Технологии развивающего обучения. Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста.
методическая разработка (окружающий мир, старшая группа) по теме

Харитоненко Галина Васильевна

 Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развиваются наблюдательность, мыслительная  деятельность.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого  явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологии развивающего обучения

Опытническая деятельность

с детьми старшего дошкольного возраста

 Опыт – это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях.

                                          Значение опытов.

 Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развиваются наблюдательность, мыслительную деятельность.

В каждом опыте раскрывается причина наблюдаемого  явления, дети подводятся к суждениям, умозаключениям, Опыты имеют большое значение для осознания детьми причинно-следственных связей.

                                      Методика проведения опыта.

  Опыт всегда должен строиться  на основе имеющихся представлений, которые дети получили в процессе наблюдений и труда. Проводя опыт, педагог не должен наносить вред и ущерб растениям и животным.

   В детском саду проводятся опыты с предметами неживой природы, растениями и животными. Несложные опыты могут быть использованы в играх детей; они могут быть связаны с их трудом в уголке природы и на огороде, включаться в занятия.

                                                  Опыт 1.

                                          Вода прозрачная.

  Перед детьми два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком - нет? Почему? Перед нами молоко и вода, в стаканчике мы видим палочку, а в стаканчике с молоком-нет.

Вывод: вода прозрачная, а молоко нет.

                                                  Опыт 2.

                                        У воды нет вкуса.

  Предложить детям попробовать через соломинку воду.

Вопрос: есть ли у неё вкус?

Дать для сравнения попробовать молоко или сок. Педагог должен доказать детям, что у воды нет вкуса.

  А вот морская вода солёная, потому что в ней много разных солей её человек не может пить.

                                                  Опыт 3.

                                   У воды нет запаха.

  Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет (или совсем не пахнет). Пусть нюхают до тех пор, пока не убедятся, что запаха нет. Однако подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для здоровья.

                                                  Опыт 4.

                                      Лёд - твёрдая вода.

   Принести сосульки в помещение, поместив каждую в отдельную посуду, чтобы дети наблюдали за сосульками. Обращать внимание на то, как постепенно уменьшаются сосульки. Что с ними происходит? Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что  отличающиеся по величине сосульки растают за разные промежутки времени.

  Вывод: лёд, снег – это тоже вода.

                                                    Опыт 5.

                                    Пар-это тоже вода.

  Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Но нужно доказать ещё, что пар – это тоже вода. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды.

                                                         

                                                  Опыт 6.

                                 Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика - один с водой, другой пустой. Предложить детям  аккуратно перелить воду из одного в другой. Льется вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы вода не была жидкой, то она не смогла бы течь в реках, ручейках, не текла бы из крана.

  Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.

                                                   Опыт 7.

                      В воде одни вещества растворяются,

                             другие не растворяются.

  Взять два стаканчика  с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать ложечкой. Что получится? Растворился песок или нет? Возьмём другой стаканчик и насыплем в него ложечку сахарного песка, размешаем его. Что теперь произошло? В каком стаканчике песок растворился?

 В аквариум на дно мы кладём песок. Растворяется он или нет? Что было бы, если бы мы положили не обычный песок, а сахарный? А если бы на дне реки был бы сахарный песок?

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? Краска в ней растворилась.

                                                  Опыт 8.

                      Вода бывает тёплой, холодной, горячей.

  Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Пусть они пальчиком попробуют и определят, в каком стаканчике вода  холодная, тёплая

  В реках, озёрах, морях вода бывает разной температуры. Некоторые рыбы, звери, растения улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. В холодной воде живёт меньше разных животных. В природе есть такие места, где очень горячая вода выходит из под земли на поверхность. Это  наш знаменитый источник «Дзелинда», «Гоуджекит».

В водоёмах вода бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

                                                  Опыт 9.

                                        Вода не имеет формы.

  Рассмотреть с детьми кусочек льда ( лёд – это твёрдая вода).Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если мы  опустим его в стакан, в миску, положим на ладошку? Нет, в любом месте он останется кубиком (до тех пор, пока не растает). А жидкая вода?

  Пусть дети нальют воду в кувшин, тарелку, стакан. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находиться. Значит, жидкая вода не имеет формы.

                                                 Опыт 10.

                                          Вода нужна всем.

  Дать детям две горошины, одну из них положить на блюдце в намоченную ватку и будет постоянно поддерживать её во влажном состоянии. Вторую горошину он поместит на другое блюдце в сухую ватку и не будет её смачивать вовсе. Блюдца должны стоять в одинаковых условиях. В какой из горошин появиться росточек, а в какой – нет? Почему?

  В результате таких наблюдений ребёнок наглядно убедится в роли воды в развитии, прорастании растений.

                                                Опыт 11.

                                    Растения «пьют» воду.

  Поставит букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

  Вывод: растения «пьют» воду.

                                                Опыт 12.

                             У растения есть внутри вода.

  Взять один цветок из букета и оставьте его без воды (можно его засушить на бумаге). Через некоторое время сравнит. Цветы в букете, которые пьют воду из вазы, и засушенный цветок. Чем отличаются? Вода «ушла» из засушенного цветка, испарилась.

                                                 Опыт 13.

                                            Лёд легче воды.

  Опустить кусочек льда в стакан, до краёв наполненный водой. Лёд растает, но вода не перельётся через край.

Вывод: Вода, в которую превратился лёд, занимает меньше места, чем лёд, то есть она тяжелее.

                                                 Опыт 14.

                                              Друзья – враги.

  Масло и вода – жидкости, которые никогда не смешиваются друг с другом. Но если добавить средство для мытья посуды, то получится смесь молочного цвета.

  Мыло не даёт капелькам масла слиться и образовать плотный слой.

                                                   Опыт 15.

                                     Спичка – пленница.

  Положи спичку на лёд. Насыпь сверху немного соли, и ты увидишь, как спичка вмерзает в лёд. Соль заставляет лёд таять, но образующаяся вода тут же замерзает.

                                                    Опыт 16.

                                        Двухцветный цветок.

   Расщепи стебель белого цветка на две части и каждую половинку погрузи в подкрашенную воду. Через несколько часов цветок станет двухцветным. Внутри стебля имеются маленькие каналы, по которым подкрашенная вода впитывается цветком.

                                                     Опыт 17.

                                                Спичечные бега.

  Положите четыре спички в тарелкой с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхности воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая плёнка.

  Положи кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.

  Повторить опыт с мылом: спички «разбегутся».

Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички.

                                                    Опыт 18.

                                        Как выйти сухим из воды.

  Сомни бумагу и положи её на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.

                                                     Опыт 19.

                                     Животворное свойство воды.

   Заранее  срежьте веточки быстрораспускающихся  деревьев. Возьмите сосуд, наклейте на него этикетку «Живая вода». Вместе с детьми рассмотреть веточки, После этого поставить ветки в воду и объяснить детям, что одно из важных свойств воды- давать жизнь всему живому. Поставить ветки на видное место. Пройдёт время, и они оживут.

Ветки тополя могут дать корни.

                                                       Опыт 20.

                                   Поверхностное натяжение воды.

  Баночка доверху наполнена водой. Что произойдёт, если в баночку осторожно поместить канцелярскую скрепку? Скрепка вытеснит небольшое количество воды. Вода поднимется выше края баночки. Однако благодаря поверхностному натяжению вода не прольётся через край, лишь её поверхность слегка изогнётся.

                                                      Опыт 21.

                                          Кораблик плывёт по воде. 

  Сделать из скорлупы грецкого ореха маленький кораблик с парусником, поместить его в ванночку и подуть на парус, чтобы дети понаблюдали, как кораблик плывёт по воде. Вместе с ребятами можно моделировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный.

                                                      Опыт 22.

                                                        Радуга.

  Поставить зеркало в воду под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить на стену. Поворачивать зеркало до тех пор, пока не увидим на стене спектр.

Вода выполняет роль призмы, разлагающей свет на его составляющие. В конце занятия спросить детей, на что похоже слово «ра - дуга»? Что такое «дуга»? Какая она? Покажите радугу руками.

                                                     Опыт 23.

                                  Замёрзшая вода двигает камни.

  Опустить соломинку в воду. Набрать в соломинку воду. Закрыв языком, верхнее отверстие соломинки, чтобы из неё не вылилась вода, вытащить её из воды и закрыть отверстие внизу пластилином. Вынув соломинку изо рта, закрыть и второе отверстие. Часа на 3 положить соломинку в морозильник. Когда вытащим соломинку из морозильника, то увидим, что одна из пластилиновых пробок выскочила и из соломинки виден лёд. В отличие от многих других веществ, вода при замерзании расширяется. Когда вода попадает в трещины в камнях, то при замерзании она сдвигает камень с места и даже ломает его. Расширяющая вода, прежде всего, разрушает наименее прочные камни. На дорогах из-за этого могут образовываться выбоины.

                                                       Опыт 24.

                                                Встреча с ручейком.

  Сделать небольшой желобок, похожий на русло ручейка. Положить его наклонно, приложив нижний конец к блюдцу или мисочке. Верхний конец желобка укрепить на какой- нибудь подставке так, чтобы он держался и не падал. В результате должна получиться модель наклонного русла реки и пруда или озера. Взять ёмкость с водой примерно на 1 литр. Наклонить её над желобком и лить воду небольшой струйкой. Чтобы вода напоминала ручей, положить немного мелких камушков, создавая преграду для воды. Так можно добиться эффекта журчащих ручейков.

                                                        Опыт 25.

                                                       Капельки.

  Из бутылочки на блюдце капнуть несколько капель воды. Капельки держаться достаточно высоко от блюдца, чтобы дети увидели, какой формы появляется капля из горлышка и как она падает.

                                                          Опыт 27.

                            Вода способна смачивать и очищать предметы.

             Она без запаха, вкуса и цвета.

             Но всеми учёными признано это:

             С любого грязнули всю грязь без следа

             Смоет обычная наша вода.

  Взять сухую марлевую или бумажную салфетку и осторожно положить её на поверхность воды в широком сосуде. Через некоторое время салфетка промокнет. Вода проникает в волокна ткани и смачивает её. Точно так же вода будет питать те веточки, которые мы поставим в сосуд с «живой» водой.

                                                          Опыт 28.

                                                Превращение в воду.

  Принести с улицы ведёрко  со снегом. Вспомнить превращение снега на холоде и в тепле. На улице мороз, в комнате тепло. Вода вначале холодная, а через некоторое время теплеет. Снег, лёд, сосульки тают в комнате от тепла, превращаются в воду.

                                                           Опыт 29.

                                                              Иней.

  Вынести на мороз очень горячую воду и держим над ней ветку.  Она покрылась снегом, а снег не идёт. Ветка всё больше и больше в снегу. Что это? Это иней.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экспериментально - опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Практическое пособие для воспитателей.

"Эксперименты — это интересно" Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объек...

Проект «Использование технологии ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях с детьми старшего дошкольного возраста»

ЦельИспользовать основы ТРИЗ и теории развивающего обучения на занятиях, в организации самостоятельной деятельности, в работе с родителямиЗадачи1. Развивать системное мышление дошкольников...

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Примерный перечень и методика проведения опытнической деятельности с детьми старшего дошкольного возраста....

Сборник Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Влияние окружающего мира на развитие ребенка огромно. Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями, начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают дет...

Опытническая деятельность с детьми старшего дошкольного возраста

Опытническая деятельность с детьмистаршего дошкольного возраста...

ОПЫТНИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ С ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Картотека опытов для подготовительной группы по блокам...

Игры на развитие речи с использованием технологии интерактивного обучения в работе с детьми старшего дошкольного возраста

В работе представлена подборка игр с использованием технологий интерактивного обучения по всем компонентам речевого развития в соответствии с ФГОС дошкольного образования, направленных на:- овладение ...