Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи». «Слово. Ударение».
рабочая программа по обучению грамоте (старшая группа) по теме
Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи» (обучение грамоте) «Слово. Ударение».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_konspekt_nod_po_obrazovatelnoy_oblasti.docx | 23.51 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по образовательной области «Развитие речи
(обучение грамоте)» «Слово. Ударение».
Программное содержание: В игровой форме учить детей проводить звуковой анализ слова, различать гласные и согласные, твёрдые, мягкие, звонкие и глухие звуки. Закреплять умение делить слова на слоги, определять количество слогов и место ударения в слове. Упражнять в чтении слогов, слов. Развивать связную речь (монологические и диалогические формы, закреплять умение отвечать на вопросы распространённым предложением, вырабатывать умения самостоятельно делать выводы, развивать фонематический слух, обогащать словарь, развивать внимание, мышление, память.
Оборудование: мяч, звуковые карточки, домик Симки, кукла Симка, письмо Симки, карточки с буквами, кроссворд, разрезная азбука.
Ход занятия
Воспитатель:
Игра: "Буква моего имени" (с мячом).
Мяч ловит ребенок, чье имя начинается на гласный звук, на согласный звук. (Дети называют свои имена и садятся).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, сегодня в нашей группе появился домик. Интересно, кто там живет?
Воспитатель: Посмотрите, здесь какое-то письмо. Давайте посмотрим, что в нем. (воспитатель достает записку и читает.)
Хотите в домик вы попасть?
Должны вы имя мое отгадать.
Воспитатель: Ну, что, отгадаем имя загадочного хозяина домика? (Да)
Дидактическая игра «Угадай, имя?»
На листе бумаги изображен мальчик, внизу на листе наклеены в ряд несколько мелких картинок. По первым буквам этих картинок дети читают и называют имя хозяина домика. (Симка)
картинки: зонтик, ножницы, арбуз, йогурт, корабль, апельсин.
Воспитатель: Что-то Симка не хочет нам дверь открывать. Может в письме еще, что-то написано (воспитатель достает еще одну записку)
Назовите звуки, которые живут в моем имени и разберите их.
Воспитатель: Вот так Симка, молодец, не дает нам скучать. Ну что, делаем звуковой разбор слова Симка. (Выполняется звуковой анализ слова. 1 ребёнок делает у доски, остальные - на своих местах)
Воспитатель: (смотрит в конверт и достает еще одну записку)
Молодцы, а теперь определите количество слогов в слове и назовите ударный слог.
Прежде чем выполнить задание Симки, нужно вспомнить, что мы знаем про слоги. (дети высказывают свое мнение).
Молодцы, но вам ребята, о слогах нужно знать еще кое-что. Послушайте меня внимательно. В каждом слоге есть гласная и согласная. Согласных может быть и две и даже три, но гласная всегда в слоге одна. Поэтому количество слогов определяется по количеству гласных в слове.
Давайте прохлопаем слово Симка. Хлопок нужно делать когда произносится гласный звук. (прохлопывается слово). Сколько раз мы хлопнули? (два раза). Посмотрите, сколько гласных букв в слове? (две). Назовите их. (И и А). Сделайте вывод. Сколько в слове слогов? (в слове два слога). Осталось только определить ударный слог. Вы спросите: «Что это такое?»
Ударение – это выделение голосом гласного звука. На какую гласную падает ударение, тот слог и ударный. Давайте определим ударный звук. Для этого нужно голосом попробовать «ударить» каждый гласный звук в этом слове. Послушайте, как буду делать я: СИм-ка, Сим-кА. (дети делают вывод, что первый гласный ударный, поэтому и первый слог ударный).
Появляется кукла-девочка Симка.
Воспитатель: А вот и Симка. Значит, все задания мы выполнили правильно. Симка встречает нас не с пустыми руками, она предлагает нам с вами решить кроссворд, а для этого нужно отгадать загадки и записать их вот в эти клеточки.
Л у ж а
Л И с т
С е н т я б р ь
Т у ч и
д е р е в О
П е р ч а т к и
п А л ь т о
Д о ж д ь
1. Мокрое место
2. Никто его не пугает, а он дрожит
3. Осенний месяц
4. Осенние тёмные и дождливые облака
5. Чем холоднее становится, тем больше оно раздевается
6. Одежда для пальцев
7. Верхняя одежда
8. Небо плачет
Воспитатель: Кто сможет прочитать слово, которое получилось? (читающие дети читают слово листопад).Давайте прохлопаем слово. Сколько раз мы хлопнули? Сколько гласных в этом слове? (в этом слове три гласные). Значит сколько слогов в этом слове? (в этом слове три слога). Давайте произнесем слово с ударением. Попробуем «ударить» голосом каждый гласный. (лИстопад, листОпад, листопАд). (Дети делают вывод)
Разминка.
«Слушай внимательно»
Когда воспитатель скажет названия городских птиц (воробей, ворона, синица, голубь и т. д., то дети должны махать руками, как птицы.
Если он произнесет названия животных наших лесов (лиса, медведь, волк, заяц, то детям нужно имитировать движения этих животных;
Если же педагог говорит названия насекомых (муха, стрекоза, жук, гусеница и т. д.) дети должны прыгать по комнате.
Воспитатель: Пока мы играли, Симка приготовила нам еще одно интересное задание. Нам нужно в карточках, которые лежат у вас на столах найти лишнюю букву. (дети парами выполняют задание).
Воспитатель: А теперь я предлагаю перед следующим заданием поработать язычком.
Речевая разминка.
Чики-чики-чики-чок-
Не стесняйся язычок,
Не пугайся, не ленись,
Повторяй, не ошибись:
Где-то собаки рычали: р-р-р.
В стойле коровы мычали: м-м-м.
В комнате мухи жужжали: ж-;-;/
Мимо машины бежали: тр-р-р.
Листья под ветром шумели: ш-ш-ш.
А комары все пели: з-з-з.
Воспитатель: Молодцы, язычки работают хорошо. А вот и еще одно задание.
Чтение слов.
Воспитатель выставляет гласные буквы и просит детей назвать их. После этого педагог усложняет задание и приставляет к гласным согласные буквы и просит детей прочитать, что получилось. Затем задание еще усложняется и детям предлагается прочитать следующие слова: Оса, коса, косы, куст, утка, каток.
Воспитатель:
- Как определить количество слогов в слове? По количеству гласных в слове)
- Что такое ударение? (выделение голосом одного гласного звука)
- Как определить ударный слог? (на какую гласную падает ударение, тот слог и ударный)
- Какие вы знаете звуки речи? (гласные и согласные)
- Чем отличается гласные и согласные звуки? (гласные можно петь, согласные нельзя, есть преграда во рту).
Давайте повторим, как поются звуки.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект оод по образовательной области «Развитие речи» «Письмо для марсиан» Конспект разработала: воспитатель под. группы БушмакинаЕ.Н.Тема ООД: «Письмо для марсиан»
-Речевые навыки построения короткого повествовательного рассказа на основе ранее полученных знаний;- Обогатить и расширить представления и знания детей о науке, о космосе.-внимание-умение договаривать...
Конспект ОД по образовательным областям: «Развитие речи», «Познавательное развитие» в средней группе.
Конспект ОД по образовательным областям: «Развитие речи», «Познавательное развитие» в средней группе....
Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи". Звуковая культура речи [звук У]
Программное содержание.Образовательные (речевые) задачи:Учить детей четко артикулировать звук У (изолированный, в звукосочетаниях, словах, небольших фразах), внятно произносить его на одном выдохе;Поб...
Конспект НОД по образовательной области "Развитие речи".Тема "Развитие речи детей старшей группы через театрализованную игру" Теремок"
Цель: Развитие речи детей с помощью театрализованной игры и формирование у детей интереса к игре - драматизацииПрограммные задачи:Обучающие:-учить детей обыгрывать сюжет знакомой сказки;-активизи...
Конспект занятие по образовательной области развитие речи, по звуковой культуре речи на тему: "Кто, у бабушки живет?"
Соверщенствовать умение четко произносить звуки м-мь,б-бь в звукосочетаниях, различать на слух близкие по звучанию звукосочетания; развивать память и внимание...
Конспект НОД по образовательной области развитию речи и подготовке к обучению грамоте с использованием образовательной платформы «Робоборик». Тема: Буква Мм и звук «м».
Конспект НОД по образовательной области развитию речи и подготовке к обучению грамоте с использованием образовательной платформы «Робоборик».Тема: Буква Мм и звук «м»....
Самоанализ занятия Конспект НОД по образовательной области развитию речи и подготовке к обучению грамоте с использованием образовательной платформы «Робоборик». Тема: Буква Мм и звук «м».
Самоанализ занятия Конспект НОД по образовательной области развитию речи и подготовке к обучению грамоте с использованием образовательной платформы «Робоборик». Тема: Буква Мм и звук &laqu...