« Экспериментальная деятельность детей по формированию элементарных математических представлений»
опыты и эксперименты по математике (подготовительная группа) по теме
В статье представляется опыт работы воспитателей ДОУ эксперементальной деятельности детей по формированию элементарных математических представлений старшего дошкольного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
экспериментальная деятельность старших дошкольников по ФЭМП | 96.87 КБ |
Предварительный просмотр:
статья
Из опыта работы
« Экспериментальная деятельность детей по
формированию элементарных математических представлений»
Старший дошкольный возраст
Сорокина Ирина Олеговна
Лапутина наталья Алексеевна
Воспитатели логопедической группы МБДОУ «Детский сад № 14» г. Ярцево Смоленской области
Прежде чем давать знания,
Надо научить думать,
Воспринимать, наблюдать.
В.А. Сухомлинский
Введение.
Модернизация в образовании и инновации, которые уже внедряются в образовательный процесс, неизбежны, так как новые образовательные стандарты не могут быть достигнуты иным способом.
Поскольку мы являемся важным звеном в подготовке детей к обучению в школе, нам необходимо знать, на что ориентировать выпускников, насколько меняется подход к обучению в школе, что ожидает в будущем сегодняшних дошколят. Именно сейчас особенно остро стоит вопрос: «Как сегодня воспитывать ребенка человеком завтрашнего дня? Какие знания дать ему завтра в дорогу?» Осмысление этого вопроса проходит через осознание резко измененного социального заказа: вчера нужен был исполнитель, а сегодня - творческая личность с активной жизненной позицией, с собственным логическим мышлением.
На сегодняшний день для всех однозначно, что современных детей надо учить по-новому. Это диктует современная социально-политическая ситуация, стремительные изменения современного мира, и наши дети должны быть к этому готовы, «...важнейшими качествами личности становятся инициативность, способность творчески мыслить и находить нестандартные решения...» Основы этих качеств закладываются и развиваются в дошкольном детстве. Как показывают исследования, эти способности с возрастом падают, что приводит к снижению учебной мотивации, а в дальнейшем к неумению адаптироваться к социальной жизни.
Все вышесказанное говорит об актуальности вопроса развития детской познавательной активности. С каждым годом поднимается планка уровня развития познавательных способностей детей и их интеллектуального развития. Поэтому мы, педагоги образовательного учреждения должны учить детей конкретным способам познания мира, развивать познавательные способности детей и воспитывать желание детей добывать знания самостоятельно.
Стремление к постижению мира заложено в ребёнке на биологическом уровне, но его нужно развивать. И повезет тому ребенку, в котором живущие рядом взрослые пробудят познавательный интерес к окружающему миру. Если нет, то ребенок будет развиваться на более низком уровне. Поэтому, нам, педагогам и родителям, необходимо так построить педагогический процесс, чтобы он дал наибольший результат в познавательном развитии воспитанников.
Дошкольный период - благодатная пора обучения ребёнка. Малыш впитывает знания как губка. Его ощущения и восприятия остры, память цепка, воображение активно, он любознателен и пытлив.
Дошкольники - прирожденные исследователи. И тому подтверждение - их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение в проблемной ситуации. Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически, является одним из главных и естественных проявлений детской психики. Старший дошкольный возраст является важным возрастным периодом для развития познавательной потребности ребенка, которая находит выражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленной на «открытие» нового, которая развивает продуктивные формы мышления.
Причины встречающейся интеллектуальной пассивности детей часто лежат в ограниченности интеллектуальных впечатлений, интересов ребенка. Иногда ребенок не в состоянии справиться с самым простым учебным заданием, но если оно переводится в практическую деятельность или игру, то выполняется быстро.
В связи с этим особый интерес представляет детское экспериментирование.
Теоретической основой данного направления работы являются исследования Н.Н. Поддьякова, который в качестве основного вида исследовательской (поисковой) деятельности детей выделяет деятельность экспериментирования, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста: «Детское экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного развития ребенка» (Н.Н. Поддьяков, 1995г.)
На сегодняшний период в дошкольном образовании особенно остро стоит проблема организации основного ведущего вида деятельности в познании окружающего мира в период дошкольного детства - экспериментирование. Эта деятельность, равноценно влияет на развитие личности ребёнка также как и игровая. В идеале наличие этих двух истинно детских видов деятельности является благоприятным условием для развития дошкольников.
Детское экспериментирование - это активная деятельность правильной организации. Дети становятся в ней субъектами: носителями предметнопрактической деятельности и познания, «активный делатель», источник осознанной, целенаправленной активности. В деятельности есть субъект отношений, который характеризуется активностью, уникальностью, сознательной и творческой свободой, т.е. ребёнку представится возможность саморазвития, самореализации и возможность быть самим собой.
Детская экспериментальная деятельность способствует сохранению полноценного здоровья и развития личности дошкольников. А также отвечает современным требованиям. Концепции модернизации российского образования: «Развивающему обществу нужны современно образованные, нравственно предприимчивые люди, которые смогут самостоятельно принимать ответственные решения в ситуации выбора, прогнозируя их возможные
последствия, способные к сотрудничеству, отличаются любознательностью, динамизмом, конструктивностью, развитым чувством ответственности за судьбы».
Ребенком усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы ДОУ
Актуальность этой проблемы подчеркивают и исследователи, и практические работники. Пожалуй, нет ни одного выдающегося педагога или психолога, который не говорил бы о преимуществах данного метода, но в реальной деятельности дошкольных учреждений он применяется неоправданно редко. Несмотря на многие позитивные стороны, он пока не получил широкого распространения. На сегодняшний день методика организации детского экспериментирования разработана неполно. Это обусловлено многими причинами: это и нехватка методической литературы, и отсутствие направленности педагогов на данный вид деятельности. Следствием является медленное внедрение детского экспериментирования в практику работы дошкольных учреждений.
Нельзя не отметить положительного влияния экспериментов на эмоциональную сферу ребенка, на развитие творческих способностей, на формирование трудовых навыков и укрепление здоровья за счет повышения общего уровня двигательной активности. Как доказал Н.Н. Поддъяков, лишение возможности экспериментировать, постоянные ограничения самостоятельной деятельности в раннем и дошкольном возрасте приводят к серьёзным психическим нарушениям, которые сохраняются на всю жизнь, негативно сказываются на развитии ребёнка, на способности обучаться в дальнейшем.
Этим и обосновывается актуальность выбранной темы.
Хочется видеть своих детей любознательными, общительными, умеющими ориентироваться в окружающей обстановке, решать возникшие проблемы, быть самостоятельными.
Конечно, это во многом зависит от нас взрослых. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Главной целью работы является познавательное развитие дошкольников по формированию элементарных математических представлений через организацию зкспериментально- исследовательской деятельности.
2. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Что такое «эксперимент» и «детское экспериментирование»
В философском словаре дается следующее определение «Эксперименту» - «(лат. Experiment-tum — проба, опыт) — исследование к.-л. явлений путем активного воздействия на них при помощи создания новых условий, соответствующих целям исследования, или же через изменение течения процесса в нужном направлении. ...Эксперимент включает в себя: выделение объекта исследования, создание необходимых условий, включая устранение всех мешающих факторов, материальные воздействия на объект или условия, акты наблюдения и измерения с применением соответствующих технических устройств»
Говоря о познавательно-исследовательской деятельности, имеется в виду активность ребенка, впрямую направленная на постижение устройства вещей, связей между явлениями окружающего мира, их упорядочение и систематизацию.
Эта деятельность зарождается в раннем детстве, поначалу представляя собой простое, как будто бесцельное (процессуальное) экспериментирование, с вещами, в ходе которого дифференцируется восприятие, возникает простейшая категоризация предметов по цвету, форме, назначению, осваиваются сенсорные эталоны, простые орудийные действия.
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская деятельность вычленяется в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами. Непосредственный контакт ребенка с предметами или материалами, элементарные опыты с ними позволяют познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше. И эта деятельность проявляется в виде так называемого детского экспериментирования.
В ходе опытной деятельности дошкольник учится наблюдать, размышлять, сравнивать, отвечать на вопросы, делать выводы, устанавливать причинно- следственную связь.
Путей развития потенциала личности существует много, но собственно исследовательская деятельность, бесспорно, один из самых эффективных.
Ученый Н.Н. Поддьяков считает, что экспериментирование претендует на роль ведущей деятельности в период дошкольного детства. Потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития неистощимой исследовательской деятельности, направленной на познание окружающего мира. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, чем больше новой информации получает ребенок, тем быстрее и полноценнее он развивается.
В образовательном процессе экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картинку мира, основанную на собственных наблюдениях, опытах, установлении взаимозависимостей, закономерностей и т.д.
При проведении экспериментов придерживаются следующей структуры
1.постановка проблемы;
2.поиск путей решения проблемы;
3.проведение наблюдения;
4.обсуждение увиденных результатов;
5. формулировка выводов.
Эксперименты бывают индивидуальные или групповые, однократные или циклические.
По характеру мыслительных операций эксперименты могут быть различными:
- констатирующие (позволяющие увидеть какое - то одно состояние объекта или одно явление),
- сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса);
- обобщающие (позволяющие прослеживать общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам).
По способу применения эксперименты могут быть различными. Они делятся на:
- демонстрационные;
- фронтальные.
Демонстрационные проводит воспитатель, а дети следят за его выполнением. Эти эксперименты проводятся тогда, когда исследуемый объект существует в единственном экземпляре, когда он не может быть дан в руки детей или он представляет для детей определённую опасность (например, при использовании горящей свечи). В остальных случаях лучше проводить фронтальные эксперименты, так как они боле соответствуют возрастным особенностям детей.
Детское экспериментирование имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности, нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Необходимо учитывать то, что дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения (т.к. именно в старшем дошкольном возрасте наглядно-образное мышление начинает заменяться словесно-логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий вслух). Нужно учитывать также индивидуальные различия, имеющиеся между детьми, не следует чрезмерно увлекаться фиксированием результатов экспериментов, необходимо учитывать право ребёнка на ошибку и применять адекватные способы вовлечения детей в работу, особенно тех, у которых ещё не сформировались навыки (работа руками детей, дробление одной процедуры на несколько мелких действий, поручаемых разным ребятам, совместная работа воспитателя и детей, помощь воспитателя детям, работа воспитателя по указанию детей (например, при демонстрационных экспериментах), сознательное допущение воспитателем неточностей в работе и т.д.).
В любом возрасте роль педагога остаётся ведущей. Без него эксперименты превращаются в бесцельное манипулирование предметами, не завершённое выводами и не имеющее познавательной ценности.
Педагог должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. В работе с детьми надо стараться не проводить чёткой границы между обыденной жизнью и обучением, потому что эксперименты - это не самоцель, а способ ознакомления с миром, в котором они будут жить.
Необходимо также учитывать особенности экспериментирования в разных возрастных группах.
Если рассматривать структуру детского исследования, то несложно заметить, что оно так же, как и исследование, проводимое взрослым ученым, неизбежно включает в себя следующие конкретные этапы:
- Выделение и постановка проблемы (выбор темы исследования);
- Выдвижение гипотезы;
- Поиск и предложение возможных вариантов решения;
- Сбор материала;
- Обобщение полученных данных.
Суть проблемного обучения заключается в создании познавательной задачи, ситуации и предоставлении детям возможности найти средства ее решения, используя ранее усвоенные знания и умения. Проблемное обучение активизирует мысль детей, придает ей критичность, приучает к самостоятельности в процессе познания.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Особое место в педагогической деятельности отводится организации экспериментальной деятельности в области «Познание» по формированию элементарных математических представлений. На нее возлагается ведущая роль в решении задач общего умственного и математического развития ребенка и подготовки его к школе.
Математика по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Учит логике, оттачивает ум ребенка, развивает гибкость мышления.
В формировании математических представлении использую новые подходы в работе с детьми и с семьей по реализации программных задач всестороннего развития дошкольников. В настоящее время я работаю с детьми подготовительной группы, используя программу математического развития «Раз - ступенька, два ступенька», Л.Г. Петерсон, Н.Г1. Холиной. Этот курс представляет собой составную часть непрерывного курса математики для дошкольников, начальной и основной школы, которая разработана в Ассоциации «Школа 2000...» с позиции комплексного развития личности ребенка: развития его познавательных интересов, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.
Через познавательную деятельность реализуются практически все программные требования образовательных, воспитательных и развивающих задач.
Ребёнок в дошкольном возрасте отличается удивительной активностью в познании окружающего и интерес к математике у него проявляется довольно рано. Постепенно складываются представления о предметах, их назначении и свойствах, о величине и численности, форме и составе, о действиях, которые можно производить с предметами: уменьшить, увеличить, разделить, пересчитать, измерить
Как организовать деятельность детей, чтобы развивать познавательные процессы? (внимание, восприятие, память, воображение, мышление, а также развитие речи).
Ребенком усваивается все прочно и надолго, когда он слышит, видит и делает сам. На этом и основано активное внедрение детского экспериментирования в практику работы.
Поисковая активность, выраженная в потребности исследовать окружающий мир, заложена генетически и моя задача - создать условия для реализации этой активности. Развивать познавательный интерес и любознательность к наблюдению за объектами, материалами и к практическому экспериментированию с ними.
Руководство процессом развития нестандартного мышления детей с моей стороны реализуется посредством использования им различных методов и приемов активизации интеллектуальной сферы ребенка.
КАК СТРОИЛАСЬ РАБОТА ПО ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНО-
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ?
Сначала были намечены пути эффективного развития познавательной активности дошкольников
1. Организагщя обучающего процесса таким образом, чтобы ребенок являлся его активным участником, а не пассивным наблюдателем.
Очень часто детскую тягу к познанию мира не развивают, а притупляют, преподнося на занятиях готовые истины, готовые выводы и обобщения, вместо того, чтобы ребенку самому исследовать, экспериментировать, наблюдать, ощущать, сравнивать, анализировать, видеть результаты своих маленьких экспериментов, спрашивать у взрослых о том, что делать дальше, или где это узнать, искать материал по своему изучаемому объекту дома, в детском саду или в других социальных объектах, делать самостоятельные выводы по мере своих способностей, получать какой-либо результат.
Установлено, что постоянные ограничения самостоятельной деятельности ребенка в дошкольном возрасте приводят к серьезным психическим нарушениям, которые негативно сказываются на способности развиваться и обучаться в дальнейшем в школе. Чтобы познавательный интерес ребенка был высоким, нужно, чтобы он сам был активным участником педагогического процесса.
Конечно, это он будет делать под умелым педагогическим руководством взрослого, который будет не подменять ребенка, а направлять.
Все время пребывание ребенка в детском саду должно быть обучающеразвивающим.
2. Поиск и внедрение более эффективных средств и методов обучения
Это и самообразование по организации детской экспериментальной работы, и копилка педагогических идей, и обмен опытом среди педагогов ДОУ по внедрению детских исследовательских проектов в воспитательно-образовательный процесс с целью активного участия в них воспитанников ДОУ
3. Привлечение родителей к совместной деятельности с детьми в целях большей заинтересованности детей и стремления их к активному участию в познавательном процессе.
Конкретные дела в стенах детского сада всегда значимы для ребенка. Дети любят что-то делать своими руками, демонстрировать конечный результат окружающим, в том числе и членам семьи, невольно вовлекая их в эту деятельность.
Психологами установлено, что из-за отсутствия духовного взаимодействия и дефицита общения с родителями, дети становятся менее эмоционально отзывчивы, менее общительны, менее любознательны, что приводит к постепенному угасанию познавательной мотивации.
Чтобы не было таких явлений с моими воспитанниками, были разработаны и реализованы семейные исследовательские проекты «Домашнее экспериментирование: по измерению длинны предметов, объемов жидких и сыпучих веществ». В результате в большом выигрыше оказались дети, потому что это положительно сказалось на достижениях детей и в познавательной деятельности, и в бытовых навыках.
5. Предметно-развивающая среда в группе и детском саду должна служить зоной опережающего развития детей.
Специально созданная предметно-развивающая среда в ДОУ, способствует опосредованному обучению и развитию познавательной активности детей и поддержания интереса к экспериментальной деятельности:
- Уголок экспериментирования в группе, оборудованный с учетом определенных требований к оформлению и содержанию.
- Центры познавательного развития в ДОУ, где дети получают дополнительное образование: элементарные знания из области астрономии, географии, краеведения, экономики, экологии, математики-логики, социальной жизни, истории человека, истории своей страны, по основам безопасности жизни
Здесь дети могут повторить опыты, показанные воспитателем или сверстниками, или заниматься самостоятельным творчеством.
Оптимальные условия для экспериментально -
исследовательской работы детей в группе
- Поддержание повышенного интереса детей к занятиям, наполняя их экспериментами, исследованиями, опытами, наблюдениями.
- Создание в группе благоприятного микроклимата, где приветствуется и поощряется интерес к обследованию, наблюдению, самостоятельному экспериментированию.
- Создание в группе и в саду комфортных и методически грамотных условий для детского экспериментирования на занятиях и в самостоятельной творческой деятельности детей.
- Создание в группах уголков, зон для экспериментирования, где дети могли бы повторить проделанные вместе со взрослыми исследовательскую деятельность самостоятельно в свободное время.
- Использование «Уголка экспериментирования» для долгосрочных исследовательских работ.
- Предварительное тестирование детей для выявления их интересов к исследованиям и экспериментированию с определенными объектами, о чем они хотят узнать, что исследовать, и помочь им реализовать их планы.
- Научить ребенка ставить вопросы и составлять план исследовательской работы, делать зарисовки, схемы, знаки в процессе исследовательской деятельности.
- Научить ребенка наблюдать, замечать изменения, сопоставлять результаты,
- сравнивать, анализировать, делать выводы и обобщения.
- Разработка методов стимулирования и поощрения детей - активных исследователей.
- Привлечение родителей к исследовательским детским проектам. Проведение консультаций по созданию условий для экспериментирования в домашних условиях.
Критерии эффективности детской экспериментально-
исследовательской деятельности
(в рамках исследовательского проекта)
1.Системность и учет возрастных особенностей ребенка.
2.Самостоятельность и добровольность участия в экспериментальной деятельности
3. Важно, чтобы рядом находились взрослые, которые достаточно деликатны, чтобы ребенка-исследователя не ломать, не навязывать ему свое видение мира, не подменять своими действиями. Ребенок может ошибиться, но это будет его ошибка, его опыт. Методом проб и ошибок человек познает мир и приходит к правильным выводам. Пусть это будет маленький результат, но это результат, к которому ребенок пришел сам, самостоятельно (конечно же под умелом ненавязчивом руководстве педагога или родителя).
4. Презентация и оценка деятельности ребенка. Результаты исследовательской работы детей оцениваются, чтобы поднять самооценку в глазах самого ребенка и в кругу сверстников.
Педагогическая польза от исследовательских проектов, несомненно, больше, чем, если бы изучение объекта проводилось небольшими разрозненными темами через промежуток времени (как это делалось раньше). Разрозненные свойства изучаемого объекта не дают целостного видения картины, причем с течением времени дети забывают предыдущий материал.
Детские исследовательские проекты - эффективный, современный, дидактически оправданный метод обучения дошкольников.
Положительную роль играет исследовательская детская деятельность в опосредованном обучении детей, спланировав этапы проекта, нельзя полностью предусмотреть появление новых ситуаций и направлений в теме исследования.
Развитие способности детей экспериментировать представляет собой определенную систему, в которую включаю демонстрационные опыты, осуществляемые со мной:
- в специально организованных видах деятельности,
- в наблюдениях,
- лабораторные работы, выполняемые детьми самостоятельно в пространственно-предметной среде группы (например, приобретение
опыта работы с магнитами, различных способов измерения предметов и др.)
Первоначально дети учились и учатся экспериментировать в специально организованных видах деятельности под моим руководством, затем необходимые материалы и оборудование для проведения опыта выносятся в пространственно-предметную среду группы для самостоятельного воспроизведения ребенком, если это безопасно для его здоровья. В связи с этим эксперимент должен отвечать следующим условиям:
- Максимальная простота конструкции приборов и правила обращения с ними;
- Безотказность действия приборов и однозначность получаемых результатов;
- Показ только существенных сторон явлений или процесса;
- Отчетливая видимость изучаемого предмета;
- Возможность участия ребенка в повторном показе эксперимента
В процессе экспериментирования предлагаю ребенку ответить не только на вопрос «Как я это делаю?», но и на вопросы: «Почему я делаю именно так, а не иначе», «Зачем я это делаю», «Что хочу узнать, что получить в результате».
Знакомство детей с новым материалом осуществляю на основе деятельностного подхода, когда новое знание не дается в готовом виде, а постигается детьми путем самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков, а я только подвожу детей к этим «открытиям», организуя и направляя их поисковые действия.
Эксперимент позволяет знакомить с конкретными исследовательскими методами, различными способами измерений, с правилами техники безопасности при его проведении.
Задачи экспериментирования в формировании элементарных математических представлений:
1.Учить сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить самостоятельно находить решения поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента
2.Учить анализировать, делать выводы, умозаключения, устанавливать взаимосвязи, закономерности
В подготовительной к школе группе учу детей измерять длину предметов общепринятыми единицами. Но прежде, чем приступить к такому измерению, напоминаю детям известные способы сравнения и организую экспериментальную работу по определению длины предметов путем наложения (приложения) полосок. В ходе экспериментально-практической деятельности перед детьми ставлю задачу: определить, сколько таких мерных полосок можно положить вдоль длинной стороны стола.
Демонстрация и объяснение:
- нельзя накладывать одну полоску на другую, так как одно и тоже расстояние окажется измеренным несколько раз;
- нельзя оставлять отступ между краями двух полосок, т.к. расстояние между ними остается неизмеренным;
- если полоски укладывать неровно по краю стола, то их можно положить больше, чем нужно, и результат измерения окажется неправильным
Экспериментирование по выкладыванию полосок при измерении длины, ширины и высоты предметов проводится в течение нескольких занятий. На этом этапе полоски являются единицами измерения. Результаты отражаются в речевых высказываниях: «Ширина стола равна шести полоскам».
Исследование с помощью мерки-полоски, передвигая ее вдоль поверхности и фиксируя края мелом или карандашом, можно проводить только тогда, когда, дети поймут, зачем нужно соблюдать все условия измерения, т.е. начнут видеть точку отсчета.
Большое значение для создания положительной мотивации к измерению имеют практические ситуации:
Перед детьми ставится задача: определить, можно ли поставить стол к степе между двумя шкафами, уместиться ли он там? Решение этой проблемы становится опосредованное сравнение длины стола и стены.
Далее организую практическую работу, наглядно это подтверждающую. Например, необходимо определить на глаз расстояние в шагах от окна до двери и проверить свои предположения. Детей подвожу к выводу: чем длиннее шаг, тем меньше шагов надо сделать. Каждый ребенок проговаривает, сколько шагов он делает от окна до двери. Часто оказывается, что вдоль измеряемой поверхности не укладывается равное количество мерок. Вместе с детьми делаем вывод, что измеренная длина содержит столько-то целых мерок и «еще немного».
Затем детей знакомлю с общепринятыми единицами измерения: сантиметр, метр. На последующих занятиях идет практическая работа с использованием линейки и метра.
Большое значение для сенсорного и интеллектуального развития имеет измерение объема жидких и сыпучих тел, объясняя детям, что измерить можно не только длину (ширину и высоту), по и вместимость сосудов.
Измерение объема сыпучих и жидких веществ
В процессе измерения жидких и сыпучих тел формирую знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов.
В связи с этим демонстрируется посуда разной формы, но одинаковой вместимости, например, равная по емкости стакан, чашка, бутылка, м стакана в этом случае будет служить эталоном для определения емкости другой посуды. Далее организуется практическая работа по измерению объема различных предметов с помощью условной мерки - стакана. Для этого используется вода (ее можно подкрашивать) или крупа.
Важно, чтобы дети соблюдали правила измерения:
- мерка должна быть полной;
- переливать или пересыпать содержимое нужно аккуратно,
- не разливать воду,
- не рассыпать крупу
Таким образом, в процессе практических действий дети запоминают, что при измерении вместимости посуды они определяют ее объем. Действия по измерению объема каждый ребенок должен проделывать самостоятельно. Дальше предлагаю определить, сколько стаканов или чашек воды уместиться в одной и той же банке. Это дает возможность показать относительный характер числа. В один сосуд может войти 4 стакана или две чашки воды. Дети делают вывод: « Чем больше выбранная мерка, тем меньше их количество уместиться в одном и том же объеме».
Затем можно приступить к выполнению опытно-практических заданий. Вместе с детьми подбираем несколько сосудов разной емкости, например низкий кувшин с широким основанием, высокую и низкую вазу, бутылки разного объема, и предлагаю определить на глаз вместимость каждого из них. После этого все сосуды наполняются водой, их вместимость измеряется стаканом.
Измерение массы
В подготовительной к школе группе организую работу, направленную на развитие чувства веса. Барическое чувство (чувство веса) формируется в процессе взвешивания различных предметов на ладонях. Сначала, подбираются контрастные по тяжести предметы, постепенно контрастность уменьшается. Дети учатся обозначать полученные результаты словами «тяжелый и легкий», «тяжелее и легче». Предметно-практическая деятельность позволяет показать относительность этих понятий: любой предмет может быть тяжелее одного, но легче другого. Проводим сравнение одинаковых форме и величине, но разных по тяжести предметов, например, кубиков, сделанных из дерева, металла, поролона, или полной и пустой чашек. Независимость массы от размера предметов подчеркивается при сравнении воздушного шара и маленького металлического шарика. Детям объясняю, что для точного определения тяжести используются весы. На практических занятиях дети убеждаются, что чаша с тяжелым предметом опускается вниз с легким - поднимается вверх. Если предметы одинаковые по тяжести, то чашки весов оказываются уравновешенными. Для закрепления исследуемого материала организуются дидактические игры. Например, предлагаю найти в групповой комнате и назвать предметы легче, чем кубик, а затем проверить правильность выполнения
задания с помощью весов.
Методика введения экспериментирования в организованную образовательную деятельность в область «познание» по формированию элементарных математических представлений не представляет особых сложностей. Не должно быть четких границ между всеми составляющими методами и приемами, т.к. эксперимент вводится лишь, как способ ознакомления с миром, в котором детям предстоит жить.
Преобразования, которые ребенок производит с предметами, носят творческий характер - вызывают интерес к исследованию, развивают речь, мыслительные операции, стимулируют познавательную активность, любознательность, восприятие. И, что немаловажно, специально организуемое экспериментирование носит безопасный характер.
Развивать познавательный интерес и любознательность к наблюдению за объектами, материалами и к практическому экспериментированию с ними
ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ | ||
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ | ||
1= |
Исследование математических проблем провожу не только на занятиях по математике, но и па занятиях интегрированного типа. Так, в пространственно- временные отношения и сравнения величин можно связать с материалом по изучению окружающего мира. На занятиях по изобразительному искусству для декоративного рисования можно ввести поиск закономерности, понятие ритма в узоре, составления узора из геометрических фигур. Установленные на занятиях связи и
отношения закрепляются во время прогулок в естественной и непринужденной форме, в индивидуальной работе.
ТАБЛИЦА 1
СРАВНИТЕЛЬНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ УРОВНЯ ОВЛАДЕНИЯ (СФОРМИРОВАННОСТИ) ДЕТЬМИ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ЭКСПЕНИМЕНТАЛЬНО- ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬЮ
№ п/п | Показатели | Уровни(%) | |||||
2015/2016 учебный (Старшая группа) Кол-во детей: 18 | 2016/2017 учебный (подготовительная группа) Кол-во детей: 18 | ||||||
Высокий | Средний | Низкий | Высокий | Средний | Низкий | ||
1 | Умение видеть проблему | 22 | 61,5 | 16,5 | 33 | 56 | 11 |
2 | Умение формулировать и задавать вопросы | 22 | 61,5 | 16,5 | 33 | 56 | 11 |
3 | Умение выдвигать гипотезы | 16,5 | 67 | 16,5 | 33 | 56 | 11 |
4 | Умение осуществлять поиск эффективного решения проблемы | 22 | 61,5 | 16,5 | 33 | 56 | 11 |
5 | Умение делать выводы и умозаключения | 16,5 | 61,5 | 22 | 33 | 56 | И |
6 | Умение самостоятельно действовать на этапах исследования | 16,5 | 67 | 16,5 | 33 | 56 | 11 |
7 | Итоговая | 19,2 | 63,3 | 17,5 | 33 | 56 | 11 |
Одним из показателей эффективности моей работы по экспериментально-исследовательской деятельности с воспитанниками выступает уровень готовности, детей к обучению в школе. Результативность по этому направлению свидетельствует о качестве проводимой работы.
Высокий уровень готовности выпускников ДОУ к школе помогает детям безболезненно адаптироваться к новым условиям обучения, сохранять стабильность детского коллектива, осваивать программу 1-го класса. По мнению педагогов школы, выпускников моей группы отличает развитие познавательных способностей, коллективизм, уважение к старшим, заботливое отношение к малышам, обучаясь в начальной школе, они становятся активными участниками интеллектуальных конкурсов, марафонов и олимпиад школьных олимпиад.
Используемая литература:
- Костюченко М. Экспериментируем!. Дошкольное воспитание. - №8 - 2006. -с. 27
- Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности./.Дошкольное воспитание. - №6 - 2007. - с. 13
- Гальперин П.Я. Развитие исследований по формированию умственных действий /. Психологическая наука в СССР. М., 1959. Т. 1.
- Прохорова Л.Н.Организация экспериментальной деятельности дошкольников, М..:АРКТИ, 2005
- Петерсон Л.Г, ХолинаН.П.«Раз - ступенька, два - ступенька»,ООО»Баласс"
- Материалы Интернет-сайтов.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы "Открытие математических островов"
Увлекательное занятие для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект непосредственной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений на тему: «Путешествие в математическую галактику» для детей старшего дошкольного возраста.
Образовательная область: познание. Цель: Выявить полученные знания, представления, умения, которые дети получили в течении года.Задачи:Образовательные:-совершенствовать умение находить место числ...
Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений
Учить детей сравнению, измерению предметов и различных веществ, учить самостоятельно находить решение поставленной задачи посредством проведения опыта или эксперимента...
«Экспериментальная деятельность по формированию элементарных математических представлений"
Выступление на педагогическом совете«Формирование элементарных математических представлений в интеграции с другими видами детской деятельности в соответствии с ФГОС ДО»...
Организованная образовательная деятельность по формированию элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста «Путешествие по математической галактике»
Закрепление математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством игры – путешествия...
Сценарий организованной образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для детей подготовительной к школе группы «Математические приключения»
Сценарий организованной образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля детей подготовительной к школе группы «Математические приключения» ...
Конспект непосредственно - образовательной деятельности по формированию элементарных математических представлений для группы детей 6-7 лет компенсирующей направленности Тема «Математический ринг»
Конспект непосредственно - образовательной деятельностипо формированию элементарных математических представленийдля группы детей 6-7 лет компенсирующей направленностиТема «Математический р...
- Мне нравится (1)