рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
рабочая программа по математике (старшая группа)
Формирование элементарных математических представлений
годовое планирование для старшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
st._podg._formirov_elem_matem_predst.docx | 22.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Формирование элементарных математических представлений.
Старшая подгруппа.
Задачи.
Количество. Учить составлять множества (группы предметов) из разных по качеству элементов (разного цвета, размера, формы, материала), устанавливать отношения между целым множеством и его отдельными частями; понимать, что множество больше каждой своей части, а часть меньше целого множества; сравнивать разные части множества на основе счета и соотнесения элементов (предметов) один к другому. Определять большую (меньшую) часть множества или их равенство.
Учить считать до 10; последовательно знакомить с образованием каждого числа в пределах 5-10 (на наглядной основе).
Учить порядковому счету в пределах 10, различать вопросы «сколько?», «который?» и правильно отвечать на них.
Учить отсчитывать предметы из большего количества по образцу и заданному числу. Упражнять в счете звуков, в счете на ощупь.
Учить уравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 на основе сравнения конкретных множеств; получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая один из большего.
Продолжать формировать представление о равенстве; учить определять равное количество разных предметов в группах, правильно обобщать числовые значения на основе счета и сравнения групп (здесь 5 петушков, 5 матрешек, 5 кубиков – всех игрушек по 5).
Уточнять понимание независимости числа от величины предметов, расстояния между предметами, формы, их расположения и направления счета (слева направо, справа налево).
Формировать представление о том, что предмет (лист бумаги) можно разделить на несколько равных частей.
Учить называть части, сравнивая целое и части, понимать, что целое больше каждой своей части, а часть меньше целого.
Величина. Учить устанавливать размерные отношения между 5-10 предметами разной длины (высоты, ширины, толщины): систематизировать предметы, располагая их в возрастающем (убывающем) порядке по величине; отражать в речи отношения между предметами по величине.
Учить сравнивать два предмета по величине (длине, ширине, высоте) опосредованно – с помощью третьего (условной меры), равного одному из сравниваемых предметов.
Развивать глазомер детей, умение находить в специально организованной обстановке предметы длиннее (короче), выше (ниже), шире (уже), толще (тоньше) образца и равные ему.
Форма. Познакомить детей с овалом на основе сравнения его с кругом и прямоугольником.
Подвести к пониманию того, что квадрат и прямоугольник являются разновидностями четырехугольника.
Развивать умение анализировать форму знакомых предметов, находить в ближайшем окружении предметы одинаковой и разной формы: книга, картина, крышка стола – прямоугольные, поднос, блюдо – овальные, тарелка, часы, крышка кастрюли – круглые.
Ориентировка в пространстве. Закреплять и расширять пространственные представления: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, между, рядом.
Учить детей ориентироваться на листе бумаги.
Учить обозначать в речи положение того или иного предмета по отношению к себе.
Учить двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу, а также по стрелкам – указателям маршрута; определять свое местонахождение среди окружающих предметов и людей.
Учить ориентироваться на листе бумаги (слева - справа, вверху - внизу, в середине).
Ориентировка во времени. Дать детям представление о том, что утро, вечер, день, ночь составляют сутки.
Учить на конкретных предметах устанавливать последовательность различных событий: что было раньше, что позже, определять, какой день был вчера, какой сегодня, какой будет завтра.
К концу года дети могут.
Выделять составные части группы предметов; определять признаки различия и сходства, сравнивать части на основе составления пар и счета; понимать, что целая группа предметов больше каждой своей части (часть меньше целого).
Считать (отсчитывать) в пределах 10.
Правильно пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечая на вопросы «какой?», «который по счету?».
Сравнивать рядом стоящие числа в пределах 10 (опираясь на наглядность), устанавливать, какое число больше (меньше) другого; уравнивать неравные группы предметов двумя способами (удаляя и добавляя единицы).
Сравнивать предметы различной величины, размещая их в ряд в порядке возрастания (убывания) размера (длины, ширины, высоты, толщины).
Различать форму предметов: круглую, треугольную, четырехугольную.
Обозначать словом свое местонахождение среди предметов и людей.
Называть последовательно части суток.
Называть текущий день недели.
Старшая подгруппа
№ | Тема | Целевые ориентиры |
1 | Сравнение. | Совершенствовать навыку счета в пределах 5; учить понимать независимость результата от качественных признаков предметов (цвета, формы, величины). Упражнять в сравнении пяти предметов по длине, учить раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, обозначать результаты сравнения словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Уточнить понимание значения слов: вчера, сегодня, завтра. |
2 | Множество | Учить составлять множество из разных элементов, выделять его части, объединять их в целое множество и устанавливать зависимость между целым множеством и его частями. Закреплять представления о знакомых плоских геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник) и умение раскладывать их по качественным признакам (цвет, форма, величина). |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
3 | Состав числа 6. | Учить считать в пределах 6, показать образование числа 6 на основе сравнения групп предметов, выраженных соседними числами 5 и 6. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по длине и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый длинный, короче, еще короче… самый короткий (и наоборот). Закреплять представления о знакомых объемных геометрических фигурах и умение раскладывать их на группы по качественным признакам (форма, величина). |
4 | Состав числа 7. | Учить считать в пределах 7, показать образование числа 7 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных числами 6 и 7. Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по ширине и раскладывать их в убывающем и возрастающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый широкий, уже, еще уже… самый узкий (и наоборот). |
5 | Порядковый счет. | Продолжать считать в пределах 6 и 7, знакомить с порядковым значением чисел 6 и 7, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?». Продолжать развивать умение сравнивать до шести предметов по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий. Расширять представления о деятельности взрослых и детей в разное время суток, о последовательности частей суток. |
6 | Состав числа 8. | Учить считать в пределах восьми, показать образование числа 8 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 7 и 8. Упражнять в счете и отсчитывании в пределах 8 по образцу и на слух. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении. |
7 | Состав числа 9. | Учить считать в пределах девяти, показать образование числа 9 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 8 и 9. Закреплять представления о геометрических фигурах, развивать умение видеть и находить в окружающей обстановке предметы, имеющие форму знакомых геометрических фигур. Продолжать учить определять свое местоположение среди окружающих людей и предметов, обозначать его словами: впереди, сзади, рядом, между. |
8 | Состав числа 8 и 9. | Познакомить с порядковым значением чисел 8 и 9, учить правильно отвечать на вопросы: «сколько?», «который по счету?», «на котором месте?». Продолжать развивать умение сравнивать предметы по высоте и раскладывать их в возрастающем и убывающем порядке, результаты сравнения обозначать словами: самый высокий, ниже, еще ниже, самый низкий. Упражнять в умении находить отличия в изображении предметов. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
9 | Число 10. | Познакомить с образованием числа 10 на основе сравнения двух групп предметов, выраженных соседними числами 9 и 10, учить правильно отвечать на вопрос «Сколько?». Закреплять представление о частях суток и их последовательности. Совершенствовать представления о треугольнике, его свойствах и видах. |
10 | Счет предметов. | Совершенствовать навыки счета по образцу и на слух в пределах 10. Закреплять умение сравнивать 8 предметов по высоте и раскладывать их в убывающей и возрастающей последовательности, обозначать результаты сравнения словами: самый высокий, ниже, еще ниже… самый низкий (и наоборот). |
11 | Четырех-угольник. | Закреплять представления о том, что результат счета не зависит от величины предметов и расстояния между ними. Познакомить с цифрами 1 и 2. Дать представление о четырехугольнике на основе квадрата и прямоугольника. Закреплять умение определять пространственное направление относительно другого лица: слева, справа, впереди, сзади. |
12 | Треугольники. Четырех-угольники. | Закреплять представления о треугольниках, четырехугольниках, их свойствах и видах. Совершенствовать навыки счета в пределах 10 с помощью различных анализаторов. Познакомить с цифрой 3. Познакомить с названиями дней недели. |
13 | Сравнение. | Учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 5 и понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы «Сколько?», «Какое число больше?», «Какое число меньше?», «На сколько число… больше (меньше) числа…». Познакомить с цифрой 4 и 5. Продолжать учить определять направление движения, используя знаки – указатели направления движения. 1-34 |
14 | Цифра 5. | Продолжать учить сравнивать рядом стоящие числа в пределах 8 и 9. Понимать отношения между ними, правильно отвечать на вопросы: «сколько?», какое число больше?», «какое число меньше?», «на сколько число… больше (меньше)… числа?». Познакомить с цифрой 5. Развивать глазомер, умение находить предметы одинаковой длины. |
15 | Пространственные представления. | Продолжать учить понимать отношения между рядом стоящими числами. Познакомить с цифрой 6. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой ширины, равной образцу. Закреплять пространственные представления и умение использовать слова: слева, справа, внизу, впереди (перед), сзади (за), между, рядом. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
16 | Равенство. | Продолжать формировать представления о равенстве групп предметов, учить составлять группы предметов по заданному числу, видеть общее количество предметов и называть его одним словом. Познакомить с цифрой 7. Продолжать развивать глазомер и умение находить предметы одинаковой высоты, равные образцу. Учить ориентироваться на листе бумаги. |
17 | Состав числа 3. | Познакомить с количественным составом числа 3 из единиц. Познакомить с цифрой 8. Совершенствовать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. |
18 | Состав чисел 3 и 4. | Познакомить с количественным составом чисел 3 и 4 из единиц. Познакомить с цифрой 9. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, какой был вчера, какой будет завтра. |
19 | Состав чисел 4 и 5. | Познакомить с количественным составом чисел 4 и 5 из единиц. Познакомить с цифрой 9. Продолжать учить ориентироваться на листе бумаги, определять и называть стороны и углы листа. Закреплять умение последовательно называть дни недели. |
20 | Состав числа 5. | Познакомить с количественным составом числа 5 из единиц. Продолжать знакомить с цифрами от до 9. Совершенствовать представления о треугольниках и четырехугольниках. Развивать умение обозначать в речи положение одного предмета по отношению к другому и свое местоположение относительно другого лица. |
21 | Счет. | Закреплять представление о количественном составе числа 5 из единиц. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке. Формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части, сравнивать целое и часть. Совершенствовать умение сравнивать предметы по ширине и высоте. |
22 | Счет. | Совершенствовать навыки счета в пределах 10 и упражнять в счете по образцу. Познакомить со счетом в прямом и обратном порядке в пределах 10. Продолжать формировать представление о том, что предмет можно разделить на две равные части, учить называть части и сравнивать часть и целое. |
23 | Цифра 0. | Закрепить представление о порядковом значении чисел первого десятка. Познакомить с цифрой 0. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве относительно себя и другого лица. Совершенствовать умение сравнивать до 10 предметов по длине, располагать их в возрастающей последовательности, результаты сравнения обозначать соответствующими словами. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
24 | Измерение | Познакомить с записью числа 10. Продолжать учить делить круг на две равные части, называть их и сравнивать целое и часть. Продолжать учить сравнивать два предмета по ширине с помощью условной меры, равной одному из сравниваемых предметов. Закреплять умение последовательно называть дни недели. |
25 | Деление множества на 2 равные части. | Учить делить квадрат на две равные части, называть части и сравнивать часть и целое. Совершенствовать навыки счета в пределах 10, умение обозначать число цифрами. Развивать представление о том, что результат счета не зависит от его направления. Совершенствовать умение двигаться в заданном направлении, меняя его по сигналу (вперед – назад, направо – налево). |
26 | Деление предмета на 2 равные части. | Продолжать знакомить с делением круга на 2 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Развивать представление о независимости числа от цвета и пространственного расположения предметов. |
27 | Деление предмета на 4 равные части. | Познакомить с делением квадрата на 4 равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. Продолжать учить сравнивать предметы по высоте с помощью условной меры, равной одному из предметов. Совершенствовать умение ориентироваться на листе бумаги, определять стороны, углы и середину листа. |
28 | Закрепле-ние. | Совершенствовать навыки счета в пределах 10. Учить понимать отношения рядом стоящих чисел. Закреплять умение обозначать их цифрами. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги. Продолжать формировать умение видеть в окружающих предметах форму знакомых геометрических фигур. |
29 | Закрепле-ние. | Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. |
30 | Ориенти-ровка в пространстве. | Совершенствовать умение составлять число 5 из единиц. Упражнять в умении двигаться в заданном направлении, в ориентировке на листе бумаги, учить задавать вопросы, используя слова: «Сколько», «Слева», «Справа», «Вверху», «Внизу». Закреплять умение последовательно называть дни недели, определять, какой день недели сегодня, вчера, завтра. |
31 | Деление множества на части. | Упражнять в делении множества на части и объединении его частей. Закреплять навыки порядкового счета, умение отвечать на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?». Закреплять представления о взаимном расположении предметов в пространстве: слева, справа, до, после, между, перед, за, рядом. |
№ | Тема | Целевые ориентиры |
32 | Вес предмета. | Совершенствовать умение составлять число 9 из единиц. Продолжать знакомство с цифрами от 1 до 9. Развивать понимание независимости числа от направления счета. Дать представление о весе предметов и сравнении их путем взвешивания на ладони; учить обозначать результаты сравнения словами «Тяжелый», «Легкий», «Тяжелее», «Легче». Развивать умение группировать геометрические фигуры по цвету и форме. |
33 | Временные отношения. | Продолжать знакомить с понятием предыдущее число к названному числу, последующее число. Уточнить представление о весе предметов и относительности веса при их сравнении. Формировать представления о временных отношениях и учить обозначать их словами: сначала, потом, до, после, раньше. |
34 | Много-угольники. | Продолжать учить составлять число 10 из единиц. Закрепить навыки счета в прямом и обратном счете в пределах 10. Дать представление о многоугольнике на примере треугольника и четырехугольника. Закреплять умение ориентироваться в пространстве с помощью условных обозначений на плане, определять направление движения объектов, отражать в речи их пространственное положение. |
35 | Ориентировка на листе бумаги. | Учить составлять число 8 из двух меньших чисел и раскладывать его на два числа. Закреплять количественный счет в пределах 15. Упражнять в измерении длины предметов с помощью условной меры. Развивать умение ориентироваться на листе бумаги в клетку. |
36 | Закрепле-ние. | Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. |
38 | Закрепле-ние. | Продолжать учить понимать отношения рядом стоящих чисел в пределах 10. Совершенствовать умение сравнивать величину предметов по представлению. Закреплять умение делить круг и квадрат на равные части, учить называть части и сравнивать целое и часть. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
ИЗОдеятельность. рисование.старшая и подготовительная группы...
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
лепка/аппликация для старшей и подготовительной группы...
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
ознакомление с природой в детском саду.ознакомление с предметным и социальным окружением....
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Формирование элементарных математических представлений. подготовительная группа....
рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Развитие речи.Старшая группа....
Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Развитие речи.Подготовительная группа....
Рабочая программа по ФГОС ДО 2019-2020 уч.год
Годовое планирование по занятиям физической культурой в старшей и подготовительной группах....