"Игра в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста"
методическая разработка (старшая группа) на тему

Методическая разработка по игре в экологическом воспитании детей дошкольного возраста 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Методическая разработка313 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №18

Методическая разработка

образовательной области «Познание»

по теме:

«Игра в системе экологической работы с детьми дошкольного возраста»

                                                 

                                                       Выполнила: воспитатель

                                                                 Модина Татьяна Валерьевна

                                         

                             

 

г. Выкса

2013г.

Содержание

1.Пояснительная записка…………………………………………………………3

2. Цель и задачи………………………………………………………………......4

3. Значение экологической игры во всестороннем развитии ребёнка………..9

4. Классификация экологических игр…………………………………………..11

5. Работа с детьми. Диагностика………………………………………………..24

6. Предметно – развивающая среда…………………………………………….37

7. Работа с родителями………………………………………………………….40

8. Работа с социумом…………………………………………………………....44

9. Заключение…………………………………………………………………....45

10. Литература…………………………………………………………………...47

  1. Пояснительная записка

Экология, как дает объяснение словарь, - это раздел биологии, изучающий взаимоотношения животных и растений с окружающей средой. Экологи выделяют три группы факторов, определяющих особенности жизни живых существ: абиотические (климат, почва, химический состав воды, воздуха и пр.), биотические (растения, животные, микроорганизмы, которые так или иначе оказывают влияние на существование организма), и антропогенные (воздействие человека на природу). Таким образом, среду обитания любого живого существа составляет все то, что его окружает и прямо или косвенно влияет на его состояние, развитее, возможность выживания и размножения. Факторы среды никогда не действуют на организм изолированно, а всегда в неразрывной связи друг с другом.

Рассуждая об экологической проблеме, о значении экологического сознания и культуры на данном этапе развития общества и его взаимодействии с природой имеют непосредственное отношение к практике дошкольного воспитания.

 Актуальность данной темы представляется в том, что поворот к экологическому воспитанию детей в дошкольный период следует обсуждать в двух взаимосвязанных направлениях: как проблему воспитания детей и как проблему развития экологического сознания у взрослых, воспитывающих дошкольников. Развитие этих направлений в настоящее время обусловлено обострением экологической ситуации и необходимостью скорейшего ее решения. В этих условиях экологическое воспитание детей может быть осуществлено лишь в том случае, если производственная деятельность педагогов, поведение родителей будут осуществляться с позиции сознания всей значимости проблемы. Если мысли и чувства взрослых людей будут искренне устремлены на сохранение природы, а их поступки и поведение создадут надлежащую атмосферу в дошкольном учреждении и семье.


        

        Экологическое образование дошкольников - это непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных норм в системе ценностных ориентаций.

        Методика формирования элементов экологической культуры у дошкольников должна учитывать психологические особенности детей  данного возраста. Ведущей деятельностью детей дошкольного возраста является -  

ИГРА. В традиционной методике ознакомления детей с природой игра как метод, экологического воспитания представлена мало. В последние годы разработан ряд рекомендаций по использованию игровых методов в экологическом образовании.

        В связи с этим у нас обозначилась потребность в более глубоком и разностороннем изучении игрового метода при ознакомлении детей с природой. Это связано с поиском наиболее рациональных и эффективных путей образования дошкольников, с введением игровых приемов в практику обучения и воспитания младших школьников, применением новых видов игровой деятельности.

        Целью данной работы является изучение игры как метода и определение её роли в экологическом воспитании детей дошкольного возраста.

        В соответствии с этой целью поставлены следующие Задачи:

        1. Определенные места игры в экологическом воспитании дошкольников.

        2. Выявление структуры дидактических игр.

        3. Классифицировать игры в зависимости от решаемых при их использовании задач.

        4. Использование разнообразных игр экологического содержания специалистами С.Н. Николаевой, М.А. Рыжовой, Г.Н. Казаручик.

        5. Введение игровых приемов в практику обучения и воспитания дошкольников.

        6. Разработка и использование дидактических игр экологического содержания для детей разных возрастных групп.

2.Цели и задачи

Самоценность дошкольного детства очевидна: первые семь лет в жизни ребенка - это период его бурного роста и интенсивного развития, период непрерывного совершенствования физических и психических возможностей, начало становления личности.

В этот период закладываются основы взаимодействия с природой, при помощи взрослых ребенок начинает осознавать ее как общую ценность для всех людей

Формулировка цели, задач во многом определяет и содержание образования. Как справедливо отмечает известный специалист в области экологического образования И.Д. Зверев, до настоящего времени «нет однозначного и приемлемого определения главной цели экологического образования». Особенно этот вопрос актуален для экологического образования дошкольников как нового направления (включая образование детей, родителей, педагогов). И.Д. Зверев предлагает рассматривать экологическое образование как «непрерывный процесс обучения, воспитания и развития личности, направленный на формирование системы знаний и умений, ценностных ориентаций, нравственно-этических и эстетических отношений, обеспечивающих экологическую ответственность личности за состояние и улучшение социоприродной среды». Он подчеркивает, что педагогические задачи экологического образования касаются: обучения (овладение знаниями о взаимосвязи природы, общества и человека; формирование практических умений по разрешению экологических проблем); воспитания (ценностные ориентации, мотивы, потребности, привычки активной деятельности по охране окружающей среды); развития (способности анализировать экологические ситуации; оценивать эстетическое состояние среды).

Г.А. Ягодин неоднократно указывал на мировоззренческий характер экологического образования, так как оно «должно развить мировоззрение индивида до уровня, на котором он способен принимать на себя и разделять ответственность за решения жизненно важных для своей популяции и всего биоразнообразия в целом вопросов». Он подчеркивает, что экологическое образование - это образование человека, гражданина Вселенной, способного жить безопасно и счастливо в будущем мире, не подрывая при этом основ развития и жизни следующих поколений людей. С этих позиций данным автором выделен ряд задач в области экологического образования, среди которых, на наш взгляд, к уровню дошкольников приемлемы следующие: выработка этики по отношению к окружающей среде, воспитание граждан, понимающих связи человечества со всей окружающей средой.

Наряду с термином «экологическое образование» в литературе (в том числе и дошкольной) активно употребляется термин «экологическая культура». В одних случаях он применяется как синоним первого выражения, в других формирование экологической культуры рассматривается как конечная цель экологического образования. Мне кажется очень удачным и понятным определение В.А. Ясвина: «Экологическая культура - это способность людей пользоваться своими экологическими знаниями и умениями в практической деятельности». Люди, у которых не сформирована экологическая культура, могут обладать необходимыми знаниями, но не применять их в своей повседневной жизни.

В дошкольной педагогике также пока нет единого мнения по поводу целей, задач и терминологии экологического образования. В отличие от других ступеней системы непрерывного экологического образования, авторы программ, пособий для дошкольников чаще всего используют термины «экологическое воспитание» и «экологическая культура». Термин «экологическое образование» вошел в обиход педагогов дошкольного звена только в последние годы и обычно употребляется как синоним экологического воспитания. Такая ситуация объясняется рядом причин. В предыдущий период по отношению к дошкольникам применялся термин «дошкольное воспитание», подразумевающий и обучение, и воспитание ребенка. Соответственно, возник и термин «экологическое воспитание». В то же время в системе непрерывного экологического образования в качестве интегрального понятия используется, как уже отмечалось, термин «экологическое образование», включающий воспитание, обучение, развитие. В последние годы в дошкольной педагогике появились выражения «дошкольное образование», «образовательное пространство детского сада», «образовательные программы», а сами детские сады официально переименованы в дошкольные образовательные учреждения. В связи с этим, а также в силу того, что дошкольная ступень является неотъемлемой частью системы непрерывного экологического образования, мне кажется возможным использование термина «экологическое образование дошкольников». При этом на разных ступенях системы непрерывного экологического образования воспитание и обучение могут играть разную роль (так, для дошкольников важнее воспитание, чем обучение).

Авторы программ, пособий предлагают разнообразные формулировки целей и задач экологического воспитания дошкольников: «Воспитание  начал экологической культуры» (С. Н. Николаева), «формирование определенного уровня осознанного отношения, выраженного в  поведении, отношении к природе, людям, себе, месту в жизни» (Н. А. Соломонова), воспитание ответственного отношения к природе (А.В. Королева), воспитание у ребенка потребности в сохранении и улучшении природы, развитие его творческого потенциала (Н.Е. Орлихина), «формирование у детей соответствующего этой проблеме сознания» (Г.Филиппова). Е.Ф. Терентьева предполагает, что «экологическое воспитание дошкольников можно рассматривать как процесс формирования осознанно-правильного отношения к окружающей природе». С.Н. Николаева считает, что формирование начал экологической культуры - «это становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим и созидающим ее на основе ее богатства материальные и духовные ценности». От формулировок указанных авторов несколько отличается точка зрения Т.В. Потаповой. Данный автор перечисляет целый комплекс целей образования ребенка в области окружающей среды, среди которых указывает развитие у ребенка уверенности по отношению к своей среде обитания; элементарные знания о различиях между живой и неживой природой и представлениями о роли умственного и физического труда человека в преобразовании живой и неживой природы; элементарные навыки неразрушающего общения с дикой природой и творениями ума и рук человека; формирование ценностных установок, основ для последующего обучения правам человека и этической ответственности. В коллективной работе под руководством этого же автора в качестве цели программы указывается подготовка детей к необходимому для полноценной жизни в XXI веке эколого-осознанному восприятию явлений окружающего мира и экологически грамотному поведению в нем.

Итак, мы выяснили, что в качестве целей и задач экологического образования авторы чаще всего понимают формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определенного поведения, бережного отношения и любви к природе.

Цель: формирование экологической культуры, экологического сознания, мотивации определённого поведения, бережного отношения и любви к природе у детей дошкольного возраста, через игру.

Таким образом, под экологическим образованием дошкольников понимается непрерывный процесс обучения, воспитания и развития ребенка, направленный на формирование его экологической культуры, которая проявляется в эмоционально-положительном отношении к природе, окружающему миру, в ответственном отношении к своему здоровью и состоянию окружающей среды, в соблюдении определенных моральных норм, в системе ценностных ориентаций. Для достижения этой цели нужно решить ряд взаимосвязанных задач в области обучения, воспитания и развития ребенка.

Задачи:

·формирование системы элементарных научных экологических знаний, доступных пониманию ребенка-дошкольника (прежде всего как средства становления осознанно-правильного отношения к природе);

·развитие познавательного интереса к миру природы;

·формирование первоначальных умений и навыков экологически грамотного и безопасного для природы и для самого ребенка поведения;

·воспитание гуманного, эмоционально-положительного, бережного, заботливого отношения к миру природы и окружающему миру в целом; развитие чувства эмпатии к объектам природы;

·формирование умений и навыков наблюдений за природными объектами и явлениями;

·формирование первоначальной системы ценностных ориентаций (восприятие себя как части природы, взаимосвязи человека и природы, самоценность и многообразие значений природы, ценность общения с природой);

·освоение элементарных норм поведения по отношению к природе, формирование навыков рационального природопользования в повседневной жизни;

·формирование умения и желания сохранять природу и при необходимости оказывать ей помощь (уход за живыми объектами), а также навыков элементарной природоохранной деятельности в ближайшем окружении;

·формирование элементарных умений предвидеть последствия некоторых своих действий по отношению к окружающей среде.

3. Значение экологической игры во всестороннем развитии ребёнка

Игра – ведущая деятельность ребенка-дошкольника, определяющая его дальнейшее психическое развитие, прежде всего потому, что игре присуща воображаемая ситуация. Благодаря ей ребенок учится мыслить о реальных вещах и реальных действиях. Игра возникает на основе реальной жизни и развивается в единстве с его потребностями. Если дети активны в жизни, то игра помогает им овладеть знаниями об окружающем, развивает их самостоятельность.

Экологическое образование сегодня – важнейшая составляющая воспитательной работы в детском саду. Но педагогам необходимо использовать современные технологии для того, чтоб сделать эту работу увлекательной и максимально эффективной. По мнению доктора педагогических наук Н. Рыжовой, экологическое воспитание должно содержать не только информационный материал, но и будить воображение дошкольников, опираться на наглядно – зрительные игровые образы.

Теоретические и практические материалы кандидата педагогических наук, старшего научного сотрудника Государственного НИИ семьи и воспитания Российской академии образования С. Н. Николаевой, представленные в книге «Место игры в экологическом воспитании дошкольников» (М.:1996)определяют, что данная тема важна по целому ряду причин:

1.  ИГРА – это ведущая деятельность детей в период дошкольного детства, она обогащает и развивает личность, поэтому она должна быть так же широко использована в экологическом воспитании, как и в других сферах воспитания;

2.  ИГРА доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на ее фоне, будут особенно эффективны;

3.  ИГРА создает оптимальные условия для воспитания и обучения;

4.  ИГРА, в определенном смысле, противоположна взаимодействию с живой природой: она предполагает двигательную активность ребенка, практические манипуляции с предметами и игрушками, в то время как внимание к природным объектам требует сосредоточенности и на первом этапе исключает всякую практическую деятельность. Поэтому игра мало представлена в традиционной методике ознакомления детей с природой.

 Экологические игры являются одним из действенных методом по формированию экологических знаний у дошкольников. Экологическое воспитание занимает одно из важнейших направлений в работе дошкольных образовательных учреждений. Для повышения эффективности экологического воспитания применяются разнообразные методы и формы работы.

 В настоящее время в педагогической литературе представлено множество игр экологической направленности, в том числе игры с правилами – подвижные, дидактические, словесные. Необходимо обратить внимание педагогов на то, что с помощью этих игр можно хорошо закрепить у детей полученные о природе представления, упражнять их в использовании. Поэтому игры надо чаще включать в практику педагогической работы с детьми.

  1. Классификация экологических игр

Классификация экологических игр:

  • ролевые;
  • имитационные;
  • соревновательные;
  • дидактические;
  • игры-путешествия.
         Ролевые экологические игры основаны на моделировании социального содержания экологической деятельности, например игра «Строительство города» (ее участники выполняют роли строителей, архитектора, жителей города; цель игры — формировать представление о том, что строительство может осуществляться только при условии соблюдения экологических норм и правил).
         Имитационные экологические игры основаны на моделировании экологической деятельности. Игра «Экосистема водоем» позволяет проследить роль каждого компонента этой системы, смоделировать последствия антропогенного воздействия на биоценозы, а игра «Экологические пирамидки» помогает показать пищевые цепи (ребенок наглядно видит, что нарушение одного звена в пищевой цепочке ведет к гибели остальных).
         Соревновательные экологические игры стимулируют активность их участников в приобретении и демонстрации экологических знаний, навыков, умений. К ним относятся: конкурс-аукцион, конкурс-марафон, КВН, экологическая викторина, «Поле чудес» и т. д.
    Широко применяются в практике дошкольных учреждений игры-путешествия, в которых дети с помощью ТСО попадают на Северный полюс, на дно океана и т. д.
        В работе с дошкольниками большое значение имеют дидактические игры: «Кто где живет»;  «Летает, бегает, прыгает» (о приспособлении животных к среде обитания);  «У кого какой дом» (об экосистемах); «Живое — неживое»; «Птицы — рыбы — звери» (на классификацию по заданным признакам); «Что сначала, что потом» (рост и развитие живых организмов); «Выбери правильно дорогу» (о правилах поведения в природе) и др.

Дидактические игры экологического содержания

о многообразии и разнообразии       для развития эстетического

природных объектов                              восприятия природы

- о взаимосвязи в природе                   для формирования нравственно-

                                                               оценочного опыта поведения

                                                               в природе

- о человеке как части природы

- о культуре поведения в природе

 дидактические игры для приобщения к экологической ориентированной деятельности

        Важным показателем экологической образованности дошкольников является их участие в деятельности, имеющей экологически ориентированный характер, в процессе которой углубляются и закрепляются экологические представления и проявляется активное гуманное отношение к природе. При этом необходимо учитывать тот факт, что дикая природа прекрасно обходится без деятельности человека, она живет по своим собственным законам. Заботиться о природных объектах следует только в измененной людьми среде: в городе, парке, а в условиях дошкольного учреждения - на участке, в живом уголке. Следовательно, помогать необходимо растениям и животным, живущим рядом с человеком: деревьям парков, участка, растениям цветников, голодающим зимой городским птицам, то есть тем, чье благополучие зависит от действий людей. Поэтому содержание экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста включает: систематический уход за растениями и животными уголка природы, экологической комнаты; организация дежурства; труд на участке детского сада (в саду, огороде, на клумбе); подкормка птиц зимой; организация трудовых десантов, рейдов. Целью этой деятельности является ежедневное поддержание условий, необходимых для полноценной жизни всех живых существ.

        Трудовую деятельность экологического содержания следует организовывать систематически, с постепенным усложнением. Каждый ребенок должен проявить свои силы и способности, приобрести опыт и воплотить его в практических делах. Такая деятельность приучает думать и реально заботиться о «братьях меньших» находящихся в одном жизненном пространстве с детьми. Труд дошкольников целесообразно сочетать с экологическими играми, наблюдениями, беседами и т.д.

        Серия дидактических игр для приобщения старших дошкольников к посильной экологически ориентированной деятельности отличается от игр предыдущих серий большей занимательностью, динамичностью (некоторые дидактические игры, содержат элементы подвижных игр) и меньшим напряжением мыслительной деятельности. Основная цель этих игр состоит в том, чтобы сформировать у дошкольников мотивацию к природоохранительной деятельности; вызвать у них интерес и желание ухаживать за природными объектами, эмоционально настроить детей на тот или иной вид труда, активизировать их в процессе выполнения поручений.

        Дидактические игры данной серии также целесообразно проводить по подгруппам в зависимости от уровня экологической образованности, степени овладения детей трудовыми навыками и умениями по уходу за живыми объектами. В связи с этим следует подбирать игровые задания.

Специальные занятия должны быть посвящены использованию сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников. Сначала обращается внимание на структуру этой игры, ее составные компоненты (сюжет, роли, ролевые действия и слова, воображаемая ситуация, игрушки и атрибутика и др.)

 Использование сюжетно-ролевой игры в экологическом воспитании дошкольников.

        Сюжетная игра - это воспроизведение событий, происходящих в жизни или в литературном  произведении. В этих событиях действуют люди или персонажи произведений. Исследованиями педагогов и психологов выявлена структура сюжетно-ролевой игры, включающая такие элементы, как воображаемая ситуация, сюжет, роли, ролевые слова и действия, игровые действия с атрибутами и игрушками… Главное условие игры - наличие у детей знаний о той или другой стороне действительности, о деятельности людей в ней, их конкретно-ситуативном поведении. Эти знания (или знания литературного произведения), служат источником построения сюжета игры, осуществления ролей, ролевых отношений. Можно выделить две формы сюжетно-ролевых игр: игры самостоятельные и игры, организуемые воспитателем, проходящие под его руководством…

        Форму обучающей игры воспитателя с детьми, имеющую определенную дидактическую цель можно назвать игровой обучающей ситуацией (ИОС).

        ИОС - это полноценная, но специально организованная сюжетно-ролевая игра. Её характеризуют следующие моменты:

  • она имеет короткий и несложный сюжет, построенный на основе жизненных событий или сказочного либо литературного произведения, которое хорошо знакомо дошкольникам;
  • оснащена необходимыми игрушками, атрибутикой; для неё специально организуются пространство и предметная среда;
  • в содержании игры заложены дидактическая цель, воспитательная задача, которым подчинены все её компоненты - сюжет, ролевое взаимодействие персонажей и пр.;
  • игру проводит воспитатель: объявляет название и сюжет, распределяет роли, берет одну роль на себя и исполняет её, поддерживает воображаемую ситуацию в соответствии с сюжетом;
  • воспитатель руководит всей игрой, следит за развитием сюжета, исполнением ролей детей, ролевыми взаимоотношениями, насыщает игру ролевыми диалогами и игровыми действиями, через которые и осуществляется дидактическая цель.

        С.Н. Николаева выделяет несколько видов ИОС, с помощью которых успешно решаются различные программные задачи ознакомления детей с природой и их экологического воспитания.

Виды игровой обучающей ситуации

а) игровые обучающие ситуации с игрушками-аналогами

        Аналоги - это такие игрушки, которые изображают объекты природы: конкретных животных или растения, игрушечных аналогов множество, они существуют в самом различном исполнении (мягкие, резиновые, пластмассовые, заводные и пр.).

        Игрушки-аналоги замечательны тем, что с их помощью у детей начиная с 2-3 лет можно формировать отчетливые представления о специфических особенностях живых существ на основе ряда существенных признаков. Маленьким детям можно показать главные отличия игрушки-предмета от живого животного или растения, если организовать одновременное их восприятие и сопоставление. С помощью таких игрушек легко продемонстрировать; что можно делать с предметом и что можно делать с живым существом, т.е. показать принципиально разные формы деятельности с живыми и неживыми объектами.

        ИОС с игрушками-аналогами могут быть использованы во всех возрастных группах, но и с их изображениями на картинах, наглядных пособиях. Например, в беседе по картинам при обсуждении особенностей жизни белки в лесу, её приспособленности к передвижению по деревьям, к защите от врагов, к выведению потомства и другим проявлениям может участвовать игрушечная белочка. Экологический смысл сопоставления заключается в том, что игрушка «живет» на полке в игровом уголке (это её «среда обитания»). Она ничего не знает о том, как и где, живут живые белки, что они делают в лесу, каков их образ жизни в разные сезоны. Создается ситуация игры в обучении белочки - дети рассказывают ей, опираясь на картины, то, что уже знают, воспитатель дополняет их высказывания новыми сведениями и тем самым косвенно и незаметно через игру - обучает дошкольников.

        Игрушки-аналоги могут быть включены в любые ИОС, в любую форму экологического воспитания детей: наблюдения, занятия, труд в природе. Их можно взять на экскурсию в ближайшее природное окружение, сочетать с чтением познавательной литературы, просмотром слайдов. Во всех случаях они помогут в формировании у ребят отчетливых реалистических представлений о природе.

б) игровые обучающие ситуации с литературными персонажами

        Второй тип ИОС связан с использованием кукол, изображающих персонажей произведений, хорошо знакомых детям. Герои полюбившихся сказок, рассказов, мультфильмов воспринимаются детьми эмоционально, будоражат воображение, становятся объектами подражания. В экологическом воспитании дошкольников с успехом используются различные персонажи на основе литературной биографии - главных событий, характерных ситуаций, ярких особенностей поведения. В ИОС сказочные герои выходят за пределы сюжета произведения, действуют в новых, но аналогичных ситуациях и обязательно продолжают характерную для них линию поведения.

        Для реализации целей экологического воспитания в практике мы используем такие литературные произведения, содержание которых так или иначе связано с природой, а герои имеют кукольное воплощение. В детском литературном репертуаре таких произведений много - это, прежде всего, народные и авторские сказки «Репка», «Курочка Ряба», «Красная Шапочка», «Доктор Айболит» и др. С куклами, изображающих главных героев сказок, можно построить много различных ИОС, которые помогут решить разные программные задачи ознакомления детей с природой выработки у них необходимых навыков.

        Каждая отдельно взятая ИОС решает небольшую дидактическую задачу с помощью литературного персонажа - его вопросов, высказываний, советов, предложений и различных игровых действий. Воспитателю при разработке ИОС следует помнить, что все слова и действия куклы должны соответствовать её литературной биографии: в новой ситуации она должна проявлять себя так же, как и в произведении. Рассмотрим некоторых персонажей сказок, которых можно использовать для построения ИОС.

        Чипполино дети симпатизируют. Он нравится им за смелость, находчивость: его сходство с луковицей помогает им глубже осознать разницу между натуральным овощем и его игрушечным изображением. Главная особенность Чипполино-он много знает об овощах и фруктах, так как живет во фруктово-огородной стране. Он сообщает новые сведения о плодах, дает советы по их выращиванию, уходу за огородными растениями.

        Герой сказки Н. Носов знаменитый Незнайка может приходить к детям и участвовать в самых различных мероприятиях, но во всех случаях он попадает впросак, делает неверные предположения, даёт неправильные советы. Его учат и дети и воспитатель: дети при этом уточняют и закрепляют то, что знают, а взрослый исподволь дает новые знания - исправляя Незнайку, учит детей.

        С образом Айболита у дошкольников связаны представления о добром докторе, который лечит животных и заботится о них. Этот персонаж может быть включен в разнообразные ИОС с детьми любой возрастной группы. Совершая игровые действия врача-специалиста. Айболит выполняет очень важную для экологического воспитания функцию - делает профилактические осмотры животных, растений и даже детей с целью оценки состояния их здоровья.

        Еще одна важная особенность Айболита - давать рекомендации, назначать лечение пациентам, например, осматривая ранней весной комнатные растения, доктор прописывает им «лекарство» от истощения (удобрение), пересадку, подрезку, дополнительный полив и пр., т.е. то, что действительно необходимо сделать с ними весной.

        Таким образом, литературный герой, привнесенный в педагогический процесс, - это не просто симпатичная игрушка, которая развлекает детей, а персонаж с определенным характером и формой выражения, решающий дидактические задачи. Детям он интересен тем, что в совершенно новой ситуации проявляет свои типичные особенности.

        Важным является то обстоятельство, что каждый литературный герой в отдельно взятой игровой обучающей ситуации может выступать в одной из двух функций: выполнять роль знающего, хорошо осведомленного в каком-либо материале героя или наоборот, ничего не знающего наивного простака. В первом случае воспитатель ставит задачу косвенного обучения детей - устами персонажа сообщает новые сведения, учит правилам поведения (например, так как это делает доктор Айболит). Во втором случае воспитатель ставит задачу закрепления материала, уточнения и актуализации имеющихся у детей представлений о природе.

        Ещё одно обстоятельство имеет принципиальное значение. В традиционном занятии воспитатель всегда «над детьми»; он задает вопросы, поучает, рассказывает, объясняет - он взрослый и умнее детей. При использовании персонажа - простачка (например, Незнайки), который проявляет полную неосведомленность в событиях, статус детей меняется: уже «Не воспитатель над ними», а «они стоят над куклой»; учат её, сообщают то, что сами знают. Действует сильная игровая ситуация, и дети не берут в расчет, что за Незнайку говорит воспитатель: они во власти игровой ситуации, а потому уверенно и пространно высказываются, дополняют, объясняют и тем самым упражняются в применении своих знаний, уточняют и закрепляют их. Иначе говоря, использования куклы-персонажа на основе его литературной биографии - это косвенная форма обучения детей, целиком основанная на достаточно сильной игровой мотивации.

в) игровые обучающие ситуации типа путешествий

        Ещё один тип ИОС имеет значение в реализации игры как метода экологического воспитания детей. Путешествия в данном случае - это собирательное название различного рода игр в посещение выставок, зоопарка, салона природы и пр., в экскурсии, походы, экспедиции, поездки и путешествия. Эти игры объединяет то, что дети, посещая интересные места, в игровой форме получают новые знания о природе, чему способствует обязательная в игре роль руководителя (экскурсовода, начальник экспедиции и пр.), которую исполняет воспитатель. Именно через него дошкольники знакомятся с новыми местами, животными, растениями, получают самые различные сведения об окружающей природе и деятельности человека в ней.

        В каждом конкретном случае сюжет игры продумывается таким образом, что дети, посещая новые места, знакомятся с новыми объектами и явлениями в качестве путешественников, туристов, экскурсантов, посетителей. В рамках ролевого поведения дети слушают пояснения, «фотографируют», рассуждают. Чтобы игра была полноценной и через неё воспитатель смог реализовать поставленные дидактические задачи, он тщательно продумывает свою роль. Игра захватит детей, если воспитатель специальными приемами постоянно поддерживает воображаемую ситуацию того пространства, в котором она протекает (зимнего заснеженного леса, жаркой пустыни, арктических льдов). Это могут быть различные слова и действия: «Уважаемые туристы, наденьте головные уборы, накиньте легкие одежды на себя, чтобы палящее солнце пустыни не сожгло бы вашу кожу, чтобы вы не получили солнечного удара».

        Хорошая игра сложится, если воспитатель продумает и главные, и сопутствующие роли, назначит на них детей, подготовит необходимую атрибутику. Например, в игре «Посещение зоопарка» воспитатель исполняет роль директора зоопарка,  дети - роль посетителей (это шофер автобуса, на котором едут посетители; кассир, который продает билеты в зоопарк,  контролер, который проверяет и отбирает билеты, напоминает о правилах осмотра зверей; буфетчица, которая продает мороженое, конфеты и пр.)

        Атрибутикой в этой игре является руль автобуса, касса, деньги, билеты, мороженное, конфеты, фартук и кокошник  буфетчицы. Обучение с использованием игр-путешествий создают определенный эмоциональный настрой у детей, обеспечивает максимальный развивающий эффект.

Игровые ситуации  в сюжетно-ролевой игре.

Следующий момент: воспитателю необходимо тщательно продумывать сущность игровых обучающих ситуаций – специально продуманных с позиций задач обучения коротких сюжетно-ролевых игр. Это совместные игры воспитателя с детьми. Воспитатель – главный в этой игре: он продумывает сюжет, роли, слова и диалоги, игровые действия, т. е. все то, что может ему помочь решать дидактическую или воспитательную задачу, реализовать программное содержание деятельности. Воспитателю следует помнить, что это с начала и до конца им организованная игра, в которой он не идет за детьми, а ведет их за собой. Как правило, в игровых обучающих ситуациях воспитатель берет на себя ведущую роль, а иногда исполняет две роли – игрового персонажа и воспитателя. При этом, нельзя забывать, что интонации голоса, слова, действия – все должно соответствовать исполняемым ролям.

При использовании игровых обучающих ситуаций у детей возникают сильные положительные эмоции – от самой игры и от того, что с ними, играет взрослый. Такая ситуация является хорошим психологическим условием для передачи новых знаний, усвоения их детьми для выработки умственных и практических навыков. Моральные усилия педагога компенсируются высокой  обучаемостью  детей.

Существуют разные типы игровых обучающих ситуаций: с игрушками-аналогами, с литературными персонажами, игры-путешествия. Необходимо подчеркнуть, что правильно и интересно обыгранная игрушка, изображающая растение или животное, легко создает представление об отличии живого существа от предмета (игрушки), представление о специфике живого и возможности действий с ним, о специфике неживого и возможной игровой и практической деятельности с ним. Полноту игровых обучающих ситуаций создают разнообразные и неоднократно повторяемые игровые действия с игрушкой и атрибутикой, исполняемые как взрослым, так и детьми.

При создании игровых обучающих ситуаций с литературными персонажами необходимо обращать внимание на «биографические» особенности героев широко известных сказок, рассказов, следует опираться на типичное поведение персонажей (Айболит лечит зверей, но может лечить и растения; Красная Шапочка идет через лес к бабушке и может встретить в лесу не только волка, но и других животных или интересные растения и т. п.)

Педагоги давно и успешно используют на прогулках и экскурсиях подвижные игры для ознакомления детей с природой: «Беги к дереву», «Зайка серый умывается», «У медведя во бору» и многие другие.

Дети – пытливые исследователи окружающего мира. Эта особенность заложена в них от природы. Еще И. М.Сеченов писал о прирожденном и "крайне драгоценном" свойстве нервно-психической организации ребенка – безотчетном стремлении понимать окружающую жизнь. И. П.Павлов это свойство назвал рефлексом "что такое?", под влиянием которого ребенок обнаруживает качества предметов, природных объектов, устанавливает для себя связи между ними. Доктор педагогических наук, профессор Академии педагогики МЭГУ Страунинг А. М. предлагает педагогам использовать в работе творческие задачи, рассказы-задачи, которые помогут старшим дошкольникам приобрести навыки выявления элементарных природных противоречий, встречающихся в окружающем мире, умения разрешать найденные и сформулированные противоречия и делать выводы на основе полученных решений и результатов. Решение экологических задач и проблемных ситуаций с использованием приемов ТРИЗ и теории сильного мышления будет способствовать установлению с детьми фактов того или иного отношения человека к природе, формированию новых экологических понятий, установлению связей между явлениями и процессами в природе. Такие подходы помогут в воспитании у дошкольников активной жизненной позиции, целостно-ориентированного отношения к окружающему природному миру. В современных педагогических технологиях большое место занимает использование моделей для ознакомления с различными явлениями природы. Моделирование и использование методов активизации мышления помогают развивать у детей творческое мышление, умение переносить модель уже известного предмета или явления на неизвестные ему ранее. ТРИЗовские подходы позволяют ребенку глубже понять системность окружающего природного мира, а «исследовательская» деятельность развивает и закрепляет познавательное отношение ребенка к природе, формирует способность к аналитико-синтетической деятельности.

Все педагоги знают, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т. е. отношение к информации, которую он получает от взрослого первично, а сама информация – вторична. Поэтому первая и главная задача педагога – сначала заинтересовать дошкольника, а уж потом говорить об объекте, исследовать, раскрывать его сущность и взаимосвязи в окружающем мире. Специалисты, работающие с детьми, знают, что легче всего заинтересовать не готовыми знаниями, а играми, загадками, проблемными ситуациями, задачами.

В окружающей нас природе их так много, что мы разгадываем их всю жизнь. Но чаще всего мы предпочитаем знать то, что лежит на поверхности наших представлений. Решать задачи и отрывать что-то новое можно по-разному. Можно гадать – так в природе или нет? Можно слушать взрослого или сверстника, можно призвать на помощь фантазию и придумать, как это могло бы быть. Страунинг А. М. предлагает научить исследовать природу с помощью тризовских приемов. Один из них – прием выявления и разрешения экологических противоречий. Чем такое решение эффективней? Выявление противоречий позволяет ребенку выявить самую суть проблемы, поставить себя на место природного объекта, найти те природные ресурсы, которые помогут решить эту задачу так, чтоб не навредить окружающим. Выяснить почти самостоятельно, не только как это всегда бывает, но и почему это так происходит. Основная формулировка противоречий звучит не сложно – даже дети младших групп быстро ее осваивают и охотно ее используют в своих дальнейших рассуждениях. Основа рассуждения такова: если я (или кто-то) сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Если наоборот: я (или кто-то другой) не сделаю что-то, то, что в этом будет хорошего, но что именно в этом будет плохого. Решить противоречие – значит, найти такое действие, которое будет обеспечивать все необходимые основные и дополнительные требования для решения возникшей задачи. А для этого в ТРИЗ-технологии есть масса приемов и принципов разрешения противоречий, которые дети сначала с подачи взрослого, а потом и самостоятельно используют.

Данные методические рекомендации не позволяют раскрыть весь аспект приемов ТРИЗ-педагогики, поэтому перечислим лишь некоторые игры, уже известные многим педагогам, которые наиболее эффективно можно использовать в экологическом образовании дошкольников. Метод ассоциаций – использование ассоциативного жизненного опыта: «На что похоже? (по цвету, форме, размеру, запаху, функциям и др.), « Узнай по форме лист», используются схемы, модели, символические рисунки, созданные совместно. Метод аналогий близок к предыдущему: «Чем похожи и чем отличаются …. ?», «Что было бы, если….», «Если я стал бы деревом, бабочкой (кого бы боялся, где бы жил и т. д.)…» Метод мозгового штурма – высказывание идей в группе, отсутствие критики: «От куда пожар пришел?», «Как помочь сломанному деревцу?», «Кто съел белкины запасы?», «Кто медведя весной разбудил?» и другие, с использованием опорных картинок, альбомов, фильмов. Метод морфологического анализа – с помощью таблиц или кругов Луллия помогает познакомиться с объектами и явлениями природы, свойствами и учит создавать новые. Системный оператор или волшебный экран, который учит дошкольника закладывать знания в определенную систему, классифицировать, моделировать. «Что сначала, что потом?», «Дерево во все времена года», «Части-целое», «Посадка лука», «Развитие петуха», «Как добыть томатный сок?». Метод маленьких человечков – моделирование агрегатных состояний веществ, используется для демонстрации свойств и результатов опытов со льдом, сахаром, песком и водой. Грамотное применение многообразие методов и приемов позволит заинтересовать детей, вызвать желание быть исследователем природы.

Таким образом, наблюдая за игровыми действиями воспитателя, включаясь в сюжеты игровых обучающих ситуаций, отслеживая системность развития природных явлений на картинках, моделях, дошкольники обучаются собственной игре, и переносят приобретенные знания в свою игровую деятельность, которая осуществляется самостоятельно и в свободной деятельности. Следующим важным моментом в использовании игр экологической направленности является то, что легкое включение детей в игровые диалоги с персонажами, а также составление элементарных связных высказываний влияет на их личностные проявления – развивает уверенность в себе, способность принимать позицию другого, вести диалог, рассуждать, сочувствовать и сопереживать. 

5. Работа с детьми. Диагностика

http://www.pandia.ru/text/77/236/images/image008_33.gif

          В формировании у детей эмоционального отношения к природе,  я в своей работе использую разнообразные виды игр. С малышами провожу очень простые по содержанию игры, так или иначе основанные на представлении о природе. Эти игры закрепляют первые крупицы знаний, которые дети получают в наблюдениях. Например, воспитатель наблюдает с детьми осенние деревья, рассматривает листья берёзы, клёна, выделяет и называет характерные признаки  их формы, окраски. Потом проводит игру «Найди дерево» («Раз, два, три, под клён беги»), поднимает вверх руку с листочком этого дерева.

         С детьми постарше, получившим первые знания о лесе, можно водить вокруг берёзки хороводы, приговаривая и припевая народные слова, изображая руками, как она качается («Берёзка зелёненькая, весной весёленькая, среди поля стоит, листочками шумит»).

          В закреплении знаний о природе так же большую роль играет дидактическая игра. Воспитателю необходимо разъяснять правила игры, соблюдение которых делает игру интересной и не сводит её к упражнению. Со старшими дошкольниками мы используем настольно-печатные игры («Зоологическое лото». «С какой ветки детки» и т.д.).                                                      

           Разнообразными  могут быть словесно-дидактические игры. Они могут скрасить досуг, прогулку в дождь, вынужденное ожидание и не требуют специальных условий, оснащений. Их лучше всего проводить со старшими дошкольниками, которые уже имеют достаточно широкий круг представлений о природе, и у которых за словом возникает образ предмета. Эти игры интенсивно развивают мышления,  гибкость и динамичность представлений. Умение использовать имеющие знания, сравнивать и объединять предметы по самым различным признакам: внимание, быстроту, реакцию. Например: «Закончи предложение». Воспитатель говорит начало фразы, а дети должны придумать конец. «Белка осенью запасает корм………», «Весной почки на деревьях набухают и распускаются, потому что………»  или «Лимон жёлтый, а огурец……», «Ромашка белая, а василёк…….» и т.д.                                        

          Среди игр экологического содержания мы используем в практике предметные игры, которые предполагают использование игр природных объектов: шишек, камешков, раковин и т.д. Природный материал позволяет организовать ряд игр, способствующих развитию мышления ребёнка. Например, объекты можно классифицировать по разным признакам: цвету, размеру, характеру  происхождения, форме. На экскурсиях и прогулках используется игра «Угадай, что в мешочке?» В небольшой мешочек помещаются различные природные  предметы. Задача ребёнка - на ощупь определить предмет. Это один из вариантов игр, направленный на сенсорное развитие ребёнка.

         Используя дидактические игры экологического содержания в своей работе, мы расширяем и обогащаем знания детей о родной природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, появились вопросы: зачем? почему? где? Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми.

        Дидактические игры экологического содержания помогают в решении задач в формировании основ экологической культуры дошкольников.

Хочу немного рассказать о своей работе с детьми старшего возраста. В начале учебного года был составлен план работы с детьми по экологическому воспитанию. Целью  плана является формирование у детей целостного взгляда на природу и место человека в ней, ответственное отношение к окружающей среде. Выработать навыки грамотного и безопасного поведения в природе, умения жить в относительной гармонии с неё.

НОД построена по принципу развивающего обучения и направлены на развитие личности ребенка в целом. Совершенствования речи дошкольников, их мышления, творческих способностей, культуры чувств. Приоритет в обучении отдается не простому запоминанию и не механическому воспроизведению знаний, а пониманию и оценке происходящего. Совместной практической деятельности воспитателя и детей.

НОД построена согласно временам года. На каждое время года составлено по 4 – 5  занятий.

НОД состоит из трех частей:

1 часть – беседа (рассказ, экскурсия);

2 часть – игра экологического или природоведческого направления;

3 часть – опытническая деятельность, продуктивная деятельность. 

Так как ведущей формой деятельности для детей дошкольного возраста является игра. Поэтому в нашей НОД используются различные дидактические игры.

Я пользуюсь рекомендациями из учебного пособия Л.М.Маневцовой «Мир природы и ребенок». НОД использовала из практического пособия Т.М. Бондаренко «Экологические занятия», Л.Г.Горьковой  «Сценарии занятий по экологическому воспитанию». Экологические игры запланированы согласно плану-программе воспитательно-образовательной работы ДОУ,  и из программы «Наш дом – природа», Н.А.Рыжовой. 

Цели и задачи экологического воспитания в старшей группе.

Продолжать и совершенствовать работу, начатую в средней группе.

Основные задачи экологического воспитания в старшей группе:

        Расширять представления о растительном и животном мире;

        Развивать умение наблюдать, анализировать, сравнивать, выделять характерные, существенные признаки явлений природы, делать элементарные выводы;

        Уточнять представления детей о взаимосвязи признаков и закономерностей в окружающем мире;

        Воспитывать любовь к родному краю и умение правильно вести себя в природе;

        Учить различать деревья, растения по коре, расположению ветвей, форме листьев, цветам, плодам. Называть 5 – 6 деревьев, 2 – 3 кустарника, 5 травянистых растений (лесных, луговых, садовых), по 5 видов ягод, грибов, 3 – 4 комнатных растения;

         Учить различать и называть домашних животных и их детенышей, диких зверей и их детенышей; уточнять представления детей об их повадках, условиях жизни;

        Учить различать и называть 5 – 6 видов птиц, 8 – 10 насекомых, 5 – 6 видов рыб и земноводных.

Организованное обучение

Совместная деятельность

                                      Сентябрь

1. Работа дежурных в уголке природы.

Цель: Познакомить детей с приемами ухода за растениями и животными, названиями обитателей уголка природы, их основные потребности. Учить, как надо поливать, рыхлить землю, мыть листья, кормить животных, мыть и чистить места их обитания в группе, ухаживать за ними. Воспитывать бережное и внимательное отношение ко всем обитателям уголка природы.

Дидактическая игра «Чем их накормить?»

Рисование животных и растений уголка природы.

1. Дидактическая игра «Зоопарк»

Цель: Формировать и расширять представления детей о питании домашних и диких животных (птицы, животные), воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

2. Дидактическая игра    «Чудесный мешочек»

Цель: Формировать, закреплять знания детей о разных природных объектах (животные, овощи, фрукты и т.д.). Развивать мелкую моторику пальцев, тактильные ощущения, речь детей.

                                           Октябрь

1.  Планета Земля в опасности.

Цель: Дать детям представления о том, что планета Земля – это огромный шар. Учить ориентироваться на глобусе (вода, суша, полюсы). На планете живет очень много разных живых существ, растут растения и всем живым существам нужна чистая вода, чистая земля, чистый воздух. Воспитывать бережное отношение к природе. Расширять представления о содружестве человека и природы, о положительном и отрицательном влиянии человека на природу.

Словесно-дид. игра «Подбери признак».

Опыт: «Пламя загрязняет воздух».

2. «Природа – чудесница».

 Цель: Показать детям многообразие растительного и животного мира, научить их наблюдать за жизнью животного мира, научить их наблюдать за жизнью природы. Развивать творческое воображение, фантазию. С помощью игровых имитаций дать почувствовать сопричастность всему живому и прекрасному.

Д/ игра «Ты чей, листок?».

Опыт:  «Длина тени».

1. Дидактическая игра «Где растет?».

 Цель:  учить детей группировать овощи и фрукты, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.

2.  Настольно-печатная игра «Собери грибы в лукошко».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о съедобных и несъедобных грибах, о месте их произрастания; о правилах сбора  в лесу.

                                          Ноябрь

1.   Природа живая и неживая.

Цель: Формировать представления детей о природе живой и неживой; научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком; развивать логическое мышление детей; развивать наблюдательность, внимание, умение сравнивать, сопоставлять: воспитывать желание оказывать посильную помощь природе.

Д/игра «Живое и неживое».

Опыт:  «Свойства песка».

2.     Дикие животные готовятся к зиме.

 Цель: Уточнять знания детей о диких животных наших лесов, выделять и характеризовать особенности внешнего вида животных. Обобщать представления детей об образе жизни и поведении диких животных в зимний период. Воспитывать бережное отношение к природе, чувство доброты, сопричастности и сопереживания ко всему живому и прекрасному, что нас окружает.

  Загадки-описания «Когда это бывает?».

Опыт:  «Сохраняет ли шуба тепло».

1. Дидактическая игра «Четвертый лишний».

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о  классификациях разных природных объектов. Развивать логическое мышление, речь.

2.Дидактическая игра «Угадай по описанию».

Цель: Развивать и закреплять знания о внешнем виде природных объектов (животных, растений, рыб, насекомых и пр.). Развивать память, речь.

                                        Декабрь

1.     Обитатели уголка природы.

Цель: Уточнять и закреплять знания детей об обитателях уголка природы (виды растений, животных). Формировать представления детей: растения и животные – живые существа, у них есть потребности в определенных условиях (тепло, свет, вода, пища, почва, и т.д.). Расширять представления детей о пользе для здоровья человека нахождение его в помещении, где есть разнообразные растения, красивый аквариум, поющие птицы. Воспитывать бережное отношение к обитателям уголка природы, заботиться о них.

Дидактическая игра «Чем похожи? Чем   отличаются?».

Опыт: «Выращивание растений из морковных верхушек».

1. Дидактическая игра «Наши друзья».

Цель: Расширять представления детей об образе жизни животных, которые живут в доме (рыбы, птицы, животные), об уходе за ними, об их жилищах, воспитывать заботливое отношение, интерес и любовь к ним.

2. Настольно-печатная игра «Ботаническое лото».

Цель: Закрепить знания детей о растениях, и месте произрастания этих растений (сад, огород, цветник, лес, поле, луг, водоем).

                                         Январь

1.     Экскурсия в зимний парк.

Цель: Развивать наблюдательность у детей, чувство сопереживания и причастности к судьбам птиц в зимний период. Воспитывать любовь и интерес к природе родного края. Развивать речь, умение анализировать и делать элементарные выводы.

Игра «Где спрятался зайчик?».

Опыт: «Греет ли солнышко зимой?».

1. Настольно-печатная игра

«Прогулка в лес».

Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

2. Настольно-печатная игра

«Зоологическое лото».

Цель: Развивать и закреплять знания о диких животных разных климатических зон, и о местах проживания  этих животных.

Февраль

1.     Рассматривание веток деревьев.

Цель: Уточнять представления детей о деревьях, их строении, жизни в зимний период. Закреплять знания детей о том/, что дерево – живой организм, который нуждается в воде и тепле. Воспитывать бережное отношение к деревьям зимой, любовь к природе родного края. 

Д/игра «Магазин «Семена»» (семена деревьев).

Опыт: «Зеленые веточки» (для деревьев нужно тепло и вода).

 2. Чистая вода – богатство страны.

Цель: Закреплять представления детей о планете Земля.  Расширять представления детей о видах, в которых существует вода в окружающей среде. Расширять знания детей о роли воды в жизни человека. Воспитывать бережное отношение к чистоте воды.

Словесно-дид. игра «Кому нужна вода?».

Опыт:  «Уводы нет вкуса, нет запаха».

1. Дидактическая  игра  «С какой ветки детки?».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о деревьях, их семенах и  листьях. Закреплять правила поведения в лесу, в парке.

2. Настольно-печатная игра – лото  «Когда это бывает?»

Цель: Уточнять и закреплять знания детей о сезонных изменениях в природе и жизни животных в разные сезоны года.

                                           Март

 

1. Водоемы родного края.

Цель: Учить детей грамотно отвечать на вопросы; способствовать развитию внимания. Воспитывать бережное отношение к природе. Совершенствовать знания о родном крае. Развивать у детей эстетическое восприятие, любовь к природе.

Загадки-описания  «Мы – водные животные».

Опыт: «Вода испаряется» (Круговорот воды в природе).

1. Дидактическая игра «Что сначала, что потом?»

Цель: Формировать и закреплять знания детей о степени зрелости овощей, фруктов, о порядке роста разных растений, живых существ (рыб, птиц, земноводных).

2. Дидактическая игра «Рассели животных по домам».

Цель: Развивать и закреплять знания детей о местах проживания животных, названиях их жилищ. Развивать речь.

                                        Апрель

  

1. «Насекомые».

Цель: Расширять знания детей об особенностях внешнего вида и жизненных проявлениях насекомых. Учить анализировать, устанавливать простейшие причинно-следственные связи, делать обобщения. Развивать логическое мышление. Учить отвечать на вопросы. Активизировать память и внимание детей.

Словесно-дид. игра «Четвертый лишний».

Опыт: Выяснение причин выхода червей во время дождя на поверхность земли.

2. КВН «Друзья природы».

Цель:  Обобщать и систематизировать представления детей о поведении и образе жизни диких и домашних животных. Закреплять знания детей о природе, о природных явлениях, о связях в природе. Воспитывать бережное отношение к природе, заботу о братьях наших меньших.

1. Дидактическая игра  «Цветочный магазин».

Цель: закреплять знания детей о растениях (луга, комнатных, садовых), закреплять умение находить нужный цветок по описанию. Научить группировать растения по виду.

2. Настольно-печатная игра

«Прогулка в лес».

Цель: Уточнять и закрепление знаний детей о правилах поведения на природе. Воспитывать бережное отношение к лесу и его обитателям.

                                               Май

1. «Весна – красна».

Цель: Уточнять знания детей о последовательности весенних изменений в живой и неживой природе. Продолжать учить устанавливать связи между изменениями в живой и неживой природе. Познакомить с образом весны в произведениях искусства. Воспитывать чувство прекрасного и любви к природе.

Д/игра «Когда это бывает?».

Опыт: «Гром и молния» (с воздушными шарами).

1.Дидактическая игра

 «Соберем урожай»

Цель: Развивать и закреплять знания детей об овощах, фруктах и ягодах. Их месте произрастания (сад, огород, грядка, дерево, куст, в земле, на земле).

2.Дидактическая игра  «Съедобное – не съедобное»

Цель: формировать и закреплять знания детей об овощах и фруктах и ягодах. Развивать память, координацию.

               6.  Предметно – развивающая среда

       Одним из важных условий реализации системы экологического образования в дошкольном учреждении является правильная организация предметно - развивающей среды.

Главными задачами являются:

 - создание условий для формирования у ребёнка экологической культуры;

 - экологически грамотное поведение в природе, безопасное как для самой природы, так и для ребёнка;

 - создание условий для ознакомления и общения ребёнка с природой ближайшего окружения;

Экологически развивающая среда в детском саду должна способствовать:

 - познавательному развитию ребёнка;

 - эколого-эстетическому развитию;

 - оздоровлению ребёнка;

 - формированию нравственных качеств;

 - формированию экологически грамотного поведения.

                   7. Работа с родителями

Работа с родителями по экологическому воспитанию дошкольников является одной из составных частей работы дошкольного учреждения. Только опираясь на семью, только совместными усилиями мы можем решить главную нашу задачу - воспитание человека с большой буквы, человека экологически грамотного.

В работе с родителями по экологическому воспитанию детей необходимо использовать все доступные формы взаимодействия с семьей. Но все эти формы должны основываться на педагогике сотрудничества. Работу следует проводить в двух направлениях:

·педагог - родитель;

·педагог - ребенок - родитель.

Прежде чем выстраивать работу, надо понять, с кем предстоит работать (образовательный уровень родителей, психологическое состояние семьи, ее микроклимат). Значит, важно проводить работу дифференцированно, объединив родителей в подгруппы. Существуют традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, суть которых - обогатить их педагогическими знаниями. Традиционные формы подразделяются на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные.

К коллективным формам относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др. Групповые родительские собрания - это действенная форма работы воспитателей с коллективом родителей, форма организованного ознакомления их с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. Собрание готовится заранее, объявление вывешивается за 3-5 дней.

К индивидуальным формам относятся педагогические беседы с родителями. Беседы воспитателя с родителями - наиболее доступная и распространенная форма установления связи педагога с семьей, его систематического общения с отцом и матерью ребенка, с другими членами семьи. Беседа может использоваться в работе с родителями как самостоятельная форма и в сочетании с другими формами: беседа при посещении семьи, на родительском собрании, консультации.

Цель педагогической беседы - обмен мнениями по тому или иному вопросу воспитания и достижение единой точки зрения по этим вопросам, оказание родителям своевременной помощи. Активное участие в беседе и воспитателя, и родителей - существенная особенность данной формы, позволяющая осуществить эффективное воздействие на родителей. Беседа может возникать стихийно по инициативе и родителей и педагога

Отдельную группу составляют наглядно-информационные методы. Они знакомят родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, способствуют преодолению поверхностного суждения о роли детского сада, оказывают практическую помощь семье. К ним относятся видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; фотографии, выставки детских работ, стенды, ширмы, папки-передвижки. В настоящее время особой популярностью как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями. Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Родители лучше узнают своего ребенка, поскольку видят его в другой, новой для себя обстановке, сближаются с педагогами. Так, родители привлекаются к подготовке утренников, пишут сценарии, участвуют в конкурсах. Можно организовать выставку совместных работ родителей и детей. Особой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. В проведении «Круглых столов» реализуется принцип партнерства, диалога. Общение происходит в непринужденной форме с обсуждением актуальных проблем, учетом пожеланий родителей, использованием методов их активизации.

Положительной стороной подобных форм является то, что участникам не навязывается готовая точка зрения, их вынуждают думать, искать собственный выход из сложившейся ситуации. Такие формы работы дают возможность продемонстрировать родителям, какие знания о природе есть у детей, показать, что эти знания необходимы для формирования основ экологической культуры.

Итак, взаимодействие семьи и дошкольного учреждения происходит в различных формах, приемлемых и для педагогов и для родителей. Результаты такого взаимодействия зависят от активности обеих сторон.

Наиболее актуальным и востребованным на сегодняшний день направлением взаимодействия является консультирование родителей. Оно носит индивидуальный характер и проводится в форме бесед и консультаций. Можно разработать систему, которая будет включать в себя определенное содержание, методы и формы работы, а также создание условий для постоянного общения детей с природными объектами:

- пропагандировать экологические знания среди родителей и вовлекать их в совместную деятельность.

- проводить совместные мероприятия, к которым родители проявляли бы особый интерес.

Разработать одну из форм наглядной агитации - листовку, в которой лаконично описать правила поведения в природе. Для эффективности данной формы можно организовать конкурс листовок на тему «Берегите природу», где участниками конкурса являются сами родители.

- еще одна из форм работы - экологические газеты. Газеты могут содержать интересные факты из жизни растений, животных, о явлениях природы, в которой можно предложить домашние задания в виде ребусов, кроссвордов, викторин, описание опытов. Домашние задания могут включать: рисунки, поделки из природного и бросового материала. Тем самым вызвать заинтересованность и родителей и детей.

- для проявления интереса у родителей к информации, разместить странички о дне, проведенном в детском саду. Где в них рассказывалось о поведении детей в природе, их рассуждениях и выводах, сделанных ими после наблюдений в природе. Воспитатели могут давать рекомендации родителям как обратить внимание на соответствующую литературу, родители бы задавали вопросы или просили совета.

- групповые родительские собрания, проведенные с организацией чаепития, выступлением детей. Такие собрания дадут возможность для свободного общения, обсуждения различных вопросов и выработки единых подходов к воспитанию детей.

- организовать родителей для активного участия в природных акциях: изготовление родителями и детьми плакатов.

Сотрудничество детского сада и семьи невозможно без знания особенностей воспитания детей в семье. Знакомство с традициями семейного воспитания осуществлять через гостиные «Мы и наши дети».

Что может дать такая совместная система сотрудничества педагогического коллектива ДОУ и родителей. В первую очередь это поспособствует воспитанию у детей осознанного бережного отношения к природе, людям, окружающему миру, что составит основу экологической культуры

8.Работа с социумом

9. Заключение

        Обобщая вышеизложенный материал, следует отметить, что игра является ведущей деятельностью детей дошкольного возраста, она обогащает и развивает личность, поэтому она широко используется нами в практике. Игра доставляет радость ребенку, поэтому познание природы, общение с ней, проходящие на её фоне, будут особенно эффективны; игра создает оптимальные условия для воспитания и обучения.

        Игра доставляет радость ребёнку, поэтому познание природы, общение с ней, происходящее на её фоне, будут особенно эффективны. Игра создаёт оптимальные условия для воспитания и обучения.

        Игра, как метод экологического воспитания, это игра специально организованная воспитателем и привнесенная в процесс познания природы и взаимодействия с ней. Игра помогает детям усвоить качество предметов и уточнить представления, полученные в процессе наблюдения в природе. Формирует у детей мотивацию к познанию, учитывая возрастные особенности детей, создаёт условия эмоционального комфорта, способствует формированию отзывчивости, как одно из необходимых нравственных качеств дошкольников.

        Эффективность дидактических игр  экологического содержания целиком зависит от создания условий и правильного их использования. Необходимым  условием для успешной реализации дидактической игры экологического содержания является наличие  игрового материала: комплекты игрушек, куклы, изображающие персонажей известных сказок, разнообразный раздаточный материал, комплекты настольно - печатных игр.

          Дидактические  игры экологического содержания целесообразно проводить с небольшой подгруппой  детей, использовать их вариативно в зависимости от уровня формирования экологических представлений и возрастных особенностей дошкольников.

         Эффективность игры зависит от действий и подготовки воспитателя. Он продумывает, организует игру, готовит необходимую атрибутику, насыщает игру действиями, диалогами, через которые и осуществляется дидактическая цель.

         С введением в практику новых игровых приемов и видов деятельности конечный результат стал более высоким и эффективным. Используя дидактические

игры  экологического содержания в своей работе, мы расширили и обогатили знания  детей о родной  природе, у детей стали ярко проявляться познавательные интересы, вопросы: « Зачем? Почему? Где?» Мыслительная деятельность стала проявляться активнее, а ответы детей стали более развернутыми. Проявляется любознательность, сформировался  широкий круг представлений о природе. Знания детей стали системны. Они самостоятельно выделяют ряд существенных признаков живого ( у животных - движение, питание, у растений -рост). Дошкольники уверенно стали ориентироваться в правилах поведения в природе, применяют их в жизненных ситуациях.

         Таким образом, игра как метод экологического воспитания помогает в решении задач в формировании основ экологической культуры.

Литература

  1. Актуальность экологического воспитания дошкольников. /сост. С.Н.Николаева – Ниж. Новгород, 2001. – 121 с.
  2. Быстров А.А. Природоведение в дошкольных учреждениях. – М.-Л., 1994. – 96с.
  3. Вербицкий А.А. Основы концепции развития  непрерывного экологического образования. //  Педагогика. - 2001. - № 6. – С.31 – 37.
  4. Виноградова Н.Ф. Воспитание положительного отношения к природе. // Дошкольное  воспитание. – 2001. - № 5. – С. 24 - 27.
  5. Грецова В.Г. Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней. Дис. … кан. пед. наук. –  М., 1999. – 286 с.
  6. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. – Ростов на Дону, 1996. – 305с.
  7. Захлебный А.Н. Общее и экологическое образование: единство и целей и принципы реализации. // Советская педагогика. – 1984. - № 9. – С. 16-18.
  8. Игра и ознакомление дошкольников с растениями / сост. И.Г. Комарова. – Могилев, 2001. – 78с.
  9. Иоганзен Б.К. Экологическое образование и воспитание: содержание, проблемы, методы // Материалы Всесоюзной научной конфер. – Иваново, 1999. – С. 72-76.
  10. Комов С.В. Экологическое образование и воспитание / Тезисы докладов. – М., 2001. – С. 5.
  11. Кондратьева Н.Н., Шиленок Т.А., Марков Т.А., Виноградова Т.А. Программа экологического образования дошкольников «Мы». – СПб., 1999. – 96с.
  12. Лысенко  В.Д. Осуществление связи познавательной и трудовой деятельности в процессе знакомства детей с природой. / Комплексный подход в воспитании и обучении дошкольников. – Минск, 2003. – С. 4- 16.
  13. Мамедов Н.М. Экология: новые направления в традиционной науке.   /Педагогическое образование. – М., 2003. – Вып. 7-10. – С. 261 - 269.
  14. Марковская М.М. Уголок природы детском саду. – М., 2001. – 96с
  15. Николаева С.Н. Концепция экологического воспитания детей дошкольного возраста. / Методика экологического воспитания дошкольников. – М., 1999. – С.153-159.
  16. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа и условия ее реализации в детском саду. – М., 1999. – 224с.
  17. Программа воспитания и обучения в детском саду. / отв. ред. М.А. Васильева. – М., 1999. – 174с.
  18. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста / Под ред. А.В. Запорожца, Л.З. Неверович. – М., 1999. – 176с.
  19. Саморукова П.Г. Уголок природы в детском саду. // Дошкольное воспитание. – М., 2000, - № 7. – С. 12 – 18.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема взаимоотношения игры и обучения в работе с детьми дошкольного возраста

Проблема взаимоотношения игры и обучения в работе с детьми дошкольного возраста всегда стояла достаточно остро.Особенности развития психики детей раннего и дошкольного возраста таковы, что дети раннег...

"Дидактические игры и пособия в работе с детьми дошкольного возраста"

Можно использовать  для работы с родителями, как методические рекомендации для педагогов....

Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста

Данная здоровьесберегающая технология, которая носит коррекционный характер направлена на развитие у детей речевой активности....

Система образовательной работы с детьми дошкольного возраста по модулю « МУЗЫКА»

Система образовательной работы с детьми дошкольного возрастапо модулю « МУЗЫКА»             Нужно создать условия для эмоционального благопо...

Использование логопедической ритмики в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста.

В материале представлены:задачи логопедической ритмикиметодологическая база логопедической ритмикиметоды логопедической ритмикисредства логопедической ритмики...

Здоровьесберегающая технология «Фонетическая ритмика в системе оздоровительной работы с детьми дошкольного возраста»

    Постоянно усиливающееся влияние на организм человека разнообразны отрицательных факторов окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья детей, к снижению физического и у...

Логопедическая ритмика в системе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста у детей с ДЦП.

Основой коррекционной работы в логоритмике является взаимодействие движения, музыки, речи....