в тетради; продолжать учить понимать количественные отношения между числами в пределах 10; продолжать учить делать»запись» с помощью знаков равенства и неравенства; учить «читать» запись; увеличивать и уменьшать число на единицу; упражнять в счете на ощупь. |
16 | Быстро, медленно | Учить составлять фигуру из восьми треугольников; закреплять названия геометрических фигур; упражнять в счете; закреплять понятия «быстрее», «медленнее»; закреплять названия месяцев, времен года. |
17 | Измерение | Учить измерять с помощью условной меры длину предмета; учить показывать 1/5, 2/5 и т.д.; продолжать учить понимать количественные отношения между числами первого десятка и уметь «записывать» это при помощи цифр и знаков; учить классифицировать предметы по разным признакам: величине, форме, цвету. |
18 | Знакомство с разнообразием треугольников | Познакомить дошкольников с разнообразием треугольников; развитие воображения, памяти, мышления, конструктивных способностей, умения преобразовывать одни математические объекты в другие. |
19 | Деньги | Познакомить детей с деньгами, их предназначением; упражнять в ориентировке на листе бумаги; учить ставить точки на пересечении линий; упражнять в ориентировке в пространстве. |
20 | Деление множества на части. | Упражнять в делении множества на части и объединении его частей. Закреплять навыки порядкового счета, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. |
21 | Деление множества на части. | Упражнять в делении множества на части и объединении частей в целую группу. Совершенствовать умение устанавливать зависимость между множеством и его частью. Закреплять умение делить круг и квадрат на 2 и 4 равные части, сравнивать их и называть. Учить считать в прямом и обратном порядке в пределах 5 . |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
22 | Вес предмета. | Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Развивать понимание независимости числа от направления счета. Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладони; учить обозначать результаты сравнения словами «Тяжелый», «Легкий», «Тяжелее», «Легче». Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме. |
23 | Временные отношения. | Продолжать знакомить с понятием предыдущее число к названному числу, последующее число. Уточнить представление о весе предметов и относительности веса при их сравнении. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше. |
24 | Многоугольники. | Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Закрепить навыки счета в прямом и обратном счете в пределах 10. Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение. |
25 | Масса предметов. | Учить составлять число 4 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Закреплять навыки порядкового счета. Развивать умение анализировать форму предмета и его отдельных частей. Совершенствовать представления о массе предметов и умение видеть их равенство и неравенство независимо от их внешнего вида. Закреплять умение последовательно называть дни недели. |
26 | Второй десяток в пределах 15. | Учить составлять число 5 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Познакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 15. Закреплять умение ориентироваться на листе бумаги и отражать в речи пространственное расположение предметов словами: вверху, внизу, слева, справа. |
27 | Второй десяток в пределах 15. | Учить составлять число 6 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Продолжать знакомить с образованием второго десятка в пределах 15. Продолжить знакомство с измерением величин с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений и схем. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
28 | Второй десяток в пределах 20. | Учить составлять число 7 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Продолжать знакомить с образованием чисел второго десятка в пределах 20. Совершенствовать умение измерять величину предметов с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
29 | Ориентировка на листе бумаги. | Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Закреплять количественный счет в пределах 15. Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
30 | Ориентировка на листе бумаги. | Учить составлять число 9 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Совершенствовать навыки счета в пределах 20. Упражнять в измерении высоты предметов с помощью условной меры. Продолжать развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
31 | Ориентировка на листе бумаги. Закрепление. | Учить составлять число 10 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Закреплять умение определять предыдущее, последующее и пропущенное число к названному или обозначенному числу в пределах 10. Упражнять в умении измерять длину и ширину предметов с помощью условной меры. |
32 | Моделирование. | Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа. Совершенствовать навыки измерительной деятельности. Познакомить с зависимостью результатов измерения от величины условной меры. Развивать умение двигаться в заданном направлении. Закреплять умение моделировать предметы с помощью знакомых геометрических фигур. |
33 | Деньги. | Познакомить с монетами достоинством 1, 2, 5, 10 рублей и 1, 5, 10 копеек. Продолжать формировать навыки ориентировки на листе бумаги в клетку. Уточнить представления о многоугольниках и способах их классификации по видам и размерам. |
34 | Деньги. | Продолжать знакомить с монетами. Учить считать по заданной мере, когда за единицу счета принимается не один, а несколько предметов. Развивать представления о времени, познакомить с песочными часами. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
35 | Время. | Продолжать знакомить с монетами разного достоинства. Развивать чувство времени, учить регулировать свою деятельность в соответствии с временным интервалом. Продолжать учить считать по заданной мере в пределах 20. Развивать умение воссоздавать сложные по форме предметы из отдельных частей по контурным образцам. |
36 | Измерение сыпучих веществ. | Продолжать уточнять представления о монетах. Учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры. Познакомить с часами на макете часов. Продолжать учить определять форму предметов и их частей. |
37 | Далеко, близко. Интегрированное занятие. | Учить дошкольников составлять силуэты различных предметов из восьми треугольников, прикладывая их к друг другу; в ориентировке в пространстве на листе бумаги, учить пользоваться словами: «далеко», «близко» и т.д.; закрепить знание детьми своего адреса. |
38 | Второй десяток | Познакомить детей с составом и образованием каждого из чисел второго десятка; учить считать в пределах 20; закрепить названия геометрических фигур. |
39 | Часы. | Продолжать учить измерять объем сыпучих веществ с помощью условной меры. Продолжать знакомить с часами, учить узнавать время на макете часов. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять представления о многоугольнике; познакомить с его частными случаями: пятиугольником и шестиугольником. |
40 | Измерение жидких веществ. | Познакомить с правилами измерения жидких веществ с помощью условной меры. Закреплять понимание отношений между числами натурального ряда, умение увеличивать (уменьшать) число на 1 единицу в пределах 10. Развивать «чувство времени»; учить различать длительность временных интервалов в пределах 5 минут. |
41 | Задачи на сложение. | Учить составлять арифметические задачи на сложение. Закреплять умение видеть геометрические фигуры в окружающих предметах. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
42 | Задачи на сложение. | Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
43 | Задачи на вычитание. | Учить составлять и решать простые арифметические задачи на вычитание. Закреплять умение измерять объем жидких веществ с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
44 | Задачи на сложение и вычитание. | Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с монетами разного достоинства. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
45 | Время. | Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Продолжать знакомить с часами на макете часов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
46 | Последовательность чисел в пределах 20. Закрепление. | Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о последовательности чисел в пределах 20. Развивать умение в делении целого на 8 равных частей, понимании отношений целого и части. Развивать логическое мышление. |
47 | Ориентировка в пространстве. | Учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Развивать представления о геометрических фигурах и умение рисовать их на листе бумаги. Закреплять умение называть предыдущее, последующее и пропущенное число. Развивать умение определять местоположение предметов относительно друг друга. |
48 | Части суток. Закрепление. | Продолжать учить детей самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать представления о частях суток и их последовательности. Упражнять в правильном использовании в речи слов: сначала, потом, до, после. Закреплять умение видеть в окружающих предметах формы знакомых геометрических фигур. |
49 | Прямые линии. Измерение | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение. Упражнять в счете предметов по образцу. Учить измерять длину отрезков прямых линий по клеткам. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
50 | Составление рисунков из геометрических фигур. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
51 | Время. Закрепление. | Учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать умение делить круг на 8 равных частей, правильно обозначать части и устанавливать отношения между мини. Упражнять в умении определять время по часам с точностью до 1 часа. Развивать внимание. |
52 | Прямые линии. Измерение | Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Продолжать формировать умение проводить прямые линии и измерять их длину по клеткам. |
53 | Геометрические фигуры. | Закреплять умение видоизменять геометрические фигуры. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку, выполнять задания по словесной инструкции. |
54 | Величина предметов. Закрепление. | Учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Совершенствовать навыки определения величины предметов на глаз. Развивать логическое мышление, память. |
55 | Геометрические фигуры. Закрепление. | Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание. Продолжать развивать представления о геометрических фигурах и умение зарисовывать их на листе бумаги в клетку. Развивать логическое мышление, память. |
56 | Прямые линии. Измерение | Продолжать учить решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение последовательно называть дни недели. Продолжать формировать умение проводить прямые линии и измерять их длину по клеткам. |
57 | Составление рисунков из геометрических фигур. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение. |
58 | Задачи на сложение и вычитание. | Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
59 | Геометрические фигуры. Закрепление. | Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры. Упражнять в прямом и обратном счете. |
60 | Задачи на сложение и вычитание. | Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
61 | Измерение. Закрепление. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение измерять длину предмета с помощью условной меры. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
62 | Ориентировка на плоскости. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение последовательно называть дни недели, месяцы и времена года. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
63 | Составление рисунков из геометрических фигур. | Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи. Закреплять представления о количественном и порядковом значении числа, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по порядку?», «На котором месте?». Совершенствовать умение моделировать геометрические фигуры. Развивать внимание, воображение. |
64 | Задачи на сложение и вычитание. | Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
65 | Геометрические фигуры. Закрепление. | Продолжать учить самостоятельно решать задачи на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать умение конструировать объемные геометрические фигуры. Упражнять в прямом и обратном счете. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
66 | Задачи на сложение и вычитание. | Упражнять в решении арифметических задач на сложение и вычитание. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Совершенствовать навыки счета со сменой основания счета в пределах 20. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
67 | Задачи на сложение. Закрепление. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение. Упражнять в умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. Учить «читать» графическую информацию, обозначающую пространственные отношения объектов и направление их движения. Развивать внимательность, память, логическое мышление. |
68 | Составление рисунков из геометрических фигур. | Продолжать учить составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Закреплять умение называть времена года по порядку. Учить составлять тематические композиции из геометрических фигур. |
69 | Ориентировка на плоскости. Закрепление. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Развивать умение создавать сложные по форме предметы из отдельных частей по представлению. Развивать логическое мышление, память. |
70 | Ориентировка на плоскости. Закрепление. | Учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку. Закреплять умение составлять число из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа в пределах 10. |
71 | Задачи. Закрепление. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять представления об объемных и плоских геометрических фигурах. Развивать внимание, память. |
72 | Задачи. Закрепление. | Продолжать учить самостоятельно составлять и решать задачи на сложение и вычитание. Упражнять в умении ориентироваться на листе бумаги в клетку. Закреплять умение считать в прямом и обратном порядке. Развивать внимание, память, логическое мышление. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
ИЗОдеятельность. рисование.старшая и подготовительная группы...
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
лепка/аппликация для старшей и подготовительной группы...
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
ознакомление с природой в детском саду.ознакомление с предметным и социальным окружением....
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Формирование элементарных математических представлений годовое планирование для старшей группы...
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Развитие речи.Старшая группа....
Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Развитие речи.Подготовительная группа....
Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Годовое планирование по занятиям физической культурой в старшей и подготовительной группах....