Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
статья (старшая группа) по теме
Формой экологической работы с детьми, которая позволит в полной мере и объеме обеспечить удовлетворение всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих потребностей ребенка являются прогулки- походы в природу.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
Бакина Н.А., МБДОУ№111,воспитатель
Объективно обусловленная потребность в модернизации всех ступеней системы образования и связанные с ней особенности государственной политики в области современного дошкольного образования (а именно, принятие Министерством образования и науки РФ «Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования») несомненно, требуют изменения подходов как к определению содержания, так и способов организации педагогического процесса ДОУ.
Кардинальные перемены, произошедшие в последние годы в социокультурной жизни нашего общества, привели к тому, что современный ребёнок обладает максимумом возможностей для активного познания окружающей его действительности.
Особый интерес детей привлекает мир природы - такой яркий, необычный и загадочный. Более того, современных детей уже не столько интересуют отдельные предметы, объекты и явления природы, сколько те связи и зависимости, которые в мире природы существуют. Оценивая события и явления окружающей его жизни с разных точек зрения, современный дошкольник ориентирован на познание в том числе связей и зависимостей, обусловливающих процесс коэволюционного взаимодействия человека и природы. Его интересуют проблемы, связанные с охраной и преумножением природных богатств.
Вместе с тем, успешность реализации ребенком данных потребностей во многом зависит от тех условий, которые созданы в образовательном учреждении.
Наше образовательное учреждение - МБДОУ центр развития ребенка № 111 г. Нижнего Новгорода уже более 15 лет занимается проблемами экологического образования дошкольников. За этот период времени творческим коллективом нашего образовательного учреждения в рамках инновационно - экспериментальной деятельности была разработана программа эмоционально - познавательного развития дошкольников «Край родной» и методический комплекс к ней, отражающий не только содержательную, но и методико- технологическую составляющую организуемой нами системы экологической работы с детьми.
В рамках данной публикации раскрывается содержание наработанного опыта по использованию прогулок-походов в природу
как средства экологического развития детей старшего дошкольного возраста.
Старший дошкольный возраст - это возрастной период кардинальных изменений, происходящих и в когнитивной, и в аффективной, и в поведенческой сферах детей. Произошедшее к 5 годам значительное расширение кругозора стимулирует проявление ребенком активного интереса к широкому спектру природных явлений. Более того, дети начинают осознавать себя как неотъемлемую часть природы, без общения, постоянного взаимодействия с которой жизнь человека не может быть полноценной. В данный возрастной период у детей сохраняется и потребность в активной деятельности в природе, реализовать которую ребенок может только лишь при условии целенаправленного планомерного и систематического отбора и использования в образовательном процессе специальных форм, методов и приемов работы.
Формой экологической работы с детьми, которая позволит в полной мэре и объеме обеспечить удовлетворение всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих потребностей ребенка являются прогулки- походы в природу, которые
• позволяют оптимально интегрировать экологическое содержание со всеми видами детской деятельности;
• создают условия для реализации активной позиции ребёнка в процессе познания мира природы;
• стимулируют самостоятельность детей в процессе организации наблюдений и экспериментирования в природе, направленных на решение ситуаций проблемного характера;
• поддерживают активность ребёнка в познавательной и двигательной деятельности.
Кроме того, прогулки-походы в природу рассматриваются как одна из форм организации активного отдыха детей, а также как форма организации комплексной тематической прогулки.
Первым этапом деятельности стало проведение мониторингового исследования, ориентированного на изучение уровня познавательного и эмоционального развития детей в процессе взаимодействия с миром природы.
Так, изучив уровень развития субъективной познавательной активности детей посредством методики Д.Б.Годовиковой, были получены следующие данные:
1. 65% детей находятся на высоком уровне развития интереса к миру природы. Детей интересуют новые связи и зависимости, существующие в природе, они готовы прилагать усилия и преодолевать трудности в познании новых свойств и качества предметов, объектов, явлений мира природы. У них сформирована система представлений о плохих и хороших поступках по отношению к природным объектам. Дети адекватно оценивают как свои поступки по отношению к природным объектам, так и поступки окружающих (как сверстников, так и взрослых).
2. У 35% детей отмечается средний уровень развития познавательного интереса к природе, о чем свидетельствуют следующие факты: имеющиеся у детей знания, информация о мире природы не является активным стимулятором их познавательных потребностей, Дети или совсем не интересуются связями и зависимостями, существующими между предметами и явлениями природы, или затрудняются в их установлении. При возникновении трудностей, связанных с познанием природы или полностью утрачивают интерес к исследуемому предмету или объекту, или обращаются за помощью к взрослому. Сложности вызывает и оценка поведенческих проявлений, касающихся соблюдения правил взаимодействия с миром природы.
Изучение уровня эмоционального развития и характера отношения к миру природы детей старшего дошкольного возраста показало, что у 56% детей при взаимодействии с природными объектами доминируют эмоции положительной модальности. Они проявляют заботу, доброту отзывчивость, желание прийти нет помощь.
Вместе с тем, у 44% детей в ситуациях, связанных с взаимодействием с природой, зафиксированы эмоции отрицательной модальности. Из них у 21% отмечена склонность к агрессивному поведению, у 23% - повышенная тревожность.
Учитывая, что базовой формой экологической работы с детьми были определены походы-прогулки, как направление мониторинга стало и изучение физических данных детей, а именно - выносливости, быстроты реакций, уровень развития координации движений и некоторые другие показатели.
Полученные результаты мониторингового исследования позволили спроектировать план-программу второго этапа деятельности, направленной на компенсацию познавательного и эмоционального развития детей в процессе организуемых прогулок - походов в природу.
Задачи работы:
1. Развивать у детей интерес к природе, желание активно познавать и взаимодействовать с природными объектами с учётом индивидуальных особенностей и предпочтений детей.
2. Развивать самостоятельность детей при организации познавательно - исследовательской деятельности.
3. Воспитывать основы гуманно - ценностного отношения к природе.
Опираясь на результаты исследований Глазыриной Л.Д., Пономарёвой Н.А. , Шишкиной В.А. , были определены требования к организации и проведению прогулок - походов.
1. Каждый поход должен быть эмоционально значимым для ребёнка. Для этого разрабатывались интересные маршруты путешествий, обеспечивающие активное взаимодействие детей с разнообразными природными объектами.
2. С учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей, сезона года и дальности в прогулках-походах в природу предусматривались соответствующие физические нагрузки.
3. Каждая прогулка-поход предусматривал определённое туристическое снаряжение, которое менялось в зависимости от сезона года.
4. Каждая прогулка-поход проходила по определённым правилам, которые разрабатывались совместно взрослыми и детьми.
5. Прогулка-поход в природу будет успешным только в том случае, если будет соблюдена ее структура. Определяются структурные составляющие прогулок – походов: дорога до места назначения (конечный пункт); игры, наблюдения, отдых на конечном пункте; возвращение в ДОУ (обратная дорога).
6. В зависимости от сезона года и состояния погоды структура прогулки-похода должна меняться.
Также, прежде чем отправиться в поход, необходимо провести соответствующую предварительную работу с детьми:
• обговорить маршрут;
• определить правила поведения как во время прогулки - похода, так и правила взаимодействия с природными объектами, правила игр и т.д.;
• подготовить необходимое снаряжение к походу (рюкзачки, фляжки для воды и т.д.).
Была разработана и реализована система прогулок - походов в природу для детей старшего дошкольного возраста.
Тематика прогулок-походов в природу:
Осень: «Путешествие по осенним дорожкам»- сентябрь,
«Поход на берег Оки» - октябрь,
«Путешествие в парковую зону» - ноябрь;
Зима: «Путешествие по зимним дорожкам» - декабрь,,
«Река зимой» - январь,
«Зима в парке» - февраль;
Весна: «Путешествие по весенним дорожкам» - март,
«Ледоход на реке Оке» - апрель,
«Весна в парке» - май,
Лето: «Цветы на лугу» - июнь,
«Деревья в парке» - июль,
«Поход на берег Оки» - август.
Также, при опоре на результаты исследования Шалыгиной Г.В. , был разработан примерный план физических нагрузок по месяцам (см. табл.1).
Как было отмечено выше, физические нагрузки корректировались, во-первых, в зависимости от физического и эмоционального состояния детей и, во-вторых, - погодных условий. Также учитывали, что физическое напряжение во время похода определяется не только расстоянием и продолжительностью пути. Большее значение имеет состояние дороги, темп и качество ходьбы, включение таких интенсивных движений, как бег, прыжки, частота и продолжительность отдыха.
Таблица 1
План физических нагрузок
Месяц | Общее расстояние (км) | Продолжительность | |
Сентябрь | 1,0 | 1 ч. | |
Октябрь | 1,5 | 1 ч. | |
Ноябрь | 1,5 | 1 ч. | |
Декабрь | 2,0 | 1 ч.15 мин | |
Январь | 2,0 | 1 ч,15 мин | |
Февраль | 2,5 | 1 ч.30 мин | |
Март | 3,0 | 1 ч.45 мин | |
Апрель | 3,0 | 2 ч. | |
Май | 3,5 | 2 ч.30 мин. | |
Июнь | 4,0 | 2 ч.45 мин | |
Июль | 4,5 | 2 ч. 45 мин | |
Август | 5,0 | 3 ч. |
Чтобы избежать однообразия и монотонности, во время похода периодически меняли способы передвижения. Например, предлагали детям сбежать с горки, по узкой тропинке проскакать на одной ножке, несколько раз перепрыгнуть через ручеёк, встретившийся на пути, часть пути пройти быстрее или, наоборот, медленнее и т.д. Исходя из принципа индивидуализации, детям, имеющим хорошую физическую подготовку, предлагали более сложные задания, чем детям, имеющим более низкий уровень физической подготовки. По дороге к условному месту через каждые 15 -20 минут организовывали кратковременный отдых, во время которого старались активизировать процесс взаимодействия детей с миром природы: проводили наблюдения за состоянием погоды, природными объектами, игры экологического содержания, игры-тренинги и т.д.
Одной из задач проулок - походов мы определяли активное познание детьми окружающей природы и воспитание внимательного, бережного отношения к ней. Для решения этой задачи, достигнув места назначения, детям предлагалось несколько вариантов деятельности:
• провести исследование состояния природного объекта;
• понаблюдать за состоянием неживой природы (небо, солнце, снег лужи, снежный наст и т.д.);
• отправиться на поиски даров природы: найти камешки, жёлуди, коряжки, шишки и т.д.;
• отметить что- то интересное, необычное в окружающей природе;
• оказать посильную помощь природным объектам;
• обратиться к природе с добрыми словами и пожеланиями и
т.д.
Планируя отправиться в такой необычный поход, заранее, совместно с детьми, изготавливали небольшие плакаты, имеющие природоохранную направленность, которые брали с: собой. Организуя эту работу с детьми, обращали их внимание на то, что необходимо бережно обращаться с каждой травинкой, каждым кустиком, цветочком, любым живым существом, и даже придумали совместно с детьми такое стихотворение:
Если ты природе друг - будет зелено вокруг,
Ты природу уважай, птиц, зверей, не обижай.
Пусть птенцам и маленьким зверятам
Хорошо живётся с нами рядом.
Оно стало девизом нашей походной деятельности.
Во время прогулки-похода обращалось внимание и на то, чтобы каждый ребёнок мог проявить своё «Я»: найди красивый камешек, выполнить необычное движение, самостоятельно организовать и провести игру со сверстниками, показать какое-то новое только что придуманное движение, рассказать красивое стихотворение, провести наблюдение за живыми объектами природы и т.д.
Поскольку дети сами разрабатывали правила, сами они и контролировали их выполнение. Например, расшумевшимся сверстникам они могут напомнить о том, что нужно соблюдать тишину около природных объектов, чтобы не спугнуть птиц. Или нельзя рвать всё то, что растёт, потому что это живое и т.д.
Организуя детскую деятельность в процессе взаимодействия с природными объектами, стремились к тому, чтобы она была эмоционально окрашена. Для этого использовались следующие приёмы: слушание звуков природы, тактильные контакты с природными объектами: почувствовать теплоту дерева, нежное прикосновение листьев, мягкость травяного покрова и т.д. А заканчивалось каждое общение с природой своеобразным ритуалом, во время которого дети обменивались впечатлениями о том, какое интересное открытие они сегодня сделали для себя общаясь с природой (например, «Я почувствовала, что дерево радо нашей встрече» - Маша К., «Я увидел, река уносит льдины, наверное, старается поскорее от них избавиться, потому что они её придавили» - Дима К., «Я услышала, как птицы разговаривают друг с другом, прямо по настоящему, по- птичьи» - Варя С. и т.д.).
По окончании каждой прогулки-похода проводится работа по закреплению представлений, полученных во время путешествия, обмен мнениями, отражение впечатлений в игровой, изобразительной, двигательной, поисково-исследовательской и других детской деятельности. Так, принесённые из похода дары природы, дети используют в непосредственно образовательной деятельности, рассматривая и составляя рассказы, дидактические игры, например «С какого дерева листок», «Угадай по описанию», «Найди сходство и различие двух одинаковых шишек, ракушек, желудей и т.д.».
После каждой прогулки-похода определяли его результативность в соответствии со следующими критериями:
• эмоциональное состояние детей - подавленное или бодрое и весёлое;
• познавательный интерес - дети хотят узнать что-то новое, например, об облаках, за движением которых они наблюдали во время похода; или о природных барометрах, с которыми познакомились во время привала и т.д.
• потребность поделиться впечатлениями со взрослыми и сверстниками: обсуждение увиденного, рассказы о походе;
• бережное отношение к природному материалу, принесённому из похода;
• отражение впечатлений в самостоятельной игровой деятельности дегтей;
• стремление организовывать совместную двигательную деятельность в течение дня.
Проведение повторного мониторинга - после реализации выше описанной системы работы с детьми, показал, что для 87% детей типичен устойчивый интерес к познанию мира природы, связей и зависимостей, в ней существующих. Повысился и уровень эмоциональной отзывчивости детей, направленной на природные объекты. У детей сформированы не только понятия о плохих и хороших поступках в природе, но они могут и объяснить их последствия.
Таким образом, можно сделать вывод, что разработанная система прогулок-походов в природу обеспечила положительную динамику в плане развития не только познавательной сферы, но и личностных характеристик детей и может активно быть использована в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система коррекционно-двигательных упражнений в работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
Данное пособие посвящено актуальной, но мало изученной и разработанной в литературе теме: роли танцевально-ритмических движений в комплексе коррекционно-воспитательных мер по п...
Профилактика нарушений чтения и письма в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
из опыта работы...
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"
Описание опыта работы на тему: "Система работы с детьми старшего дошкольного возраста посредством приобщения к культурному наследию казачества Белогорья"...
Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
Статья о влиянии театрализованных игр на коррекционную работу....
Педагогическая система работы «Использование здоровье сберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста »
quot;Болеет без конца ребёнок.Мать в панике, в слезах: и страх и грусть.- Ведь я его с пелёнокВсегда в тепле держать стремлюсь.В квартире окна даже летомОткрыть боится – вдруг сквозняк,С ним,...
Прогулки - походы в природу как одна из инновационных форм в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
Жизнь человека тесно связана с природой, которая для неё всегда была источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребител...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...