Прогулки - походы в природу как одна из инновационных форм в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
проект (старшая группа)
Жизнь человека тесно связана с природой, которая для неё всегда была источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека к природе и связанных с низким образовательным уровнем населения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekst.docx | 79.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
Вологодского муниципального района
« Ермаковский детский сад общеразвивающего вида»
Прогулки - походы в природу как одна из инновационных форм
в системе экологической работы с детьми
старшего дошкольного возраста
Воспитатель 1 кв. кат. Т.С. Перхурова
2019 г
Жизнь человека тесно связана с природой, которая для неё всегда была источником материальных и духовных сил. Но сегодня человечество столкнулось с множеством проблем, вызванных потребительским отношением человека к природе и связанных с низким образовательным уровнем населения.
Экологическое воспитание считается учёными составляющей экологического образования и рассматривается как направление дошкольной педагогики. Исходя из актуальностей обозначенной проблемы, со всей остротой встаёт вопрос об улучшении экологического воспитания подрастающего поколения.
Закон «Об образовании» и постановление «Об экологическом образовании обучающихся в образовательных учреждениях Российской Федерации» (1994) красноречиво говорят о том, что экологическое образование постепенно становится одним из основных направлений в работе дошкольных учреждений.
В современном обществе востребована творческая личность, способная к активному познанию окружающего, проявлению самостоятельности, исследовательской активности. Поэтому уже в дошкольном возрасте необходимо заложить первоосновы личности, проявляющей активное исследовательско — творческое отношение к миру, овладение способами практического взаимодействия с окружающей средой. Вот на этом и основано активное внедрение детских туристических походов в практику работы с дошкольниками,
которые
• позволяют оптимально интегрировать экологическое содержание со всеми видами детской деятельности;
• создают условия для реализации активной позиции ребёнка в процессе познания мира природы;
• стимулируют самостоятельность детей в процессе организации наблюдений и экспериментирования в природе, направленных на решение ситуаций проблемного характера;
• поддерживают активность ребёнка в познавательной и двигательной деятельности.
Немаловажный факт, что экологические знания, которые ребенок усваивает в процессе непосредственного общения с природой во время походов становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности по сохранению окружающей среды и оздоровлению своего организма.
Обязательно нужно отметить о сотрудничестве с семьями воспитанников, что является одним из условий формирования интегративного образовательного пространства в соответствии с ФГОС дошкольного образования. Родителей важно вовлечь и заинтересовать эколого - туристической деятельностью детского сада. Походы сближают родителей, детей и педагогов, дают прекрасную возможность создания атмосферы взаимопонимания и сотрудничества. Привлечение родителей к совместным походам — это способ не просто отдохнуть и удовлетворить любопытство детей, а это отличная возможность эмоционально сблизиться, укрепить внутрисемейные отношения, сохранить в памяти яркие эмоции от общения в формате путешествия. Кроме того, походы способствуют укреплению семьи, повышению авторитета родителей в глазах детей, особенно отцов, созданию совместных семейных традиций.
Проведенная раннее в системе работа с детьми по экологическому воспитанию в младшем возрасте, подвела меня к применению новой формы – как туристический поход.
Наше дошкольное учреждение находится в сельской местности, в непосредственной близости к природе, являющейся естественной лабораторией для экологического воспитания. Объектов для наблюдений достаточно и одним из них я выбрала Логиновский парк, в прошлом это бывшая усадьба помещика Логинова. Растительность парка представлена многочисленными растениями, в парке дети знакомятся с многообразием деревьев и кустарников, имеют возможность наблюдать за ними в разные времена года.
Планируя организацию походов я составила перспективный план:
Время проведения | Цель |
Сентябрь |
|
Февраль ( с родителями) |
|
Май |
подвести к пониманию, что пластик – угроза экологии и необходимости раздельного сбора мусора |
Как и любой поход, данное мероприятие требует тщательной подготовки. С воспитанниками проводилась предварительная работа: беседовали с детьми о туристах, особенностях их жизни, различных видах походов. Дошкольники узнали, что существуют походы в лес, к водоемам, в горы или даже на Северный полюс. Значительно облегчают путь туристам велосипеды, байдарки. Заинтересовать дошкольников идеей похода помог наглядный материал: иллюстрации и фотографии. Некоторые дети уже бывали в подобных путешествиях со своей семьей и с увлечением сами рассказывали о них, приносили из дома фотографии. Так, в назначенный день дети пришли в детский сад экипированными: удобная спортивная обувь, головные уборы, рюкзачки с сухим пайком туриста – и, конечно же, воодушевленными предстоящим путешествием:«Вперёд за новыми впечатлениями, положительными эмоциями!» -мы дружно отправились по выбранному маршруту, согласно карте с речевкой:
- Кто шагает с рюкзаком?
- Мы, туристы!
- Кто со скукой не знаком?
- Мы, туристы!
- Нас вперед ведут …
- Дороги!
- Наш девиз…
- Всегда вперед!
- Эй, ребята, тверже шаг!
- Что турист берет в дорогу?...
- Песню, ложку и рюкзак!
(слайд 2)
Во время пути на каждой точке – остановка, дети сверяют объект с нанесенным знаком на карте. Объединившись в одно целое, дети и родители пешком отправились в путь, в лесопарковую зону нашего поселка, представляя себя туристами, открывая для себя красоту природы, преодолевая препятствия, расстояния и в то же время обучаясь основам туризма.Непростым испытанием оказался переход через вспаханное поле.Бывалые путешественники считают, что немного экстрима в турпоходе никогда не помешает. Вот и наши дети проверили себя на «прочность», закалили дух, ну и просто разнообразили своё бытие. Ну, а самое главное у детей была возможность пройти пешком немалое расстояние. Прежде, чем заходить в парк, вспомнили правила поведения в природе.
(слайд 3)
В парке были организованы подвижные игры, поставлены палатки, расстелены спальные мешки.
(слайд 4)
Пора отдохнуть и подкрепиться ( устраивается пикник). Предлагаю детям распределить обязанности: кто будет собирать хворост для костра, кто помогать взрослым готовить обед.
Когда стол (самодельный) был накрыт, все были приглашены перекусить . А как хорошо перекусить на природе! Даже те дети, которые не отличаются хорошим аппетитом, на природе съедают всё.
После туристического обеда было предложено детям погулять на поляне, найти и увидеть что – то интересное и необычное,обращаю внимание детей на то, что в парке растут хвойные и лиственные деревья. Показываю на дерево - лиственницу. Провожу сравнение ели и лиственницы.Ребята расходятся по парку, проводят самостоятельные наблюдения, затем собираются вместе и наполняют “волшебную” корзину своим маленьким чудом: это и листочек похожий на бабочку, и деревяшка, похожая на стул и т. д.Все эти радости не только дарят ребёнку незабываемую прелесть времени года, прелесть путешествия, близости к природе, общения с друзьями, но и повышают защитные силы организма. Можно с уверенностью сказать, что во время туристического похода у детей воспитываются самостоятельность,организованность,дисциплинированность, ответственность, взаимопонимание, доброта.
(слайд 5)
После активного отдыха на природе, взрослые вместе с детьми потушили костер, убрали за собой мусор и вернулись счастливые и полные эмоций домой!
Положительные эмоции и яркие впечатления от туристического похода получили все. Мероприятие стало полезным и для самих родителей. По ходу его организации и проведения они узнали много новой и полезной информации по безопасному поведению на природе.А я смогла на практике определить уровень знаний и умений своих воспитанников в этой области, а необычная форма организации позволила им раскрыть свой творческий потенциал.Намеченная цель работы по организации совместного туристического похода детей и родителей, была достигнута.
Заключение
В процессе работы были замечены положительные результаты: дети заметно расширили свои экологические представления, своё умение устанавливать причинно-следственные связи; возрос интерес к объектам и явлениям природы, а также эмоциональная реакция на пагубное влияние человека на природу, появилось желание соблюдать нормы и правила поведения в окружающей среде, направленное на сохранение ценностей природы, появился интерес к природе своего края.
Таким образом, можно сделать вывод, что проведение прогулок - походов в природу обеспечило положительную динамику в плане развития не только познавательной сферы, но и личностных характеристик детей и может активно быть использовано в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста.
Перспектива
Планирую работу с детьми по:
- наполнению реальным содержанием понятия «гражданин планеты»;
- привлечение родителей и детей к экологическим глобально значимым проблемам поселка через создание системы практической деятельности обучающихся по улучшению окружающей среды детского сада и близлежащего соснового парка;
- привлечение населения поселка к участию в природоохранных акциях через листовки…
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Профилактика нарушений чтения и письма в системе коррекционной работы с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
из опыта работы...
Театрально-игровая деятельность в системе логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях логопедической группы
Статья о влиянии театрализованных игр на коррекционную работу....
Прогулки-походы в природу в системе экологической работы с детьми старшего дошкольного возраста
Формой экологической работы с детьми, которая позволит в полной мере и объеме обеспечить удовлетворение всего спектра когнитивных, аффективных и поведенческих потребностей ребенка являются про...
Макет «Золотая осень в лесу» как одна их форм работы с детьми старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию. (из опыта работы)
Наряду с традиционными методиками для интеллектуального развития детей в дошкольных учреждениях используются инновационные педагогические технологии. Одним из перспективных способов развития является ...
Система коррекционно - развивающей работы с детьми старшего дошкольного возраста: Развитие речевой коммуникации у детей с общим недоразвитием речи старшего дошкольного возраста
Проблема речевого недоразвития является одной из актуальных в логопедии. Её значимость определяется не только распространённостью речевой патологии у детей, но и тем влиянием, которое оказывает речево...
Инновационные компьютерные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста
Инновационные компьютерные технологии в работе с детьми старшего дошкольного возраста...
Презентация "Адвент - календарь, как инновационная игровая технология в работе с детьми старшего дошкольного возраста "
Адвент - календарь - это календарь ожидания, которыйй помогает детям вести отсчет до необходимой им даты....