Система экологической работы в ДОУ
статья по окружающему миру по теме

Осипова Галина Валериевна

Одной из актуальных проблем в настоящее время является экологические изменения на планете, которые побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

      Дошкольное детство – это  ответственный период в жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. Познание ребёнком окружающего мира не может остаться в стороне, так как он живёт в этом мире, и не оспорим тот факт, что заложенные в детстве знания и экологические навыки определяют в дальнейшем поведение человека в окружающей среде.

      В экологии центральным понятием являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.

Многочисленные научные работы подчёркивают то большое значение, которое имеет для развития личности ребёнка его общение с окружающим. Многие учёные отмечают важную роль экологического воспитания, которое позволяет педагогу расширить практический опыт ребёнка, закрепить его знания об окружающем (А.М.Федотова, Н.А.Кондратьева, В.С.Мухина, Д.В.Менжерицкая и др.). По мнению А.В.Запорозца, включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представление о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Исследования Л.А.Абрамяна подтверждают, что при осознании правильного отношения к растительному и животному миру у детей вырабатывается позитивное восприятие окружающего, формируются положительные чувства и эмоции. Успешное внедрение в практику такого направления, как экологическое воспитание детей осуществляется по специально разработанной в детском саду модели.

Цель работы: «Формирование начал экологической культуры».

      Задачи:

1.      создать условия для экологического воспитания детей;

2.      организовать эколого-педагогическую работу через игровую деятельность;

3.      показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon экология80 КБ

Предварительный просмотр:

Введение.

       Одной из актуальных проблем в настоящее время является экологические изменения на планете, которые побуждают ныне живущих людей всё глубже вникать в суть этой проблемы и включаться в её практическое разрешение.

      Дошкольное детство – это  ответственный период в жизни человека, когда закладываются основы правильного отношения к окружающему миру, ценностной ориентации в нём. Познание ребёнком окружающего мира не может остаться в стороне, так как он живёт в этом мире, и не оспорим тот факт, что заложенные в детстве знания и экологические навыки определяют в дальнейшем поведение человека в окружающей среде.

      В экологии центральным понятием являются взаимодействие отдельно взятого организма со средой его обитания и функционирование экосистемы – сообщества живых организмов, проживающих на одной территории и взаимодействующих между собой.

     Природа оставляет глубокий след в душе ребёнка, воздействует на его чувства своей яркостью, многообразием, динамичностью. Дошкольники с огромным интересом смотрят на окружающий мир, но видят не всё, иногда не замечая главного. А если рядом воспитатель, который удивляется вместе с ними, учит не только смотреть, но и видеть, дети хотят увидеть ещё больше. Стремясь воспитывать детей как хранителей природы, мы, прежде всего, помогаем им научиться испытывать восторг, восхищение природой. И от того, как он научиться мыслить и чувствовать окружающий мир, как воспримет ценности мировой культуры, зависит то, как он будет действовать, какие поступки совершать. В процессе обучения дошкольники приобретают широкий кругозор, нравственное начало в отношении к окружающему миру и если мы сумеем заложить самое главное – умение сочувствовать, сопереживать, так как эти свойства личности во многом определяют отношение ребёнка к окружающему миру в будущем.

       Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важный аспект экологии, ставший основой бурно развивающихся отраслей – социальной экологии и экологии человека – не может остаться в стороне от познания ребёнком окружающего мира. Конкретные примеры использования человеком природных ресурсов, последствия этого воздействия на природу и на здоровье людей могут быть целью формирования у детей начальной позиции по этому вопросу.

        Многочисленные научные работы подчёркивают то большое значение, которое имеет для развития личности ребёнка его общение с окружающим. Многие учёные отмечают важную роль экологического воспитания, которое позволяет педагогу расширить практический опыт ребёнка, закрепить его знания об окружающем (А.М.Федотова, Н.А.Кондратьева, В.С.Мухина, Д.В.Менжерицкая и др.). По мнению А.В.Запорозца, включение элементов сюжетно – ролевой игры в процесс формирования у детей представление о природе создаст эмоциональный фон, благодаря которому дошкольники быстрее усвоят новый материал. Исследования Л.А.Абрамяна подтверждают, что при осознании правильного отношения к растительному и животному миру у детей вырабатывается позитивное восприятие окружающего, формируются положительные чувства и эмоции. Успешное внедрение в практику такого направления, как экологическое воспитание детей осуществляется по специально разработанной в детском саду модели.

     Экологическое воспитание - это направление, которое отличается от традиционно сложившегося ознакомления детей с природой и природоохранной деятельностью. Человек, животное, растение - все мы часть природы и составляем с ней единое целое. Экологическое образование и воспитание детей дошкольного возраста является социальным заказом общества системе дошкольного образования, поэтому данное направление быстро получило широкое распространение в сети ДОУ.

      Экологическая культура – это особый вид культуры, которая характеризуется наличием знаний и умений по экологии, гуманистическим отношением ко всему живому и окружающей среде.

       Экологическая культура не может складываться без осознания существующей в настоящее время экологической ситуации. Это – общечеловеческий, общегражданский фундамент – начало экологической культуры любого человека, которое определяет его мировоззренческую позицию и характер поведения. На этом фоне легко происходит осмысление целей и задач экологического воспитания дошкольников.

       Педагогами была изучена программа С.Н. Николаевой «Юный эколог». Эта программа привлекла  тем, что в ней хорошо сбалансирована система научных знаний с уровнем развития дошкольника.

       Исходя из этого, была поставлена следующая проблема: «Экологизация педагогического процесса в разных видах деятельности».

Цель работы: «Формирование начал экологической культуры».

      Задачи:

  1. создать условия для экологического воспитания детей;
  2. организовать эколого-педагогическую работу через игровую деятельность;
  3. показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры.

I часть.

       Формирование начал экологической культуры – это становление осознанно – правильного отношения непосредственно к самой природе во всём её многообразии, к людям, создающим на её основе материальные блага или духовные ценности. Это также отношение к себе, как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от состояния окружающей среды.

        Первоначальные элементы экологической культуры складываются на основе взаимодействия детей под руководством взрослых с предметно-природным миром, который их окружает: растениями, животными, их средой обитания, предметами, изготовленными людьми из материалов природного происхождения.

        Первый и достаточно существенный шаг на пути экологического воспитания дошкольников – создание необходимых условий для данной работы. Чтобы создать эти условия, необходимо было хорошо продумать окружающую природную и предметную среду, показав взаимосвязь растений и животных с внешними условиями, их приспособленность к среде обитания, зависимость жизни и состояния организма от воздействия внешних факторов, деятельности человека. Для этого была создана благоприятная обстановка в группах, атмосфера дружеского взаимодействия

      Наш детский сад удачно расположен недалеко от реки и лесного массива. Помещение и участок хорошо озеленены. В течение ряда лет мы проводим постоянную работу по благоустройству территории, разбили цветник и огород, стали создавать экосистемы такие как «лес», «лесная поляна», «нетронутая природа». Такая работа позволила создать экологические тропинки. Экскурсии по экологической тропе дают возможность показать детям предметы и явления природы в естественных условиях, во всём многообразии и взаимосвязях, способствуют формированию конкретных представлений о растительном мире, о сезонных явлениях. Детям экскурсии по экологической тропе приносят большую радость и удовольствие, здесь закладывается любовь к природе родного края. В итоге летом и осенью всё выгладит  нарядно и даёт возможность проводить различные мероприятия с детьми: экологические проекты, путешествие по экологической  тропе, заглянуть в уголок нетронутой природы, посетить берёзовую рощу, поиграть на поляне в окружении цветов. Ведь большую роль в экологическом образовании дошкольников играют практические исследования в природных условиях.

     В осенний период педагоги вместе с детьми проводят очистку цветника от засохших стеблей и корней, убирают  опавшие листья, заготавливают землю для комнатных растений, собирают разные семена для зимней подкормки птиц; листья, коряги, шишки для использования на занятиях и украшения групповых комнат.

     В зимний период под окна подвешивается кормушку для птиц. Это даёт возможность приучать детей не выбрасывать кусочки хлеба, фруктов.

       В весенний период организуется посадка лука на подоконнике для наблюдения за его ростом и развитием в разных условиях (с водой, без воды, со светом, без света). Одновременно зелёный лук является хорошим витамином. Для огорода и цветника производится посев овощных и цветочных культур.

     Работа на огороде организована так, чтобы все дети могли удовлетворить своё желание трудиться, чтобы всем хватало места, рабочего инвентаря, посадочного материала. Важен конечный результат – богатый урожай, выращенный их руками, который мы вместе собираем и относим на пищеблок.

     В здании детского сада тоже созданы все необходимые условия: организованы уголки природы, подобраны разнообразные растения, инвентарь по уходу за растениями, изготовлены календари природы, оформлены альбомы животных и растений нашего края,  циклы наблюдений за погодой, снегом, птицами и домашними животными. Главная особенность уголков природы – непосредственная близость их к детям, что позволяет организовать различную деятельность на протяжении всего учебного года.

    В одном из помещений была оборудована зелёная комната, это было одно из любимейших мест нашего детского сада. В ней дети выращивали растения, ухаживали за цветами, занимались посадкой рассады.

     Труд  детей в уголках природы и на участке, забота о растениях, беседы о работе в сельском хозяйстве позволили установить зависимость жизни и состояния различных природных объектов от деятельности людей. В результате дети смогли осознать эти зависимости и понять: от практических действий, поведения зависит состояние, благополучие и сама жизнь растений в их окружении.

     Важным фактором явился – появление у детей особого типа отношения к подопечным объектам. Выращивание даже небольшого количества растений способствовало появлению у дошкольников бережного, заботливого отношения. У них появилось сочувствие, практическая готовность прийти на помощь. На конкретных примерах помогла осмыслить детям роль труда человека в жизни растений, способность своего воздействия на объекты природы.

    Владея методами экологического воспитания и конкретной технологией педагоги  следят за эколого-оздоровительными условиями проживания детей, осуществляют постоянное сотрудничество с ними во всех видах деятельности, дают пример экологически правильного поведения, взаимодействуя с живыми объектами, которые находятся рядом.

    Традиционными стали экологические праздники, где закреплялись результаты работы с детьми. При проведении праздников опора на народный календарь, широко используются народные загадки, пословицы, поговорки, заклички.  В праздниках участвуют интересные детям персонажи – Лесовик, Весна, Незнайка, Буратино.

      Работа по экологическому воспитанию ведётся и за пределами дошкольного учреждения. Экскурсии и прогулки имеют большое воспитательно-образовательное значение. Они обеспечивают непосредственное общение детей с природой в разные сезоны, активную деятельность в ней.

       Экскурсии проводятся в то время, когда наступают в природе наиболее яркие изменения. Осенью – когда идёт массовое опадание листвы. Зимой – во время снегопада и подготовки к новогоднему празднику. Весной во время обильного паводка, массового цветения. Летом – во время бурного цветения лугов и полей.

      Необходимо научить детей видеть не только красивое, но и отмечать следы грубого отношения людей к природе. Дети замечают сломанную ветку и аккуратно её удаляют, стряхивают снег с прогнувшейся под его тяжестью ветки. Много радости и удивления доставляет детям показ травы, зимующей под снегом.

     Преобладание познавательного интереса в отношении – это ярко выраженный интерес к явлениям и событиям в природе. При ярко выраженной гуманистической направленности отношения имеет место сочувствие, обеспокоенность, готовность к оказанию помощи.

   Самостоятельная деятельность ребёнка осуществляется без принуждения, сопровождается положительными эмоциями и является интерпретацией усвоенной формации. Наличие такой деятельности – показатель отношения ребёнка к тому содержанию, которое она в себе несёт.

В процессе экологического воспитания используются следующие виды деятельности:

- сюжетно – ролевая игра, отражающая различные события в природе или природосозидающую деятельность взрослых;

- практическая деятельность по созиданию или поддержанию живых объектов в зелёной зоне детского сада (труд в природе), а также деятельность по восстановлению предметов;

- детское творчество на основе впечатлений от природы или деятельности людей в природе;

- общение с природой, контакт с объектами растительного и животного мира – комплексная деятельность, включающая наблюдение, оценочные суждения, действия по уходу;

- экспериментирование: практическая познавательная деятельность с объектами природы, сопровождающаяся наблюдениями, высказываниями;

- речевая деятельность: обмен информацией, впечатлениями, информацией, уточнение представлений о природе с помощью слова;

- наблюдение, обеспечивающее получение информации о природе и деятельности людей в природе;

- просмотр книг, картин, телепередач природоведческого содержания – деятельность, способствующая получению новых и уточнению имеющихся представлений о природе.

      Разнообразная деятельность естественным образом связывает экологическое воспитание со всем процессом развития личности ребёнка.

     

II часть

     Первым этапом работы было изучение отношения детей к окружающей природной среде. Для более углубленного изучения я была проведена диагностика, с  опорой на следующие направления:

- наличие интереса к окружающей природе;

- эмоциональный отклик на негативное воздействие на природу;

- наличие элементарных знаний о жизни растений, животных их среду обитания.

    Отслеживалось, что дети уже умеют, к чему их больше тянет, их способности восприятия природы.

    Наблюдения показало  разное отношение каждого ребёнка: любопытство у одних и полное отсутствие интереса у других. Дети не всегда могут выделить интересный момент в природе.

      Исходя из результатов, диагностики была поставлена цель: научить детей умению наблюдать, развивать внимание, интерес к окружающему, способность самостоятельно замечать явления природы, делать простейшие выводы.

     Для осуществления данной цели использовали ведущий вид деятельности детей – игру.

     Игра привлекает всех – она вызывает интерес к содержанию, заряжает положительными эмоциями, улучшает настроение и является основным видом деятельности ребёнка. Главная функция игры – развивающая: она повышает интеллект, способствует чувственному восприятию мира. Основным стимулом познавательной деятельности детей является естественное желание поиграть. Игра – это деятельность ребёнка, в которой он выражает своё отношение к окружающей действительности, поэтому  даются экологические знания, которые вызывают положительную реакцию. Для этого определили структуру игры,  которая включает элементы воображаемой ситуации, сюжет, роль, игровые действия. На первом этапе игровой деятельности формировали у детей необходимые знания об окружающей действительности. Учили осуществлять игровые действия с предметами, строить ролевые взаимоотношения, развивать сюжетную линию игры, но  не руководить игрой, а участвовала в ней, демонстрируя образцы поведения.

     Использовали элементы сюжетно – ролевой игры для формирования осознанно правильного отношения  к растениям, животным  и людям как к части природы. Для этого включали сюжетные  игрушки, которые изображают животных, чтобы игровая ситуация была тесно связана с экологией.

    В течение года в процессе игровой деятельности учили детей замечать красоту.  Через практическую деятельность формировали экологическую культуру детей, которая нравится им и является показателем положительного отношения к окружающему. Учили видеть красоту в каждом деревце, листочке

    При использовании игр – путешествий продумывали сюжет таким образом, чтобы дети в качестве путешественников побывали в самых разных местах. Беря на себя роль экскурсовода, педагоги знакомили с новыми природными явлениями и объектами, тщательно продумывали сюжет, создавали воображаемую ситуацию для ролевого взаимодействия детей, готовили атрибуты. Дети очень активно участвуют в создании воображаемой ситуации, это помогает получить им новые знания, практическую модель правильного поведения в природе, что имеет большое значение для экологического воспитания. Чередование игр и прогулок в природу сформировано у дошкольников осознанно – правильное отношение к природе и ко всему живому.  

    Исходя из возрастных особенностей детей, создали благоприятные условия для формирования экологического воспитания. Были примером для подражания, занятия строили на основе наглядного действия, весь материал готовили в доступной и привлекательной форме. Дети с удовольствием играют, поддерживают беседу, научились определять с какого дерева листья, хорошо знают названия деревьев и кустарников нашего края, классификацию животного и растительного мира.

     В работе с детьми, кроме классических дидактических игр, используются игры путешествия, игры предположения, игры загадки, игры беседы, игры приключения.

     Подбирая дидактические игры экологического содержания,  обязательно продумывается цель и дидактическая задача, определяется место и роль игры в системе обучения и воспитания, проектируется сама игра и определяется степень участия в ней всех детей, продумывается оказание помощи застенчивым детям.

Дидактическим играм предъявляются следующие требования: яркость, эстетичность, многофункциональность. В процессе проведения дидактической игры поощряется выдумка, инициатива дошкольников, отмечается доброжелательное отношение детей друг к другу, а также положительное отношение к отраженным в игре явлениям и событиям.

Специфика дидактики, предполагает постепенное усложнение игр от группы к группе, подразумевает их вариативность. Если младшей группе знакомство с дикими и домашними животными происходит в таких дидактических играх,  как «Назови, кто это?»,  «Изобрази животного»,  «Узнай по голосу», и других, то в средней группе – в играх типа «Угадай, кто где живет?», «Помоги животному», «Большие и маленькие» и т.д. Дети старшего дошкольного возраста успешно справляются со следующими играми: «Зоопарк», «Логические цепочки», «Придумай про животное загадку», «Путешествие в Африку». Старшие дети разгадывают кроссворды, решают ребусы, проводят эксперименты, длительные наблюдения за животными и растениями, с удовольствием отвечают на вопросы разнообразных викторин. Часто игры экологического содержания возникают по инициативе самих детей, что говорит об их заинтересованности.

       При проведении дидактических игр используются следующие принципы: системности, развивающего обучения, доступности, принцип опоры на ведущую деятельность детей. Разнообразные методы и приемы, такие как, создание проблемной ситуации: внесение игрушки, экспериментирование, использование разных видов оценок (приз, сюрпризный момент, словесная положительная оценка, аплодисменты товарищей, фишки и так далее), активизирующего общения: совместный поиск правильного ответа на вопрос, использование личного опыта ребенка, взаимопомощь друг другу, обращение к детям с вопросом, образным пояснениям, сюжетным рассказом.

      Обратились к игровым обучающим ситуациям, которые строились по типу сюжетно – дидактической игры. Обучение проходило как регламентируемая игра:  предлагали сюжет, беря на себя основную роль, а остальные распределялись между детьми, поддерживалась игровая ситуация. План, по которому развивался сюжет, соответствовал логике решения дидактических задач занятий и наблюдений. В рамках игры дети получили новые знания, наблюдая за объектами природы, выполняя трудовые действия.

      В игровых обучающих ситуациях используются кукольные персонажи, которые становятся непосредственными участниками наблюдений. Это достигалось посредством игровых действий и специально разработанных диалогов. Персонажи попадали в такие ситуации, когда им были необходимы помощь и знания детей.

      Используя игрушку Чиполлино,  высаживали, а затем наблюдали за ростом и развитием лука в разных условиях. Выявили зависимость изменения лука от степени освещения, температуры воздуха, наличия или отсутствия воды. Дети сделали вывод, что с уменьшением солнечного освещения, тепла, воды начинает изменяться окраска «пёрышек» лука.  Каждый день дети по собственной инициативе наблюдали, как растёт лук, появились ли корешки, выросли ли новые ростки. Постоянно сравнивали луковицы между собой, находили различия. В ходе игрового занятия «Профилактический осмотр доктором Айболитом» обследовали комнатные растения. Айболит «выписал рецепты», по уходу за ними.  Дежурные по уголку природы ухаживали за растениями согласно «рецепта», внимательно осматривали их, рыхлили землю, стирали пыль с листьев, обрезали пожелтевшие.

      В ходе дидактической игры «В гостях у Доброй Феи» детям объясняла, что такое добро. Что добро – это забота о других.  Добро -  никого не обижать, ничего не разрушать.  С помощью «сухого дерева» Добрая Фея учила детей совершать добрые дела: полить дерево, окопать его, обрезать сухие ветки, замазать раны.

      Восприятие увиденного вызывает устойчивый познавательный интерес к окружающему, поэтому важное  значение придается проведению наблюдений на прогулке в игровой форме, это не только развивает наблюдательность, но и побуждает делать выводы о тех или иных явлениях, происходящих в живой и неживой природе.

      Цикл наблюдений помог  в работе с детьми, он обогатил их кругозор познанием мира природы, повлиял на развитие их нравственных качеств.

      Для укрепления более устойчивого интереса широко используются иллюстрации, рассказы о животных и растениях. Это позволяет расширить знания детей об окружающем.

     Наблюдения помогают играм детей: в игре они наблюдают за растениями, птицами, погодой, повторяют материал, который давала им во время наблюдений.

     Наблюдения дают материал и для работы с родителями, потому, что дети рассказывают обо всём интересном родителям, а они делятся между собой о том, как проводится познавательная игровая деятельность в детском саду.

     

III часть

   Важным аспектом в системе экологического воспитания является работа с родителями. Определены и разработаны формы эколого-педагогической работы с семьёй. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы решаем главную задачу – воспитание экологически грамотного человека.

    Цель нашей работы – показать родителям необходимость воспитания у детей экологической культуры, В этой работе мы используем различные формы: родительские собрания, консультации, беседы, конференции, круглый стол, совместные походы и праздники, организация совместных дел, дни открытых дверей. Широко применяются педагогические ширмы, фотоколлажи где родители получают чёткие, конкретные практические советы. Все это помогает наладить хорошие взаимоотношения родителей и педагогов, понимание воспитателями индивидуальной системы воспитания детей в разных семьях. Широко используется помощь родителей при изготовлении атрибутов, поделок из дерева. Родители, которые принимают активное участие, отмечаются на родительских собраниях и праздниках.

  С целью выявления отношения родителей к вопросам экологического воспитания было проведено анкетирование. Анализ анкет показал, что большинство детей имеют возможность общаться с природой и животными.

Данные анкет использовались в дальнейшей работе при проведении родительских собраний, круглых столов. Индивидуальных бесед. В своей работе с родителями стали использовать брошюры С.Н.Николаевой  с рекомендациями по экологическому воспитанию детей в семье. При приёме новых детей в детский сад знакомим родителей с традициями, показываем комнату природы, рассказываем о работе учреждения по экологическому воспитанию детей. В течение года проводится открытые показы работы с детьми. Дети вместе с родителями изготавливают дома поделки из природного материала и приносят их в детский сад. Затем устраиваются выставки. Родители были удивлены, увидев, как много знают и умеют их дети. Такая работа с семьёй способствует повышению педагогической культуры родителей, выработке правильных форм взаимодействия с семьёй, помогает создать для детей более благоприятную обстановку в семье.

     Приятно осознавать, что родители воспитанников не остаются равнодушными к тому, чем занимаются с их детьми в детском саду. Многие из них принося в группу комнатные растения, рыбок.

Вывод.

       Разнообразная кропотливая работа с детьми дала хорошие результаты. На основе ежегодной проверки можно сказать, что дети в конце года задают больше вопросов, умеют ухаживать за растениями, вести экспериментальную работу под руководством воспитателя, различать многообразие живой и неживой природы

        Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что система работы, в которой принимают участие взрослые и дети, вызывает радостные эмоции, закрепляет знание об окружающем мире, воспитывает творческую инициативу, эстетический вкус.  

        Системное знакомство ребёнка с природой, активный отдых совершенствуют у дошкольника важнейшие операции мышления: анализ, сравнение, обобщение. Всё  это способствует трансформации приобретённых знаний, умений, навыков в разные виды деятельности. У детей появляется ярко выраженный интерес к окружающему миру, природным явлениям, эмоциональный отклик на их красоту, готовность вместе с взрослыми создавать и поддерживать условия для роста  и развития растений.

      Воспитание любви к природе идёт через практическое применение знаний о ней. Если дети принимают участие в озеленении  участка, групп, то они не будут рвать и топтать цветы на клумбах и скверах, не будут ломать деревья и кустарники. Слушая красоту пения птиц, зная, какую пользу приносят они в сельском хозяйстве, дети полюбят, и будут охранять пернатых друзей, а в зимнее время подкармливать их.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста

Формой экологической работы с детьми, которая  позволит в полной мере и объеме обеспечить удовлетворе­ние всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих по­требностей ребенка являются про...

"Игра в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста"

Методическая разработка по игре в экологическом воспитании детей дошкольного возраста...

Презентация «Пути реализации системы экологической работы в дошкольном учреждении»

«Мир окружающий ребенка – это преждевсего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В.А. Сухомлинский....

Детское экспериментирование в системе экологической работы с дошкольниками.

В настоящее время одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является – метод экспериментирования.Существуют различные подходы в определении понятия «...

Прогулки - походы в природу как одна из инновационных форм в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста

 Жизнь человека тесно связана с природой, которая для неё всегда была источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребител...

Система экологической работы в дошкольном учреждении

quot;Мир окружающий ребенка-это прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума" В.А. Сухомлинский....