Детское экспериментирование в системе экологической работы с дошкольниками.
учебно-методический материал по окружающему миру
В настоящее время одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является – метод экспериментирования.
Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование».
Детское экспериментирование имеет значительный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт дошкольникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В самом процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, высказывание предположений, реализацию гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является отличным средством интеллектуального развития дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
detskoe_eksperimentirovanie_v_sisteme_ekologicheskoy_raboty_s_doshkolnikami.docx | 34.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Детское экспериментирование в системе экологической работы с дошкольниками.
В настоящее время одним из эффективных методов познания закономерностей и явлений окружающего мира является – метод экспериментирования.
Существуют различные подходы в определении понятия «детское экспериментирование».
Детское экспериментирование имеет значительный развивающий потенциал. Главное достоинство детского экспериментирования заключается в том, что оно даёт дошкольникам реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и средой обитания. В самом процессе эксперимента идёт обогащение памяти ребёнка, активизируются его мыслительные процессы, т.к. постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Экспериментирование включает в себя активные поиски решения задачи, высказывание предположений, реализацию гипотезы в действии и построение доступных выводов. То есть детское экспериментирование является отличным средством интеллектуального развития дошкольников.
Детское экспериментирование оказывает положительное влияние на эмоциональность ребёнка; на развитие его творческих способностей, на укрепление здоровья - повышается уровень двигательной активности.
Экспериментирование является наиболее успешным методом ознакомления детей с окружающей живой и неживой природой. В процессе экспериментирования дошкольник получает возможность удовлетворить присущую ему любознательность, почувствовать себя учёным, исследователем, первооткрывателем.
Применение экспериментирования оказывает влияние на:
- повышение уровня развития любознательности; исследовательских умений и навыков дошкольников (видеть и определять проблему, принимать и ставить цель, решать проблемы, анализировать объект или явление, выделять существенные признаки и связи, сопоставлять различные факты, выдвигать различные гипотезы, отбирать средства и материалы для самостоятельной деятельности, осуществлять эксперимент, делать определенные умозаключения и выводы);
- речевое развитие (обогащение словарного запаса детей, закрепление умения грамматически правильно строить свои ответы на вопросы, умение задавать вопросы, следить за логикой своего высказывания, умение строить доказательную речь);
- личностные характеристики (самостоятельность, умение сотрудничать с другими, потребности отстаивать свою точку зрения, согласовывать её с другими и т.д.);
- знания дошкольников о неживой природе.
В дошкольном возрасте дети в процессе целенаправленной организации жизнедеятельности могут освоить начальные основы представлений и элементарных понятий экологии, экологии человека, социальной экологии, доступные способы экологического взаимодействия с природой и людьми, получить ценностные ориентиры.
Целью экологического воспитания дошкольников является воспитание основ экологической культуры личности, формирование начал экологической культуры - формирование практического и духовного опыта взаимодействия человечества с природой, который обеспечит его выживание и развитие.
Задачи экологического воспитания в ДОУ - это задачи создания и реализации воспитательно-образовательной модели, которая поспособствует созданию необходимого эффекта - очевидные проявления основ экологической культуры у детей, готовящихся к поступлению в школу.
Условиями реализации цели дошкольного экологического воспитания, необходимо считать следующие:
- Отбор содержания экологического воспитания в соответствии с выделенными компонентами (познавательный, ценностный, нормативный, деятельностный), включая аспекты не только природного, но и социокультурного мира.
- Подготовка педагогов и родителей к реализации цели экологического воспитания детей, включающую социальный, специальный, психолого-педагогический и методический аспекты.
- Использование окружающей природной и социокультурной среды как ресурса воспитания и развития детей.
- Организация развивающих сред для обеспечения педагогического процесса экологического воспитания в дошкольном учреждении.
- Организация систематизированного педагогического процесса экологического воспитания детей.
- Осуществление постоянного мониторинга результатов экологического образования.
Таким образом, экологические представления лежат в основе развития экологического отношения детей к окружающему миру, самим себе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система инновационной работы с дошкольниками по экологическому воспитанию
Экологическое образование и воспитание дошкольников – приоритетное направление в моей работе. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем в дальнейшем выше ...
Презентация опыта работы "Детское экспериментирование как средство развития познавательной активности дошкольников"
Интенсивное изменение в окружающей жизни, активное проникновение научно-технического процесса во все ее сферы диктуют мне как педагогу необходимость поиска новых подходов, выбор и внедрение более эффе...
Справка по итогам тематической проверки «Пути реализации системы экологической работы в детском саду»
тематический контроль...
Консультация для педагогов «Детское экспериментирование на прогулке как средство вовлечения дошкольников в экологическое образовательное пространство в ДОУ»
«Надо уметь открыть перед ребенком в окружающем мире что-то одно, но открыть так, чтобы кусочек жизни заиграл перед детьми семи красками радуги. Надо оставлять всегда что-то ...
Доклад к педсовету «Детское экспериментирование на прогулке как средство вовлечения дошкольников в экологическое образовательное пространство»
Материал будет полезен воспитателям ДОУ...
«Детское экспериментирование на прогулке как средство вовлечения дошкольников в экологическое образовательное пространство»
Процесс обучения и воспитания в детском саду направлен на раскрытие в личности ребёнка тех качеств, которые будет ему необходимы для достижения любых целей в будущем. Развивать пытливость ума, знакоми...
Презентация "Детское экспериментирование как метод экологического воспитания дошкольников"
В настоящее время экологические проблемы, как известно, являются общими для всего населения Земли. Детский сад является главным звеном системы непрерывного экологического образования. У детей до...
- Мне нравится (2)
Комментарии
Елена Сергеевна, очень
Елена Сергеевна, очень полезная информация.