Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста»
проект (средняя группа)

Слажнева Оксана Александровна

Описание проекта с приложениями и ссылками на проведенные мероприятия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 1 «Сибирячок»

633011, Новосибирская область, город Бердск, м-он Северный,20/1

тел.(8-383-41) 3-70-34, е-mail: bsk du01@mail.ru

Q:\Коллаж и эмблема новые\Эмблема новая\эмблема.jpg

Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми среднего дошкольного возраста»

Описание проекта

Тип проекта; Информационно-творческий.

Участники проекта: Воспитатели группы, воспитанники и родители средней группы. №13.

Сроки выполнения проекта: Начало: сентябрь    2022 г.  Окончание: май 2023г.

Продолжительность: Долгосрочный

Объект  исследования: Процесс формирования связной речи  и творческого начала детей младшего и среднего  дошкольного возраста  посредством ТРИЗ  технологии.

Предмет исследования:  Влияние ТРИЗ – педагогики на формирование творческого потенциала дошкольников.

Цель: Использовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителями

Задачи проекта:

1. Развивать системное мышление дошкольников.

2.Реализовывать личностно-ориентированную модель воспитания, предполагающую уважение к ребенку, деловое сотрудничество с ним.

3.Обучение составлению творческих интерпретаций.

4. Способствовать развитию коммуникативных и творческих  способностей ребенка.

Предполагаемые результаты в отношении детей:  

  • развернутое описание конкретного объекта.
  • рассказ по мотивам содержания картины.

Взаимодействие с родителями:

  • повышение компетентности в вопросах организации и проведения совместной творческой и речевой деятельности;
  • повышение активности родителей в воспитательно-образовательном процессе.

Критерии оценок:

Эффективность работы по данному проекту нами будет отслеживаться по следующим критериям.

Ребенок может:

* выделить объекты, изображенные на рисунках;

* установить взаимосвязь между объектами;

* характеризовать объекты (активизируется опыт восприятия объектов разными органами чувств);

* представить об объекте в рамках всего времени их существования (до момента изображения на картине и после);

* представить себя в качестве одного из объектов;

В отношении родителей

* через повышение родительской активности и их заинтересованностью воспитательно-образовательным процессом;

* через активное участие в предлагаемых формах работы.

Формы реализации:

    1. Обучение в повседневных бытовых ситуациях;

2.Проведение мастер-классов, творческих гостиных, театральных вечеров;

3. Образовательная деятельность (коллективная):

4. Чтение художественной литературы;

5.Художественное творчество;

6. Музыка;

7. Познание.

8. Свободные беседы на темы, предложенные родителями

 9. Самостоятельная исследовательская деятельность в развивающей среде;

10. Индивидуально-творческая деятельность;

11. Творческая деятельность в малой подгруппе (3-6 детей);

12. Игровая деятельность:

Формы работы над проектом:

Информационно – аналитические:

  • Опросы
  • Консультации

Наглядно-информационные формы:

  • Открытый показ непосредственной образовательной деятельности для родителей.
  • Фотовыставки.
  •  Дни открытых дверей.

Познавательные:

  • Родительское  собрание « Что такое ТРИЗ»
  • Участие родителей в конкурсах, выставках.

Этапы реализации проекта:

  1.Организационно-подготовительный (сентябрь – март).  

* игровые упражнения, игры-головоломки, сочинение загадок и сказок;

* НОД с ТРИЗ технологиями;

* обогащение среды, развивающие центры для самостоятельной деятельности;

*самостоятельные игры детей, сюжетно-ролевые, конструктивные, театрализованные.

* подбор и изготовление дидактических игр,  набор картинок, плакатов, пособий по теме проекта.

* игры и упражнения по ТРИЗ, как элементы занятий и игры.

 2.Внедрение и проведение  запланированных мероприятий (март).

 3.Заключительный (март).

Главным результатом реализации проекта - усвоение детьми основных понятий, представлений, навыков,  устойчивых алгоритмов для творческого поиска, решений и реализации своих замыслов.

Тематический план работы

-Сентябрь. Изучение и подбор литературы по теме проекта

-Октябрь – январь . Игровая деятельность  на занятиях и в свободное время (2 пол дня) каталог игр и игровых ситуаций – приложение №1

-Ноябрь  .  Родительское собрание  на тему «Использование ТРИЗ-технологии для развития умственных и творческих способностей детей 4-5 лет» приложение №2

-Апрель. Открытый показ  НОД  «Скафандр- прошлое, настоящее, будущее» приложение №3

-Май Анкетирование родителей, приложение №4

Распространение результатов

"Формирование естественно-научных представлений у детей дошкольного возраста»

https://nsportal.ru/node/6098041

Фрагмент занятия по развитию речи в группе среднего возраста в рамках конкурса «1+1»

https://vk.com/wall543920380_19

Участие детей:

Всероссийский конкурс «Добрая книжка»

https://vk.com/video543920380_456239020

https://vk.com/video543920380_456239022

Конкурс «О профессии за пять минут»

https://youtu.be/r2oSXNStxa8

Список литературы:

1. Альтшуллер Г.С. Найти идею. Введение в теорию решения изобретательских задач. - Новосибирск: Наука, 1991.

2.Белоусова Л.Б. Удивительные истории. Конспекты занятий по развитию речи с использованием ТРИЗ для детей старшего дошкольного возраста/ под редакцией Б.Б.Финкельнтейн. – СПб. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003.

3. Богат В.Ф.ТРИЗ в детском саду. Ребёнок в детском саду. 2001. №№1,2,3. 2002.№2.                                                  

4.Богат В.Ф. Творческие задачки. Ребёнок в детском саду.  2008. №6.2009. №№1,2.1.

5.Венгер Л.А. Программа нового поколения дошкольных образовательных учреждений «Развитие». – М.: «ГНОМ – ПРЕСС», 1999

6.Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1991.

7. Гин С.И. Занятия по ТРИЗ в детском саду: пособие для педагогов дошкольных учреждений: 3-е изд. – Минск: ИВЦ Минфина, 2997.

8.Курбатова Л. ТРИЗ - в повседневную жизнь //Дошкольное воспитание.

1993. -№4. -С. 23-26.

9.Страунинг А. Методы активизации творческого мышления // Дошкольное воспитание. - 1997. - №4. - С. 13-24.

Приложение 1

1. Картотека игр

«Что умеет делать»

Правила игры: Объект отгадать с помощью «Да-нет ки» или загадки.

Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Что может слон?

Дети: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Дразнилка»

Правила игры: Ведущим называется объект. Дети, не называя его функцию вслух, подразнивают его с помощью суффиксов: -лка, -чк, -ще и др.

Ход игры:

Воспитатель: Кошка.

Дети: Мяукалка, бегалка, кусалище, мяучище, сонечка …

Воспитатель: Собака.

Дети: Гавкалка, рычалка, кусалка, сторожилище.

Игры на формирование умения выделять функции объекта

«Мои друзья»

Правила игры: Ведущий просит детей назвать себя в качестве чего-либо или кого-либо. Дети определяют кто они (берут роль объекта материального мира). Затем воспитатель выбирает любое свойство и называет его.

Дети, объект которых имеет это свойство, подходят к ведущему.

Ведущий ребенок.

Ход игры:  Дети выбирают объекты природного мира.

Воспитатель: Я – кабан. Мои друзья – это те, кто живет в лесу и умеет быстро бегать (животные: лиса, волк).

Воспитатель: Я – лось. Мои друзья – это то, что умеет дышать (птицы, животные и др.).

Воспитатель: Я – медведь. Мои друзья – это то, что умеет издавать звуки (животные, птицы, ветер и т.д.).

 «Где живет?»

Правила игры: Ведущий называет предметы окружающего мира. В средней группе это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. дети называют среду обитания живых объектов.

Ход игры:

Воспитатель: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выберите себе любую!

Воспитатель: Где живет медведь?

Дети: В лесу, зоопарке.

Воспитатель: А еще?

Дети: В мультиках, в книжках.

Воспитатель: Где живет собака?

Дети: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице – бродячие.

 «Хорошо – плохо»

Правила игры: Ведущим называется любой объект, явление, у которого определяются положительные и отрицательные свойства.

Вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо – почему?», «что-то плохо – почему?» - идут по цепочке.

Ход игры:

Воспитатель: Лиса – это хорошо. Почему?

Дети: Потому что она красивая, пушистая, мягкая, рыженькая.

Воспитатель: Лиса – это плохо. Почему?

Дети: Потому что ворует кур и гусей, ест мышек и зайчиков.

«На что похоже»

Правила игры: ведущий называет объект, а дети называют  объекты похожие на него.

Примечание:  Похожими объекты могут быть по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать предметные картинки, особенно на этапе ознакомления с игрой.

Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Воспитатель: На что похожа колючка ежика?

Дети: На иголки, на булавки, на гвозди. На стержни от ручки и т.д.

Правила игры: Ведущий называет объект, выделяет его функцию, а дети говорят, кто или что выполняет эту же функцию.

Примечание: В данную игру можно играть подгруппой, или группой при фронтальных формах работы (на занятии). Игру рекомендуется использовать после того, как дети ознакомятся с понятием «функция».

Ход игры:

Ведущий: Лошадь перевозит груз, а кто еще из животных выполняет эту функцию?

Дети: Перевозят груз слон. Может собака – на Севере, олень, верблюд.

Ведущий: Заяц умеет скакать, а кто еще из животных умеет скакать?

Дети: Умеет скакать кенгуру, белка, лошадь.

«Фантазия»

Цель: развивать умение находить ресурсы предметов, заменять их на другие предметы.

Ход:  Ребята. Представьте себе, если на земле исчезнут … - все пуговицы. Чем их можно заменить?  (липучками, кнопками, крючками,  замками).

- все учебники

- все спички

- ручки

- ластики.

 «Волшебные картинки»

Цель: развивать воображение, мышление, находя в нарисованных самими ребятами линиях образы (рисовать с закрытыми глазами).

Ход:  Ребята, сейчас закройте глаза. Будет звучать приятная музыка. Под эту музыку вы будете рисовать на листе бумаги фломастером любые линии. Когда музыка закончится, посмотрите на свой рисунок и найдите в нем знакомые вам предметы, образы животных, людей.

Закрасьте и дорисуйте им необходимые части.

Игра на классификацию объекта

 «Где живет (работает)?»

Цель: научить определять разные места обитания объекта, искать объекты, выполнять те же самые функции.

Ход:  Ведущий называет объект. А дети говорят, где, в каком месте, его можно встретить и что он там делает.

Ведущий:  Тигр.

Дети: В джунглях живет, в зоопарке, на этикетке нарисован для красоты, в мультфильме для радости.

- Болтик. (В велосипеде, машине. Он скрепляет все между собой.)

 «Назови часть предмета»

Цель: учить «разбирать» любой объект на составляющие части.

Ход: Ведущий бросает кому-то из детей мячик и говорит слово (предмет):

-ДОМ.

Ребенок, поймав мяч, должен быстро назвать какую-то часть этого объекта:

- КРЫША (крыльцо, дверь, окно, чердак, подвал…)

«Что это такое?»

Цель: развивать ассоциативное мышление.

Ход: На доске или листе бумаги взрослый рисует любую геометрическую фигуру или схематическое изображение. Задает вопрос детям:

-Что это такое?    Или   На что похоже?

Дети называют предмет, на который похоже это изображение.

 Воспитатель говорит: - Нет! Это не …

Затем воспитатель подрисовывает еще какие-либо части и опять спрашивает:  «Что это?». Дает отрицательный ответ детям и вновь дорисовывает части и т.д.

«Гирлянда»

Цель: Учить строить цепочку из слов, связывая их по смыслу с помощью вопросов.

Ход: Ведущий предлагает стартовое слово.

Например, ЛЯГУШКА. И задает детям вопрос о свойствах , действиях этого предмета.

- Лягушка какая?

Ребенок отвечает: - Зеленая.

От этого слова вновь ставится вопрос. Например:

- Зеленая кто (что)?

Ребенок отвечает: - Трава.

- Трава что делает? (растет)

- Растет что (кто)? (ребенок)

- Ребенок какой? (веселый)

- Веселый кто бывает? (клоун)

- Клоун что делает? (смеется)

 

 «Кто кем будет?»

Цель: учить называть прошлое и будущее предмета.

Ход: Ребенок отвечает на вопрос взрослого:

- кем (чем ) будет … яйцо, цыпленок, кирпич, мальчик, желудь, семечко, икринка, гусеница, мука, железо, кирпич, ткань, ученик, больной, слабый и т.д.»

При обсуждении ответов важно подчеркнуть возможность нескольких вариантов. Например:

- Из яйца может быть птенец, крокодил, черепаха, змея, яичница.

За одну игру можно разобрать 6-7 слов.

 «Кем был раньше?»

Цель: учить называть прошлое предмета.

Ход: Цыпленок (яйцом), лошадь (жеребенком), корова (теленком), дуб (желудем), рыба (Икринкой), яблоня (семечком), лягушка (головастиком), бабочка (гусеницей, хлеб (мукой), шкаф (доской), велосипед (железом), рубашка (тканью), ботинки (кожей), дом (кирпичиком) сильный (слабым).

«Раньше – позже»

Цель: учить определять временную зависимость объекта и его функцию.

Ход: Ведущий называет какую-либо  ситуацию, а дети говорят, что было до этого  или, что будет после.

Например: Ведущий: Мама помыла посуду. А до этого что было? А что будет позже?

Ответы детей могут быть разными. Ведущий выбирает какой-либо ответ ребенка ( мама кормила свою дочку).

И вопросы к детям по прошлому могут касаться девочки. Затем кого-то из детей попросить рассказать последовательность событий.

 «Узнай меня»

Цель: учить описывать предмет, не называя его.

Ход: Сначала взрослый называет свойства какого-либо предмета, а дети отгадывают.

Затем можно ребенку предложить описать какой-нибудь предмет, а все дети отгадывают.

Например: - Я круглый, большой, сверху зеленый, а внутри красный, бываю сладким и сочным.  (Арбуз)

- Я холодная голубая  и зеленая, меня много, а бывает мало. Во мне разные живут. Меня люди любят. (Речка).

 «Изобретатель»

Цель: учить пользоваться приемом разделения  - соединения; придумывать новые предметы из 2-х разных; зарисовать этот предмет.

Ход: 10 картинок предметных.

  1. рассмотреть каждый предмет и его функцию.
  2. «Давайте поиграем в изобретателей. Будем изобретать новые предметы».
  3. Ведущий показывает 2 картинки и предлагает нарисовать новый предмет.
  4. Например: вилка – нож; табуретка – книжная полка; молоток – клещи;.

Затем обсудить функцию нового предмета.

« «Путаница»

Цель: учить детей подбирать по смыслу слова в предложении, убирать лишнее слово и подбирать на его место другое.

Ход:

- Ребята, однажды Дели-Давай перепутал все слова в предложениях. Сначала он разобрал предложения на слова, а когда решил составить предложения из слов, то у него получилось что-то необычное. Помогите найти лишнее слово в предложении, убрать его, а на его место поставить другое.

Например:

Летит колючий крокодил. (снег)

Висит зеленая собака. (слива)

Самолет ползет по рельсам. (поезд)

Мальчик ест скакалку. (конфету)

Летит воздушный диван. (шар)

Рычит лохматый слон. (пес)

Смотрю в прозрачное дерево. (стекло)

Дверь открывают вилкой. (ключом)

Бабушка связала мягкие подушки. (варежки)

Мама сварила вкусный стол. (суп) 

« Что в чем?»

Цель: учить детей по определению подсистемы выстраивать систему.

Ход: - Ребята, кнопка часть чего?  (звонка, куртки, листочка, баяна).

- листочек  (дерева, тетради, книги, календаря, папки).

- Лампочка  (комнаты, прибора, видеокамеры, столба, настольной лампы).

- экран  (телевизора, компьютера, системного оператора, рентген аппарата, окна, зеркала, диафильма).

Дети должны назвать не менее 5 систем.

 «Что умеет делать?»

Цель: учить выделять функцию объекта.

Ход: Ведущий называет объект, дети определяют, что умеет делать он или что делают с помощью него.

Например:

Ведущий : - Ромашка.

Дети: - растет, пахнет, вянет, погибает, хочет пить.

Ведущий: - Занавеска.

Дети: - затемняет, пачкается, может стираться.

«Теремок» (чем похожи)

Цель: учить детей сравнивать различные объекты.

Ход: Игра проводится как драматизация сказки «Теремок». У каждого ребенка предметная картинка. Ребенок стучится в Теремок:

- Тук, тук, я – чайник. Пустите меня к себе в теремок жить?

Из теремка отвечают:

- Мы тебя пустим, если ты скажешь, чем ты – чайник на меня – куклу похож?

Дети называют 2-3 сходства по цвету, форме, функции, одинаковым частям, по размеру, из какого материала изготовлен и т.д. Следующий предмет (мяч) называет, чем он похож на чайник и т.д.

Что умеет делать?» 

Цель: на формирование умения выявлять функции объекта

Правила игры: Ведущий называет объект. (Объект можно показать или загадать с помощью игры «Да-Нет» или загадки). Дети должны определить, что умеет делать объект или что делается с его помощью.

Ход игры:

Воспитатель: Телевизор.

Дети: Может сломаться, может показывать разные фильмы, мультфильмы, песни, может пылиться, включаться, выключаться.

В: Что может мяч?

Д: Прыгать, катиться, плавать, сдуться, потеряться, лопнуть, подпрыгивать, пачкаться, лежать.

В: Давайте пофантазируем. Наш мяч попал в сказку » Колобок». Как он может помочь Колобку?

Примечание: Можно перемещать объект в фантастические, нереальные ситуации и смотреть, какими дополнительными функциями обладает объект.

Базис личностной культуры.

В: Вежливый человек — это какой и что умеет делать?

Д: Здороваться, вежливо провожать гостей, заботиться о больном человеке или собаке, он может уступать место в автобусе или трамвае старушке, а еще сумку донести.

В: Еще?

Д: Выручить из беды или трудного положения другого человека.

В: Что может растение?

Д: Расти, пить воду, расцветать, закрываться, может качаться от ветра, может погибнуть, может вкусно пахнуть, а может и невкусно, может колоться.

В: Что может слон?

Д: Слон умеет ходить, дышать, расти. Слон добывает себе пищу, перевозит грузы, людей, выступает в цирке. Он помогает людям в хозяйстве: бревна даже таскает.

В: Что может дождь?

Д: Растворить лед.

В: Когда и почему?

Д: Когда ярко светит солнце, тепло.

В: Что еще может лед?

Д: Лед может расколоться, треснуть.

В: А какие полезные функции у льда?

Д: Его нужно прикладывать к шишке (ушибу). Продукты хранятся в холодильнике, а там есть лед.

В: Что можно делать со льдом?

Д: Можно раскрашивать красками, сделать разноцветные льдинки. Можно кататься по льду на коньках и просто на ногах. Льдинками можно украшать всякие снежные постройки.

В: Что может дождь?

Д: Капать, литься как из ведра, создать лужи, поливать растения. Дождь делает воздух свежим, моет дороги, чтобы они были чистыми и красивыми. Дождь может моросить.

«Раньше-позже» 

Цель: учить детей составлять логическую цепочку действий, закреплять понятия « сегодня», «завтра», «вчера»… развивать речь, память.

Правила игры:

Ведущий называет какую-либо ситуацию, а дети говорят, что было до этого, или что будет после. Можно сопровождать показом (моделирование действия). Для наглядности можно использовать ось времени, где будет видна пошаговая последовательность событий вперед или назад.

Ход игры:

В: Мы сейчас с вами на прогулке. А что было до того, как мы вышли на прогулку?

Д: Мы одевались на прогулку.

В: А до этого?

Д: Перед тем как одеться, мы складывали игрушки, а до этого мы играли в строителей, а еще раньше завтракали…

В: Мы пришли с прогулки. Что будет дальше?

Д: Мы разденемся, помоем руки, дежурные накроют столы….

В: Я сшила платье. А что я сделала раньше? Покажите мне!

Д: Вы пошли в магазин, купили ткань (ребенок молча показывает действиями), взяли ножницы, раскроили ткань….

При закреплении понятий «сегодня», «завтра», «вчера»…

В: Какой сегодня день недели?

Д: Вторник.

В: А какой день недели был вчера?

Д: Понедельник.

В: Какой день недели будет завтра? А послезавтра?…

В: Посмотрите, какое это растение?

Д: Тыква большая.

В: Она всегда такая была? Что было с ней раньше?

Д: Была маленькая тыквочка, а до этого растение зацвело.

В: Правильно, а еще раньше?

Д: Маленький росточек.

В: А еще раньше?

Д: Семечко.

В: А что было до того, как семечко попало в землю? Покажите мне это!

В: Это блюдце с водой. Что будет с водой дальше?

Д: Ее может кто-то выпить. Или вылить.

В: А дальше?

Д: Если ее выльют, то она впитается в землю, а если там было какое-нибудь семечко, то оно прорастет, будет дерево…

В: Вот какую пользу приносит вода. А если она в чашке, ее никто не выливал, что будет дальше?

Д: Она испариться, превратиться в тучку и в дождик.

В: Конечно, от небольшого количества воды в чашке дождик не прольет, а влажность в воздухе увеличиться. Почему?

Д: Потому, что жидкие человечки воды встретятся с бегущими человечками воздуха.

«Где живет?»

Цель: на выявление над-системных связей, развивать речь, мышление.

Правила игры:

Ведущий называет предметы окружающего мира. В младшем дошкольном возрасте — это неживые объекты из ближайшего окружения и объекты живой природы. В старшем дошкольном возрасте — это любые предметы и явления реального и фантастического миров (где живет улыбка, огонь). Дети называют среду обитания живых объектов и место нахождения реальных и фантастических объектов.

Ход игры:

В: Посмотрите, сколько здесь картинок! Выбирайте себе любую!

В более старшем возрасте объекты могут заранее загадываться самими детьми или ведущий каждому называет объект от себя. Если у воспитателя четкая цель: закрепить, например, раздел «Живая и неживая система», то основной набор картинок должен состоять из объектов живой и неживой системы и так далее.

В: Где живет медведь?

Д: В лесу, в зоопарке.

В: А еще?

Д: В мультфильмах, в фантиках конфетных.

В: Где живет собака?

Д: В конуре, если она дом охраняет. В доме, прямо в квартире. А есть собаки, живущие на улице — бродячие.

В: Где живет подорожник?

Д: На дорожке растет. На лужайке и в поле. А еще в аптеке. А когда я к ране прикладывал, то он на ноге у меня жил. А я пила его, значит, он в животике у меня был.

В: Где живет гвоздь?

Д: В столе, на фабрике, у папы в гараже. В ящике для инструментов. На стене. В стуле. В моем ботинке!

Культура поведения.

В: Где живут вежливые слова?

Д: В книге, в песне. В хорошем человеке.

В: А что значит хороший человек?

Д: Это значит, что он вежливый, опрятно одевается, зубы чистит, помогает людям

Это игра может использоваться как организационный момент в начале занятия — беседы.

В: Где живет радость?

Д: У нас в группе, во мне, в моей любимой кошке, в маме, в телевизоре.

В: Где живет зло?

Д: В сказке про Бабу-Ягу, про мачеху… в милиционере, в человеке — он может быть злым.

В: В каких словах живет буква «А»?

Д: Мама, лиса, азбука, акварель…

В: Где живет звук?

Д: В слове, в инструментах музыкальных, когда человек поет или кричит, в микрофоне. В телевизоре и радио, в пластинке…

В: Где живет слово?

Д: В предложении, в сказке, в человеке!

В: Словом человек обозначает и выражает свои мысли.

«Что будет, если…».

Цель: на развитие мышления, речи, гибкость ума, воображения, знакомят со свойствами предметов, окружающим миром.

Правила игры.

Эта игра построена на вопросах и ответах. «Что будет, если в ванну с водой упадет бумага, камень, жук?», «Что будет, если летом пойдет снег?»

Вопросы могут быть разными — как житейские, так и «фантазийные», например: «Что будет, если ты окажешься на Марсе?»

Ход игры:

Воспитатель задаёт вопрос ребёнку «Что будет, если в ванну с водой упадёт бумага » .Ребенок отвечает бумага намокнет, растает, поплывёт.

 

«Хорошо – плохо».

Цель: Учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны.

Правила игры:

Ведущим называется любой объект или в старшем дошкольном возрасте система, явление, у которых определяются положительные и отрицательные свойства.

Ход игры.

1 вариант:

В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Съесть конфету — плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

То есть вопросы задаются по принципу: «что-то хорошо — почему?», «что-то плохо — почему?».

2 вариант:

В: Съесть конфету — хорошо. Почему?

Д: Потому, что она сладкая.

В: Сладкая конфета — это плохо. Почему?

Д: Могут заболеть зубы.

В: Зубы заболят — это хорошо. Почему?

Д: Вовремя обратишься к врачу. А вдруг бы у тебя болели бы зубы, а ты не заметил.

То есть вопросы идут по цепочке.

Ознакомление с окружающим миром.

В: Человек изобрел огонь. Огонь-это хорошо, почему?

Д: От него становиться тепло. Папа разведет костер, будет весело.

В: Огонь — это плохо. Почему?

Д: Это опасно, может быть пожар. Если дом сгорит, то людям жить будет негде.

Живая система.

В: Листопад — это хорошо?

Д: Да! Земля становиться красивой, листва шелестит под ногами.

В: Листья под ногами — плохо. Почему?

Д: Не всегда можешь увидеть кочку, обувь запылиться или будет мокрая, если после дождя.

«Раз, два, три… ко мне беги!»

Цель: на сравнение систем, учить выделять главный признак, развивать внимание, мышление.

Правила игры:

Ведущий раздает всем играющим картинки с изображением различных объектов. В зависимости от возраста содержание картинок меняется: в младших группах — это объекты ближайшего окружения, животные, а в старших группах — это объекты более сложного содержания, а также явления природы и объекты неживой природы. Дети могут просто загадать какой-либо предмет без использования картинки. Дети встают на другом конце зала и по определенной установке воспитателя подбегают нему. В старшем дошкольном возрасте ведущим может быть ребенок. Воспитатель или ведущий ребенок затем анализирует, не ошибся ли играющий, выделяя какие-либо свойства системы.

Ход игры:

«Раз, два, три, все, у кого есть крылья ко мне беги!» (Подбегают дети, у которых на картинке изображения самолета, птицы…) Остальные дети стоят на месте.

Далее могут выбираться любые составляющие подсистемы (глаза, угол, колеса, запах, звук…). Ведущий спрашивает у играющих, где у их объектов эти части.

Развитие речи.

При обогащении словаря словами, обозначающие части предметов (пуговицы, рукава, воротник — пальто); задания на качество предметов (жесткое — мягкое, металлическое, фактура ткани…)

«На что похоже».

Цель: Развитие ассоциативности мышления, обучение детей сравнениям разнообразных систем.

Правила игры:

Ведущий — воспитатель, а в старшем возрасте — ребенок называет объект, а дети называют объекты, похожие на него.

Примечание: Похожими объекты могут по следующим признакам: по назначению (по функции), по подсистеме, по надсистеме, по прошлому и будущему, по звуку, по запаху, по цвету, по размеру, по форме, по материалу. Похожими могут быть даже самые разные объекты. Можно использовать картинки предметные, особенно на этапе ознакомления с игрой. Ведущий просит объяснить, почему играющий решил, что названные объекты похожи.

Ход игры:

В: На что похож абажур?

Д: На зонт, на Красную Шапочку, на колокол, потому что он большой, на цаплю, потому что она стоит на одной ноге.

В: На что похожа улыбка?

Д: На радугу, на месяц на небе, на солнечную погоду.

В: Половник.

Д: На ковш у экскаватора, на созвездие «Большая медведица», на зонтик, на лопату, на микрофон, так как микрофон имеет две части: сам микрофон и ручку, а половник тоже состоит из ковша и ручки. Микрофон тоже может быть металлическим как и половник, или в нем могут быть металлические части и так далее.

Неживая природа.

В: На что похож дождь?

Д: На лейку, когда из лейки что-то поливают, на душ.

В: А душ какой бывает?

Д: Холодный и теплый. И дождь летом бывает теплым, а осенью холодным. А еще дождь похож на разбрызгиватель, который мама ставит на огороде и поливает ягоды и овощи.

Развитие речи

(при расширении словарного запаса, обозначающих названия предметов).

В: На что похожа иголка?

Д: На булавку, на кнопку, на гвоздь, на лезвие ножа, на стержень от ручки.

В: То есть все эти предметы объединяются одним признаком: острые и металлические.

Д: Еще на колючки у ежика и кактуса, на застежку у сережки, которая в ухо вставляется, она тоже острая.

«Цепочка»

Цель: учить детей выделять признаки объектов, развивать мышление, речь детей.

Правила игры:

Ведущий показывает ребёнку картинку с изображением объекта, он называет его. Затем картинка передаётся другому ребёнку. Он должен назвать один из признаков объекта и передать картинку следующему. Нужно назвать , как можно больше признаков и не повториться.

Ход игры:

Ведущий показывает картинку с изображением очков, ребёнок, увидев картинку, говорит очки круглые и передаёт картинку следующему игроку. Следующий игрок говорит очки солнечные и передаёт следующему игроку картинку т.д.

Приложение 2

Родительское собрание ТРИЗ

Использование ТРИЗ-технологии для развития умственных и творческих способностей детей 4-5 лет 

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях семьи.

Задачи: показать родителям значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка; рассмотреть правила организации игровой деятельности; обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи; развивать навыки общения со своим ребёнком в процессе игры.

Участники: воспитатели, родители.

Ход собрания: Добрый вечер, уважаемые родители! Начинаем родительское собрание, но сначала поиграем в игру, которая называется «Ассоциации» Опорное слово – игра. Подберите такие слова, которые ассоциируются с этим словом. (Дети, азарт, деятельность, игрушки, действия, роли, правила, куклы)

Я начну собрание со слов педагога Д. В. Менджерицкой: «Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития». И тема нашего собрания звучит так: «Игра – путь к познанию окружающего мира». Мы раскроем значение совместных игр и игрушек для развития ребёнка. Познакомимся с правилами организации игровой деятельности, обсудим вопрос об организации игровой среды в условиях семьи и обсудим бытовые вопросы нашей группы.

Доклад «Роль игры в воспитании и развитии ребёнка»

Огромная роль в развитии и воспитании ребёнка принадлежит игре – ведущему виду детской деятельности. Советский педагог В. А. Сухомлинский подчёркивал, что «игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». В игре ребёнок органично развивается, познаёт очень важный этап человеческой культуры – взаимоотношения между взрослыми людьми – в семье, их профессиональной деятельности и т. д. В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребёнка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, лёгкость и т. д. Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность к активной деятельности. Игры существуют разные: подвижные, сюжетные, дидактические, музыкальные, творческие, познавательные, театрализованные.

Одни развивают мышление и кругозор, другие — ловкость и силу, третьи – конструкторские навыки детей. Все они по-своему полезны детям. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступая друг другу, заботиться о товарищах.

Игра способствует поддержанию у ребенка хорошего настроения, обогащению его чувственного опыта, развитию наглядно-образного мышления, воображения речи. В ней закладываются основы творчества. Дети с хорошо развитым воображением обладают более высоким интеллектом. Лучше ориентируются в нестандартных ситуациях, успешнее учатся.

Игра – важное условие социального развития ребенка. В ней дети знакомятся с разными видами деятельности взрослых, учатся понимать чувства и состояния других людей, сопереживать им, приобретают навыки общения со сверстниками и старшими детьми.

Игра обладает прекрасным психотерапевтическим эффектом, так как в ней ребенок может через игровые действия неосознанно и непроизвольно высвободить накопившиеся негативные переживания, «отыграть» их.

Игра дает ребенку особое ощущение всесилия и свободы.

Игра – наиболее естественный и продуктивный способ обучения детей!

Задачей взрослых является помочь ребёнку организовать игру, сделать её увлекательной.

Ведущий: И вопрос вам, родители. Помните, во что играли вы в своём детстве? (выслушиваются ответы родителей)

«Честное слово играть интересно. Жить без игры – невозможная жизнь.

И мы сознаёмся вам честно-пречестно, каждый из взрослых играет чуть – чуть» И сейчас мы поиграем с вами.

Игра «Четвёртый лишний».

Что лишнее?

1. Береза, ель, клен, тополь. (Ель — хвойное дерево)

2. Роза, гвоздика, ландыш, гладиолус. (Ландыш растет в лесу)

3. Гнездо, муравейник, скворечник, нора. (Скворечник сделан человеком)

4) Крокодил, жираф, слон, олень, зебра. (Крокодил живет в воде и на суше)

Люди и животные.

Очень часто люди напоминают животных. И в своей речи мы сравниваем характер и поведение человека с нашими меньшими братьями.

Дополните фразы Глупый, как… (утка). Хитрая, как., (лиса). Надутый, как… (индюк). Упрямый, как… (осел). Грязный, как… (поросенок).Небритый, как… (еж) Пучеглазый, как… (лягушка). Трещит, как… (сорока) Воркуют, как… (голубки). Порхает, как … (бабочка). Молодцы!

Анализ анкет. При подготовке нашего собрания мы провели анкетирование родителей. Просмотрев ваши анкеты, мы убедились в том, что вы уделяете внимание игровой деятельности детей. Все опрошенные родители покупают детям развивающие игры. Исходя из полученных результатов, можно предположить, что родители действительно стараются создать в домашних условиях игровую среду для своих детей, но недостаточно активно принимают участие в детских играх. Игры очень важны для каждого ребёнка, потому что для него это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, лётчиком, продавцом и т. д. Мы стараемся как можно больше времени уделять играм, это время до прогулки, а также после сна (показ фото «Как мы играем»») Очень популярна и любима детьми сюжетно – ролевая игра, она готовит их к будущей жизни. О значении игры в развитии ребёнка сказано очень много. Игра – это потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребёнка.

Ситуация. А сейчас мы предлагаем вам ситуацию для анализа.

Вопросы: Какое значение в становлении личности имеют те роли, которые берёт на себя ребёнок?

В чём по – вашему, состоит воспитательное значение игр?

Ведущий: В игре ребёнок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребёнок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни; позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

- А сейчас «Острое блюдо» — игры на кухне

- Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина — это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется. Пусть ребенок вылепит из этого теста игрушки, еду для кукол, или просто помнет в своих ручках. Такое тесто, упакованное в полиэтиленовый пакет, можно долго хранить в холодильнике.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета. Насыпьте в миску макароны разного сорта (ракушки, спиральки, трубочки) и предложите ребёнку их рассортировать. Посчитайте вместе с ребенком, сколько макарон каждого сорта было в миске. Кроме того, макароны-трубочки можно нанизывать на шнурок, получатся бусы. Одновременно тренируется мелкая моторика.

1. «Фасоль и манка»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

1. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой.

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

8. «Венчик для взбивания»

Налить в миску воды, немного шампуня и поставить в раковину. Поставьте ребенка на стул к раковине и пусть он взбивает мыльную пену.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки» и т. п.

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки — бусы и браслеты.

Творческая работа «Игрушка в жизни моего ребёнка»

- Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть.

Ведущий: У каждого ребёнка есть любимая игрушка, в которую он чаще всего играет, и вы с уважением относитесь к их выбору. Задание родителям: нарисуйте картинку с любимыми игрушками вашего сына, дочери. А сейчас мы зачитаем ответы детей, совпадут ли они с теми рисунками, которые вы нарисовали.

Вопросы: «Какая твоя любимая игрушка?», «Как ты в неё играешь?»

Подведение итогов. Для игры нужна практика. Играйте с детьми как можно чаще. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение. Поддерживайте усилия детей сохранить хорошие отношения со сверстниками. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните: игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного, эмоционального самочувствия ребёнка. Совместная игра ребёнка со взрослым не только основное средство развития маленького человека, но и инструмент, способствующий взаимопониманию разных поколений. Открывайте мир вместе с ребёнком! Яркие и увлекательные игрушки созданы специально для того, чтобы поощрять любознательность вашего ребёнка.

О разном.

Решение родительского собрания:

. Создать дома условия для разных видов игр, выделив для этого определённое место.

 Систематически играть вместе с ребёнком в разные игры (настольно – печатные, сюжетно – ролевые, подвижные, пальчиковые, поддерживать интерес к играм новыми впечатлениями от окружающей действительности (прогулки, посещение зрелищных мероприятий, выставок).

Приложение 3

Конспект совместной деятельности в средней группе с использованием системного оператора

«Скафандр- прошлое, настоящее, будущее»

Образовательные задачи:

  • Формировать умение анализировать и описывать систему связей объекта рукотворного мира с другими объектами, явлениями и событиями.
  • Обогащать представление о функциях объекта, динамике его развития в определенный период времени, особенностях строения.
  • Упражнять в прогнозировании изменений и усовершенствования объекта.
  • Развивать разные формы речи- рассуждения, воспитывать ценностное отношение к мнению сверстников.

Оборудование: доска с расчерченным 9-ти экранным полем, маркер, магниты, космическая коробка с определенными предметами внутри, картинки с эволюцией скафандров (для собак, Гагарина, Леонова, Орлан), матрицы со схемами имен признаков и маркеры по количеству детей.

        Ход занятия:

Педагог: Ребята, представляете, я пришла сегодня на работу, а на столе у меня стоит коробка. Хотите узнать, что внутри? Мне тоже жутко интересно, можно я загляну? ( педагог достает из коробки- гофрированные трубочки, обернутые фольгой, налобный фонарик, рацию, шлем) и спрашивает, кому это может принадлежать (ответы детей- космонавту, это части скафандра).

1окно

Педагог: Итак, это скафандр (обозначает картинкой в 1 окне). Какой он? (схемы имен признаков- цвет, размер, форма). Какова основная функция скафандра? (защита космонавта от влияния инородной  окружающей среды).

2 окно

Педагог: Где мы можем встретить скафандр? (в музее,  на космодроме, на картинках, в фильмах- ответы детей педагог зарисовывает схематично либо помечает соответствующими картинками) К чему относится скафандр? (это одежда) Ребята, а какая одежда  еще выполняют такую же функцию,  люди каких профессий носят спецодежду? (ответы детей педагог зарисовывает схематично либо помечает соответствующими картинками)

3 окно

Педагог: Какие части есть у скафандра? (ответы детей педагог зарисовывает схематично либо помечает соответствующими картинками) Рация, баллон с воздухом, шлем, фонарик, страховочный трос, камеры, приборы для измерения давления, температуры, ручка парашюта, перчатки, боты – если дети затрудняются с ответом, педагог задает наводящие вопросы, например, как косманавты связываются в открытом космосе и т.д.

4 окно

Педагог: Ребята, возможно, я сейчас открою вам секрет- оказывается, скафандр не всегда был таким, какой он сейчас. Как вы думаете, где мы можем получить информацию о том, как выглядели первые скафандры? (в интернете, в книгах, в фильмах, спросить у взрослых)

Я приготовила картинки с изображением первых скафандров, на обратной стороне- описание, но вы сами не сможете прочесть этот текст, как быть? (попросить взрослого). Давайте вспомним, как нужно обращаться к взрослым? (здравствуйте, помогите, пожалуйста….) Какой вопрос мы будем задавать, что нас интересует? (совместная формулировка вопроса «….помогите, пожалуйста, прочесть текст) Чтобы ответы взрослых не забывать, зарисовывайте их в матрицы на планшете.

Работа с залом, затем педагог приглашает детей вернуться и задает вопрос:

-Итак, мы узнали много нового, давайте расскажем об этом друг другу. Дети рассказывают и прикрепляют картинки со скафандрами в 4 окно. Ребята, а мы сможем с вами определить, какой скафандр был первым, а вторым….

5 окно

Педагог: Ребята, а скафандр это хорошо? (ответы детей фиксируются в 5 окне)

7 и 8 окно

Педагог: Ребята, а какие недостатки есть у скафандра? (тяжелый, жесткий материал, одевать самим трудно) Как это можно исправить? (напротив каждого недостатка педагог зарисовывает вариант его исправления).

Ребята, а какие функции скафандр мог бы еще выполнять, что для этого нужно? ( Если дети затрудняются с ответом, педагог задает наводящие вопросы- легкий по весу и материалу, чтобы облегчить движения; самостоятельно ремонтировался в случае поломки; вырабатывал бы электричество, запас воды и еды, чтобы не возвращаться на борт)

Педагог: Ребята, вы сегодня были большие молодцы. Но это еще не все- в коробке осталось вот что (фольга) и я предлагаю вам соорудить скафандр, но для этого нужно выбрать, кого из вас мы будем одевать в скафандр ( наводящими вопросами педагог подталкивает детей к тому, что так как фольги не много, одеть в скафандр нужно самого маленького (низкого) ребенка.

Дети мастерят скафандр, используя при этом все предметы из коробки и  вместе с «космонавтом» отправляются в группу.

Приложение 4

Уважаемые родители, просим Вас принять участие в нашем исследовании, целью которого является изучение Вашей осведомленности в вопросах применения ТРИЗ-технологии в образовательном процессе, а также Вашей готовности к освоению новых методов развития детей. Пожалуйста, искренне и полно ответьте на все вопросы, написав свой ответ или подчеркнув один из предлагаемых ниже ответов. Заранее благодарим Вас за участие в анкетировании.  

1.Знакома ли Вам ТРИЗ-технология?

а) я хорошо знаком(а) с ней;

б) слышал(а) и хотел(а) бы подробнее познакомиться с ней;

 в) не знакома, но хотел(а) бы познакомиться;

 г) не знакома, не интересует.

 2. Интересует ли Вас информация о применении ТРИЗ в развитии детей дошкольного возраста? Ели, «да»,то в каком виде Вы хотели бы ее получать?

а) ДА, интересует, хотел(а) бы получать через:

 • «Школа умных родителей»;

• Индивидуальные консультации и беседы;

 • Мастер-классы;

• Другое (напишите)

б) Нет, не интересует;

 в) Не задумывалась (-ался).

3. Как Вы относитесь к внедрению ТРИЗ-технологии в образовательный процесс в нашей группе?

а) положительно;

б) отрицательно, традиционные подходы лучше

в) не определилась, т.к. не разбираюсь в ней.

4. Делится ли с Вами ребенок знаниями и впечатлениями, полученными в детском саду?

а) да, всегда

б) часто

 в) редко

г) никогда

5.  Согласны ли Вы принимать участие в экспериментальной площадке по ТРИЗ-технологии в ДО?

а) Да, согласны

б) Нет, не согласны

в) Не интересна данная технология

г) Другой ответ

6.  Каких результатов Вы ожидаете от организации экспериментальной площадки по ТРИЗ –технологии в ДО?

7. Ваши идеи по организации экспериментальной площадки по данной технологии в ДО (семья, группа, детский сад)?    

https://docs.google.com/forms/d/e/1FAIpQLSc2hGgrGtEEhN-nUn_8YDVTp6tN8eNbS3IWqUQa8ziE7z3K8g/viewform?usp=sharing


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологии развивающего обучения. Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.

Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развиваются наблюдательность, мыслительная  деятельность. В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого...

Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

ЦельИспользовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителямиЗадачи1. Развивать системное мышление дошкольников...

План-конспект интегрированного занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Зимние забавы» с использованием ЭОР

физкультурно-речевое занятие с использованием электронных образовательных ресурсов...

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию с использованием наглядного моделирования на тему: «На помощь лесным животным» с детьми среднего дошкольного возраста

Конспект организованной образовательной деятельности по речевому развитию на тему: "На помощь лесным животным" с детьми среднего дошкольного возраста...

Конспект подгруппового коррекционно-развивающего занятия с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением зрения. Тема занятия: «Урок для Винни-Пуха».

Занятие помогает детям в игровой форме закрепить знания о геометрических фигурах, работу со схемой. У детей развиваютсязрительные функции, мелкая моторика, тактильная чувствительность....

Конспект развивающего занятия с детьми среднего дошкольного возраста «Доброе солнышко»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждениедетский сад «Звёздочка»         Конспект развивающего занятия  с детьми средн...