Справка по итогам тематической проверки «Пути реализации системы экологической работы в детском саду»
статья на тему
Предварительный просмотр:
Справка
по итогам тематической проверки
«Пути реализации системы экологической работы в детском саду»
22 марта 2018г.
В соответствии с годовым планом работы МБДОУ д/с №38 на 2017-2018 учебный год, приказом заведующего от 1 марта 2018 года №68 «О проведении тематической проверки», в целях выявления особенностей работы воспитателей по экологическому воспитанию детей, в период с 19 марта 2018 года по 22 марта 2018 года, старшим воспитателем В.С. Семаевой была проведена тематическая проверка по теме: «Пути реализации системы экологической работы в детском саду».
Цель: совершенствование работы в детском саду по формированию у дошкольников основ экологической культуры.
Задачи:
- оценить профессионального мастерства воспитателей;
- выявить особенности работы воспитателей по экологическому воспитанию детей;
- укрепить усвоение детьми элементарных норм поведения по отношению к живой природе.
Методы контроля:
- просмотр образовательной деятельности;
- анализ календарного планирования воспитателей;
- творческое построение работы с родителями и социумом.
Воспитание любви к природе – важная составляющая развития экологической культуры детей. Организация работы по экологическому воспитанию в нашем ДОУ осуществляется в рамках реализации основной образовательной программы ДОУ , разработанной на основе примерной программы дошкольного образования «От рождения до школы», по ред. Н.Е Вераксы, Т.С Комаровой , М.А Васильевой., раздела ознакомление с природой и парциальной программы «Юный эколог» под редакцией С.Н. Николаевой. Через ознакомление с природой, воспитание правильного отношения к объектам живой и неживой природы у детей формируются элементарные экологические представления. Таким образом, важнейшим условием успешной реализации комплексного подхода является создание экологически развивающей среды в детском саду.
Во всех возрастных группах созданы уголки природы, познавательно-исследовательской деятельности, которые позволяют:
- наблюдать и ухаживать за комнатными растениями;
- вести календари погоды;
- вести дневники наблюдений;
- проводить опыты и эксперименты
- рассматривать картины и иллюстрации о природе;
- играть в дидактические игры о природе;
- делать поделки из природного материала;
- ухаживать за посадками в «огороде на подоконнике»
Содержание каждого уголка природы соответствует возрасту детей. Так в старшей смешанной дошкольной группе созданы условия для опытно – исследовательской деятельности детей и возможности играть и экспериментировать:
- со льдом, водой, снегом;
- магнитом, стеклом, резиной;
- с землей, глиной, песком;
- проращивание семян
Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе, развивают наблюдательность, мыслительную деятельность.
В ДОУ разработано перспективное и календарное планирование по экологическому воспитанию для всех возрастных групп, имеется достаточное количество пособий, макетов, моделей, развивающих игр, различных коллекций экологической направленности, большое количество детских работ из природного материала. В методическом кабинете собраны и систематизированы познавательная, справочная и специальная литература, пособия.
Экологическое развитие детей осуществляется в образовательной деятельности, совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной деятельности детей, рамках реализации тематических проектов, согласно комплексно-тематического планирования. В течении года дети знакомятся с сезонными изменениями в природе, с растительным и животным миром, проходят следующие темы: «Овощи», «Фрукты», «Домашние и дикие животные», «Домашние и дикие птицы» , «Деревья», «Цветы», «Ягоды», «Насекомые» и т.д.
При организации образовательной деятельности используются разнообразные формы их проведения с учетом возраста детей и решаемых задач. По результатам посещений образовательных деятельностей видно, что у детей знания о природе родного села имеются. Они знают и рассказывают о богатстве природы станицы Роговской животным и растительным миром. Изучают правила поведения в природе. Дети составляют рассказы о природе, стараются отвечать полными ответами. Педагогами используются разнообразные формы и методы работы по экологическому воспитанию дошкольников. С воспитанниками ДОУ были проведены следующие НОД:
Познавательно – исследовательская деятельность
«Песочные фантазии», «Волшебный чай», «Снеговик – друг Деда Мороза», младшая смешанная дошкольная группа С.А. Богуш
- «Свойство воды», «Для чего птицам клюв», Золотая осень», «Волшебная соль» - младшая смешанная дошкольная группа О.Ю. Литвиненко
«Люблю, берёзку русскую» - старшая смешанная дошкольная группа О.М. Давыдова
Формирование целостной картины мира:
- «Весенняя погода» - младшая смешанная дошкольная группа С.А. Богуш
- «Что можно увидеть весной» - младшая смешанная дошкольная группа О.Ю. Литвиненко
- «Интересные места станицы Роговской» - старшая смешанная дошкольная группа О.Г.Шарафан
На образовательной деятельности и в свободной деятельности воспитатели играют с детьми в различные:
подвижные игры природоведческого содержания такие как: «Ласточки и мошки», «Наседка и цыплята», «Волки и овцы», «Хитрая лиса»,в ходе которых, подражая действиям, имитируя звуки, дети закрепляют знания, а получаемая в ходе игры радость способствует углублению интереса к природе.
дидактические игры, уточняющие представления детей о свойствах и качествах объектов природы, развивающие наблюдательность, внимание, память.
- «Где какой цветок?», «Когда это бывает?», «Посади бабочку на нужный цветок», «Какая природа весной?», «С какого дерева детки?», «Мы были в лесу», «Кто, что ест?» - младшая смешанная дошкольная группа С.А. Богуш, О.Ю. Литвиненко
- «Когда это бывает?», «Угадай по описанию», «Собери цветок», «Назови весенние месяцы», «Весенние первоцветы», «Краски весны», «Кода это бывает?», «Приметы весны», «Что лишнее?», «Найди различия», «У кого какое жилье?», «Найди по описанию» - старшая смешанная дошкольная группа О.Г.Шарафан, О.М. Давыдова.
экологические игры: «Птичья столовая», «Растения и животные Кранной книги», «Угадай какая птица»
В течении дня с детьми проводятся беседы по экологическому воспитанию:
- «Здравствуй весна», «Весна вокруг нас», «Весенние хлопоты», С,Д, «К нам весна шагает мелкими шагами», «Дикие животные весной», «Как вести себя рядом с животными», «Опасность в природе», «Съедобное – несъедобное» - младшая смешанная дошкольная группа С.А. Богуш, О.Ю. Литвиненко
- «Пришла весна – прилетели птицы», «Что мы знает о весне», «Когда это бывает?»,«Погода весной», «Краски весны», «Прекрасная пора», «Весна, приметы весны», «Что ни день, то новые радости», «Весенний ветерок», «О весенних цветах», «Повадки кошек, собак, птиц», «О подводном мире», беседа с элементами рассуждения «Лекарственные растения Краснодарского края» - старшая смешанная дошкольная группа О.Г.Шарафан, О.М. Давыдова
С детьми проводились ситуативные разговоры на темы:
- «Расскажи медвежонку, почему нельзя рвать цветы на клумбе», «Осторожно насекомые», «Почему змеи – опасно!», «Что мне нравится весной?», «Хороши поступила Юля, сорвав цветок?», «Если вы раздавили божью коровку», «Почему нужно поливать огород?» - младшая смешанная дошкольная группа С.А. Богуш, О.Ю. Литвиненко
- «Весенние хлопоты», «Почему за весной лето?», «Правило поведения в природе», «Почему нельзя рвать цветы на клумбе?», «Польза пчелки», «Что бы птицам было хорошо», «Ветер – дождь», «Осторожно змея!», «Не играй с веточками», «Погода обманчива», «Осторожно – роза!», «Мы любим свой край» - старшая смешанная дошкольная группа О.Г.Шарафан, О.М. Давыдова
Большое значение для воспитания у детей любви к родной природе, развитие речи, имеет ежедневное общение с книгами о природе. Детей знакомят с произведениями:
- «Весна» А.Плещеев, «Весна» Е. Корганова, «Ласточка» П. Захордера, «Одуванчик» О.Высоцкая, «Травушка - муравушка» потешка, «Весна, весна красна» заклички, «У художника» Г.Скрибицкий, «Пришла весна», «Старик и яблоки» Л.Толстой, «Звери» считалка – младшая смешанная дошкольная группа С.А. Богуш, О.Ю. Литвиненко
- «Весна» И.Токмакова, «О птицах» В.Бианки, «Весенняя гостья» И.Белоусов, «Мой садик» А.Плещеев, «Песня о весне» А.Копас, «Ветер весело шумит» А.С.Пушкин, «Апрель» З.Джавтобели, «Весенняя гостья» И.Белоусов, «Такъвим» М.Меджитова, «Баарь» А.Джавтобели, «Весенние воды» Ф.Ф. Тютчев, «Буря» С.Есенин, «Ветер, ветер, ты могуч» А.С. Пушкин, «Разноцветная планета» В.Орлов, «О природе» В. Бианки – старшая смешанная дошкольная группа О.Г.Шарафан, О.М. Давыдова
А так же ежедневно на прогулке педагоги наблюдают вместе с детьми за сезонными изменениями в природе, птицами, растениями. Именно на прогулке дети знакомятся со свойствами песка, земли, глины, снега, льда, воды.
В ДОУ проводились конкурсы детского рисунка: «Экология глазами детей», Экологический калейдоскоп».
Одна из форм экологического воспитания являются праздники и развлечения. Роль праздников и развлечений заключается в сильнейшем воздействии на эмоциональную сферу личности ребенка. Важно в таких праздниках не столько воспроизведение знакомых музыкальных произведений, стихотворений, игр, отгадывание загадок на темы природы, сколько включённость детей в переживание событий, в осознание экологических проблем, доступных пониманию детей. В ДОУ проведены с детьми праздники и развлечения на темы:
- «Путешествие в мир природы с Симкой» - младшая смешанная дошкольная группа С.А. Богуш.
- «Путешествие с почтальоном Печкиным» - младшая смешанная дошкольная группа С.А. Богуш.
- «Проделки бабы Яги в царстве природы» - старшая смешанная дошкольная группа О.М. Давыдова.
-«Эколята дошколята» - старшая смешанная дошкольная группа О.М. Давыдова, О.Г.Шарафан
В каждой группе имеются календари наблюдений, дети умеют пользоваться инвентарем по уходу за объектами природы. В группах много дидактических игр по экологической тематике. В методическом кабинете имеется подборка методической, научно-популярной и художественной литературы о природе. Старшим воспитателем В.С. Семаевой проводится организационно-методическая работа с кадрами:
- консультационно-практические семинары;
- эколого-психологические тренинги;
- консультации по организации проектов;
- педагогический совет.
Экологическое образование дошкольников рассматриваем как процесс непрерывного воспитания и просвещения родителей, направленный на формирование экологической культуры всех членов семьи. Работа с родителями не менее важна и более трудна, чем с детьми.
В работе с родителями по экологическому воспитанию детей мы используем различные формы (родительские собрания, консультации, беседы, экологические акции, трудовые десанты, оформление информационных уголков, размещение информации на официальном сайте ДОО).
Особо обращаем внимание на совместную деятельность детей и родителей. Проведены выставки совместных рисунков, поделок из бросового материала, фотографий на темы «Экология глазами детей», фото-коллажи «Мой любимый домашний питомец», привлекаем родителей к участию в оформлении уголка природы,(сбор природного материала) в экологических акциях «Комнатный цветок детскому саду», «Огород на окне», «Зеленая планета», «Первоцветы» (уборка территории детского сада и вокруг него, изготовление скворечников и кормушек и т.д.).
Исходя из выше изложенного можно сделать выводы. В процессе общения с природой, рождается, развивается и крепнет, такое бесценное свойство человеческой личности, как наблюдательность, любознательность, что в свою очередь порождает массу вопросов, требующих ответов, которые можно найди с помощью наблюдений, логического мышления, расширяется кругозор, появляется интерес к труду, пробуждается чувство прекрасного.
Рекомендации:
- активизировать работу с детьми по формированию экологических навыков, используя разнообразные приемы и методы;
- проводить совместно с детьми и с родителями экологические вечера.
-приобрести атрибутику для организации детской экологической дружины «Эколята дошколята» (пилотки, значки, галстуки).
Старший воспитатель В.С. Семаева
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система оздоровительной работы в детском саду
Полноценное физическое развитие и здоровье ребенка – это основа формирования личности. Физическое здоровье детей неразрывно связано с психическим здоровьем, эмоциональным благополучием....
«Технологии, сберегающие здоровье в системе оздоровительной работы в детском саду»
В настоящее время проблема здоровья и его сохранения является одной из самых актуальных. Понятие “здоровьесберегающие технологии” прочно вошло в образовательную систему, начиная с дошкольных образоват...
Презентация «Пути реализации системы экологической работы в дошкольном учреждении»
«Мир окружающий ребенка – это преждевсего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой.Здесь, в природе, вечный источник детского разума»В.А. Сухомлинский....
«Пути реализации системы экологического воспитания в детском саду».
Экологическое воспитание в детском саду-это актуальная проблема во всех дошкольных учреждениях....
Система экологического образования в детском саду
Главная цель экологического образования дошкольников – становление у детей научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения к окружающей среде и к своему...
СИСТЕМА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ДЕТСКОМ САДУ
Цель: формирование основ экологической культуры всех участников образовательного процесса (детей, родителей, педагогов)....
Аналитическая справка по итогам тематической проверки «Эффективность проводимой в ДОУ работы по созданию условий для социально-коммуникативного развития дошкольников в ДОУ»
На основании выполнения годового плана, приказа заведующего МАДОУ от 15.01.2020 г. с 21 по 28 января 2020 г. проведена тематический контроль – «Эффективность проводимой в Д...